Журналистика для детей и подростков
методическая разработка по теме
Методическая разработка по основам журналистики для подростков 11-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_razrabotka_po_zhurnalistike_dlya_detey_avtosohranennyy.docx | 34.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Методическая разработка
«Журналистика для детей и подростков»
Для учащихся 11-14 лет
Белкина Ирина Владимировна – педагог
дополнительного образования
Пояснительная записка
В связи с техническим усовершенствованием издательской системы в нашей стране стала доступной и популярной детско-юношеская журналистика. Подростки могут сами, в своих собственных журналах, газетах и на сайтах выразить и показать своё отношение к жизни. Поэтому социальная важность периодических изданий – несомненна.
В связи с этим очевидна актуальность создания творческих объединений в дополнительном образовании по изучению основ журналистики. Обоснованием является тот факт, что подростки, принимающие участие в выпуске газеты, легче проходят переходный период. Они лучше справляются с психологическими проблемами, быстрее и эффективнее проходят социализацию, становятся активными личностями со сформированной гражданской позицией. У подростков обогащается, развивается духовный и нравственный мир. Участие в выпуске самодеятельных изданий является важным аспектом воспитания, формирования не только гражданственности, но и экологического сознания, так необходимого в наше время.
Цель разработки: Раскрыть творческий потенциал обучающихся с использованием основ журналистики.
Задачи:
- Познакомить с журналистским творчеством на примере детского объединения «Проба пера»;
- Дать общее понятие о журналистике;
- Изучить жанры журналистики и структуру текста;
- Научить писать аналитический материал в газетном жанре.
Прогнозируемый результат будет заключаться в практическом написании материала.
Содержание
- Журналистское творчество для подростков на примере объединения «Проба пера».
Для чего ребенок приходит в журналистику? Конечно же, для повышения своей самооценки, с желанием чему-то научиться и приобрести определенные навыки. Ребята берут темы из своей реальной жизни. В центре внимания оказываются впечатления о жизни, маленькие открытия, достижения, значимые только для автора и его микросреды. Газета для них выступает своеобразным форумом, служит для обмена мнениями детей, подростков и их окружения. В ней находят себе применения самые разнообразные способности ребят: дети-художники - иллюстрируют, украшают; склонные к литературе – пишут; организаторы распределяют работу; любители переписывать, наклеивать, вырезать с увлечением занимаются этим делом. В этом деле могут найти себе применения самые разнообразные детские склонности. Большую помощь в этом оказывают различные школьные предметы: литература, декоративно-прикладное творчество, ИЗО, обществоведение и ОБЖ.
Также важна роль газеты и в письменной речи ребят. Ведь чтобы написать материал, необходимо его проговорить и отшлифовать фразы. Ведь не секрет, что многие школьники не любят, да и не умеют писать сочинения. А здесь ребята пишут добровольно, с интересом, отсюда и результаты получаются гораздо лучше. В итоге – журналистика становится осмысленным занятием, приносящей большую пользу не только для самовыражения подростка, но и для его обучения в школе.
Исходя из вышеперечисленных потребностей подростков, на базе ЦДО было открыто детское объединение «Проба пера», для учащихся 6-9 классов. Объединение работает по учебной программе «Основы журналистики», сроком реализации 1 год, итогом которой планируются выпуски детской газеты «Планета детства».
Как строится работа с юными журналистами.
На первом занятии ребята заполняли ознакомительные анкеты, ответы которых стали рабочим материалом для педагога. Так, с первого занятия стало известно, кто и зачем пришел в объединение. Например, Алина (14 лет) на первый вопрос ответила, что пришла в объединение: «Научиться писать статьи, брать интервью, общаться с людьми». Вопрос: «Чему вы хотите научиться, посещая наши занятия?» показал широкий спектр причин. Кенеш (14 лет): «Хочу научиться писать сочинения»; Аня (13 лет): «Хотела бы научиться делать репортажи»; Мандухай (12 лет): «Узнать, как становятся журналистом»; Кристина (13 лет): «Правильно оформлять газету»; Долзат (14 лет): «Хорошо фотографировать и делать снимки для газеты».
Проанализировав ответы, стало ясно, что кто-то из ребят больше склонен выражать свое творчество в оформлении (дизайне) газеты, кто-то в журналистике, а кто-то в написании текстов. Также из ответов стало ясно, что ребята очень мало читают газет и журналов.
Формы работы с детьми разнообразны, но в основном, это учебное занятие, основу которого составляют 3 модуля учебной деятельности:
Во-первых, юные журналисты знакомятся с теоретическими основами журналистской работы, где получают необходимые знания и навыки для написания основных информационных и аналитических жанров;
Во–вторых, в рамках программы, на практической части имеют возможность закрепить свои навыки (готовят публикации для газеты «Планета детства») . Практическая работа – неотъемлемая часть каждого занятия.
В – третьих, юные журналисты в процессе каждого занятия имеют возможность ознакомиться с основами психологии общения. Много времени уделяется тренингам и игровой деятельности, которая носит развивающий и воспитательный характер.
На каждом занятии учащимся предоставляются все условия для: развития личностного мировоззрения, самовыражения, повышения творческого потенциала, выражения своего мнения по волнующим вопросам сегодняшнего дня, определения своих личностных ценностей и усовершенствование себя.
Обучение с использованием современных педагогических технологий.
На занятиях по журналистике используются несколько педагогических технологий: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная и технология В.К. Дьяченко «Обучение – есть обучение обучающихся и обучаемых».
(Виталий Кузьмич Дьяченко – широко известный ученый, крупнейший специалист по дидактике, родоначальник теории коллективного способа обучения, автор педагогической технологии, позволяющей каждого школьника включить в учебно-познавательную деятельность, сделать его успешным).
Что дает данная методика:
- она позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся группы;
- педагог имеет возможность организовать деятельность учащихся с учетом возрастных и психологических особенностей (быстрая утомляемость, рассеянное внимание, неусидчивость и т. д.;
- коллективный способ обучения (КСО) увеличивает речевую практику в несколько раз;
- создается благоприятный психологический климат и ситуация успеха для каждого участника учебного процесса;
- она позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся группы.
Организационная структура учебного процесса
Вид общения | Организационная форма обучения | Способ обучения |
Общение в парах сменного состава | Коллективная (каждый учит каждого) | Коллективный способ обучения (КСО) включает все 4 формы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная. |
Опосредованное обучение через письменную речь | Индивидуальная | Индивидуальный способ обучения (ИСО). Две формы обучения: парная и индивидуальная |
Общение в паре | Парная (один учит другого) | Групповой способ обучения (ГСО). 3 формы: групповая, парная, индивидуальная |
Групповое общение | Групповая (один одновременно учит многих) | 3 формы:групповая, парная, индивидуальная |
Опыт обучения в объединении оказался успешным: первые творческие работы ребят вошли в газету Центра дополнительного обучения «Планета детства». Самые лучшие опубликованы на сайтах ЦДО и в социальной сети работников образования nsportal.ru : «Юбилей ЦДОг. Кызыла» - Михайловой Кристины и Ховалыг Аси, «Как я стал заниматься «УШУ» - Ооржак Кежика, «Бисеринка» - Домур-оол Алины.
Также юные журналисты проявили свое творчество и приняли участие в Международных фотоконкурсах, организованных на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант»: «Осень золотая» в номинации «Фотография» - Монгуш Марижана и Ховалыг Ася (Дипломы победителей за 1 место); «Первый снег» в номинации «Презентация» - Тавокина Аня, Монгуш Марижана, Ондар Мандухай. Эти ребята получили Дипломы победителей и призеров за 1 и 2 места.
- Что такое журналистика
Журналистика – это профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации. Сам термин «журналистика» произошел от французского слова и означает «дневник, журнал».
Журналистика связана с печатной, периодической формой распространения информации. Для этого были необходимы бумага и печатный станок. Так, еще в 15 веке Иоган Гутенберг – немецкий первопечатник, изобрел печатный станок и Европа, к первому выпуску газеты в России, уже несколько столетий имела свои печатные издания.
Когда же появилась первая газета в России?
Первые газеты в России «Вестовые письма» и «Куранты» для царей готовились рукописным способом. Их основу составляли переводные новости из голландских, щведских и польских газет. Газета читалась вслух царю и приближенным ему боярам.
17 декабря 1702 года вышел первый номер газеты «Ведомости». По замыслу Петра 1 в них должно было сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 3 января 1703 года третий номер «Ведомостей» вышел уже в печатном виде. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия.
Первая газета в Туве, под названием «Красный пахарь», нынешняя «Тувинская правда», вышла в 1924 году. Это была первая печатная газета форматом А4. Основной задачей которой было сближение русского и тувинского крестьянства, простых тружеников. В газете анонсом выделен текст «Пусть семена, брошенные Красным Пахарем, взрастут и дадут богатую жатву» (орфография сохранена).
Между этими газетами временное расстояние в 222 года.
- Жанры журналистики
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает, поэтому весь журналистский материал объединен в группы по жанрам.
Жанр – исторически складывающийся тип произведения. Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
Классификация жанров
Информационные
Хроника – факт без подробностей.
Информационное сообщение или заметка – краткое сообщение о каком-либо факте или событии.
Расширенная информация – предполагает более широкое и подробное изложение событий (историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д.). Она включает в себя вступление и концовку, содержит 40-150 строк.
Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа.
Отчет – по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Освещает 1-2 наиболее важных вопроса и высказывание своей точки зрения.
Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
Обозрение – важнейшие события жизни города, школы, и т. п. за определенный период (сводки, итоги).
Репортаж – представление события глазами очевидца. Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками.
Аналитические
Корреспонденция – аналилизирует группу фактов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес.
Статья – это обобщение фактов и явлений в глобальных масштабах, поднимая до научно-обоснованных выводов.
Обзорная рецензия – (литературная, кино, театральная).
Художественно-публицистические жанры
Очерк – изложение и анализ фактов, сопровождаемых истолкованием, объяснением.
Фельетон – литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики. Для фельетона характерны живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.
Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.
- Структура газетного материала
Для того, чтобы начать писать материал в газету, важно преодолеть «барьер чистого листа» и неуверенность в себе. В основе всего лежит информация и важно её правильно донести до читателя. Можно начать с ответов на вопросы:
- что произошло?
- когда?
- где?
- почему?
- каким образом?
Если вы хотите дать ещё и свой комментарий, структура должна быть похожа на перевернутую пирамиду:
- Хэдлайн (заголовок и подзаголовок). Задача – (зацепить) внимание читателя.
- Лид (вводка), первый абзац текста. Задача - заинтересовать читателя, заинтриговать и заставить читать дальше. Он должен быть кратким и выразительным.
- Корпус (основная часть текста): изложение подробностей, анализ и выводы.
Используемая литература и электронные источники:
- Аграновский В. А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. М.:Вагриус, 1999.
- Алексеева М. А. Советская детская журналистика 20-х гг.- М., Университет, 1989.
- Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса. М, МГУ им. Ломоносова, 1997.
- Газета «Тувинская правда» № 68 (17527) «Красный Пахарь 20-е годы xx века», г. Кызыл, 2015.
- Детская литература. Учебное пособие под ред. Николаева С., М., Академия, 1997.
- Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для педагогов. Волгоград, Изд. «Учитель, 2012.
- Распопова С.С. Журналисткое творчество. Теория и практика освоения. М., макс Пресс, 2006.
- Руденко И. А. Детская пресса на современном этапе. М., Детская журналистика, 1996.
- Сайты:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Гутенберг,_Иоганн
- kco-kras.ru›index.php/subjects/persons/djachenko/
- www.catalog-wise.ru/kak-napisat-otzyiv-ili-vyiskazatsya-po-suschestvu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"
Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...
Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей
Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...
Экологическая сказка для детей и подростков "Шипучка"
Здравствуйте, окончив вуз по специальности инженер-эколог, я поняла на сколько важно экологическое образование и в частности экологическое воспитание для детей и подростков, да и вообще для всех людей...
Гигиена детей и подростков
Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста....
обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков
Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....
Доклад: «Рекомендации педагогам по организации профилактической работы по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков»
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том, что значимые д...
Авторская программа "Профилактика негативных явлений" для детей и подростков 9-16 лет
Программа позволяет рассуждать с детьми и подростками о здоровом образе жизни. Новизна ее в краткосрочности - 16 часов, что позволяет ею обхватить большое количество учащихся и исрользовать през...