Журналистика для детей и подростков
методическая разработка по теме

Белкина Ирина Владимировна

Методическая разработка по основам журналистики для подростков 11-15 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Методическая разработка

«Журналистика  для детей и подростков»

                                                                       Для учащихся 11-14 лет

                                        Белкина Ирина Владимировна – педагог

                                                             дополнительного образования

Пояснительная записка

В  связи с техническим усовершенствованием издательской системы в нашей стране  стала доступной и популярной детско-юношеская  журналистика. Подростки  могут сами,  в своих собственных журналах, газетах и на сайтах выразить и показать своё  отношение к жизни. Поэтому социальная важность периодических изданий – несомненна.

В связи с этим очевидна актуальность создания творческих объединений в дополнительном образовании по изучению основ журналистики. Обоснованием является тот факт, что подростки, принимающие участие в выпуске газеты, легче проходят переходный период. Они лучше справляются с психологическими проблемами, быстрее и эффективнее проходят социализацию, становятся активными личностями со сформированной гражданской  позицией. У  подростков обогащается, развивается духовный и нравственный мир. Участие в выпуске самодеятельных изданий является важным аспектом воспитания, формирования не только гражданственности, но и экологического сознания, так необходимого в наше время.

Цель разработки:  Раскрыть творческий потенциал обучающихся с использованием основ журналистики.

     Задачи:

  1. Познакомить с журналистским творчеством на примере детского объединения «Проба пера»;
  2. Дать общее понятие  о журналистике;
  3. Изучить жанры журналистики и структуру текста;
  4. Научить  писать аналитический материал в газетном жанре.

Прогнозируемый результат будет заключаться в практическом написании материала.

Содержание

  1. Журналистское творчество для подростков на примере объединения «Проба пера».

Для чего ребенок приходит в журналистику?  Конечно же, для повышения своей самооценки, с желанием чему-то научиться и приобрести определенные навыки. Ребята  берут темы из своей реальной жизни. В центре внимания оказываются впечатления о жизни, маленькие открытия, достижения, значимые только для автора и его микросреды. Газета  для них выступает своеобразным форумом, служит для   обмена мнениями детей, подростков и их окружения. В ней находят себе применения самые разнообразные способности ребят: дети-художники   -  иллюстрируют, украшают; склонные к литературе – пишут; организаторы   распределяют работу;  любители переписывать, наклеивать, вырезать с увлечением занимаются этим делом.  В этом деле могут найти  себе применения самые разнообразные детские склонности. Большую помощь в этом оказывают  различные школьные  предметы: литература,  декоративно-прикладное творчество, ИЗО,  обществоведение и ОБЖ. 

Также важна роль газеты и в письменной речи ребят.  Ведь чтобы написать материал, необходимо его проговорить и  отшлифовать фразы. Ведь  не секрет, что многие школьники не любят, да  и не умеют писать сочинения.  А здесь ребята пишут добровольно,  с интересом, отсюда и результаты получаются  гораздо лучше.  В итоге – журналистика становится осмысленным занятием, приносящей   большую пользу  не только для самовыражения подростка, но и для его обучения в школе.

Исходя из вышеперечисленных потребностей подростков, на базе ЦДО  было открыто детское объединение «Проба пера», для учащихся 6-9 классов. Объединение работает по учебной программе «Основы журналистики», сроком реализации 1 год, итогом которой планируются выпуски  детской газеты «Планета детства».

Как строится работа с юными журналистами.

На первом занятии ребята заполняли ознакомительные анкеты, ответы которых стали рабочим материалом для педагога. Так, с первого занятия стало известно, кто и зачем  пришел в объединение. Например, Алина (14 лет) на первый вопрос ответила, что пришла в объединение: «Научиться писать статьи, брать интервью, общаться с людьми». Вопрос: «Чему вы хотите научиться, посещая наши занятия?» показал широкий спектр причин. Кенеш (14 лет): «Хочу научиться писать сочинения»; Аня (13 лет): «Хотела бы научиться делать репортажи»; Мандухай (12 лет): «Узнать, как становятся журналистом»; Кристина (13 лет): «Правильно оформлять газету»; Долзат (14 лет): «Хорошо фотографировать и делать снимки для газеты».

Проанализировав ответы, стало ясно, что кто-то из ребят больше склонен выражать свое творчество в оформлении (дизайне) газеты, кто-то в журналистике, а кто-то  в  написании текстов.  Также из ответов стало ясно, что ребята очень мало читают газет и журналов. 

Формы  работы с детьми  разнообразны, но в основном, это учебное занятие, основу которого  составляют 3 модуля учебной деятельности:

Во-первых, юные журналисты знакомятся с теоретическими основами журналистской работы, где получают необходимые знания и навыки для написания основных информационных и аналитических жанров;

Во–вторых, в рамках программы,  на практической части имеют возможность закрепить свои навыки (готовят публикации для газеты «Планета детства») . Практическая работа – неотъемлемая часть каждого занятия.

В – третьих, юные журналисты в процессе каждого занятия имеют возможность ознакомиться с основами психологии общения. Много времени уделяется тренингам  и игровой деятельности, которая носит развивающий и воспитательный характер.

На каждом занятии учащимся предоставляются все условия для:  развития личностного мировоззрения, самовыражения, повышения творческого потенциала, выражения своего мнения по волнующим вопросам сегодняшнего дня,  определения своих личностных ценностей и усовершенствование себя.

Обучение с использованием современных педагогических технологий.

На занятиях по журналистике  используются несколько педагогических  технологий: здоровьесберегающая, личностно-ориентированная и технология  В.К. Дьяченко  «Обучение – есть обучение обучающихся и обучаемых».

(Виталий Кузьмич Дьяченко – широко известный ученый, крупнейший специалист по дидактике, родоначальник теории коллективного способа обучения, автор педагогической технологии, позволяющей каждого школьника включить в учебно-познавательную деятельность, сделать его успешным).

Что дает данная методика:

-  она позволяет вовлечь в учебный  процесс всех учащихся группы;

-  педагог имеет возможность организовать деятельность учащихся с учетом возрастных и психологических особенностей (быстрая утомляемость, рассеянное внимание, неусидчивость и т. д.;

-  коллективный способ обучения (КСО) увеличивает речевую практику в несколько раз;

 -  создается благоприятный психологический климат и ситуация успеха для каждого участника учебного процесса;

-  она позволяет вовлечь в учебный процесс всех учащихся группы.

Организационная структура учебного процесса

Вид общения

Организационная форма обучения

Способ обучения

Общение в парах сменного состава

Коллективная  

(каждый учит каждого)

Коллективный способ обучения (КСО) включает все 4 формы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Опосредованное обучение через письменную речь

Индивидуальная

Индивидуальный способ обучения (ИСО). Две формы обучения: парная и индивидуальная

Общение в паре

Парная (один учит другого)

Групповой способ обучения        (ГСО). 3 формы: групповая, парная, индивидуальная

Групповое общение

Групповая (один одновременно учит многих)

3 формы:групповая, парная, индивидуальная

Опыт обучения  в объединении оказался успешным:     первые творческие работы ребят вошли в газету  Центра дополнительного обучения  «Планета детства». Самые лучшие опубликованы на сайтах ЦДО и в социальной сети работников образования  nsportal.ru : «Юбилей ЦДОг. Кызыла» - Михайловой  Кристины  и Ховалыг Аси,  «Как я стал заниматься «УШУ» - Ооржак Кежика, «Бисеринка» - Домур-оол Алины.

Также юные журналисты проявили свое творчество и приняли участие в Международных фотоконкурсах, организованных на сайте Академии развития творчества «АРТ-талант»: «Осень золотая» в номинации «Фотография» - Монгуш Марижана и Ховалыг Ася (Дипломы победителей за 1 место); «Первый снег» в номинации «Презентация» - Тавокина Аня, Монгуш Марижана, Ондар Мандухай. Эти ребята   получили Дипломы победителей и призеров за 1 и 2 места.

  1. Что такое журналистика

Журналистика – это профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации. Сам термин «журналистика» произошел от французского  слова и означает «дневник, журнал».

Журналистика  связана с печатной, периодической формой распространения информации. Для этого были необходимы бумага и печатный станок. Так,  еще в 15 веке  Иоган  Гутенберг – немецкий первопечатник,  изобрел печатный станок и  Европа, к  первому выпуску газеты в России,  уже несколько столетий имела свои печатные издания.

Когда же появилась первая газета в России?

Первые газеты в  России  «Вестовые письма» и «Куранты»  для царей готовились рукописным способом. Их основу составляли переводные новости из голландских,  щведских  и польских газет. Газета читалась вслух царю и приближенным ему боярам.

17 декабря 1702 года вышел   первый номер газеты  «Ведомости».  По замыслу Петра 1 в них должно было сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». 3 января 1703 года третий номер  «Ведомостей» вышел уже в печатном виде. Царь сам принимал непосредственное участие  в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия.

Первая газета в Туве, под названием «Красный пахарь»,  нынешняя «Тувинская правда»,  вышла в 1924 году.  Это была первая печатная газета форматом А4. Основной  задачей  которой  было  сближение русского и тувинского крестьянства, простых тружеников. В газете анонсом выделен текст «Пусть семена,  брошенные Красным Пахарем,  взрастут и дадут богатую жатву» (орфография сохранена).

Между этими газетами   временное расстояние в 222 года.

  1. Жанры журналистики

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала,  который изучает, поэтому весь журналистский материал  объединен в группы по жанрам.

Жанр – исторически складывающийся тип произведения. Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Классификация жанров

Информационные

Хроника – факт без подробностей.

Информационное сообщение или заметка – краткое сообщение о каком-либо факте или событии.

Расширенная информация – предполагает более широкое и подробное изложение событий (историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д.). Она включает в себя вступление и концовку, содержит 40-150 строк.

Интервью – изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа.

Отчет – по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Освещает 1-2 наиболее важных вопроса и высказывание своей точки зрения.

Зарисовка  - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

Обозрение – важнейшие события жизни города, школы, и т. п. за определенный период (сводки, итоги).

Репортаж – представление события  глазами  очевидца. Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками.

Аналитические

Корреспонденция – аналилизирует группу фактов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес.

Статья – это обобщение фактов и явлений в глобальных масштабах, поднимая до научно-обоснованных выводов.

Обзорная рецензия – (литературная, кино, театральная).

Художественно-публицистические жанры

  Очерк – изложение и анализ фактов, сопровождаемых истолкованием, объяснением.

  Фельетон – литературный материал, проникнутый духом острой, злободневной критики. Для фельетона характерны живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

 Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.

  1. Структура газетного материала

Для того, чтобы начать писать материал в газету, важно преодолеть  «барьер чистого листа»  и неуверенность в себе.   В  основе всего лежит информация и важно её  правильно донести до читателя.  Можно начать  с ответов на вопросы:

- что произошло?

- когда?

- где?

- почему?

- каким образом?

Если вы хотите дать ещё и свой комментарий, структура  должна быть похожа на перевернутую пирамиду:

  • Хэдлайн (заголовок и подзаголовок). Задача – (зацепить) внимание читателя.  
  • Лид (вводка),  первый абзац текста. Задача  -  заинтересовать читателя, заинтриговать и заставить читать дальше. Он должен быть кратким и выразительным.
  • Корпус (основная часть текста): изложение подробностей, анализ и выводы.

Используемая литература и электронные источники:

- Аграновский В. А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. М.:Вагриус, 1999.

- Алексеева М. А. Советская детская журналистика 20-х гг.- М., Университет, 1989.

- Вяткина Л. А. Самодеятельная подростковая пресса. М, МГУ им. Ломоносова, 1997.

- Газета «Тувинская правда» № 68 (17527) «Красный  Пахарь 20-е годы xx века», г. Кызыл, 2015.

- Детская литература. Учебное пособие под ред. Николаева С., М., Академия, 1997.

- Малыхина Л.Б. Справочник по внеурочной деятельности для педагогов. Волгоград,   Изд. «Учитель, 2012.

- Распопова С.С. Журналисткое творчество. Теория и практика освоения. М., макс Пресс, 2006.

- Руденко И. А. Детская пресса на современном этапе. М., Детская журналистика, 1996.

- Сайты:

-  https://ru.wikipedia.org/wiki/Гутенберг,_Иоганн

-  kco-kras.ruindex.php/subjects/persons/djachenko/

-  www.catalog-wise.ru/kak-napisat-otzyiv-ili-vyiskazatsya-po-suschestvu


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"

Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании у детей и подростков из социально-неблагополучных семей

Главным условием для нормального социального развития ребенка является семья. В семье он получает воспитание, психологическую помощь и поддержку, происходит формирование самостоятельной личности ...

Экологическая сказка для детей и подростков "Шипучка"

Здравствуйте, окончив вуз по специальности инженер-эколог, я поняла на сколько важно экологическое образование и в частности экологическое воспитание для детей и подростков, да и вообще для всех людей...

Гигиена детей и подростков

Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста....

обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков

Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....

Доклад: «Рекомендации педагогам по организации профилактической работы по предупреждению алкоголизма и наркомании среди детей и подростков»

Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том,  что значимые д...

Авторская программа "Профилактика негативных явлений" для детей и подростков 9-16 лет

Программа позволяет рассуждать с детьми и подростками о здоровом образе жизни.  Новизна ее в краткосрочности - 16 часов, что позволяет ею обхватить большое количество учащихся и исрользовать през...