Учебная программа «Формирование информационной культуры личности» 1-11 класс
рабочая программа на тему
Данная программа предусматривает постепенное накопление и углубление знаний о книге, библиотеке, новых информационных технологиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебная программа «Формирование информационной культуры личности» 1-11 классы | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная программа
«Формирование информационной культуры личности»
Пояснительная записка
Перед современными общеобразовательными учреждениями и публичными библиотеками стоит задача – научить подрастающее поколение ориентироваться в информационном пространстве.
Многообразие и постоянно растущий объём информации требует серьёзных навыков её поиска, оценки, отбора, переработки и хранения. Осуществить полноценную подготовку в этой области возможно только при совместной работе общеобразовательных учреждений и библиотек, и при интеграции процесса формирования информационной культуры во все учебные курсы и внеурочную деятельность. Эффективность данной работы возрастёт, как показывает опыт, при разработке и составлении совместных программ двух ведомств.
Данная программа предусматривает постепенное накопление и углубление знаний о книге, библиотеке, новых информационных технологиях. Отдельные темы требуют необходимости повтора в разных возрастных группах с усложнением понятий по теме.
Тематика занятий разработана для трёх ступеней:
I ступень - учащиеся 1-4 классов;
II ступень - учащиеся 5-8 классов;
III ступень - учащиеся 9-11 классов.
Для проведения занятий в общеобразовательных учреждениях и сельских библиотеках необходимо использовать различные формы работы: библиотечные уроки, книжные выставки, беседы, викторины, тематические вечера, устные журналы, конкурсы, КВНы и т.д. К традиционным занятиям добавляются занятия по компьютерной грамотности, работа в Интернет.
Занятия должны строиться в интерактивной форме и обязаны способствовать активизации познавательного интереса к той или иной теме.
В каждой возрастной группе в конце учебного года необходимо провести итоговое занятие, с целью закрепления пройденного курса I, II и III ступеней с вручением сертификатов, для создания позитивного имиджа обучающихся по программе и мотивации дальнейшего её освоения.
Каждый раздел (ступень) снабжён списком литературы в помощь проведения занятий. Программа предполагает обучение в объёме 30 часов.
Сокращения, указанные в учебном плане: ПБ – педагог-библиотекарь, СБ - сельский библиотекарь, П - педагог.
Цель: постепенное накопление и углубление знаний о книге, библиотеке, новых информационных технологиях.
Учебный план
I Ступень: «Основы информационной грамотности»
№ темы | Темы | Всего часов | Возрастная группа | Ответственный |
1. | «Дом, в котором живут книги» | 1 | 1 класс | ПБ |
2. | «Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться» | 2 | 1,2 класс | ПБ |
3. | «Из чего состоит книга» | 2 | 2,3 класс | СБ, ПБ |
4. | «Художники детских книг» | 1 | 4 класс | ПБ |
5. | «Вести со всей Планеты» | 1 | 3 класс | СБ, ПБ |
6. | «Детское справочное бюро» | 1 | 3 – 4 класс | ПБ |
7. | «Как выбрать книгу в библиотеке» | 2 | 3 – 4 класс | СБ, ПБ |
8. | «Увлекательно о разных науках» | 1 | 4 класс | ПБ |
9. | Итоговое занятие «Город твоих друзей» | 1 | 4 класс | СБ, ПБ |
ИТОГО: | 12 |
II Ступень: «В мире информации»
№ темы | Темы | Всего часов | Возрастная группа | Ответственный |
1. | «Читатель. Книга. Библиотека» | 1 | 5 класс | ПБ |
2. | «Книга и её создатели. Структура книги» | 1 | 5 – 7 класс | ПБ |
3. | «По страницам газет и журналов» | 1 | 5-8 класс | СБ, ПБ |
4. | «Вселенная в алфавите» | 1 | 6 класс | ПБ |
5. | «Справочно-библиографический аппарат библиотеки» | 2 | 5 – 8 класс | СБ, ПБ |
6. | «Что может компьютер в библиотеке?» | 1 | 6-8 класс | ПБ |
7. | «Моя домашняя библиотека» | 1 | 7-8 класс | ПБ |
8. | Итоговое занятие «Следствие ведут знатоки» | 1 | 5 – 8 класс | СБ, ПБ |
ИТОГО: | 9 |
III Ступень: «Информационная культура – вторая грамотность»
№ темы | Темы | Всего часов | Возрастная группа | Ответственный |
1. | «С библиотекой в будущее» | 1 | 9-10 класс | СБ, ПБ |
2. | «Библиотека – как информационно-поисковая система» | 2 | 9-11 класс | ПБ, СБ |
3. | «Методы выбора книг в библиотеке» | 1 | 9-10 класс | ПБ |
5. | «Журнальный калейдоскоп» | 1 | 11 класс | ПБ |
6. | «Компьютерные технологии в библиотеке» | 3 | 9-11 класс | ПБ |
7. | Итоговое занятие «Информационная биржа» | 1 | 9-11 класс | СБ, ПБ |
ИТОГО: | 9 часов |
I Ступень «Основы информационной грамотности»
Пояснительная записка
В работе с младшей группой важно учитывать, что дети ещё только овладевают техникой чтения. У них формируется отношение к книге как источнику знаний. В I ступени учебной программы предусматривается приобщение детей к книге, воспитание у них читательской активности.
Младшие школьники знакомятся с библиотекой, учатся выбирать книги по иллюстрациям, обложке, с книжных выставок, знакомятся со структурой книги.
Для более старшего возраста (3 класс) даются первоначальные знания о справочно-библиографическом аппарате (СБА) библиотеки, о систематическом каталоге, о связи каталога с расстановкой книг на полках.
В 4 классе дети знакомятся с более полным библиографическим описанием через рекомендательные библиографические пособия. Кроме книжных выставок, открытого доступа к книжному фонду, библиотекарь-педагог активно использует в данной работе систематический каталог и рекомендательные пособия малых форм.
Цель: приобщение детей к книге, воспитание у них читательской активности.
З – структуру книги, правила пользования книгой.
У – выбирать книги по иллюстрациям, обложке, с книжных выставок.
Н – библиографического описания через рекомендательные библиографические пособия.
Содержание программы
№ п/п | Название темы (раздела), урока | Содержание учебного раздела | Класс | Кол-во часов | Дата |
1 | Дом, в котором живут книги. | Знакомство с библиотекой: понятия «Библиотека», «Читатель», «Абонемент», «Читальный зал». Экскурсия по библиотеке. Праздник «Посвящение в читатели». Игра «Незнайка в библиотеке». | 1 | 1 | Январь |
2 | Каждый должен разбираться, как же с книгой обращаться. | Правила бережного обращения с книгой (беседа). Изготовление обложек, закладок. Выставка «обиженных» книг. Работа в «книжной лечебнице». | 1 2 | 1 1 | Декабрь Ноябрь |
3 | Из чего состоит книга. | Знать основные элементы книги: обложка, корешок, титульный лист, текст, иллюстрации, оглавление. Элементы книги – помощники в выборе книг (беседа). | 3 2 | 1 1 | Сентябрь Сентябрь |
4 | Художники детских книг. | О творчестве художников – иллюстраторов. Писатели и художники в одном лице: Т. Маврина, В. Канашевич, Е. Чарушин, В. Сутеев и др. (беседа). Выставка книг с иллюстрациями этих художников. Выставка-конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге. | 4 | 1 | Сентябрь |
5 | Вести со всей Планеты. | Понятие о газете и журнале. Знакомство с лучшими детскими журналами и газетами. Выставка и обзор газет и журналов. Рассказ о любимом журнале. | 3 | 1 | Ноябрь |
6 | Детское справочное бюро. | Заинтересовать справочной литературой и научить ею пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое. Кто такой», «Почемучка», «Я познаю мир», «Всё обо всём» и др. (беседа – обзор). Выставка – просмотр справочных изданий. Игра-поиск. | 4 | 1 | Декабрь |
7 | Как выбрать книгу в библиотеке. | Элементы книги – помощники в выборе книг. Книжные выставки, тематические полки, рекомендательные указатели (списки) литературы – их роль в выборе книг. Понятие «Библиография». Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке? Связь титульного листа книги и каталожной карточки. Связь отделов систематического каталога с расстановкой книг на полке. Игра «Найди книгу». | 4 3 | 1 1 | Октябрь Декабрь |
8 | Увлекательно о разных науках. | Знакомство с фондом научно-познавательных книг, отличие их от художественных. Особенности расстановки этого фонда. Связь с систематическим каталогом (обзор-беседа). Самостоятельный поиск литературы по теме. | 4 | 1 | Февраль |
9 | Итоговое занятие «Город твоих друзей». | 4 | 1 | Апрель | |
Всего: | 12 |
Литература
Адамова Н.А. Будем знакомы!: [знакомство первоклассников с библиотекой] /Н.А. Адамова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С 39-41.
Бирюкова Л.П. Первое посещение библиотеки: [библиотечный урок в 1 кл.] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека . – 2003. – № 4. – С. 48-50
Бирюкова Л.П. Правила обращения с книгой: [библиотечный урок в 1 кл.] / Л.П.Бирюкова // Школьная библиотека. – 2003. – № 4. – С. 50-52
Луговских О.В. В этом таинственном лесу: [путешествие-викторина по детским книгам, о правилах обращения с книгой для 1 кл. / О.В.Луговских, З.Д. Ширяев //Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. № 4. – С. 59-62.
Морау С. Знакомство с библиотекой: [бережное обращение с книгой: библиотечный урок в 1 кл.] / С. Морау // Школьная библиотека. – 2001. – № 4.– С. 40-42
Морау С. Строение книги: [библиотечный урок во 2 –3 кл.] / С. Морау // Школьная библиотека.– 2001. – № 5. – С. 32-33
Постникова З.Б. Главный спутник любознательных: [ КВН по энциклопедии «Что такое. Кто такой» для 3-4 классов] / З.Б. Постникова // Читаем, учимся, играем. – М. 1998. – Вып. № 4. – С. 17-19
Чеботарёва И.Г. Твои первые энциклопедии: [библиотечный урок для 2-3кл.] / И.Г. Чеботарёва // Читаем, учимся, играем. – М., 1998.– Вып. 4. – С. 13-16.
II Ступень «В мире информации»
Пояснительная записка
У учащихся 5-6 классов уже возникает потребность в комплексной библиографической информации по разным отраслям знаний. Необходимо формировать у читателей этой группы навыки пользования систематическим каталогом, картотекой статей, алфавитно-предметным указателем и справочными изданиями. Свободное ориентирование в библиографическом описании и умение использовать его в процессе самостоятельного поиска литературы.
В 7-8 классах более углубленное знакомство с различными частями СБА.
Необходимо провести практическое занятие по разысканию сведений о литературе, научить работать со справочными изданиями.
Цель: Свободное ориентирование в библиографическом описании и умение использовать его в процессе самостоятельного поиска литературы.
З – различные части СБА.
У – разыскивать сведения о литературе, работать со справочными изданиями.
Н – пользования систематическим каталогом, картотекой статей, алфавитно-предметным указателем и справочными изданиями.
Содержание программы
№ п/п | Название темы (раздела), урока | Содержание учебного раздела | Класс | Кол-во часов | Дата |
1 | Читатель. Книга. Библиотека. | Роль книги в жизни человека. Назначение библиотеки. Великие читатели. | 5 | 1 | Октябрь |
2 | Книга и её создатели. Структура книги. | Расширить знания подростков об элементах и структуре книги, использование их при выборе книг. Художники – иллюстраторы. Выставка-просмотр художественных и научно - познавательных книг. Презентация любимой книги. | 5 | 1 | Декабрь |
3 | По страницам газет и журналов. | Роль периодической печати в жизни общества. Краткая характеристика популярных детских и юношеских журналов. Использование материалов периодики в учебном процессе. Связь с систематической картотекой статей. Выставка периодических изданий. Обзор газет и журналов. Практическое занятие по разысканию материалов по темам. Урок творчества «Один день жизни в нашу эпоху». | 5 | 1 | Апрель |
4 | Вселенная в алфавите. | Справочная литература: энциклопедии – универсальные, отраслевые; словари, справочники, книги справочного характера. Правила пользования справочной литературой, использование её в учебном процессе (беседа-консультация). Выставка справочных изданий. Турнир эрудитов и знатоков справочной литературы. | 6 | 1 | Ноябрь |
5 | Справочно-библиографический аппарат библиотеки. | Алфавитный, систематический каталоги; картотеки: систематическая, краеведческая, тематические; электронные каталоги. Структура, назначение, поиск литературы по разным запросам. Самостоятельная работа с СБА: викторина – поиск, ролевая игра. | 7 8 | 1 1 | Ноябрь |
6 | Что может компьютер в библиотеке? | Новые средства распространения информации в помощь учебе. Поиск информации с помощью компьютера. Демонстрация электронной базы данных. | 6 | 1 | Январь |
7 | Моя домашняя библиотека. | Рассказ – знакомство с домашними библиотеками, защита конкурсных сочинений. Выставка конкурсных сочинений о своих домашних библиотеках. | 7 | 1 | Февраль |
8 | Итоговое занятие «Следствие ведут знатоки». Библиографическая игра. | 5-8 | 1 | Апрель | |
Всего: | 9 |
Литература
Войченко Л. «Мы путешествуем с друзьями по словарям»: [вопросы и ответы для закрепления знаний, полученных на занятиях по ББЗ в 5-6 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 31-32
Войченко Л. Читатель. Книга. Библиотека: [игра «Поле чудес» по закреплению знаний по ББЗ в 5 кл.] / Л.Войченко // Школьная библиотека. – 2000. – № 3. – С. 30-31
Красногорская Г.П. Приглашение в Читалию: [библиотечная игра для учащихся 6-7 кл.: о библиотеке, истории книги, игра по детской энциклопедии] / Г.П.Красногорская // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-25
Кривенко Л.В. Приключения словарёнка: [библиотечный урок в 5-6 кл.] / Л.В.Кривенко // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9. – С. 22-23
Куликова Н.П.: «Что такое книга, для чего она…»: [устный журнал, посвящённый Дню книгопечатания для 5-6 кл.] / Н.П.Куликова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 83-84
Нурлыгаянова С. Г. Структура книги: [библиотечный урок в 5, 7 кл.] / С.Г.Нурлыгаянова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 20-21
Полевина Е.В. Методика работы с иллюстрацией и литературными текстами в процессе библиотечных занятий с читателями-подростками 7-8 кл. / Е.В.Полевина // Школьная библиотека. – 2004. – № 5. – С. 43-52
Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: [библиотечный урок в 5-7 кл.] / Н.Рудакова // Школьная библиотека. – 2000. – № 4. – С. 31-34
Ступак Т.В. Путешествие в библиоград: [игра-путешествие по библиотеке для 5 кл.] / Т.В. Ступак // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 2. – С. 49-50
Чайка Н.П. Юным книголюбам: [олимпиада для учащихся 7-8 кл. о труде библиотекаря; литературный кроссворд, конкурс знатоков книг; о рекомендательных пособиях и другие материалы и задания] / Н.П. Чайка // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 22-25
Хохлова Г.А. «Корабль мысли»: [библиографическая викторина для 6-7 кл.] / Г.А. Хохлова // Читаем, учимся, играем. – М., 2005. – Вып. 9. – С. 18-21
Янина С.Д. «Аптека для души»: дидактический спектакль из истории книгопечатания, библиотек, библиотекарей: [в 5 кл.] / С.Д. Янина, М.Н. Медведева // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 118-123: фото библиотекарей: М.Загоскина, В.Одоевского, Н.Лобачевского, А.Дельвига, Н.Крылова, В.Стасова
III Ступень «Информационная культура – вторая грамотность»
Пояснительная записка
У учащихся более старшего возраста наблюдается осознанное отношение к источникам библиографической информации. У них гораздо шире круг познавательных интересов, формируется избирательное отношение к литературе.
Информационная культура в этом возрасте становится неотъемлемой частью культуры личности.
В работе с данной группой необходимо формировать у них навыки обращения как к рекомендательным библиографическим пособиям, так и к источникам текущей библиографической информации («Книжное обозрение», «Летописи..»).
На занятиях с юношеством важно сделать акцент на формирование системы знаний о сети библиотек округа, района, села, а также познакомить их с крупнейшими библиотеками мира. Обратить особое внимание на воспитание у них умений и навыков использования СБА и компьютерных технологий при библиографическом разыскании, развитие у них библиографического мышления, умение работать с различными источниками информации и её аналитико-синтетической переработки.
Цель: формировать у учащихся навыки обращения, как к рекомендательным библиографическим пособиям, так и к источникам текущей библиографической информации.
З – сети библиотек округа, района, села, а также крупнейшие библиотеки мира.
У – работать с различными источниками информации и её аналитико-синтетической переработки.
Н – использования СБА и компьютерных технологий при библиографическом разыскании.
Содержание программы.
№ п/п | Название темы (раздела), урока | Содержание учебного раздела | Класс | Кол-во часов | Дата |
1 | С библиотекой в будущее. | Крупнейшие библиотеки мира. Библиотечное обслуживание в нашем округе, районе, селе: история и современность. Из истории Югорских библиотек. | 9 | 1 | Октябрь |
2 | Библиотека как информационно-поисковая система. | Структура библиотеки. Назначение разных отделов библиотеки. Путешествие по книжному фонду. Экскурсия по библиотеке. | 9 11 | 1 1 | Декабрь |
3 | Методы выбора книг в библиотеке. | Источники библиографической информации. Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Поиск и отбор литературы по теме. Библиографическая запись. Виды библиографических записей: книга, статья из периодического издания, глава или часть книги. Правила оформления списка литературы к реферату. | 10 | 1 | Ноябрь |
4 | Журнальный калейдоскоп. | Знакомство с новинками в литературно-художественных журналах. Выставка, обзор. | 11 | 1 | Январь |
5 | Компьютерные технологии в библиотеке. | Электронный каталог, фонд CD, выход в Интернет. | 9 10 11 | 1 1 1 | Февраль |
6 | Итоговое занятие «Информационная биржа». | Деловая игра. | 9-11 | 1 | Март |
Всего: | 9 |
Литература
Бесхлебникова В.А. Библиографический калейдоскоп: [олимпиада для учащихся 9-11 кл.: библиотека, каталоги, книги] / В.А. Бесхлебникова // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 34-36
Голубева Е.И. Как составить реферат: памятка для старшеклассников [9-11 кл.] / Е.И.Голубева // Школьная библиотека. – 2004. – № 2. – С. 12-13
Голубева Е.И. Как работать с печатными изданиями: памятка-консультация для старшеклассников [9-11 кл.] / Е.И. Голубева // Школьная библиотека. – 2004. – № 1. – С. 24-28
Медведева М. В. «Следствие ведут знатоки»: [итоговое занятие по СБА для учащихся 8-9 кл.] / М.В.Медведева // Читаем, учимся, играем. – М., 1998. – Вып. 4. – С. 31-33
Стародубова Г. Информина: [сценарий зачётного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры для 9-11 кл.] / Т. Стародубова // Школьная библиотека. – 2002. – № 1. – С. 29-37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Информационная культура"
Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Интернет и информационная культура"...
Физическая культура личности студента как вид общей культуры.
Воспитание здорового студента является приоритетной задачей в нашем колледже. В соответствии с современными требованиями в понятие «здоровый студент» мы обязаны включать не только телесное здоровье об...
Программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8-9 класса (базовый уровень). Разработана Нестеровой Е. С.
Программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8-9 класса (базовый уровень). Разработана Нестеровой Е. С....
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры» для обучающихся 4 классов
Предлагаю Среди основных особенностей нашего времени – существенные изменения системы образования. Она становится гибкой, открытой. В новых условиях от педагога как специалиста в области образов...
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни «Экологическая тропа»
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, ...
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у студентов автотранспортного колледжа содержит информацию о условиях формирования элогической культуры у студентов....
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у студентов Смоленского автотранспортного колледжа имен Е.Г.Трубицына...