Принцип доступности в преподавании ИКТ
статья на тему

В статье рассмотрены возрастные особенности мышления студентов, приведены результаты опроса студентов колледжа, описан принцип доступности в преподавании. Приведены примеры использования интернет-сервисов на уроках информатики в образовательном процессе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_printsip_dostupnosti_prepodavaniya_.docx727.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕСПЛАТНЫХ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ

Вихарева Тамара Владимировна (tamara.vihareva@gmail.com

Карепова Наталья Анатольевна (karepova@gmail.com)

Санкт-Петербургский технический колледж 

(СПбТК, г.Санкт-Петербург)

Аннотация

Рассмотрены возрастные особенности мышления студентов, приведены результаты опроса студентов колледжа, описан принцип доступности в преподавании. Приведены примеры использования интернет-сервисовна уроках информатикив образовательном процессе

Потребность в умениях студентов выполнять логические действия постоянно испытывают преподаватели всех учебных дисциплин. Наблюдения показывают, что большинство современных учащихся испытывают большие трудности в усвоении нового материала и решении практических задач.Однако эти трудности  часто обусловлены не столько специфической сложностью самого предмета, сколько недостаточной сформированностью у студентов общих логических приемов мышления» [1]

В психологии принята следующая классификация видов мышления по генезису развития: наглядно-действенное,наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое[2]Тип мышления изменяется на разных ступенях возрастного развития Успевающему студенту необходимо развитое логическое и абстрактное  мышление, чтобы устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов, обобщатьи классифицировать.Нотолько в возрасте 18-21 года уровень словесно-логического мышления становится значительно выше уровня образного и практического. [1]

Один из главных педагогических принципов преподавания - принцип доступности, подразумевает учет особенностей студента. В нашем случае- как возрастных особенностей, так и особенностей контингента. Чтобы выявить эти особенности, мы опросили около 50 студентов 1 и 2 курсов. Был определен средний возраст студентов: 16, 5 лет. Далее мы задалиреспондентам 2 вопроса: «Каковы причины вашего поступления в колледж? и «В каких формах Вам легче воспринимать новый материал?». Обобщив ответы на первый вопрос (Рис.1), можнео сделать вывод о невысоком уровне школьной подготовки студентов, поступивших в колледж.

Рис.1 Причины поступления в колледж

Обобщив ответы на второй вопрос, мы сделали выводы, что подавляющее большинство респондентов хотело бы получать новый материал в доступной, красочной, интерактивной форме, работать в новых интересные программах.

Принцип доступности преподавания обязывает преподавателя колледжа к такому построению курса, которое наиболее приемлемо для имеющегося контингета студентов[3]Учитывая средний возраст студентов1-2 курсов (16-17 лет), особенности контингента (слабую школьную подготовку), а также появление огромных массивов информации,можно предположить, что  современные  интернет- ресурсы с их ярким понятным интерфейсом и интерактивными возможностямиотвечают всем этим требованиям.

Предлагаем вам в помощь нашу «копилку» применения интернет-ресурсов (Табл.1). Для удобства мы разбили формы уроков по способу применения ресурсов:

Таблица 1

Форма урока

Интернет-ресурс

Особенности использования интернет ресурса

Урок-презентация

Calameo.com

сервис для создания интернет публикаций[4]

Позволяет организвать любой материал в виде web-брошюры, в которой переход между страницами осуществялется в виде эффекта перелистывания (Рис.2)

Контроль знаний

Банк Тестов

портал бесплатных  тестов [5]

Основные преимущества использования этого ресурса:

удобен для быстрого создания тестов

не требуется регистрация

Электронная викторина

TestPad

Сервис для создания тестов, кроссвордов, опросов и т.д.

[6]

По сравнению с предыдущим ресурсом обладает расширенными возможностями:

15 типов вопросов,возможность  настройки случайной последовательности самих вопросов и вариантов их ответов и т.п.

Наиболее эффективен для быстрого проведения 1-го  отборочного тура олимпиады в группах\классах.

Сетевой проект

Glogster.EDU

образовательная платформа, позволяющая создавать интерактивные плакаты.[7]

Сервис позволяет поместить на одном плакате (глоге) сразу всё: тексты, рисунки, графики, схемы, видеоролики, аудио-файлы и ссылки на интернет источники. Сервис позволяет общение  "студент-преподаватель" , "студент-студент" по аналогии с социальными сетями.

Урок-исследование

Fishbonediagram, [8] Mindmaster

(Ментальные карты) [9]

Диаграмма Fishbone  позволяет структурировать проблему;  Mindmaster организуют разрозненные сведения в концептуальные системы

Индивидуаль-ное обучение

NSPortal

Социальная сеть работников образования [10]

Позволяет организовать преподавателю свой-минисайт, где можно разместить материалы для удаленной работы с учащимися. Здесь также можно разместить ссылки наCalameo.com, TestPad и т.п.

Рис.2 Публикация документа на Calameo.com

Итак, можно сделать вывод, что разнообразные возможности современных  интернет- ресурсов позволяют, опираясь на сформированное наглядно-образное мышление, увеличивать эффективность восприятия нового материала и способствовать развитию логического  и абстрактного мышления студентов.

Использованные источники:

  1. http://cyberleninka.ru/article/n/uchet-psihologicheskih-osobennostey-myshleniya-studentov-v-protsesse-formirovaniya-logicheskoy-kultury
  2. http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps7.html#7
  3. http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-metodika-formirovaniya-professionalnoy-gramotnosti-studenta-ekonomicheskih-spetsialnostey-v-sisteme-srednego
  4. http://ru.calameo.com/
  5. http://www.banktestov.ru/
  6. http://onlinetestpad.com/
  7. http://edu.glogster.com/
  8. http://www.classtools.net/
  9. https://app.imindmap.com/
  10. http://nsportal.ru/viharevatamara 
  11. http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/216/94500/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доступность банковских услуг по организации сбережений населения: пути решения проблемы

Финансы, денежное обращение и кредитДоступность банковских услуг по организации сбережений населения: пути решения проблемыThe availability of banking services savings: solutions to problemsИванькова ...

доклад "Реализация программы «Доступная среда» на базе ГБОУ РМ СПО (CCУЗ) «РЖПТ имени А.П. Байкузова»: результаты и перспективы"

Выступление на секции заместителей директоров по учебно-производственной работе о результатах и перспективах реализации программы "Доступная среда" в нашем учебном заведении....

Принципы преподавания ОБЖ

В статье раскрываются основные принципы преподавания ОБЖ....

«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения

Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...

Принципы дидактики и преподавание информатики

В статье рассмотрены основные дидактические принципы, на которые опирается преподавание дисциплины "Информатика". Рассмотрены положительные и отрицательные стороны работы учащихся за компьют...

Статья на тему: Проблемы развития доступного туризма для людей с ограниченными физическими возможностями в Республике Бурятия

В настоящее время в мире отмечается  значительная тенденция увеличения туристических потоков и влияния туризма на мировое хозяйство, что обусловлено повышением качества и уровня жизни.  В то...