Принцип доступности в преподавании ИКТ
статья на тему
В статье рассмотрены возрастные особенности мышления студентов, приведены результаты опроса студентов колледжа, описан принцип доступности в преподавании. Приведены примеры использования интернет-сервисов на уроках информатики в образовательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_printsip_dostupnosti_prepodavaniya_.docx | 727.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕСПЛАТНЫХ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ
Вихарева Тамара Владимировна (tamara.vihareva@gmail.com
Карепова Наталья Анатольевна (karepova@gmail.com)
Санкт-Петербургский технический колледж
(СПбТК, г.Санкт-Петербург)
Аннотация
Рассмотрены возрастные особенности мышления студентов, приведены результаты опроса студентов колледжа, описан принцип доступности в преподавании. Приведены примеры использования интернет-сервисовна уроках информатикив образовательном процессе
Потребность в умениях студентов выполнять логические действия постоянно испытывают преподаватели всех учебных дисциплин. Наблюдения показывают, что большинство современных учащихся испытывают большие трудности в усвоении нового материала и решении практических задач.Однако эти трудности часто обусловлены не столько специфической сложностью самого предмета, сколько недостаточной сформированностью у студентов общих логических приемов мышления» [1]
В психологии принята следующая классификация видов мышления по генезису развития: наглядно-действенное,наглядно-образное, словесно-логическое, абстрактно-логическое[2]Тип мышления изменяется на разных ступенях возрастного развития Успевающему студенту необходимо развитое логическое и абстрактное мышление, чтобы устанавливать наиболее общие закономерности, предвидеть развитие процессов, обобщатьи классифицировать.Нотолько в возрасте 18-21 года уровень словесно-логического мышления становится значительно выше уровня образного и практического. [1]
Один из главных педагогических принципов преподавания - принцип доступности, подразумевает учет особенностей студента. В нашем случае- как возрастных особенностей, так и особенностей контингента. Чтобы выявить эти особенности, мы опросили около 50 студентов 1 и 2 курсов. Был определен средний возраст студентов: 16, 5 лет. Далее мы задалиреспондентам 2 вопроса: «Каковы причины вашего поступления в колледж? и «В каких формах Вам легче воспринимать новый материал?». Обобщив ответы на первый вопрос (Рис.1), можнео сделать вывод о невысоком уровне школьной подготовки студентов, поступивших в колледж.
Рис.1 Причины поступления в колледж
Обобщив ответы на второй вопрос, мы сделали выводы, что подавляющее большинство респондентов хотело бы получать новый материал в доступной, красочной, интерактивной форме, работать в новых интересные программах.
Принцип доступности преподавания обязывает преподавателя колледжа к такому построению курса, которое наиболее приемлемо для имеющегося контингета студентов[3]Учитывая средний возраст студентов1-2 курсов (16-17 лет), особенности контингента (слабую школьную подготовку), а также появление огромных массивов информации,можно предположить, что современные интернет- ресурсы с их ярким понятным интерфейсом и интерактивными возможностямиотвечают всем этим требованиям.
Предлагаем вам в помощь нашу «копилку» применения интернет-ресурсов (Табл.1). Для удобства мы разбили формы уроков по способу применения ресурсов:
Таблица 1
№ | Форма урока | Интернет-ресурс | Особенности использования интернет ресурса |
Урок-презентация | Calameo.com сервис для создания интернет публикаций[4] | Позволяет организвать любой материал в виде web-брошюры, в которой переход между страницами осуществялется в виде эффекта перелистывания (Рис.2) | |
Контроль знаний | Банк Тестов портал бесплатных тестов [5] | Основные преимущества использования этого ресурса: удобен для быстрого создания тестов не требуется регистрация | |
Электронная викторина | TestPad Сервис для создания тестов, кроссвордов, опросов и т.д. [6] | По сравнению с предыдущим ресурсом обладает расширенными возможностями: 15 типов вопросов,возможность настройки случайной последовательности самих вопросов и вариантов их ответов и т.п. Наиболее эффективен для быстрого проведения 1-го отборочного тура олимпиады в группах\классах. | |
Сетевой проект | Glogster.EDU образовательная платформа, позволяющая создавать интерактивные плакаты.[7] | Сервис позволяет поместить на одном плакате (глоге) сразу всё: тексты, рисунки, графики, схемы, видеоролики, аудио-файлы и ссылки на интернет источники. Сервис позволяет общение "студент-преподаватель" , "студент-студент" по аналогии с социальными сетями. | |
Урок-исследование | Fishbonediagram, [8] Mindmaster (Ментальные карты) [9] | Диаграмма Fishbone позволяет структурировать проблему; Mindmaster организуют разрозненные сведения в концептуальные системы | |
Индивидуаль-ное обучение | NSPortal Социальная сеть работников образования [10] | Позволяет организовать преподавателю свой-минисайт, где можно разместить материалы для удаленной работы с учащимися. Здесь также можно разместить ссылки наCalameo.com, TestPad и т.п. |
Рис.2 Публикация документа на Calameo.com
Итак, можно сделать вывод, что разнообразные возможности современных интернет- ресурсов позволяют, опираясь на сформированное наглядно-образное мышление, увеличивать эффективность восприятия нового материала и способствовать развитию логического и абстрактного мышления студентов.
Использованные источники:
- http://cyberleninka.ru/article/n/uchet-psihologicheskih-osobennostey-myshleniya-studentov-v-protsesse-formirovaniya-logicheskoy-kultury
- http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps7.html#7
- http://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-i-metodika-formirovaniya-professionalnoy-gramotnosti-studenta-ekonomicheskih-spetsialnostey-v-sisteme-srednego
- http://ru.calameo.com/
- http://www.banktestov.ru/
- http://onlinetestpad.com/
- http://edu.glogster.com/
- http://www.classtools.net/
- https://app.imindmap.com/
- http://nsportal.ru/viharevatamara
- http://rostov.ito.edu.ru/2012/section/216/94500/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доступность банковских услуг по организации сбережений населения: пути решения проблемы
Финансы, денежное обращение и кредитДоступность банковских услуг по организации сбережений населения: пути решения проблемыThe availability of banking services savings: solutions to problemsИванькова ...
доклад "Реализация программы «Доступная среда» на базе ГБОУ РМ СПО (CCУЗ) «РЖПТ имени А.П. Байкузова»: результаты и перспективы"
Выступление на секции заместителей директоров по учебно-производственной работе о результатах и перспективах реализации программы "Доступная среда" в нашем учебном заведении....
Принципы преподавания ОБЖ
В статье раскрываются основные принципы преподавания ОБЖ....
«Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л.Графов) Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках производственного обучения
Рецензияна статью «Развитие творческих способностей обучающихсяна уроках производственного обучения».Балковой Татьяны Геннадьевнымастера производственного обученияГБПОУ «Сахалинский индустриальный тех...
Тест по теории и методике преподавания математики по теме «Принципы, методы и формы обучения математике в начальной школе»
контрольная работа по тонкм...
Принципы дидактики и преподавание информатики
В статье рассмотрены основные дидактические принципы, на которые опирается преподавание дисциплины "Информатика". Рассмотрены положительные и отрицательные стороны работы учащихся за компьют...
Статья на тему: Проблемы развития доступного туризма для людей с ограниченными физическими возможностями в Республике Бурятия
В настоящее время в мире отмечается значительная тенденция увеличения туристических потоков и влияния туризма на мировое хозяйство, что обусловлено повышением качества и уровня жизни. В то...