Разработка кейс технологии
статья на тему

кейс технологии для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задания части С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская концепция

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

…кейс – катализатор, ускоряющий

 процесс обучения путем

 привнесения в него практического опыта.

Эндрю Тоул

        

Актуальность        

... В последние годы в связи с курсом на модернизацию образования в России появляется новый образ - эффективный, комфортный метод обучения, а вместе с ним всё большую актуальность приобретают информационные технологии образования. Кейс-технология является одним из вариантов. Она основана на предоставлении учащимся информационных образовательных ресурсов в виде специальных наборов (кейсов) учебно-методических материалов, предназначенных для изучения. Учебно-методические материалы предоставляются с использованием различных видов носителей и любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Причем, применение кейс-технологии возможно в сочетании с другими образовательными технологиями и не требует обязательного компьютерного обеспечения, хотя не исключает его использования на любом  этапе работы.  В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения по старой схеме: дать информацию - воспринять её – запомнить – воспроизвести - уступает место новым образовательным технологиям, способствующим развитию базовых и профильных компетенций. А чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять технологии,  развивающие познавательную и коммуникативную активность школьников.

Жизнь за стенами школы показывает, что успешность любого человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получить новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умением переучиваться. Если ученик знает, как учиться, как достигать цели, как работать с книгой, то ему легче получать любые знания, что и нужно в жизни. Скорее всего, этим обусловлен и переход от традиционной формы экзамена к ГИА и ЕГЭ, открытие профильных школ и классов, основной задачей которых является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования, современной, личностно-ориентированной.

А теперь давайте вспомним возможности учителя русского языка в подготовке к новой форме аттестации: в 10-11 классах в лучшем случае отводится (профильный уровень) – три часа, в худшем случае (базовый уровень) – один час. А бывают еще пропуски уроков по болезни, выпускники (дабы использовать любой шанс) участвуют в различных олимпиадах, открытых тестированиях, спортивных соревнованиях, что не всегда проходит во внеурочное и каникулярное время. Мы все понимаем, что за 40-45 минут в неделю просто невозможно подготовить выпускника к ответственному испытанию – аттестации. Вот почему проблема внедрения кейс-технологии в практику общеобразовательного процесса в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

-первая вытекает из общей направленности развития образования;

-вторая вытекает из развития требований к качеству и сущности обучения учащихся.

Сущностная характеристика новации.

Почему была выбрана именно эта система обучения? Во-первых, на обучение русскому языку в профильных классах отводится достаточное количество часов. Во-вторых, при постановке любой задачи, любого нововведения, эксперимента учителю необходимо самому выполнить ту работу, которую он хочет предложить  ученикам, в результате чего более ясно можно увидеть трудоемкость её выполнения, критерии оценки, а также «подводные камни», которые могут встретиться ученику. Что я и сделала. Сначала сама  выполнила все задания ЕГЭ по русскому языку, оказалось, что с первого раза затратила много времени на выполнение каждой части задания, ловила себя на мысли, что у меня возникало желание не раз заглянуть в словарь, справочник, учебник, чтобы подтвердить правильность выбранного решения. А что же тогда выпускники?  Хуже всего обстоит дело с подготовкой к части С,  так как с такой формой написания сочинения они полностью не знакомы, да и требования к написанию данной работы постоянно корректируются. Вот тогда и решила, что может помочь кейс-технология - интерактивная технология для краткосрочного обучения, в основу которой положена теория проблемного обучения.

Она имеет три разновидности, или направления: собственно кейс-технология (чаще применяется при дистанционном обучении), кейс-стади, или метод «погружения», (применяется при блочном обучении и достаточном количестве часов) и кейс-метод, метод ситуационного анализа.

А какова основная цель написания сочинения-рассуждения части С? Анализ художественной или публицистической статьи, фрагмента или отрывка по определенному плану.

Есть два пути разбора: а) дать детям план написания, посоветовать приобрести пособия, провести несколько консультаций и практических работ; б) использовать кейс-метод.

При выборе второго пути необходимы два условия: хороший кейс и выбор  методики работы.

Выбор методики был нелегким, продумывалась форма работы, структура рабочей программы,  поскольку  разделы в  11  профильном классе не совсем совпадают с необходимым, конкретным материалом для подготовки к аттестации, нужно было выделить отдельные парные уроки с общей темой «Готовимся к ЕГЭ» для открытия возможности кейсовой технологии.

Особенность подготовки к ЕГЭ выделяет  различные уровни сложности заданий: сложность 1-выполнение тестовых заданий; сложность 2- выполнение творческого задания части С. Вот подготовка к самой сложной части и вызвала  моё пристальное внимание.

Содержание работы

Собирали кейс постепенно, от создания рекомендаций к научению анализа по каждому пункту. Для этого четко определила этапы учебного процесса. В обобщенном алгоритме работы с кейсом выделила  6  ступеней (и так по каждому пункту плана). Начинали с главного пункта – найти проблему предложенной ситуации в тексте:

1 ступень – введение в задачу: деление на рабочие группы по 3-5 человек, в которых есть «ведущий» (он организует обсуждение вопроса), «аналитик» (он подвергает сомнению идеи и формулировки), «протоколист» (он фиксирует все, что относится к позиции группы, а затем участвует в обсуждении), «наблюдатель» ( он следит за последовательностью действий в соответствии с представленной задачей); совместное чтение представленного текста для обсуждения (текст у всех групп одинаковый).

2 ступень – сбор информации по кейс-задаче: что такое проблема, где её можно найти в тексте, каким способом можно её сформулировать, чем отличается от темы, какова функция проблемы, сколько можно найти проблем, какими речевыми клише можно воспользоваться (методические рекомендации и указания выдаются каждой группе).

3 ступень – принятие решений: выбор одной проблемы; формулировка одним словом или словосочетанием или выделение проблемы в форме вопроса.

4 ступень – рассмотрение альтернатив: выступление «протоколиста» каждой группы с предложением своей проблемы, выбор  одной общей и сравнение с эталонным вариантом, предложенным учителем.

5 ступень – сравнительный анализ: в рабочей тетради находится предложенный для работы текст (каждой группе разные варианты), выбираются из предложенных формулировок правильный вариант или определяют правильность выбранной кем-то проблемы.

6 ступень – презентация решений: составляется методическое пособие для определения проблемы текста (записываются  рабочие материалы в специально заведенные тетради или оформляется страничка  сборника «Заветный 21 балл»); подбирается или составляется учителем (учащимся) презентация для кейса «Проблема текста», включая туда не только отработанный материал, но и типичные ошибки, которые возникают при проверке по « Общим критериям оценивания ответа на задание третьей части работы (С)».

Такие уроки ведутся периодически по всем пунктам плана работы над сочинением – рассуждением, всего, включая дебрифинговые  и зачетные уроки, их получается 15. К концу года у каждого выпускника собирается методическое обеспечение (кейс) в полном объеме : сборник алгоритмов  «Заветный 21 балл», «Подготовка учащихся 11 класса к выполнению третьей части (задание С) теста в формате ЕГЭ» , примерные тексты для анализа с проблемами и авторской позицией, электронные презентации «Сочинение части С», «Проблема текста», «Комментарий текста», «Энциклопедия жизненных и литературных аргументов», сборник «Образцы лучших сочинений-рассуждений части С», составленный из работ учащихся класса.

Этот кейс представляет  собой результат  научно-методической деятельности учителя, но прежде чем взяться за внедрение его в свою деятельность, учитель должен  четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс.

2. Чему должны научиться учащиеся.

3. Какие уроки они из этого извлекут.

Задачи:

Итак, во-первых, кейс пишется  и собирается для учащихся, чтобы они могли готовиться  к ЕГЭ не только в классе, но и сами,  в домашней спокойной обстановке, ведь многим детям нужен индивидуальный темп обучения, ускоренный или замедленный, и не каждый ребенок способен работать в коллективе. Кроме того, при огромном выборе дополнительной, специальной  литературы, не каждая семья имеет возможность приобрести за достаточно высокую плату пособия, необходимые ученику, или пользоваться Интернетом, но консультация и научение должно обязательно проходить под руководством учителя.

Во-вторых, учащиеся должны научиться конкретизировать, обобщать и систематизировать теоретический материал, проводить необходимое им количество тренингов. Они должны научиться работать с предложенным методическим пособием.

В-третьих, выпускники, методом диагностики, сравнения, сами оценят свои возможности и определят свой будущий образовательный путь.

Основным критерием для разработки кейса для части С  должно стать:

-соответствие содержанию спецификации;

-определение задач в строгой последовательности с кодификатором;

-достаточный уровень осведомленности учащихся;

-наличие у выпускников опыта групповой  работы.

Выявились и ограничения на использование кейс-технологии: она неэффективна в отношении ситуаций, лишенных альтернативных путей решения, отсутствия избыточной информации с целью отбора необходимой; она бесполезна в начале учебного процесса, когда у учащихся не актуализированы знания по теме, так как требует опоры на уже имеющиеся знания и умения учащихся.. Поскольку все эти принципы сохраняются при составлении творческого задания части С. Планируемые результаты кейс-технологии:

-ученик видит весь объем материала, который необходим по данной теме;

-предполагаются задания по отработке только ранее изученного материала;

-даже в случае пропуска занятий учащийся видит неосвоенные им вопросы и может поработать над ними самостоятельно;

-выпускник может планировать время работы над данной темой;

-к концу учебного года накапливается полный набор учебно-методических материалов (кейс), который он может использовать для  повторения и подготовки к аттестации.

-каждый учащийся осваивает теорию, практику, выполняет самостоятельную работу, проходит контроль и видит результат своего труда, хотя этот результат  приходит не сразу, а через определенное время.

Приведем  пример одного из дебрифинговых (консультативно-обобщающего) уроков.

Урок русского языка в 10 классе: «Обучение написанию сочинения части С с использованием кейса».

Цели: учащиеся должны воспроизвести  теоретические сведения по теме, уметь  применить их при написании сочинения; планировать свою деятельность в оптимальном темпе, работая в группах, общаться с товарищами; находить нужную справочную литературу, самостоятельно добывать  знания,

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Этапы работы:

1.    Организационный: распределение учащихся на 4 группы, раздача методических пособий, рабочих листов, сообщение  темы урока, формулирование вместе с учащимися целей урока и  прогнозируемого  результата.

2.    Установочный: задания по группам.

3.    Тренировочный:

·знакомство с необходимыми  теоретическими сведениями   и планом написания сочинения  в справочнике № 3 (ЕГЭ, часть 3), методическом пособии «Заветный 21 балл», в Интернете (через локальную сеть).

·проверка у каждого члена группы знание плана написания  сочинения-рассуждения (результаты отражаются в рабочем листе).

·чтение текста, единого для всех групп  с последующим его анализом, поиск краткой справки об авторе  предложенного текста.

·выбор из предложенных вариантов основных проблем текста.

На экране проецируется  полный исходный текст.

4. Практический.

Каждая группа предлагает свои версии выполненных заданий: 1- примерное вступление; 2- одну проблему и комментарий к ней; 3- определяет авторскую позицию, место её в тексте, цитирует выбранные фразы; 4- выбирает из «Энциклопедии аргументов» (справочник ЕГЭ, часть 3)  возможные аргументы.

5. Аналитический: в рабочей тетради « Подготовка учащихся 11 класса к выполнению третьей части (задания С) теста в формате единого государственного экзамена»  учащиеся читают примерное сочинение, оценивают его, используя «Общие критерии…»

6.Итоговый: обобщение выступлений учащихся, подсчет баллов, поставленных за проверенную работу каждой группой, оценивание работы учащихся.

В качестве домашнего задания ребята должны, пользуясь заполненным ими рабочим листом, написать сочинение по исходному тексту.

Кейс – это не просто правдивое описание, а единый информационный комплекс. В отличие от традиционных методов обучения, кейс-технология ориентирована на научение, а не изучение чего-либо, т.е. она предназначена для развития у школьников умение самостоятельно принимать решения и находить правильные ответы на вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход и креативность со стороны учащихся. Здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. В рамках традиционного метода учитель играет роль наставника, тогда как при применении кейс-технологии он выступает как тьютор. Практически любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс-технологию, имея собственную методику и используя разные формы работы с учащимися, сможет это сделать вполне профессионально. Практика применения этой формы обучения  дает возможность сделать выводы:

-учащиеся работают более активно, целеустремленно;

-повышается стимул к получению  прогнозируемого результата;

-отрабатывается мобильность и оперативность в работе;

-создаются равные условия для каждого;

-выпускники адаптируются в новых  социальных условиях.

Однако следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью преподавателя в образовательном процессе. Как я уже отмечала, наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору традиционных и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении учителем, который просто обязан совершенствовать свою квалификацию. Мы же все помним слова А.В. Луначарского: «И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно учиться».                                  

Библиографический список

1. Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение задания  части 3  (С) / Г.Т. Егораева. – М.: Экзамен, 2013.

2. Шимутина, Е. Кейс-технология в учебном процессе  Народное образование. 2009. - № 2. – с.172-179.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ

Метод кейс-стади – может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-МЕТОД НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ ПО ПМ.03 ПРОИЗВОДСТВО КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ»

Цель данной методической разработки: показать активизацию познавательной  деятельности студентов  через использование интерактивной технологии обучения «кейс-метод» на пра...

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...

Разработка урока по аналитической химии и учебной практике (с использованием элементов кейс технологии) Тема: Аналитические реакции катионов

Урок учебной практики на тему «Аналитические реакции катионов» предусмотрен рабочей программой   ПМ 02. УП.02. разработанный преподавателем Островской Г.Е. и мастером п/о Хасанов...

Методическая разработка практического занятия с использованием кейс-технологии

Методическая разработка практического занятия с использованием кейс-технологии по учебной дисциплине ОП.11  Правовые основы профессиональной деятельности разработана в соответствии с ФГОС СПО, ут...

Методическая разработка урока по МДК 01.01 «Стрижки и укладки волос» с использованием элементов кейс - технологии

Методические разработки открытых уроков по специальным предметам по профессии "Парикмахер"...