МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
методическая разработка на тему
Метод кейс-стади – может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кейс метод | 38.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский технический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ
2015
Метод кейс-стади – может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
- описание реальной проблемной ситуации;
- альтернативность решения проблемной ситуации;
- единая цель и коллективная работа по выработке решения;
- функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
- эмоциональное напряжение учащихся.
Классификация кейсов
По структуре
- Структурированные кейсы (highly structured case) — короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными.
- Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.
- Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.
По размеру
- Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление
- Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию
- Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии
Преимущества и риски метода
1. Кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Учащиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил.
2. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе, — это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, учащиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке учащиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие учащиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.
Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку. Учитель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность детей, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.
Кейс-метод требует подготовленности студентов, наличия у них навыков самостоятельной работы. Неподготовленность студентов, неразвитость их мотивации может привести к поверхностному обсуждению кейса, поэтому кейс-метод на занятиях английского языка рекомендуется применять на старших курсах, т.к. необходим определённый запас знаний по специальности и достаточный уровень владения английским языком. Кроме того, будучи сложным и эффективным методом обучения, кейс-метод не является универсальным и применяется особенно успешно только в сочетании с другими методами обучения иностранным языкам, т.к. сам по себе не закладывает обязательного нормативного знания языка. В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.
Методы интегрированные в кейс-метод | Характеристика его роли в кейс-методе |
Моделирование | Построение модели ситуации |
Системный анализ | Системное представление и анализ ситуации |
Мысленный эксперимент | Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования |
Метод описания | Создание описания ситуации |
Проблемный метод | Представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
Метод классификации | Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации |
Игровые методы | Представление вариантов поведения |
«Мозговая атака» | Генерирование идей относительно ситуации |
Дискуссия | Обмен мнениями по поводу проблемы и путей её решения |
Эффективность использования кейс-метода в изучении иностранного языка:
- Повышает уровень знания иностранного языка в целом. Использование терминов и их понимание более эффективно, чем простое их заучивание, так как требует умения их использовать;
- Развивает творческое мышление, заставляя думать на языке;
- Развивает навыки проведения презентации (умение публично представить свою работу на иностранном языке);
- Учит формулировать различные типы вопросов;
- Развивает умение вести дискуссию, аргументировать ответы, что способствует развитию речи без опоры на готовый текст;
- Совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации;
- Учит работать в команде и вырабатывать коллективное решение;
- Позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов.
Решение кейсов
рекомендуется проводить в 5 этапов:
- Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;
- Второй этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;
- Третий этап – предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
- Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;
- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.
Итак, следует еще раз отметить, что метод кейс-cтади предоставляет студентам отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Примеры кейсов
I Healthy Breakfast
Раздаются карточки с рисунками по теме еда, как с «правильными» продуктами, так и с вредными или опасными для здоровья. Следует классифицировать их по «вредности» для здоровья, аргументировать. Составить свой примерный рацион питания. Оценить степень «вредности» своего рациона. Составить меню «здорового» питания на день.
Вопросы для обсуждения:
1. What do you usually eat for breakfast (lunch, dinner, supper)? What groups (meat, dairy products, cereal, fruits, vegetables, sugars, fats) are the foods from?
2. What do people in Russia usually eat for breakfast (lunch, dinner, supper)?
3. Do you take vitamins pills?
4. What snakes are healthy for children to eat?
5. What is junk food? Give some examples. Do you eat junk food?
6. Why are fresh fruits and vegetables better for you than canned fruits and vegetables?
II. At an International Basketball Match
This is a match between a Japanese college team and a Russian one. The Russian players are taller than the Japanese ones. One of the Russians is taller than all the other players in both teams. The shortest man is in the Japanese team, but he is certainly the quickest.
At first, the Russian team was more successful, but later the Japanese were luckier. They were much better with the ball and much quicker.
Now they are winning 88 to 84, but they seem to be more tired than the Russian players. There’s only 8 minutes left.
Вопросы для обсуждения:
1. Can only tall people play basketball?
2. Are there any good basketball players among your friends?
3. Do you watch basketball matches on TV?
4. Have you ever played basketball?
5. Do you play basketball?
6. If not, do you want to start playing basketball?
Задание:Which team is going to win the match? Give your reasons.
III. At a Pop Music Festival
This is the last concert at a pop music festival. Three singers are leaders: a French singer, an Italian singer and a Swedish singer. The French girl is the youngest at the festival. She’s never taken part in such festivals before, but she is doing very well. She’s definitely a success with the public at the concerts and TV viewers.
The singer from Italy is a bit older but she is prettier and better at dancing. She is the most elegant girl at the festival.
The Swedish singer is older and less beautiful than the other two, but she has got a more pleasant voice, and her songs are the best.
Вопросы для обсуждения:
1. Do you like listening to music?
2. Who is your favourite singer? Why do you like him/her?
3. Have you ever been to a pop concert?
4. If so, when was it? Did you enjoy the concert?
5. Have you ever sung at a school concert?
6. If so, were you a success?
7. Would you like to be a singer? Why?
Задание:
Which of them is going to win? Why? What do you think?
IV. A New House
There are 5 members in the Harrisons family:
Mr. Harrison and Mrs Harrison;
Mrs. Thomson (Mrs. Harrison’s mother);
James Harrison, 16 years old, is still at school, likes loud music;
Angela Harrison, 20 years old, is at university, is quiet and hard-working.
The Harrisons is going to move in.
Задание:
Look at the plan of their new house and decide which of the room is best for the each member of the family. (The plan of the Smiths’ new house and the map of the area are given).
Приводится план дома и прилегающих улиц, сада и т.п.
V. Interview for a Job
Three girls were interviewed for a job as a secretary. Only one or nobody can be chosen by the interviewers. During the interview they answered some questions.
Here some notes the interviewers made while the applicants were asked questions.
Jane Thomson. Age 29. Married. A son and a daughter, 8 and 3 years old. Had 3 years’ experience of work as a secretary. Had to give up the job when her son was born. Has a letter of recommendation from the former job.
Ann Johnson. Age 28. Divorced. No Children. Has a job as a shop assistant in a large department store, but isn’t satisfied with her job for two reasons:
1) finds it difficult to deal with some customers;
2) lives a long way from the department store where she works
Jane Austin. Age 18. Unmarried. No working experience. Very ambitious and persistent. An excellent figure and a pretty face. Could work as a fashion model, but prefers a secretarial job as she dreams to start a business career in the future.
Вопросы для обсуждения:
1. Do you think an interview for a job is a god way to choose the right worker?
2. Have you ever been interviewed for a job? If so, what questions were you asked?
3. If you were a manager, what questions would you asked to job applicants?
4. If you were a manager, would you always prefer an experienced worker to a beginner?
5. If you were an experienced worker, would you like to share your experience with your inexperienced colleagues?
Задание:
Imagine that you are the manager. Which of them will you give the job? Explain your choice. If you aren’t pleased with the results of the interview and none of the girls will be chosen for the job, what qualities are important for an applicant to be given a job?
VI. Visitors from China.
Toyworld is a profitable toy retailer based in Seattle, US, with subsidiaries in over 30 countries.
Toyworld buys its products from suppliers all over the world. Mr. Lee Chung, head of a toy manufacturing firm based in Guandong, China, is going to visit the Toyworld subsidiary in your country. Mr. Chung will be accompanied by his Export Manager, John Wong. The purpose of the visit is to get to know Toyworld’s management better and learn more about the company. He may set up a joint venture with Toyworld if he has confidence in them and consider them to be a suitable partner. This is Mr. Chung and Mr. Wong’s first visit to your company, and to your country. Mr. Lee Chung and Mr. John Wong will arrive at 9.10 a.m. on Monday 20 June and leave on Thursday 23 June.
Вопросы для обсуждения:
3. What arrangements should be made for meals?
4. When will the business meeting take place?
5. What topics would be suitable for discussion at meals?
6. How will the visitors be entertained? Trips? Special events?
7. What gifts would be suitable? When and how should they be given?
8. Should there be local press and television coverage?
9. Is it necessary to provide an interpreter?
10. Any other ideas to develop a good relationship?
Задания:
Task 1. You are members of the planning committee for Mr. Chung’s visit. Read the
documents. Then plan a draft programme in small groups. After that, compare your ideas with the rest of the class and produce the final programme.
Task 2. When you prepare the draft programme, please schedule a meeting (morning or afternoon) during which we can discuss our business plans with Mr. Chung and Mr. Wong. Also, make sure that our visitors have opportunities to meet our staff and gain a complete understanding of our business.
Task 3. The visitors will expect to have some basic information about Toyworld and to be offered activities which give them an understanding of the company. Please, also arrange some social and cultural activities during their stay. Above all, we don’t want to make any cultural mistakes during the visit. We want Mr. Chung and Mr. Wong to leave with an excellent impression of our company and the way we treat foreign visitors.
Key questions for the planning committee:
1. Where will the visitors stay?
2. Who will meet them? What transport will be used?
Writing:
As Marketing Director at Toyworld, send an e-mail to Mr. Chung with details of the programme for his visit. The tone of the e-mail should be friendly and show that you and your colleagues are looking forward to meeting him soon.
To… Manager, Public Relations
From… Chief executive
Subject: Mr Lee Chung’s visit Date: 2 July
Литература:
1. Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б. Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FLT:современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. №5. С. 95-100.
2. Долгоруков А.М. Сase stady как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44
3. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж. – 1997. – № 10-11. – С. 177-189.
4. Колесник Н П Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике /Методические рекомендации – в 2-х частях /41 – СПб НП «Стратегия будущего», 2006 198 с – 13,25 п л ,
6. http://caseportal.ucoz.ru/index/primery_reshenija_kejsov/0-7
7. http://mcstudy.blogspot.ru/2009_08_02_archive.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Здоровьесберегающие технологии в колледже и семье»
Цель разработки:показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни студентов в процессе учебной деятельности....
Методическая разработка по теме: «Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа»
Методическая разработка...
Методическая разработка по иностранному языку для преподавателя на тему: «Мой любимый герой - Альфред Нобель».
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия для преподавателя по теме: «Мой любимый герой – Альфред Нобель» в соответствии с рабочей программой ...
Методическая разработка по иностранному языку для преподавателя на тему: «Физические явления».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия для преподавателя по теме: «Физические явления» в соответствии с рабочей програ...
Методическая разработка: "Обучение иностранному языку с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО"
Роль иностранного языка в современном мире. Особенности преподавания английского языка в СПО...
Методическая разработка урока иностранного языка на тему: "Олимпиада Worldskills International"
Материал разработки может быть использован при подготовке к уроку по теме: "Конкурсы профессионального мастерства"...
Методическая разработка урока иностранного языка на тему: "Выхлопная система автомобиля"
Материал разработки может быть использован при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям....