Курсовая работа:Творческие способности детей школьного возраста
материал на тему
Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки их философского осмысленияможно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.
Психологическим изучением способностей намного позже стали заниматься такие ученые как Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались не только сущностью способностей, их обусловленностью биологическими и социальнымифакторами, но и проблемамиобщихи специальных способностей, хотя проблемаразвития способностей еще не имелатакой социальной значимости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 68.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯРОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Курсовая работа
по психологии и педагогике
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Безус Оксана,
Студентка 4 курса специальности 050139
художественно графического отделения.
Руководитель: Беляевская О.В.
преподаватель высшей ,
квалификационной категории
г. Каменск-шхтинский
2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………3
Глава I. Проблема изучения способностей в психологии
1.1. Понятие способностей………………………………………….4
1.2. Природа и факторы развития способностей…………………..10
1.3. Понятие творчества и творческих способностей……………..16
Глава II. Из опыта практической деятельности учителя изобразительного искусства по развитию творческих способностей школьников.
2.1. Педагогический опыт учителя изобразительного искусства
по развитию творческих способностей детей………………….19
2.2. Содержание и результаты опытно - экспериментального
исследования………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………...25
Литература…………………………………………………………27
Приложение…………………………………………………….....28
ВВЕДЕНИЕ.
Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки их философского осмысленияможно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.
Психологическим изучением способностей намного позже стали заниматься такие ученые как Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались не только сущностью способностей, их обусловленностью биологическими и социальнымифакторами, но и проблемамиобщихи специальных способностей, хотя проблемаразвития способностей еще не имелатакой социальной значимости.
Объектом исследования: выступает деятельность учителя изобразительного искусства по развитию творческих способностей школьников.
Предметом исследования: являются условия и факторы успешной деятельности учителя по развитию творческих способностей детей школьного возраста.
Тема курсовой работы: Творческие способности детей школьного возраста.
Цель данной работы: изучить творческие способности детей школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
1.Дать понятие способностей, природных задатков;
2.Описать различные классификации видов способностей
3.Познакомиться с опытом работы учителя по развитию творческих
способностей
4.Провести диагностику творческих способностей учащихся
5.Разработать рекомендацию учителю ИЗО по развитию творческих
способностей школьников
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Понятие способностей
Способности изучают различные науки – философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология.
Несмотря на это, термин «способности» многимипсихологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные варианты существующих в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось, и было принято в психологии XVIII-XIX вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В российскойпсихологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известныйученый Б. М. Теплов. Он выделилтри основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
На основании вышеизложенного приходим к выводу, что способности — это психофизиологические свойства человека, от которых зависит динамика приобретения знаний, умений и навыков и успешность выполнения определенной деятельности.[3, с.246]
К способностям относятся, например, музыкальный слух и чувство ритма, необходимые для успешных занятий музыкой; конструктивное воображение, необходимое для выполнения деятельности конструктора, инженера; быстрота двигательных реакций, необходимая при занятиях некоторыми видами спорта; (тонкость цветоразличения — для художника-живописца). Наряду с индивидуальными особенностями психических процессов (ощущений и восприятий, памяти, мышления, воображения) способностями являются и более сложные индивидуально-психологические особенности. Они формируются, на базе тех или иных особенностей психических процессов, но включают и эмоционально-болевые моменты, элементы отношения, имеют личностную окраску (например, математическая направленностьума как тенденция вычленять математические отношения при восприятии, видеть мир «математическими глазами»).
Кроме этого необходимо усвоить, что хотя способности и включают в себя определенные знания и навыки, но отнюдь не сводятся к ним. Хотяв повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляются.
Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований.
Различие в требованиях, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.
В отечественной и зарубежной психологии имеются разные толкования видов и структуры способностей, но наиболее общепринятыми считаются выделение способностей по видам деятельности. Например, существуют способности к приобретению знаний, музыкальные, математические, литературные, артистические, инженерные, организаторские и множество других способностей.
Другой подход к структуре способностей выявляет два их вида с точки зрения развития: потенциальные и актуальные. Потенциальные - это возможности развития индивида, проявляющие себя каждый раз, когда перед ним возникают новые задачи, требующие решения. Однако развитие индивида зависит не только от его психологических свойств, но и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы или не реализованы эти потенции. В таком случае говорят об актуальных способностях.
Это объясняется тем, что далеко не каждый может реализовать свои потенциальные способности в соответствии со своей психологической природой, для этого может не иметься объективных условий и возможностей. Таким образом, можно заключить, что актуальные способности составляют только часть потенциальных.
Наиболее общуюклассификацию способностей выделяет Маклаков: общие и специальные.
Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаямость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.
Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические [8, с.535]
В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых эта деятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л.Рубинштейн, ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкой зрения определенная способность всегда представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
Помимо разделения способностей на общие и специальные, В.А. Крутецкий разделяет способности на теоретические и практические. Теоретические и практические способности отличаются друг от друга тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям. В отличие от общих и специальных способностей теоретические, и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладает или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко, в основном у одаренных, разносторонне развитых людей [11, с 245].
Существует также деление на учебные и творческие способности, предлагаемое А.Г. Маклаковым. Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения. Усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют, возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным. Развитие возможно лишь тогда, когда люди в состоянии усвоить всю сумму знаний, накопленных предшествующими поколениями. Поэтому некоторые авторы считают, что учебные способности - это, прежде всего, общие способности, а творческие - специальные, определяющие успех творчества [8,с 537].
Помимо разграничения на общие и специальные, учебные и творческие и т.п.,способности также делят по уровню их развития на одаренность, мастерство, талант и гениальность. Одаренных людей очень много. Можно сказать даже, что людей, не имеющих возможности проявить свою одаренность ни к чему на свете, нет вообще (если только данный человек не страдает серьезным психическим расстройством). Все дело в том, как помочь ему найти свое призвание. Талантливых же людей, т.е. достигающих особенно высокого уровня развития способностей, значительно меньше. Ну, а гении встречаются исключительно редко [2, с 456].
Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области. Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.
Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.
Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности. Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.
Высокую степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, сопровождающихся достижениями наиболее высоких результатов, называют талантом. Талант человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве, всегда отражает определенные общественные запросы. Развитие талантов решающим образом зависит от общественно-исторических условий. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, не только в области науки или искусства. Поэтому талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий. Как правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант - это труд, умноженный на терпение, талант - это склонность к бесконечному труду. Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия дляполноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом
Гениальность - это высшая степень одаренности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Так, мы говорим о гениальности Моцарта в музыке, Ч. Дарвина в естествознании, М. В. Ломоносова в физике и механике, Д. И. Менделеева в химии и т. д. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.
1.2. Природа и факторы развития способностей.
Прежде чем говорить о природе способностей, необходимо ознакомится с понятием задатков, т.к. они являются природными предпосылками способностей.
А.П.Рудик понимает под задатками врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей. Для способностей преимущественно в двигательной деятельности такими задатками могут быть особенности лабильности нервно-мышечной системы, для интеллектуальных способностей - подвижность нервной системы, хорошее кровоснабжение мозга и т.п. К задаткам могут относится некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которой зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и др. [13, с 132].
Задатки создают предпосылки для развития способностей, служат для них основой, но совершенно не однозначны им и не определяют их развития «автоматически». Способности не заключены в задатках. Задаток не потенциальная способность (а способность - не задаток в развитии), так как анатомо-физиологическая особенность ни при каких условиях не может развиваться в психическую особенность. Следует учитывать также, что природные предпосылки сами по себе являются продуктом исторического развития. То, что запечатлевается в нервной системе и что передается от поколения к поколению в виде определенных задатков, является тоже результатом длительного филогенетического развития.
Существенной характеристикой задатков является их многозначность, поскольку на основе одних и тех же задатков (например, хорошее цветоразличение) могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью (могут развиваться способности художника, а могут и способности контролера).
Будучи многозначными, задатки могут быть более или менее общими. Более общими являются задатки, обусловленные общим типом нервной системы. Но кроме общих свойств нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) имеются и парциальные свойства, характеризующие особенности деятельности отдельных анализаторных систем. Эти задатки, вероятно, и связаны с различиями в слуховой, зрительной, обонятельной, вкусовой чувствительности у разных людей. Они имеют прямое отношение к специальным способностям.
Задатки проявляются в легкой восприимчивости и запечатлеваемости того материала, который привлекает, и, главное, в умении конструировать новое, чтоособенно характерно для большого дарования.
Учитывая все выше сказанное о задатках, невольно возникает вопрос: Являются лиспособностиврожденными или они социально обусловлены?
Одна из распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Эта теорияосновывается на положении о врожденном характереспособностей и обусловленности их биологической природой. При этом говорится о неких «абсолютных знаниях», «врожденных идеях» (Платон), которые изначально в разной степени заложены в человеке и которые он в процессе развития как бы «вспоминает» и осуществляет в своей деятельности. Эти «абсолютные знания» как бы заранее устанавливают предел в развитии способностей у людей разных сословий. Так, по этой теории, люди «низших» сословий не имеют от рождения таких задатков, которые бы в дальнейшем предрасполагали к умственной деятельности.
Современные психологи, придерживающиеэтой точки зрения, утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от характеристик. Социальный фактор в этомслучае играеттолько роль катализатора, т.е. изменяет скорость проявления способностей.
В качестве доказательства данной точки зрения используются факты индивидуальных различий, отмечающиеся в детском возрасте, когда воздействие обучения и воспитания, казалось бы, еще не могло быть определяющим. Так, например, музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна - в четыре Талант в живописи и в скульптуре проявляется несколько позднее: у Рафаэля - в восемь лет, у Ван Дейка - в десять.
Своеобразным развитием концепции наследования способностей является предположение о связи способностей человека с массой его мозга. Как известно, мозг взрослого человека весит в среднем около 1400 г Определение массы мозга выдающихся людей показало, что их мозг несколько больше средней величины. Так, масса мозга И. С. Тургенева составляет 2012 г, мозга Д. Байрона - 1800 г и т д. Однако впоследствии это предположение оказалось несостоятельным, поскольку можно привести не меньше примеров знаменитостей, мозг которых был меньше средней величины. Например, у известного химика Ю. Либиха мозг весил 1362 г, а у писателя А. Франса - 1017 г. Более того, оказалось, что самый большой и тяжелый мозг - более 3000 г - оказался у умственно отсталого человека.
С идеей наследования способностей связано и учение Франца Галя, получившее названиефренология. Френологи пытались проследить зависимость психических особенностей человека от наружной формы черепа. Основная идея базировались на том, что кора головного мозга состоит из ряда центров, в каждом из которых локализована определенная способность человека. Степень развития этих способностей находится в прямой зависимости от величины соответствующих частей мозга. На основе специальных измерений была составлена френологическая карта, где поверхность черепа разбивалась на 27 участков, каждый из которых соответствовал определенной индивидуальной особенности. Среди них выделялись «шишки способностей» к музыке, поэзии, живописи; «бугры» честолюбия, скупости, храбрости и т.д. Однако этот подход оказался несостоятельным. Многочисленные вскрытия показали, что череп вовсе не повторяет форму коры головного мозга, поэтому определение по шишкам и впадинам черепа умственных и нравственных особенностей человека антинаучно и беспочвенно [4, с 110].
Широкую известность получили работы Фрэнсиса Гальтона, который объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч. Дарвина. Анализируя биографии выдающихся деятелей, Гальтон пришел к выводу, что совершенствование человеческой природы возможно лишь путем выведения на ocнове законов наследственности расы особо одаренных, умственно физически развитых людей. Продолжая линию Гальтона, в XX в. Коте определял степень одаренности известных людей по количеству строк, отведенных им в энциклопедическом словаре, и выделил около 400 человек, чьи высокие способности прослеживаются в нескольких поколениях.
Следует отметить, что данные утверждения не лишены оснований. Особенно впечатляет история семьи немецких музыкантов Бахов. Впервые большие музыкальные способности в ней проявились в 1550 г. Родоначальником семьи был булочник В. Бах, который, как отмечал Т. Рибо в своем труде «Наследственность душевных свойств», отводил душу после работы музыкой и пением. У него было два сына, с них-то и начинается непрерывный ряд музыкантов, известных в Германии на протяжении двух веков. В семье Бахов было около 60 музыкантов, из них более 20 выдающихся.
Установлено также, что прабабушка Л. Н. Толстого - Ольга Трубецкая, и прабабушка А. С. Пушкина - Евдокия Трубецкая, были родными сестрами. Пять крупнейших представителей немецкой культуры - поэты Шиллер и Гёльдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк состояли в родстве: у них был общий предок - Иоганн Кант, живший в XV в.[3, с 128].
В пользу наследственной природы способностей также свидетельствуют многочисленные династии артистов, художников, моряков, врачей, педагогов. Однако, скорее всего, в большинстве случаев следует говорить не только о биологической, но и о социальной наследственности. Ребенок идет по стопам родителей не только из-за наследственной предопределенности, но и потому, что с детства узнал и полюбил их профессию. Поэтому в отечественной психологической науке принято считать концепцию наследственного характера способностей весьма интересной, но не объясняющей все факты проявления способностей.
Учитывая несостоятельность выше изложенной концепции, я придерживаюсь той точки зрения, что развитие способностей зависит от социального фактора, т.е. окружающей среды. Поэтому рассмотрим другую теорию, гдепридерживаются мнения о том, чторазвитие способностей целиком определяются качеством воспитания и обучения. Так, еще в XVIII в. К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. В рамках этого же подхода говорят о случаях социальной изоляции, ведущих к дефициту общения, в частности о так называемых «детях - маугли». Эти случаи являются доказательством невозможности собственно человеческого развития вне общества.
К менее точным, но достаточно впечатляющим случаям можно отнести результаты деятельности выдающихся педагогов. Известно много случаев, когда в различных областях деятельности (науки, искусства и т. п.) вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по своей численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения простых законов статистики.
По мнению П.А. Рудика, социальная среда может оказывать влияние на развитие способностей человека только черезактивную деятельностьсамого человека: только в том случае, если человек проявляет себя активно в социальной среде, в зависимости от характера своей активности он и разовьет соответствующие этой среде способности [13, с 135].
Конечным выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь данного взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются, прежде всего, той программой интеллектуальной деятельности, которая была сформирована у человека в детстве. В соответствии со своей программой одни люди решают творческие задачи, а другие в состоянии выполнять только то, чему их научили. В настоящее время приверженцы этой концепции в США создают специальные центры «выращивания» одаренных детей. Так, в Филадельфийском институте наилучшего использования человеческого потенциала занятия по умственному развитию детей начинают с четырех-пяти лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать».
В свою очередь, жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют о том, что нельзя отрицать наличие природных предпосылок способностей. Не признавая врожденности способностей, отечественная психология не отрицает врожденности задатков и особенностей строения мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения определенной деятельности.
Таким образом, наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Проявление и развитиеспособностей в первую очередь зависит от многих социальных условий. К их числу следует отнести особенности воспитания, потребность общества в той или иной деятельности, особенности системы образования и др.
1.3. Понятие творчества и творческих способностей.
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью В.Н. Дружинин понимает такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления,приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности [4, с 128].
Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.
Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические -развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
ГЛАВА II.ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Из опыта практической деятельности учителя изобразительного
искусства по развитию творческих способностей.
В практической части моей работы мы представляем опыт учителя изобразительного искусства муниципального образовательного учреждения средней школы №31 г. Новошахтинска Ивашиненко Кристины Дмитриевны ,который в 2011 году она опубликовала в журнале «Начальная школа». Кристина Дмитриевна- учитель высшей категории с 20 летним опытом преподавательской деятельности в школе.
Нами были рассмотрены приёмы и виды деятельности по развитию творческих способностей, используемые учителем на уроках изобразительного искусства и МХК. Перед тем как использовать их, Кристина Дмитриевна устанавливает психологически комфортную обстановку на уроках. Во время урока, считает педагог, необходимо сочетать и чередовать разные виды деятельности ,развивающие творческие способности школьников. Игровые формы на уроках, способствующие развитию способностей, обеспечивают их уверенность в себе, стимулируют активность.
Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться. А нельзя ли совместить приятное с полезным? Оказывается, можно. Самый доступный способ — рисование. Его ребенок воспринимает как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые. Ребенок в воображении поднимается до их уровня, начинает представлять, будто занят настоящим, нужным обществу делом.
Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее по сравнению со сверстником - неумехой. Если его самостийное творчество ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным. Опытный педагог не только учит ребенка правильно отображать окружающую действительность, но и ненавязчиво, как бы походя расширяет ему кругозор, внушает морально-этические нормы. А уж говорить о том, что уроки изобразительного искусства облегчают ребенку постижение школьных премудростей, например, математики (развивают пространственное воображение, абстрактное мышление), и совсем не стоит: это очевидно.
По убеждению Кристины Дмитриевны, нет людей бесталанных - есть те, кто не сумел проявить природный талант. Помочь ребенку обнаружить свои способности - задача учителя.
В жизнь детей в школе включены разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и подвижные. Все они доставляют детям радость. Игра и изобразительная деятельность имеют много общего. Оба вида деятельности основываются на тех впечатлениях, которые дети получают из окружающей жизни и в процессе жизнедеятельности в школе и дома. Поэтому так важна взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой. Благодаря связи с игрой изобразительная деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает личностно значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ее более высокую эффективность, результат получается более высоким, так как ребенок не просто рисует, лепит, а передает в изображениях образы игры, создает новые игры (дидактические, настольно-печатные).
Педагог, прежде всего, должен продумать возможность применения игровых приемов на занятиях, создание игровых ситуаций, в которых дети принимают на себя роль тех или иных персонажей и действуют так, как действовали бы герои.
Например, дети становятся художниками и рисуют картины, выполняют роль народных мастеров и расписывают посуду, игрушки, части одежды и т.п. Игровые приемы обучения можно использовать на занятиях во всех возрастных группах (дают положительные результаты).
Дети живо и заинтересованно воспринимают предложение нарисовать, вырезать и наклеить веселого Петрушку, если к ним обращается игрушечный Петрушка и просит нарисовать или вырезать ему друзей. Рассматривая готовые изображения, забавный персонаж «разговаривает» с ребятами, объясняя им, каких Петрушек они изобразили: «Этот Петрушка веселый, он танцует, а этот забавный, у него такой широкий костюм, а этот Петрушка очень красивый. Петрушка в сине- желтом костюме немного грустный» и т.п.
Применение игровых технологий на уроках ИЗО захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанным отношением к изобразительной деятельности. При этом создаются условия для содержательного общения детей с педагогами и друг с другом. Дети вместе с учителем обсуждают композицию работы; учатся договариваться, доброжелательно оценивать вклад каждого в общее дело, оказывать помощь; приобретают навыки сотрудничества. Вместе с тем каждый ребенок выполняет посильное и интересное для него изображение.
Изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеит игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп. Изображать своих любимых мишек, кукол, зайчат, ребенок переживает те же добрые радостные чувства, что и при игре с ними. А это в свою очередь вызывает стремление лучше изобразить любимцев. Таким образом, весь творчески процесс приобретает эмоционально- положительную окраску.
На занятиях дети могут изготовить елочные игрушки в подарок малышам, при этом у них возникает желание быть внимательными к малышам, заботиться о них. Создавая игрушки для украшения елки в своем классе, дети ощущают причастность к общему делу, испытывают радость от того, что сами украсили свой «дом». Осознать это помогает и оценка учителем их вклада в общую работу.
Важное место в жизни ребенка занимает сюжетно-ролевая игра, поэтому связь детского изобразительного творчества с играми этого вида имеет особое значение для воспитания, служит средством обогащения и развития этих видов деятельности. Эта связь должна быть разносторонней: дети могут создавать предметы для игры и отражать сюжеты игры в аппликации, рисунках, лепке.
Освоение детьми разнообразных способов изображения, новых материалов позволяет им передавать впечатления от игр. Отражение в рисунках содержания сюжетно-ролевых игр является ценным в воспитательном отношении моментом: обогащает содержание игр и изобразительной деятельности, углубляет познание жизни, закрепляет положительное отношение ребенка к ее событиям и явлениям.
Изображать ход игры, игровые образы детям значительно интереснее, чем просто рисовать, вырезать иди наклеивать что-либо. Пережитое в игре окрашивает художественную деятельность ребенка положительными эмоциями: своим рисунком, лепкой, аппликацией он рассказывает, во что и как играл. Дети стараются отразить своиигры в рисунках полнее и разнообразнее, а задача учителя - помочь им в этом, предлагая вспомнить наиболее интересные и легкие для передачи эпизоды. Знание наиболее распространенных в группе игр, наблюдения за играющими подопечными, обогащение содержания игр, атрибутов позволят педагогу влиять на развитие изображаемого сюжета.
Рисунки детей по сюжету одной игры редко повторяют друг друга, ведь каждый передает свои впечатления об игре, личные переживания и собственное отношение к изображаемому.
Игры-драматизации строятся по мотивам литературных произведений и требуют, чтобы у детей были сформированы ясные представления об образах героев, а также умение передавать в игре характеры, действия и поступки персонажей. Для игр-драматизаций дети многое могут изготовить сами: декорации или их части, детали костюмов, маски. Так, на занятии по рисованию или аппликации дети могут все вместе или подгруппами выполнить декорации и детали костюмов к сказке «Кошкин дом».
При отборе тем занятий по мотивам игр-драматизаций нужно варьировать и виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), и способы предложения темы: то его по-своему, то предлагать ребятам самостоятельно выбирать эпизод сказки и материал для работы.
В процессе подготовки и проведения игр - драматизаций, как правило, участвует весь класс: одни - как действующие лица, другие - как: художники, готовящие декорации, костюмы, маски, третьи - как зрители. А потом на занятии по изобразительной деятельности дети отражают содержание игры, их объединяют общие переживания, заинтересованность, радость.
Благодаря активному формированию мыслительных операций анализа, сравнения, уподобления, синтеза развиваются также когнитивные структуры мозга. И чем больше свойств предметов и явлении выделяет ребенок, тем активнее идет процесс развития мышления и когнитивных структур.
Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства очень полезно не только для уточнения, углубления и закрепления представлений о предметах и их свойствах, но и для развития творческого воображения школьников.
2.2.Содержание и результаты опытно – экспериментального исследования.
В период прохождения преддипломной практики в МБОУ СОШ № 31г.Новошахтинска Ростовской области, мы провели опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей и развитию творческого воображения .В эксперименте приняли участие учащиеся 7 и 4 классов,
Диагностика особенностей развития творческого воображения школьников проводилась во второй учебной четверти, т.е. учащиеся уже адаптировались к школе, и диагностика процессов стала возможной.
Методика которую мы применяли, использовалась нами с целью решения следующих задач: выяснить, на каком уровне находятся процессы развития творческих способностей у ребёнка и его личностное развитие; выявить имеющиеся у него задатки и способности.
Мной проводилось обследование каждого ребёнка и применены приёмы выявления не вербального воображения компонентов творческого воображения. Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.
Применив данную психодиагностическую методику, благодаря которой учитель повышал уровень творческого воображения у школьников по результатам опытно-экспериментального исследования можно сделать вывод что данная методика является эффективной.
Результаты исследования невербального воображения
учащихся 7 , 4 классов МБОУ СОШ № 31 г.Новошахтинска Ростовской области
Показатели проведённого исследования | ||||
Испытуемые : | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Сред. значение |
7 класс | 14 | 24 | 18 | 56 |
4 класс | 9 | 21 | 14 | 44 |
Заключение.
Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею .
Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
Все средства творчества показывают проявление преобразующей силы воображения. А все основные формы творческого преобразования мира, которыми пользуется искусство, в конечном счете, отражают те преобразования, которыми пользуется воображение.
В практической части нашей работы мы представили опыт учителя
Изобразительного искусства МОУ СОШ №31 г. Новошахтинск Кристины Дмитриевны Ивашиненко, по развитию творческих способностей детей школьного возраста, на примере уроков изобразительного искусства.
Опыт работы учителя и результаты его применения убедили нас в том, Применение игровых технологий на уроках изобразительного искусства очень полезно не только для уточнения, углубления и закрепления представлений о предметах и их свойствах, но и для развития творческого воображения школьников.
Кроме того, мы представили содержание и результаты собственной опытно - экспериментальной работы по выявлению развития творческих способностей у детей школьного возраста у также на базе МОУ СОШ №31 г. Новошахтинск в 7 и 4 классах.
Таким образом, основные цели и задачи, поставленные нами в начале работы, были реализованы, а так же доказать эффективность методики учителя изобразительного искусства на примере опытно - экспериментального исследования.
Работа над курсовой помогла мне понять как, и под каким влияние развиваются творческие способности у учащихся. Думаю, что это мне поможет в дальнейшей педагогической деятельности
ЛИТЕРАТУРА
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 320с.
2 . Введение в психологию / Под общ. ред. проф. Петровского. – М.: Академия, 1997. – 496с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336с.
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.– 368 с.
5 . Коломинский Я.Л. Человек: Психология – Минск, Унiверсiтэцкае, 1998
6 . Лейтес Н.С.Умственные способности и возраст. – М., Педагогика, 1971.–280 с.
7 . Лук А.Н. Психология творчества. – М.,Наука, 1978. - 125 с.
8 . Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.
9 . Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376с.
10. Психология. Учеб. Для ин-тов физич. культ./ Под ред. П.А. Рудика. – М., Физкультура и спорт, 1974. – 512 с.
11 . Психология. Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ. / Под ред. проф. В.А. Крутецкого. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М., Просвещение, 1974. – 304с.
12. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб., Питер, 2001. – 656с.
13. Рудик П.А. Психология. Учебн. для учащихся техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 239с.
14. Шадриков В.Д. Способности человека. – М., Институт практической психологии, 1997. – 288с.
Приложение 1
Методика «Невербальное воображение»
Цель работы: изучение индивидуальных особенностей невербальных компонентов творческого воображения.
Экспериментальный материал: бланк с 20 кругами (диаметр каждого - 3 см); секундомер.
Описание методики: Испытуемому предлагается бланк с кругами и дается задание нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу.
Инструкция: "На бланке нарисовано 20 кругов. Ваша задача состоит в том, чтобы нарисовать как можно больше предметов или явлений, используя круги как основу. Рисовать можно как вне, так и внутри круга, использовать один, два и более кругов для одного рисунка. Под каждым кругом подпишите что нарисовано. Рисуйте слева направо. На выполнение задания дается 5 минут. Не забывайте, что результаты Вашей работы будут оцениваться по степени оригинальности рисунков".
Обработка результатов.
Для обработки результатов теста используются три показателя: скорость, гибкость и оригинальность творческого воображения.
Для определения скорости подсчитывается общее количество рисунков.
Для определения гибкости рисунки группируются следующим образом:
а) рисунки, изображающие природу, те предметы, вещи, явления, которые существуют без вмешательства человека ("Природа");
б) предметы, которые человек изготавливает и использует в хозяйстве, т.е. предметы быта, домоводства ("Быт");
в) предметы, используемые в научно-технической деятельности ("Наука и техника");
г) предметы, используемые в спортивных занятиях ("Спорт");
д) предметы, которые не имеют практической ценности, используются для украшения (сюда же относятся рисунки, которые невозможно идентифицировать).
Все рисунки испытуемого распределяются по указанным группам, затем подсчитывается количество переходов между группами. Это и является показателем гибкости образного мышления и воображения.
Анализ рисунков по тематике дает представление о насыщенности памяти образами и понятиями из тех или иных областей, а также о степени легкости актуализации различных образов.
За оригинальные можно принять только те рисунки, которые встречаются в группе 1 - 2 раза. Оригинальные рисунки можно разделить на 3 группы:
а) воплощающие образы редко встречающихся и редко вспоминающихся предметов и явлений (морской еж, извержение вулкана, щит римского воина, следы снежного человека);
б) несуществующие предметы и явления (жилой дом на другой планете);
в) редко актуализирующиеся вне познавательной деятельности понятия, образы, зрительные представления (ядра атомов, микроб под микроскопом).
Качественный анализ позволяет дифференцировать все оригинальные рисунки на несколько групп:
1) по степени самостоятельности:
- репродуктивные, передающие существующие, известные образы:
- конструктивные (творческие), передающие необычные или несуществующие образы;
2) по степени обобщенности:
- конкретные рисунки, изображающие предметы;
- обобщающие ряд зрительных представлений и образов; служащие символом какого-то абстрактного понятия (гранит науки, колесо истории, злость, смерть, печаль);
3) по степени эмоциональности:
- нейтральные (фонтан, Эйфелева башня);
- эмоционально окрашенные, юмористические ("Я дарю вам солнце", "Автобус в час "пик").
Интерпретация результатов.
Конкретные рисунки говорят, в основном, о богатстве образов памяти, сформированности умения быстро актуализировать в кратковременной памяти образы редко встречающихся предметов или явлений.
Обобщающие рисунки являются результатом оперирования более сложными образами, синтезирующими данные чувственного и абстрактного отражения действительности.
Конструктивные (творческие) рисунки являются результатом работы фантазии, воображения. Именно эти рисунки можно считать проявлением оригинальности как качества мыслительной деятельности, творческой активности в процессе выполнения задания.
Приложение 2
Протокол № 1
Исследование невербального воображения учащихся 7класса МБОУ СОШ № 31 г.Новошахтинска Ростовской области
Дата проведения исследования: 19.02.14 г.
Исследование проводил: Безус О.С
Испытуемые | Беглость | Гибкость | Оригинальность |
1.Рукавицин А. | 20 балов | 7 балов | - |
2.Сорокина Л. | 16 балов | 9 балов | - |
3.Смирнов Е . | 20 балов | 9 балов | - |
4.Калабухов О. | 10 балов | 6 балов | - |
5.Науменко С. | 10 балов | 8 балов | - |
6.Кривочкин Д . | 10 балов | 8 балов | - |
7.Иванько Б. | 12 балов | 7 балов | - |
8.Носова А. | 13 балов | 8 балов | - |
9.Мишин С . | 10 балов | 6 балов | - |
10.Бойко И. | 9 балов | 6 балов | - |
11.Игнатов Д . | 14 балов | 7 балов | 5 балов |
12.Баранников В . | 13 балов | 8 балов | 10 балов |
13.Клевцова Т. | 16 балов | 8 балов | 20 балов |
14.Корнеева А. | 16 балов | 10 балов | 5 балов |
15.Крестина Д. | 9 балов | 7 балов | 5 балов |
16.Макарова Д. | 20 балов | 11 балов | 10 балов |
Среднее значение: | 14 | 24 | 18 |
Протокол № 2
Исследование невербального воображения учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 31 г.Новошахтинска Ростовской области
Дата проведения исследования: 20.02.14 г.
Исследование проводил: Безус О.С
Испытуемые | Беглость | Гибкость | Оригинальность |
1.Иванько О. | 15 балов | 10 балов | 5 балов |
2.Леонов Д. | 9 балов | 6 балов | - |
3.Петров В. | 11 балов | 8 балов | - |
4.Попов С. | 5 балов | 4 балов | - |
5.Пучкова М. | 13 балов | 9 балов | 5 балов |
6.Мишин К. | 6 балов | 5 балов | 5 балов |
7.Секрий С. | 8 балов | 7 балов | 5 балов |
8.Чечелев Ж | 5 балов | 5 балов | - |
9.Тишина Л. | 7 балов | 5 балов | 5 балов |
10.Любавкина Н | 9 балов | 8 балов | - |
11.Панченко Е. | 9 балов | 7 балов | - |
Среднее значение: | 9 | 21 | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы эмоционального неблагополучия детей школьного возраста.
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей....
Проблема вокально – хорового воспитания детей школьного возраста в современной музыкальной педагогике.
методика Огороднова и Емельянова...
Необходимость развития каллиграфического письма у детей школьного возраста
Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. Для...
Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...
"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"
Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....
Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие».
Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие»....
Статья "ТИМ-моделирование среди детей школьного возраста"
Направление "технология информационного моделирования" активнго развивается в нашей стране, эту тему изучают уже состоявшиеся специалисты, преподают в университетах, но что для школьного воз...