Доклад "Реализация принципов обучения на уроках спецдисциплин"
методическая разработка на тему
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМА: «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ СПЕЦДИСЦИПЛИН».
Подготовила:
Преподаватель спецдисциплин Белякова В.С.
Г. Лиски
2015 г.
При изучении любой темы важно в простых вопросах реализовывать принципы обучения. Принципы обучения позволяют изучать материал с пониманием и глубиной. Основные принципы обучения:
- принцип научности;
- принцип доступности и посильности в обучении;
- принцип прочности и глубины и осознанности знаний;
- принцип проблемности в обучении;
- принцип единства теории с практикой;
- принцип наглядности;
- принцип единства индивидуальных и коллективных форм учебно-производственной деятельности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип инвариантности;
- принцип экономического расчёта;
- принцип самоорганизации и самоконтроля.
Кратко опишем эти принципы с описанием применения на уроках специдисциплин, при изучении модулей и формировании профессиональных и общих компетенций.
Принцип научности – в его основе положены достоверные факты и их научное обоснование. Этот принцип фактически реализован в учебных планах, программах и учебных пособиях. Преподаватель должен строго следить за научной достоверностью и аргументированностью сообщаемых учащимся фактов, понятий и определений. Принцип научности требует также, чтобы при изложении спорных, дискуссионных сведений преподаватель указывает учащимся проблемный характер определённого положения, факта, сообщения. Всё это помогает учащимся понять сущность изучаемых процессов и явлений.
Например, при изучении темы: «Пастеризация молока» преподаватель объясняет открытие Луи Пастера, приводит примеры использования этого открытия в молочной промышленности.
Принцип доступности и посильности в обучении – находит своё отражение в дифференцированном подходе к учащимся в процессе обучения, т.е. в знании и учёте преподавателем спецдисциплин индивидуальных и возрастных особенностей, а также в умении учитывать уровень развития, степень развития имеющихся у них профессиональных навыков и умений. Здесь в первую очередь имеется в виду умение преподавателем спецдисциплин не нивелировать всех учащихся, а осуществлять дифференцированный подход к ним с учётом трех основных подгрупп: основной состав учащихся, слабо занимающиеся и учащиеся, проявляющие повышенный интерес.
На уроках специдисциплин преподаватель использует разработанные тесты, задания и вопросы по уровням. Карточки-задания также разрабатываются по уровням, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. При самостоятельной работе учащимся выдаются карточки-задания, где учащимся предлагаются разноуровневые задания и как, следствие, различное оценивание выполненной работы. Учащейся изучает задание и решает, какое задание ему посильно.
Принцип прочности и глубины и осознанности знаний - понимается, прежде всего, насколько учащиеся способны оперировать практическими и теоретическими знаниями, их количество, и, конечно же, причинно-следственными связями, т.е. умение осознанно применять на практике теоретический материал, в соответствии с поставленными целями и задачами.
Этот принцип преподаватель также применяет. Обязательно использует наглядные пособия: муляжи, плакаты, стенды. Показ приёмов работы обязательно должен сопровождаться комментариями.
Учащиеся решают любые проблемные вопросы и они должны выделять «главное» и «второстепенное». Учащиеся разбирают проблемные ситуации, делают выводы, обобщения. Разделяют информацию на «главную» и «второстепенную». Например, при изучении темы: «Технология выработки швейцарского сыра» главное знать диаграмму выработки. Диаграмма выработки это таблица умножения, без её знания невозможно решать задачи. Также обстоит дела и с диаграммами выработки любого продукта.
Принцип проблемности в обучении – проблемность является одним из методов в обучении, помогает активизировать познавательно-творческую деятельность учащихся в процессе обучения, воспитания, развития. Значение проблемности в обучении не является открытием сегодняшнего дня. Она является основным стимулом и первым этапом при разрешении возникших противоречий и поэтому необходимо его присутствие на каждом уроке.
На уроках спецдисциплин я создают проблемные ситуации. Учащиеся находят выход из данной ситуации. Эффективность пастеризации зависит от температуры, но применение высокой температуры изменяет свойства молока. Как решить эту проблему?
Преподаватель даёт учащимся производственные ситуации. Ученик должен знать причину неисправности и самостоятельно найти выход из этой ситуации и способ устранения неисправности в любом виде оборудования.
Также учащийся должен уметь оказывать первую помощь при травмах. Если это касается технологического процесса, то ученик должен найти такой выход из создавшейся проблемы, чтобы при производстве данной продукции были наименьшие потери, и вся партия не превратилась в брак.
Принцип единства теории с практикой – он выражается в необходимости подведения учащихся к пониманию значения теории в жизни, в производственном труде и приучению их к умелому применению знания при решении задач практического и производственного характера.
Нельзя изучать материал без примеров применения этих знаний на практике. Преподаватель связывает изучаемый вопрос с жизненными наблюдениями учащихся. Например, при изучении темы: «Пастеризация молока» учащиеся объясняют, почему необходимо пастеризовать молоко, купленное не в магазине.
Принцип наглядности – помогает максимально зрительно воспринимать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, кроме того, демонстрация наглядности развивает абстрактную память, что способствует более глубокому усвоению материала. При правильном применении элементов наглядности качество знаний можно увеличить до 50%.
На уроках спецдисциплин я обязательно применяю технологические карты, тесты, карточки-задания, плакаты. С учащимися на уроке мы составляем блок-схемы.
Принцип единства индивидуальных и коллективных форм учебно-производственной деятельности – его цель успешно сформировать систему знаний, умений и навыков и создать условия для активной работы всех учащихся. Подразумевает принцип самостоятельности, поэтому одной из задач является привить учащимся решать производственные задачи, путём как индивидуальной, так и коллективной (бригадной) работы.
Одна из форм – это проведение занятий в форме соревнований, как бригадных, так и индивидуальных. Выработка критериев оценки. Возможно проведение викторин, где применяются бригадные формы деятельности, но результат команды зависит от каждого учащегося.
Принцип систематичности и последовательности формирования профессиональных знаний – этот принцип формирует умение анализировать, синтезировать, обобщать, работать по принципу «от простого – к сложному».
На каждый урок я составляю план урока, для того чтобы урок шёл чётко по определённой системе. На уроке мы обязательно используем технологические карты, работая по которым учащийся строго соблюдает технологический процесс. При изучении любого продукта каждый учащейся знает основные вопросы и последовательность, которые он должен рассказать о данном продукте.
Принцип инвариантности – этот принцип позволяет развить у учащихся способности к творческому подходу к решению практических и производственных задач, при решении которых нужно учитывать инвариантность. Кроме этого, у учащихся формируется понимание того, что «безвыходных ситуаций не бывает», это особенно важно сегодня так, как и на производстве и в быту всегда существует финансовая, временная, технологическая проблема, и бывает очень важно найти быстрый и правильный выход из казалось бы, неразрешимой ситуации, также он позволяет развивать аналитические способности и более полно раскрывает индивидуальные возможности каждого учащегося.
Преподаватель должен развивать у учащихся способности к творческому подходу различных проблем.
Учитывая сегодняшнее положение на рынке труда, каждый работник должен проявлять неординарные способности в решении, казалось бы, «безвыходных ситуаций». И только тогда он сможет на любом ЧП удержаться на «плаву» и может даже продвинуться по служебной лестнице.
Принцип экономического расчёта – его роль в сегодняшних экономических преобразованиях в стране очень актуальна. Позволяет сформировать у учащихся экономическое мышление, способность профессиональной мобильности в сложных условиях конъюнктуры трудового рынка. Этот принцип предполагает в первую очередь развитие у учащегося осознание своей позиции и своего влияния на экономические процессы, а во вторую развивает чувство собственника, посредством изучения основ экономических взаимоотношений.
На своих уроках я предлагаю учащимся произвести расчёты себестоимости, разбираю вопросы конъюнктуры рынка в контексте проблемы «спроса и предложения», предлагаю внести рациональные предложения по изготовлению того или иного продукта, произвести расчёты прибыли и заработной платы на абстрактных примерах. Кроме этого, в беседах показываю зависимость з/п от организации труда, производительности, качества изготовляемого продукта.
Принцип самоорганизации и самоконтроля – этот принцип более высшего порядка, чем принцип самостоятельности, кроме этого он больше относится к уровню практической деятельности и сопряжён с реальными возможностями конкретной личности. Принцип самоорганизации и самоконтроля позволяет воспитывать у учащихся самостоятельность, ответственное отношение к поставленным задачам, развивает организаторские способности, что имеет важное значение при прохождении практики на производстве и дальнейшей личной и трудовой жизни. Реализация этого принципа возможно, на мой взгляд, в первую очередь при определённой производственной свободе подготовленности и внутреннего развития учащегося, а также его заинтересованности в индивидуальном результате. При использовании и реализации этого принципа необходимо последовательность и системность, ибо не подготовленный учащийся просто не справится, с возложенными на него заданиями.
Использование и применение этих принципов позволяет учащемуся найти своё место на производстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта на тему "Системно – деятельностный подход при обучении информатике и спецдисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов" преподавателя Кропачевой Т.Е.
Представленный опыт работы преподавателя информатики и спецдисциплин ГБПОУ МПТ первой квалификационной категории Кропачевой Татьяны Евгеньевны, призера I областного конкурса «Преподаватель года - 2016...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ СПЕЦДИСЦИПЛИН
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ СПЕЦДИСЦИПЛИН
Батырова Н.Ш., Оглаева А.А., БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж» В создании мотивации к изучению студентом предметов и подготовке его к профессиональной деятельности помогае...
«Использование игровых технологий с элементами проблемного обучения на уроках спецдисциплин»
ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий» ДОКЛАД на предметно-цикловой комиссии по теме: «Использование и...
Начальные принципы обучения в фортепианном классе, методика проведения урока на предпрофессиональном уровне обучения
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…» (...
Проблемное обучение как средство повышения познавательной активности обучаемых на уроках спецдисциплин
Основные категории данного вида обучения – проблемная ситуация, проблема и проблемная задача. Проблемная ситуация рассматривается как познавательное затруднение, для преодоления которого с...
применение интенсивных технологий обучения для формирования общих компетенций на урока спецдисциплин по профессии Повар, кондитер
Для повышения качества учебного процесса в СПО огромное значение иммеет правильный подбор педагогических технологий. Интенсивные технологии обучения воссоздают не только предметное, но исоциальное сод...