Начальные принципы обучения в фортепианном классе, методика проведения урока на предпрофессиональном уровне обучения
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 7» г. Курска
Начальные принципы обучения в фортепианном классе, методика проведения урока на предпрофессиональном уровне обучения
Кончакова И.А.
преподаватель фортепиано
2021
Оглавление
1. Введение 3 стр.
2. Начальные принципы обучения в фортепианном классе. 5 стр.
2.1 Принципы и методы обучения игре на фортепиано 5 стр.
2.2 «Донотный» период 6 стр.
2.3 Обучение нотной грамоте 7 стр.
2.4 Подбор по слуху 9 стр.
2.5 Развитие технических навыков 10 стр.
3. Заключение 11 стр.
«Первый шаг в прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, всегда самый сложный, потому, что ведет в неизведанное. Неожиданное открытие этого нового мира звуков может вызвать у вас любопытство, радость познания или настороженность. Погружение в этот мир искусства, в мир музыки, кроме напряжения ума и воли потребует от вас большого, глубокого чувства – эмоциональной отдачи» [7.с.3]
Введение
«Начиная музыкальное воспитание ребенка, мы должны помнить, что мир музыкальных звуков - это та особая стихия, в которую погружать ребенка надо незаметно и радостно. А не вталкивать его насильно, называя это «учить музыке». Постарайтесь околдовать ребенка музыкой, как интересной сказкой, не имеющей конца» [2.с.44,46].
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красках…» (Д.Д.Шостакович)
Зажечь, «заразить» ребенка желанием овладеть языком музыки- главнейшая из первоначальных задач педагога. Разумеется, чтобы найти наилучшие пути для достижения полноценных результатов, педагоги, отдающие свою жизнь и силы музыкальному обучению детей, должны обмениваться опытом, делиться своими находками.
Глубоко прав Д.Б.Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль» [3.с.5].
Эти слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми. Педагог, ведущий занятия с маленькими учениками, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке, но, что не менее важно, и воспитывать музыкой» [3.с.5]. Младший школьный возраст является тем важным и своеобразным периодом в общем развитии ребенка, который оказывает решающее значение на все последующее формирование его физических, умственных, художественно-творческих способностей, закладывает фундамент его музыкального развития.
Трудность первоначального обучения – во множестве серьезных и многообразных задач, стоящих перед учеником и педагогом. Но основная задача педагога - развивать и поддерживать интерес своих воспитанников к музыке. Ребенку должно быть интересно и не очень трудно учиться. В занятиях с начинающими педагог должен руководствоваться такими методическими принципами, как доступность, постепенность, наглядность.
Чтобы сделать обучение доступным, педагог должен знать, что для ребенка этого возраста характерно наглядно-игровое восприятие и познание окружающего, а особенностями психологии младших школьников являются эмоциональность. Впечатлительность, любознательность, быстрая усталость от однообразных занятий. Поэтому их обучение имеет свои особенности, главная из которых – широкое применение игровых форм, которые помогают сделать процесс обучения интересным, увлекательным, раскрывают и активизируют его творческие способности.
Для ребенка ново все. Но педагог не должен перегружать его внимание обилием задач. Нужно выделить главную, допуская приблизительное выполнение других - восприятие музыки и ее эмоционально- осмысленное выполнение (методический прием вычленения простого из сложного). При этом очень важен показ педагога, его словесные пояснения, необходим также прием «вторжения» в движение рук ученика.
Но нужно помнить, что ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует «оживить» звуки, придумать какую-нибудь игру: ноты «веселые», «грустные» и т. д. Это позволит делать замечания ученику в более мягкой форме (ноты «кричат», «шумят»). Тем самым внимание ребенка концентрируется не на нем самом, а на звуках. Самое главное, чтобы ребенок с первых занятий искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.
2. Начальные принципы обучения в фортепианном классе
2.1 Принципы и методы обучения игре на фортепиано
Фортепиано является одним из самых любимых и популярных музыкальных инструментов в инструментальном обучении. Фортепиано обладает огромными исполнительскими возможностями. Разнообразный фортепианный репертуар включает сольные и ансамблевые произведения разных жанров, стилей и направлений, написанных непосредственно для фортепиано, а также многочисленные переложения симфонической, оперной и балетной музыки.
Обучение игре на фортепиано сложный и многогранный процесс. Он включает в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие ученика, а также взаимосвязан с такими предметами как сольфеджио и музыкальная литература.
Помимо фортепианных пьес классического репертуара, полезно проходить с учеником переложения классической музыки, детские песни, народные и эстрадные мелодии. Большое внимание также необходимо уделить развитию творческих способностей ученика: досочинению мелодий, подбору несложного аккомпанемента с разными вариациями фактур.
Необходимо всячески поощрять желание учеников выступать в тематических и концертных мероприятиях. Успешные сценические выступления повышают мотивацию обучающихся и являются стимулом к более качественной домашней подготовке.
При обучении учащихся используются следующие методы учебно- познавательной работы: словесные, наглядные, практические, проблемно- поисковые. Выбор этих методом зависит от психофизических и возрастных особенностей детей.
Темы и формы занятий, которые могут быть, следующих типов: урок-беседа, развивающий урок, обобщающий урок, комбинированный урок, контрольный урок, класс-концерт. При этом в процессе обучения все методы реализуются в тесной взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуации успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.
На первом этапе обучения игре на фортепиано главной задачей является введение ученика в мир мелодических образов, развитие у него элементарных навыков выразительного исполнения одноголосных мелодий.
Уже при исполнении таких мелодий у ребенка зарождаются первые представления о характере мелодий, фразе, цезуре, дыхании, сходстве и контрастности мелодических построений, вырабатывается слуховое различие простейших длительностей.
Современная методика облегчает начальное обучение тем, что игра по нотам вводится не с первых уроков, а лишь спустя некоторое время (в зависимости от способностей ученика).
2.2 «Донотный» период
А) Развитие слуха: интонирование голосом отдельных звуков, взятых педагогом на инструменте, запоминание и повторение голосом, сначала очень коротких и простых, затем более сложных мелодий.
Б) Знакомство с клавиатурой: игра простых песенок с «показа», транспонирование песенок, игра в разных октавах правой и левой руками, ритмическая запись песенок (палочками или выкладывание карточками); предварительный анализ движения мелодии( карточка «лесенка»).
В) Организация игровых движений: игра песенок разными пальцами, затем поочередно правой и левой рукой, игра песенок non legato сначала третьим пальцем, упражнения на связывания двух, трех, пяти звуков ( legato)
Чтобы научить детей различать высоту звуков, важно опереться на уже имеющийся у них опыт определения высокого и низкого регистров. На этой основе дети легко усваивают термины: «высокий», «низкий» звуки, «выше», «ниже». Например: высоко поют скворцы-птенчики, а мама поет пониже.
Развитие ритмического слуха связано с осознанием и умением различать соотношение звуков по длительности. То, что один звук может быть долгий, другой короткий, ребенок усваивает по аналогии с различными жизненными наблюдениями (например, долго или коротко гудит паровоз).
Можно использовать несложное дидактическое пособие: из картона вырезаются небольшие карточки одной высоты, но разной ширины - более узкие (восьмые) и более широкие (четверти). Пользуясь этими карточками, дети складывают ритмический рисунок знакомых песен.
В «донотный» период ребенок должен хорошо освоить клавиатуру, научиться играть простые песенки организованными движениями. «Донотный» период может длиться от двух до четырех недель.
2.3 Обучение нотной грамоте
Время, требуемое для полного ознакомления с нотной грамотой, как и «донотный» период, зависит от возраста ученика, его общего и музыкального развития и может быть продолжительным. Педагоги по-разному объясняют нотную запись, но в любом случае нужно сразу приучать ребенка видеть текст «вперед», анализировать его. Это будет способствовать быстрому разучиванию пьес, развитию навыков чтения с листа.
«Для того, чтобы избежать зажатость рук в начале обучения, раскладываем известную ребенку песню между правой и левой руками и играем одним третьим пальцем. Подбирая материал для переноса руки через руку; «полеты» на разные интервалы, я стремлюсь развить в ребенке мобильность, быструю реакцию»: говорила Артоболевская Анна Даниловна [3.с.7].
«При разучивании песенок двумя руками поочередно (например: Укр.н.п. «Ой ты, дивчино») для своевременного и плавного чередования рук надо развивать у ученика способность предварительно осмысливать каждую группу нот, то есть представлять увиденное раньше, чем пальцы успеют это сыграть, а в дальнейшем и предварительно «слышать» звук до того, как он будет извлечен.
Переход к исполнению пьес двумя руками одновременно нужно начинать с пьес, в которых сопровождающий элемент был бы предельно легким и удобно расположенным. При разучивании таких пьес следует сначала разобрать каждую руку отдельно. Начиная соединять руки, партию левой руки следует играть очень тихо без погружения в клавиатуру, чтобы взятие аккордов не мешало плавному и связному движению мелодии (Г. Беренс «Пьеса»№3, соч.70,К.Черни «Этюд» C dur).
На первых порах надо разучивать с учеником как можно больше несложных пьес, в которых легко достигается координация составляющих элементов. При этом значительное место следует отвести пьесам, фактура которых помогает направить внимание на горизонтальные линии движения сопровождающих элементов (Д.Кабалевский «Ночью на реке», П.Чайковский «Новая кукла»). В работе над такими пьесами очень важно выбрать удобную и естественную аппликатуру. Следить за точным ее соблюдением.
Итак, приобретение навыков координации связано с решением широкого круга задач: активизации слуха, развитие горизонтального мышления и организации игровых движений, наконец, точность и быстрота разучивания» [9.с.12-14].
«При использовании противоположных штрихов (легато в одной руке, стаккато - в другой), а также противоположных оттенков, хорошо развивается координация внимания» [3.с.7].
2.4 Подбор по слуху
Одним из важных факторов музыкального воспитания и развития творческих способностей является подбор по слуху. Подбор по слуху имеет две формы: а) усвоение музыки в первоначальной тональности; б) усвоение музыки в новой тональности, то есть транспонирование.
В процессе подбора у учащихся развивается музыкальная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо - двигательная взаимосвязь; учащийся постигает слухом ритм, элементы лада, тональности, гармонические средств (интервалы, аккорды).
Практика показывает, если у учащегося имеются ясные слуховые представления мелодии, то, несмотря на отсутствие игровых навыков, он при желании - быстрее или медленнее, одним или разными пальцами обязательно подберет ее на инструменте. Материал для подбора по слуху должен быть более легким, не превышать слухового опыта учащегося, сочетать в себе элементы нового с хорошо знакомым.
Первичные навыки оказывают громадное влияние на все последующее развитие ученика. Поэтому педагог должен выработать у каждого ученика естественные и целесообразные приемы звукоизвлечения на основе активного слухового контроля.
Непринужденная прямая посадка, активный мышечный тонус, координированные движения всей руки и пальцев, чуткое ощущение клавиатуры - залог успехов ученика в овладении фортепиано.
Одной из важнейших задач начинающего пианиста является овладение фортепианным звуком во всем богатстве оттенков и звукоизвлечения.
Существуют три основных способа звукоизвлечения: legato - способ протяжного, связывающего звуки исполнения; portamento - тяжелое non legato; staccato - извлечение коротких звуков, отрывисто. Все эти штрихи требуют тщательной работы.
Важным этапом является слуховое и исполнительское усвоение двухэлементной ткани, воспроизводимой обеими руками одновременно. Это координация движений рук и звуковых ощущений.
Разучиваются также пьесы с элементами полифонии.
2.5 Развитие технических навыков
При работе над произведениями подвижного характера вместе с развитием слуховой и ритмической сферы формируются необходимые технические навыки, своевременное овладение которыми обязательно. В процессе обучения преподаватель должен добиваться гармоничного развития художественных и технических навыков.
Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется в процессе работы над всеми изучаемыми учеником произведениями; развитию техники в узком смысле (пальцевой беглости, четкости и т.д.) способствует регулярная работа над гаммами, арпеджио, этюдами и упражнениями.
Основным условием продуктивности работы ученика над упражнениями является четкое осознание их назначения для преодоления технических трудностей: стройность аккордов, плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в арпеджио и другое.
Осмысленное и правильное использование гамм как материала для упражнений способствует развитию ровности и беглости пальцевых движений, навыкам певучей и выразительной игры legato, владению нюансировкой, тембровыми и динамическими красками, а также - различными способами звукоизвлечения.
В качестве дополнительных упражнений полезно играть гаммы с различной нюансировкой, используя контрастную динамику (p,f) и постепенную (cresc. и dim).
Большую пользу дает исполнение гамм триолями, квартолями и т.п. Можно применять различные ритмические варианты (группировки, в которых чередуются быстрые и медленные построения).
В подобных заданиях полезно сочетать разные штрихи (legato и staccato).
Регулярная работа над гаммами помогает в развитии беглости и независимости пальцевых движений в их связи со свободными, пластичными, объединяющими движениями всей руки; метрической точности и динамической гибкости; чередования напряжения и расслабления мышц, обеспечивающих свободу, подвижность и звуковую красочность исполнения; понимания основных закономерностей аппликатуры; координации движения рук и т.д.
Важно воспитывать и развивать у начинающих пианистов чувство ритма. Для этого можно использовать ряд конкретных приемов и способов работы: просчитывание исполняемой музыки вслух и про себя; ритмо-схемы, выполненные в графических рисунках; прохлопывание ритма; дирижирование, конкретный игровой показ педагога; игра в ансамбле.
3.Заключение
Начальный период обучения требует от педагога отбора форм и приемов воздействия на каждого ученика строго индивидуально. Индивидуальный подход к нему - это, прежде всего, доброжелательное отношение, готовность замечать все лучшие его черты.
В работе с каждым учеником педагог определяет ту основную линию, своего рода психологическую установку в его обучении, которая не нарушая контакта с ним, дает возможность последнему с интересом и в посильной форме приобщаться к музыке.
Задача целенаправленного развития музыкального мышления может быть решена в результате поисков наиболее эффективных средств воздействия на ученика в его работе над исполнительской задачей. Средства эти чрезвычайно многообразны. В них органично взаимосвязаны целостный исполнительский показ, теоретический и исполнительский анализ, образно-словесное раскрытие характера трактовки, расшифровка авторских и редакторских ремарок в тексте т.п.
Педагог должен воспитывать в учащихся любовь к музыке и отношение к ней как к искусству, способному передавать в художественных образах различные чувства, настроения, переживания, связанные с явлениями действительности.
В то же время занятия музыкой должны способствовать общепедагогическим задачам, воспитывая в ученике чувство дисциплины, сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, умение работать и преодолевать возникающие трудности.
Литература
- Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978.
- Артоболевская А. Малыши и музы. – М.: Музыка, 1972.
- Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. – М.: Советский композитор,1985.
- Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития. Вып.4. – М.: Музыка,1976
- Дельнова В. Развитие фортепианной техники в младших классах ДМШ. – М.: Советский композитор,1972.
- Любомудрова Н. Методика обучения игры на фортепиано. – М.: Музыка,1982.
- Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. – М.: Просвещение1994.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста: Методическое пособие. – М.: Музыка, 1989.
- Тимакин Е.М. Навыки координации в развитии пианиста. – М.: Музыка,2012.
- Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л,Музыка, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»
В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...
Конспект методической игры по теме "Методика проведения урока производственного обучения"
Данная методическая игра разработана для проведения среди мастеров производственного обучения, работающих в системе среднего профессионального образовния, с целью повторения с ними методики пров...
Статья "Методика проведения мастер-классов в системе обучения профессии «Повар, кондитер"
Мастер-класс есть уникальная форма накапливания профессионализма педагогов. Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат мастерства педагога. Такой результат возможен в...
Выпускная аттестационная работа "Методы и приёмы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО "РЖД""
Методы и приёмы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО "РЖД""....
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО «РЖД»
У взрослых людей различная скорость усвоения новых навыков и знаний, поэтому при работе со взрослыми обучающимися необходимо индивидуализировать процесс обучения, повышать чувство собственного достоин...
Презентация к выпускной работе "Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО «РЖД»
Задачи выпускной аттестационной работы:1) дать общую характеристику и классифицировать методы активного обучения;2) проанализировать особенности и виды лекционныхзанятий, применяемых в учебных центрах...
Выпускная аттестационная работа на тему Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения уроков в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»»
Выпускная аттестационная работа на тему Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения уроков в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД»»...