Обобщение опыта работы по формированию вычислительных навыков
статья на тему

Развитие вычислительных навыков на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_deyatelnosti.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          «Мастерство организации умственного труда в                                    младшем возрасте, заключается в том, чтобы ребёнок внимательно слушал учителя,

запоминал, думал, не замечая на первых порах того, что он напрягает силы, не заставляя себя внимательно слушать учителя, запоминать, думать.»

 Одна из основных задач обучения математики в начальных классах – формирование у учащихся вычислительных навыков. Большое внимание этому уделяется в программе, в которой определена задача повышения качества обучения детей математики и в первую очередь – формирование прочных навыков счета.

Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных способностей ребёнка, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.

На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать, такие способы организации вычислительных навыков, но и всестороннему развитию личности ребёнка.

При работе в традиционной системе обучения использую подход, при котором даю детям новые способы и приёмы вычисления подаю в готовом виде, многократному повторению однотипных примеров, причем опору делаю на активную работу памяти и внимания. Такой подход обеспечивает формирование прочных и осознанных вычислительных навыков, но часто не вызывает у детей эмоционального отклика, теряет интерес к работе, а следовательно теряется очень большой помощник в работе с младшими школьниками – непроизвольное внимание и запоминание, живой интерес к процессу обучения.

Система заданий и упражнений, которую дают возможность каждому ребёнку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить закономерности и особенности в решении различных видов примеров, разнообразные задания позволяют развивать гибкость мышления, возможность находить новый способ решения, развивать математическую речь ребёнка, не вызывая эмоциональной усталости и монотонности в работе. Вместе с тем количество упражнений и заданий достаточно для формирования прочных вычислительных умений и навыков.

Особое внимание уделяется различным формам работы: фронтальные, работа в парах, индивидуальные.

Совершенствование навыков устных вычислений зависит не только от методики организации занятий, но и  во многом от того, насколько сами дети проявляют интерес к этой форме работы.

Что такое настоящий урок? Это прежде всего урок, на котором всегда не хватает времени. Главная ценность на уроке – время. Моя цель – включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изученной теме до формирования понятий, устойчивых навыков.

Первоклассники – вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно и образами. Зачастую первоклассник приходит не подготовленный и поэтому необходимо обилие иллюстрирующих заданий.

На уроках математики провожу устный счет, математические диктанты, блиц-турниры, что способствует развитию вычислительных навыков, развивает внимание и укрепляет память.

Устные вычисления имеют большое значение для овладевания навыками письменных действий: сложения, вычитания, умножения и деления, которые выполняются не только письменно.

В первом классе при изучении первого десятка начала формировать вычислительные навыки. Для беглого счета использовала опору-линейку. Слабые ученики дольше работали на ней, но ничего – главное он работал со всеми, наглядно видел все ходы, перескоки, это у него со временем выработалось. Все уроки математики мы считали на палочках, по линейке, устно. Также применяли проверку выражений, например -3+1=4, так как 4-1=3 или 4-3=1.

Необходимое пособие в период изучения первого десятка – абак. И такая игрушка у каждого ученика, детям кажется, что они играют, а между тем выполняют серьёзное дело. И при выполнении заданий создаются конкретные представления, развивается навык в изучении состава числа, формируются первые математические понятия в задачах и большая экономия времени в выполнении заданий.

Например: « Состав числа 6». Работа с абаком – образование числа -6-. Как получили число 6? Дети проговаривают «6 – это 5 и 1», «6 – это 1 и 5»,  «6 – это 4 и 2», «6 – это 2 и 4», «6 – это 3 и 3». Работа выполняется набором монетами, по линейке, название следующего и предыдущего числа, сравнивание с большим и меньшим  числом, составление задач на ответом на разные действия. Например: «Поставь 2 грибочка, а потом ещё 4. Сколько всего грибочков?».

При разборе задачи на самых первых уроках ввела наглядный след для объяснения элементов задачи.

Например: «В вазе лежало 2 яблока. Мама положила туда ещё 3 яблока. Сколько яблок стало в вазе?» Выходу схеме сопутствуют вопросы. Что в задаче известно? Что мы знаем? Что обозначают числа 2 и 3? Мы выделили условие задачи  2 и 3 это условие задачи. Что спрашивали в задаче?  2 и 3 это вопрос  задачи. Так сколько же стало в вазе? Как узнали? Что сделали? 2+3=5 – это решение. Скажите ещё раз, сколько яблок в вазе? 5 – это ответ задачи. Подвожу детей к обобщению только проведенного анализа задачи: «Какие же части, элементы мы выделили? (УСЛОВИЕ, ВОПРОС, РЕШЕНИЕ, ОТВЕТ). На следующем уроке эта схема на доске и ни один ребёнок не чувствует себя беспомощным. И с каждым днём растёт его оперативность.

Программный материал с каждым годом усложняется, увеличивается объём работы на страницах учебника. Появляются трудные, особо трудные на изучение которых не хватает времени. Ставлю цель: увеличить время работы по трудным темам программы путем хорошо организованной перспективной подготовке. (В этой работе помогает дополнительная тетрадь «Для тех, кто любит математику»)

Перспективная подготовка в нашей системе обучения – возможность попутного прохождения трудных тем путем сближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу.

Для осуществления этой цели удобно планирую материал. Большие темы разбиваю на этапы. Это даёт возможность мне после первого введения в тему организовать далее на уроке оперативно многократное повторение и подготовить детей перспективно к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудному её разделу. Материал для работы беру не только из учебника, но и из  дополнительного материала  (Волков «Проверочные работы», Тесты, КИМы). После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и закрепления. Я перестаю чувствовать недостаток времени на изучении тем, а в некоторых случаях получаю даже избыток – фактическое опережение в прохождении программы.

Благодаря перспективному обучению мне удается значительно сэкономить время, а тем самым способствовать формированию закрепления вычислительных навыков.

В результате использования средств обучения, подготовки-опережения учащиеся получают глубокие вычислительные знания. И сами знания тоже становятся ведущей силой урока, создают темп, дают резерв времени.

Например, затруднение у детей вызвало решение выражений в несколько действий. Во первых правильно указать порядок действий, во вторых использовать действие. Я разработала свой метод, как лучше ученикам решать такой вид выражений.

Напрмер, 96-2х27:3-14, сначала указываем действие, только затем выписываем каждое действие и решаем. Итак, использовать это метод столько уроков, пока каждый не научился правильно находить значение выражений.

Во втором классе, как только ввела тему: «Письменное сложение и вычитание двузначных чисел» я начинаю работу над вычислениями трехзначных, четырехзначных чисел параллельно. А в третьем классе при изучении таблицы умножения ввожу и внетабличное умножение и деление, и письменное умножение многозначных чисел. Как только я удостоверяюсь, что дети усвоили материал, тогда ввожу и письменное деление, потому что в 4 классе на эту тему отводится очень мало времени.

Моим ученикам большую помощь в развитии вычислительных навыков помогает тетрадь О.В.Узорова и Е.А.Узорова «30000 примеров». При решении этих примеров самый лучший показатель – 300 примеров за 7 минут и все выполнены, верно.

В программе начальной школы также включены задачи геометрического характера, например сравнение отрезков, нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата, треугольника. При объяснении я сразу составляю и ввожу формулы нахождения периметра и площади, а их неизвестные стороны научились  по уравнениям.

Например, а х в =S чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель. Нахождение стороны прямоугольника  при известном периметре и стороны находим тем же методом. На доску вывешиваю шпаргалку и только через некоторое время снимаю, потому что это уже запечатлелось в памяти.

После каждой пройденной темы провожу контроль знаний. Эта работа нужна не только для оценивания, но и мне помогает правильно спланировать дальнейшую работу по ликвидации выявленных знаний-пробелов, ошибок, неправильных представлений о том или ином понятии.

Интерес к математике можно вызвать, показать учащимся красоту и изящество устных вычислений, используя не совсем обычные  вычислительные приёмы, которые могут быть преподнесены в виде занимательных задач на уроках.

Среди занимательных задач видное место в моей работе занимают сказочные задачи со сказочными сюжетами, сказочными образами. Казалось бы сказка и математика – понятие не совместимое. Сказочная форма помогает ввести необычные, увлекательные ситуации, тем самым эти задачи оживляются (интерактивная доска). Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы можно найти к эмоциям ребёнка. Желаю помочь  попавшему в беду  герою. А именно что и способствует на умственную деятельность ребёнка, развивая интерес к математике. Здесь же существует и обратная связь: встреча с героями. При составлении таких задач я стремлюсь, чтобы ситуация соответствовала духу самой сказки, например Борьба за справедливость Ивана и коварство Кощея Бессмертного, верной дружбе Буратино и стремление поживиться за чужой счет Алисы и кота Базилио. Детям всегда симпатичны положительные герои, потому что добро торжествует, а зло наказывается. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Также способствуют формированию вычислительных навыков.

Развитие вычислительных навыков способствуют игровые моменты на уроках, решение математических ребусов, кроссвордов, загадок, задачи в стихах, яркая наглядность и т. д.

Немаловажная работа – работа со слабыми детьми. В начале года я завожу тетрадь-мониторинг, где все работы заносятся, а при индивидуальной рабе с учеником очень хорошо прослеживается нужный материал, где есть пробел.

Учение школьник – его главный труд. Результаты труда  маленького ученика направляет его настроением, отношению к учению. Я чтобы повысить интерес к уроку подбираю интересный, разнообразный, живой материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Обобщение опыта работы"

Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...

Обобщение опыта работы

Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для ...

Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.

Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.

Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)

«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа  на уроках литературы  в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...

Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»

Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования  является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...

Обобщение опыта работы по теме "Развитие «мягких навыков» в контексте ФГОС 3 поколения"

Президент РФ Владимир Путин в ходе Всемирного фестиваля молодежи и студентов заявил, что будущее за людьми, которые сочетают в себе много навыков и знаний, умеют их комбинировать и продолжают их накап...