Научная публикация: "Коррекционная работа при общем недоразвитии речи с детьми 5-6 лет".
статья по теме
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: КОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕХ ФУНКЦИЙ РЕЧИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ И УЛУЧШЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korr.programma_5-6proverena.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Коррекционная работа
при общем недоразвитии речи для детей 5-6 лет»
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ объясняется возрастанием количества детей 5-6 лет с речевой патологией. К сожалению, количество таких детей год от года не уменьшается, а растёт. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: комплексное формирование всех функций речи, способствующих развитию и улучшению познавательной деятельности детей 5-6 лет.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: развитие связной выразительной речи, оформленной грамматически правильно:
- Совершенствование фонетико-фонематических функций;
- Коррекция нарушений звукопроизношения;
- Развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления;
- Развитие и обогащение лексической системы языка;
- Развитие мелкой моторики.
КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет с речевым диагнозом: общее недоразвитие речи.
КОМПЛЕКТАЦИЯ ГРУПП: на занятия набираются дети на основе результатов проведённого логопедом обследования детей, имеющие общие речевые нарушения.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в группе.
Каждая группа состоит из 3-4 человек.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ заключается в комплексном подходе к формированию всех функций речи, что способствует развитию и улучшению познавательной деятельности.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ: программа основана на работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». Коноваленко С.В. «Развитие связной речи». Селиверстовой В.И. «Речевые игры с детьми».
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Прохождение ребёнком курса коррекционных занятий способствует устранению нарушений звукопроизношения, обогащению и развитию лексической системы языка, функций словообразования и словоизменения, развитию мелкой моторики. Формирование практических речевых умений и навыков позволит использовать: фонетически чистую, лексически развитую и грамматически правильную речь. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности и является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ: Перед началом занятий проводится диагностика детей (Приложение 1), сбор анамнеза и анализ диагностических данных.
По окончании занятий для оценки результативности коррекционной работы диагностику (Приложение 1) следует повторить и сравнить результаты.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: занятия проводятся в виде урока с элементами игры. В середине каждого занятия с целью отдыха проводится двигательная переменка.
Программа рассчитана как на индивидуальные, так и групповые занятия.
После каждого занятия с детьми предполагается 10-15 минутная работа с родителями по обучению родителей способам и приёмам работы по закреплению пройденного материала в домашних условиях.
Учебная программа рассчитана на 55 академических часов.
Индивидуальная продолжительность программы определяется исходя из степени сложности и выраженности данного нарушения у ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1: Проведение логопедической диагностики детей, сбор анамнеза. На занятии проводится индивидуальное логопедическое обследование ребенка и консультирование родителей.
Тема 2: Вводное занятие. Подготовка ребёнка к групповой коррекционной работе. Создание благоприятной для работы среды; развитие интереса к занятиям и мотивация к обучению по программе.
Лексические темы, предлагаемые для изучения:
- Времена года: осень
- Лес
- Сад
- Огород
- Овощи
- Фрукты
- Ягоды
- Продукты питания
- Магазин
Тема 3: Развитие фонематических функций (восприятия, анализа, синтеза, представлений).
Развитие слухового внимания. Игры: «Тихо – громко!», «Где постучали!» и т.д. Лексические темы, предлагаемые для изучения:
- Улица
- Явления природы
- Дикие животные
- Домашние птицы
- Домашние животные
- Зоопарк: дифференциация птиц и зверей
Нахождение звука в словах, воспринятых на слух, нахождение места звука в слове. Нахождение звука в названиях предметов и на предметной картинке.
Лексические темы:
- Транспорт
- Посуда
- Одежда
- Деревья плодовые
- Дикорастущие деревья
Тема 4: Развитие психических процессов - внимания и памяти.
Лексические темы:
- Времена года – зима
- Зимние забавы
- Обувь
- Одежда: головные уборы
- Виды одежды: праздничная, повседневная, рабочая
- Профессии
Формирование артикуляторной моторики.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные укладки.
Упражнения для губ «Улыбка», «Трубочка», вращательные движения губами.
Упражнения для языка «Болтушка», «Часики», «Качели», «Лошадка», «Вкусное варенье».
Лексические темы, предлагаемые для изучения:
- Повторение пройденного лексического материала
- Дифференциация: дикие и домашние животные
- Дифференциация: фрукты и овощи
Тема 5: Формирование произносительных умений и навыков. Устранение дефектного звукопроизношения, развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически. Постановка звуков в такой последовательности: свистящие «С, З, Ц, С, З», шипящие «Ш, Ж, Щ, Ч», сонорные «Л, Р, Х».
Лексические темы, предлагаемые для изучения, подбираются в соответствии с корректируемым звуком:
- Дикорастущие ягоды
- Грибы
- Новый год
- День защитников отечества
- Дифференциация: животные наших лесов и жарких стран
Тема 6: Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев «Пальчиковые игры», «Пальчики здороваются», «Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Фонарики», самомассаж кистей и пальцев рук.
Тема 7: Формирование правильного словоизменения.
Лексические темы:
- Времена года: весна
- 8 марта
- Моя семья
- Рыбы
- Комнатные растения
- Животные весной
- Путешествие
Тема 8: Формирование правильного словообразования.
Развитие суффиксального, приставочного и приставочно-суффиксального способа словообразования.
Лексические темы:
- Детёныши диких животных
- Детёныши домашних животных
Тема 9: Развитие связной, выразительной речи. Обучение пересказу, составление предложений по сюжетной картинке, составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление предложений по иллюстрациям к книгам, по картинам русских художников, по сериям картинок (сказки, рассказы для детей дошкольного возраста).
Тема 10: Закрепление правильных навыков употребления различных частей речи. Употребление существительных, прилагательных, глаголов, наречий и предлогов. Обучение детей сюжетно-ролевым играм, моделирование различных ситуаций общения. Повторение пройденного лексико-грамматического материала.
Тема 11: Диагностика. На занятии проводится индивидуальное логопедическое обследование ребенка и консультирование родителей по итогам обучения по программе.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по учебной программе
«Коррекционная работа при общем недоразвитии речи
для детей 5-6 лет»
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | Количество часов (в академ. часах) | ||
Всего | Объяснение | Практика | ||
1. | Проведение логопедической диагностики детей, сбор анамнеза. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
3. | Развитие фонематического слуха. | 5 | 5 | |
4. | Развитие фонематического внимания и памяти. Формирование артикуляционной моторики. | 7 | 0,5 | 6,5 |
5. | Формирование произносительных умений и навыков. | 8 | 0,5 | 7,5 |
6. | Развитие мелкой моторики. | 5 | 0,5 | 4,5 |
7. | Развитие правильного словоизменения. | 9 | 9 | |
8. | Развитие правильного словообразования. | 6 | 6 | |
9. | Развитие связной, выразительной речи. | 7 | 7 | |
10. | Закрепление правильных навыков употребления различных частей речи. | 5 | 5 | |
11. | Диагностика. | 1 | 0,5 | 0,5 |
12. | Итого: | 55 | 2,5 | 52,5 |
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ: занятия должны проводиться 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия диктуется формой речевой патологии и возрастом ребенка и не превышает 30 минут при индивидуальной работе, 45 минут - при групповой работе (В середине каждого занятия с целью отдыха проводится двигательная переменка). После каждого занятия с детьми предполагается 10-15 минутная работа с родителями по обучению родителей способам и приёмам работы по закреплению пройденного материала в домашних условиях.
АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ: в течение 2012-2013 учебного года на базе государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центра психолого-медико-социального сопровождения Невского района Санкт-Петербурга, с детьми имеющих общее нарушение речи, была апробирована коррекционная программа.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММЫ:
Отдельное помещение, стулья по числу участников группы, фланелеграф, наборное полотно, ковёр, доска, стенд, бумага для рисования, магнитофон, диктофон, карандаши: простые и цветные, краски, ватман, пластилин, мягкий мяч, игрушки с наполнителем, дидактические пособия и игрушки, карточки, сюжетные и предметные картинки.
Список литературы:
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. СПб, 1998г.
- Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М., 1996г.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.,1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр с песком как средства развития детей и коррекции детей с общим недоразвитием речи.
...
ВКР: Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни
Дорогие друзья! В выпускной квалификационной работе (ВКР) «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей...
ВКР: Пересказ литературных произведений как средство формирования связной речи у дошкольников 7 года жизни с общим недоразвитием речи
В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого – педагогических условий развития связной речи детей дошкольного во...
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, ...
Анализ подходов к рассмотрению феномена общего недоразвития речи у детей
В статье представлены подходы исследователей к пониманию общего недоразвития речи с учетом разнообразия симптоматики и неоднородности структуры нарушения. Обозначаются взгляды различных авторов,...
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....
Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В отечественной логопедической литературе большое внимание уделяется проблеме изучения нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.В работах ученых А.К. Марковой, Р.Е. Левиной, Т.А. Т...