Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
статья

В отечественной логопедической литературе большое внимание уделяется проблеме изучения нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
В работах ученых А.К. Марковой, Р.Е. Левиной, Т.А. Титовой и др. отмечается, что нарушения формирования звукослоговой структуры слова влекут за собой нарушения формирования устной речи в целом.
Отсутствие должного внимания и недостаточность коррекционных мероприятий по своевременному устранению нарушений звукослоговой структуры слова в дошкольном 
возрасте приводит к значительным трудностям коррекции этих нарушений в школе.
По мнению Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова должна включать формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Однако, в последних работах, посвящённых данной проблеме, указывается на значимость в формировании слоговой структуры слова неречевых процессов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_almaeva.docx12.33 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние звукослоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В отечественной логопедической литературе большое внимание уделяется проблеме изучения нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.

Слог является минимальной произносительной единицей устной речи. А.А. Леонтьев определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции [1]. А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности [4].

В работах ученых А.К. Марковой, Р.Е. Левиной, Т.А. Титовой и др. отмечается, что нарушения формирования звукослоговой структуры слова влекут за собой нарушения формирования устной речи в целом: нарушения звукослоговой структуры слова препятствуют нормальному овладению правильной артикуляцией и звукопроизношением отдельных звуков, накоплению словаря, нормальному формированию грамматического строя речи, что в дальнейшем приводит к нарушениям письменной речи. Ориентировка ребенка в звуковой системе родного языка влияет на овладение грамматическим строем речи. Развивая и улучшая звуковую ориентировку (в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), создается основа для усвоения детьми разнообразных грамматических форм и конструкций [2].

По данным мировой статистики, число речевых расстройств растет, в связи с чем актуальность проблемы изучения нарушений звукослоговой структуры слова и методов их коррекции носит глобальный характер. Наряду с общим ухудшением статистики речевых нарушений, важной проблемой, представленной к рассмотрению, является нарушение коммуникативной функции речи детей с речевой патологией.

Нарушения звукослоговой структуры слова в дошкольном возрасте влияют на речевую активность детей: дошкольники специально избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.К. Маркова и др. отмечают, что нарушения звукослоговой структуры – это стойкие проявления, свидетельствующие о наличии такой речевой патологии, как общее недоразвитие речи [4, 7]. Т.А. Ткаченко также утверждает, что наличие искажений слоговой структуры слова является одним из ключевых симптомов общего недоразвития речи у ребенка [6].

Изучение формирования звукослоговой структуры слова требует знания нормального онтогенеза речевого развития. В силу незрелости звукопроизносительных навыков у детей в раннем возрасте встречаются такие искажения звукослоговой структуры слова, как: метатезис (перестановки), пропуски или добавления слогов, упрощения кластеров и др. Эти искажения являются физиологически обусловленными. В случае наличия речевой патологии возрастные нарушения слоговой структуры не исчезают сами из детской речи, а становится еще более выраженными и стойкими. Отсутствие должного внимания и недостаточность коррекционных мероприятий по своевременному устранению нарушений звукослоговой структуры слова в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям коррекции этих нарушений в школе.

Эффективность логопедического воздействия зависит, прежде всего, от своевременного его начала.

Также, по мнению Т.А. Титовой, нарушения звукослоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи слова носят продолжительный характер и встречаются всякий раз, когда ребенок сталкивается с новой, сложной для него звукослоговой и морфологической структурой слова [5].

К нарушениям звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Т.А. Титова относит:

пропуски звуков и слогов (элизия), например, «лимон» -

«мон»;

перестановки звуков и слогов, или метатеза, например,

«табуретка» - «батуретка»;

полное или частичное уподобление звуков и слогов, или

явление дистантной ассимиляции, которая может носить как

прогрессивный, так и регрессивный характер, например, «мамароны» -

«макароны»;

добавление звуков и слогов, например, «медведьведь» -

«медведь»;

контаминации (смешения), например, «я поломою» - «я мою

пол»;

замена одних звуков другими, например, «тулять» - «гулять»;

упрощение стечения согласных в слове, например, «тол» -

«стол»;

искажения структуры слов до неузнаваемости: «болитка» -

«коробочка»;

преждевременное произнесение последующего звука в слове

(антиципация), наиболее часто встречающаяся ошибка - искажение

стечения согласных, например, «чени» - «черный» [5].

Соотношение указанных ошибок в звукослоговой структуре у детей неоднородно: некоторые ошибки встречаются редко, а некоторые наоборот – чаще. Так, наиболее часто встречаются в устной речи детей с ОНР такие искажения звукослоговой структуры слова, как пропуски звуков и слогов, упрощение стечения согласных.

Характеризуя уровни речевого развития, Р.Е. Левина отметила, что по типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать уровень речевого развития [3]. Выделяются такие особенности воспроизведения слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи:

I уровень– ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики – «ку»).

II уровень– дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер – «аней»).

III уровень– полная слоговая структура слов, в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение слоговой структуры слова встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных слов.

Т.Б. Филичева, характеризуя нарушения звукослоговой структуры у детей IV уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Однако, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ. Затруднения возникают при воспроизведении новых слов, сложных по звукослоговой структуре [7].

Таким образом, искажения звукослоговой структуры не только входят в структуру речевого дефекта при ОНР, но возможности воспроизведения слов различной слоговой структуры позволяют определить уровень речевого развития ребенка, что позволяет более дифференцированно строить логопедическую работу по коррекции данного речевого нарушения.

В настоящее время в теоретической и практической литературе по дошкольной логопедии достаточно подробно разработаны методы и приемы коррекции недостатков звукослоговой структуры слова у детей с ОНР (Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Е. Ф. Соботович, З. Е. Агранович, Т. А. Ткаченко и др.). Поскольку стойкое искажение звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста объясняется недоразвитием фонематического слуха, преодоление этого нарушения достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Так, А.К. Маркова выделяет 2 направления работы по целенаправленному формированию слоговой структуры слова, осуществляющихся параллельно друг другу:

1) обучение правильному произношению слов путем их многократного проговаривания и заучивания на материале нормативно произносимых ребенком звуков. Данная работа должна быть тесно связана с активизацией речи ребенка, наполнением его словарного запаса;

2) усвоение структуры слогов и слов на этапе автоматизации недавно введенных в речь звуков [4].

По мнению Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова должна включать формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекционное обучение предусматривает также формирование определенного круга знаний об окружающем и расширение объема словаря [7].

Однако, в последних работах, посвящённых данной проблеме, указывается на значимость в формировании слоговой структуры слова неречевых процессов (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина; Т.А. Титова).

Так, исследования слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи, проведенные Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной, доказывают, что такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, динамическая и ритмическая организация движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова [1].

Поэтому, в логопедическую работу необходимо включать не только собственно коррекцию нарушений звукослоговой структуры слова, но и формирование неречевых процессов, обеспечивающих воспроизведение слов различной слоговой структуры.

Таким образом, речь детей с общим недоразвитием речи изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении звукослоговой структуры слова, которые отмечаются не только в самостоятельной речи детей, но и даже в отраженной речи. Данный недостаток обусловлен несформированностью речевых и неречевых предпосылок становления звукослоговой структуры слова таких как, слуховое восприятие и фонематическое восприятие, способность к динамической организации движений, способность восприятия и воспроизведения ритма и т.д. Поэтому ведущее место в системе логопедической работы необходимо отводить не только коррекции недостатков звуковой стороны речи и развитию фонематического восприятия, но и формированию неречевых предпосылок, являющихся базовыми для формирования слоговой структуры слова.

Список литературы

  1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.
  2. Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Союз, 2006.
  3. Левина Р. Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей /Р. Е. Левина // Специальная школа. - Москва, 2004. - Вып. 4.
  4. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым структурированием детьми с ОНР // Автореф. дис ... канд. пед. наук. - М., 1963.
  5. Титова Т. А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. -Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
  6. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2002.
  7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: Айсрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет"

Статья о формировании слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет....

ВКР: Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни

Дорогие друзья!        В выпускной квалификационной работе (ВКР) «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей...

ВКР: Пересказ литературных произведений как средство формирования связной речи у дошкольников 7 года жизни с общим недоразвитием речи

     В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого – педагогических условий развития связной речи детей дошкольного во...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами  Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, ...

Анализ подходов к рассмотрению феномена общего недоразвития речи у детей

В статье представлены подходы исследователей к пониманию общего недоразвития речи с учетом разнообразия симптоматики и неоднородности структуры нарушения.  Обозначаются взгляды различных авторов,...

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Результаты и выводы нашего исследования могут быть использованы для решения практических задач по формированию коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....