СТАТЬЯ «ИЗУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО»
статья на тему
Изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые произошли за последнее время в нашей стране стимулируют создание мультикультурных сообществ и, следовательно, межкультурное общение.
Межкультурное общение есть адекватное взаимодействие двух и более участников коммуникативного процесса, принадлежащих к различным национальным культурам. Оно предполагает не только хорошее знание языка, но и знание, принятие и, в случае необходимости терпимость к специфике речевого и неречевого поведения носителя языка.
Мировое образовательное пространство ставит перед школой задачу организации школьного образования такого уровня, при котором учащийся имеет возможность изучать несколько иностранных языков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_izuchenie_nemetskogo_yazyka_kak_vtorogo_inostrannogo.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Автор: Учитель немецкого языка
Лаптева Ольга Юрьевна
«ИЗУЧЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО»
Изменения в общественной, политической, экономической жизни, которые произошли за последнее время в нашей стране стимулируют создание мультикультурных сообществ и, следовательно, межкультурное общение.
Межкультурное общение есть адекватное взаимодействие двух и более участников коммуникативного процесса, принадлежащих к различным национальным культурам. Оно предполагает не только хорошее знание языка, но и знание, принятие и, в случае необходимости терпимость к специфике речевого и неречевого поведения носителя языка.
Мировое образовательное пространство ставит перед школой задачу организации школьного образования такого уровня, при котором учащийся имеет возможность изучать несколько иностранных языков.
Это дает основание понимать в качестве стратегической цели обучения немецкому языку как второму иностранному развитие у учащихся способности к межкультурному общению. Впервые была разработана концепция и программа обучения второму иностранному языку на базе английского в конце 1990-х годов.
Сложился определенный опыт изучения учащимися иностранных языком – английского и немецкого.
Организация процесса обучения немецкому как второму языку в школе связано с экономичностью, которая осуществляется за счет использования уже накопленного языкового опыта и опыта самостоятельной работы в родном и первом иностранном языке с минимизацией предметного содержания, которое предполагает формирование минимального уровня коммуникативной компетенции, достаточного для самостоятельного доучивания языка.
Предоставляемая учащимся возможность выбора иностранного языка в качестве второго, как показывает практика обучения, является значительным мотивационным фактором в изучении немецкого языка, а имеющийся учебный речевой опыт в первом иностранном и родном языках создают достаточно благодатную почву для изучения немецкого как второго иностранного и во многом облегчает процесс его освоения.
Каждому виду речевой деятельности и формам общения придается равное значение.
В контексте новой языковой политики изучение второго иностранного языка должно сыграть значительную роль и оказать положительно влияние на формирование речевой культуры, интеллектуальных способностей и воспитание международно-ориентированной личности.
Обучение второму иностранному языку (немецкому на базе английского) строится на следующей тематике. Учитель может выбрать любой вариант тематики.
I вариант
1. Знакомство.
2. Школа, школьная жизнь.
II вариант
1. День рождения, поздравления, подарки, пожелания.
2. Книги – наши спутники.
3. Что мы называем нашей родиной?
4. Мой родной город.
По окончании пяти лет обучения немецкому языку как второму иностранному ставится задача достичь такого уровня развития у учащихся способности к межкультурному общению на немецком языке, который позволит им:
1) в условиях непосредственного общения в наиболее типичных ситуациях сообщать и запрашивать информацию, адекватно реагировать на высказывания собеседника, выражая при этом свое отношение к содержанию услышанного/сказанного;
- в зависимости от задач общения устанавливать и поддерживать контакт с собеседником/ами в условиях диалога-расспроса, диалога-побуждения и диалога-обмена информацией;
3) читать:
- с извлечением основной информации тексты, относительно несложные, аутентичные, имеющие ясную логическую структуру, содержащую незнакомую лексику, о значении которой можно догадаться или справиться в словаре (личные письма, открытки, отрывки из юношеской литературы и др.);
4) написать личное письмо о себе, школе, семье и др. (в том числе в газету), поздравительную открытку, объявление в газету, делать записи из текста.
В процессе пяти лет обучения учащиеся должны также научиться:
- пользоваться справочным аппаратом учебника;
- по контексту и словообразовательным элементам догадываться о значении незнакомых лов при чтении, при восприятии текста на слух;
- обходиться минимумом языковых и речевых средств немецкого языка для решения коммуникативных задач.
В настоящее время изучение иностранных языков становится все популярнее. Родители стараются дать своим детям возможность изучать не один, а два, а то и три иностранных языка. Они понимают, что каждый новый иностранный язык, которым будут владеть их дети, даст им дополнительный шанс в жизни, чтобы стать успешным, а также поможет им больше путешествовать по миру и знакомиться с другими культурами и людьми. Следовательно, учитель, преподающий второй иностранный язык, может помочь учащимся в усвоении следующего, при условии, что он сам владеет первым.
Уже в начале изучения немецкого языка учащиеся убеждаются, что немецкий и английский языки имеют много общего.
В немецком и английском языках также есть лексические единицы, имеющие аналогичные способы образования в двух языках
Изучение немецкого языка будет быстрее и легче, если:
- опираться на сходство с английским, а также находить опору в родном языке;
- пользоваться языковой догадкой (например, о значении слова или грамматической формы), опираясь на контекст, на знакомые части слова;
- замечать различия в языковых явлениях и способах выражения мысли.
Знание культуры, традиций и обычаев страны изучаемого языка повышает интерес к нему и помогает раскрытию его национальных особенностей.
Но важно знать и то, что изучение каждого нового иностранного языка, - это и множество трудностей, например, при обучении немецкому языку на базе английского учащиеся испытывают затруднения:
- при произношении,
- в правилах чтения,
- в интонации.
Некоторые слова в английском и немецком языках выглядят и произносятся похоже, но имеют разные значения.
Все больше учащиеся понимают, что в будущем современным специалистам необходимо знание не одного, а двух и более иностранных языков. И, тем более, что у нас в стране созданы все условия для полиязычного образования, где учащиеся могут показать свои знания иностранных языков в различных конкурсах, олимпиадах и конференциях.
Литература:
1. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). – Тверь, Титул, 2001
2. Н.Д. Гальскова, Л.Н. Яковлева «Und nun Deutsch!» УМК для 7-8 кл. М.: Москва-Просвещение, 1997
3. H. Meese «Deutsch – warum nicht?». Учебник, Германия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к статье "Использование зарубежного опыта при обучении французскому языку как второму иностранному".
Презентация к статье "Использование зарубежного опыта при обучении французскому языку как второму иностранному"....
Календарно-тематический план по дисциплине: Иностранный язык (Немецкий) к УМК И.Л. Бим "Немецкий язык"
Календарно-тематический план по дисциплине: Иностранный язык (Немецкий) к УМК И.Л. Бим "Немецкий язык" 10-11 класс....
адреса электронных ресурсов для изучения немецкого языка
адреса электронных ресурсов для изучения немецкого языка...
Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка
Учебно-исследовательская деятельность при изучении немецкого языка. Метод проектов позволяет создать на уроке немецкого языка исследовательскую творческую атмосферу .Ценность исследовательской работы...
Методическая разработка на тему: «Система упражнений для развития творческих способностей учащихся, обучающихся французскому языку как второму иностранному."
Целью данной работы является становление личности, усвоившей коммуникативные приёмы и ценности толерантного сознания, умеющей реализовывать их в деятельности. Изучение предмета с точки зрения коммуник...
Интеграция современных образовательных технологий как профессиональный творческий подход к изучению второго иностранного языка в колледже
Интеграция действительно актуальна в наше время. В условиях кардинальных изменений, происходящих во всех сферах жизни и деятельности общества, интеграции России в мировое сообщество, интеграционных пр...
ПРОБЛЕМА ПРЕПОДАВАНИЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРВОГО ИНОСТРАННОГО ЯЗЫК В КАЧЕСТВЕ ОПОРЫ
статье анализируется педагогическая ситуация, которая сложилась в преподавании второго иностранного языка в средней школе. Этот предмет вводится в учебные планы образовательных организаций, и нередко ...