Технология межпредметной деятельности на примере проведения межпредметных семинаров на уроках истории и литературы.
методическая разработка на тему
В работе показана возможность эффективного применения межпредметных семинаров, объединяющих предметы гуманитарного цикла (история, литература, МХК)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_mezhpredmetnoy_deyatelnosti.docx | 37.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа
«Ненецкий аграрно-экономический
техникум им.В.Г.Волкова »
Технология межпредметной деятельности на примере проведения межпредметных семинаров на уроках истории и литературы.
Ноготысая Елена Александровна,
преподаватель истории ГБПОУ НАО
«Ненецкий аграрно-экономический
техникум им.В.Г.Волкова »
Нарьян – Мар
2017
В последние годы остро стоит проблема снижения качества гуманитарного образования. В связи с этим необходимо отметить эффективное применение межпредметных семинаров (МС), объединяющих несколько предметов гуманитарного цикла: историю, литературу и мировую художественную культуру (МХК). Эта форма как раз позволяет поддержать качество гуманитарного образования, так как она развивает целостное представление о взаимосвязи историко-культурных процессов, об особенностях диалектики культуры через учебные дискуссии и диалоги.
Какие задачи позволяет решить межпредметный семинар?
• Обеспечивает эффективное усвоение учащимися содержания курсов истории, литературы, мировой художественной культуры.
• Позволяет комплексно формировать общеучебные и предметные умения и навыки и успешно применять их.
• Воспитывает творческую, высококультурную личность.
• Обеспечивает успешную социальную адаптацию личности школьника.
Межпредметные семинары могут быть частью любой программы по истории и литературе при отсутствии в школе предмета МХК: они ни в коей мере не противоречат содержанию учебных дисциплин и основным государственным требованиям. Наоборот, на основе интегративного и культурологического подходов к организации учебной деятельности старшеклассников в рамках гуманитарных дисциплин у них формируется единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке. Оно же, как показал опыт, меняет отношение учащихся к общим гуманистическим ценностям, которые составляют духовную основу любой нации.
Общая подготовка учеников к семинару
1. Самостоятельное чтение указанной литературы и систематизация материала, в течение 1–1,5 месяца.
2. Консультации преподавателя по возникшим у студентов вопросам.
3. Контроль преподавателя за подготовкой учащихся к семинару: промежуточный и итоговый, за неделю до семинара.
Кроме того, при подготовке к семинару студенты самостоятельно на практике применяют приобретённые ранее умения и навыки, в частности умение работать с различными типами источников и оформлять информацию. Конспектирование статей, документов в этом случае не является продуктивной формой записи, необходима именно систематизация информации из нескольких источников. В ходе подготовки к семинару развивается и такой навык, как различные способы чтения информации: просмотровый (ознакомительный), поисковый, с ориентацией на отбор необходимой информации, аналитический (детальное изучение, сопоставление отрывков, эпизодов, блоков) и др. Практическое применение этого навыка сопровождается другим — умением комментировать, или работать в жанре “заметки на полях”.
Овладев самостоятельно определёнными знаниями по теме семинара, студенты приходят на занятия, чтобы применить их практически при выполнении различных заданий: от исследовательских до творческих, и здесь уже реализуются иные навыки.
Одно из обязательных заданий на семинаре — сформулировать продуктивный (проблемный) вопрос к информации на карточке, к выступающему с сообщением, в ходе полемики “противнику” и др. Например, вот задание к семинару «Портрет российского общества в один из переломных периодов его развития в творчестве Н.Некрасова, Л.Толстого и художников-передвижников»: прочитайте стихотворения Н.Некрасова: «Памяти Добролюбова», «Пророк», «Поэт и гражданин», «Элегия» (1874) и сформулируйте вопросы к текстам так, чтобы они определяли социально-нравственную и гражданскую позицию поэта. Примеры: 1) Какое из выдвигаемых Некрасовым требований к личности общественного деятеля он считал главным и почему? 2) Почему вопрос о положении народов в «Элегии» соотносится с определением роли поэта в обществе?
В результате того, что студенты владеют навыком формулировать вопросы, на межпредметном семинаре они без затруднений выполняют различного типа задания на сопоставление информации историко-культурного и историко-литературного плана, успешное решение которых и позволяет им участвовать в дискуссии. Основные виды заданий направлены на то, чтобы студенты смогли выполнить различные операции с текстом.
1. Сориентироваться в содержании текста и понять его смысл в целом, то есть:
— сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— отделить основные мысли от второстепенных и выявить главную;
— определить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— сделать выводы из сформулированных в тексте положений.
2. Осмыслить содержание текста:
— связать информацию, найденную в предлагаемом тексте, с информацией, полученной из других источников (домашнее чтение);
— оценить утверждения, сделанные в предлагаемом тексте, исходя из знаний по истории, литературе, мировой художественной культуре.
3. Применять общеучебные умения и навыки:
— вести поиск информации во всевозможных информационных “местах”: в тексте, в вопросе, в своих знаниях, в своих рассуждениях, в иллюстрациях, в схемах, в картах, таблицах;
— помимо умения задавать различные вопросы, уметь переформулировать вопрос, изменить его форму и в соответствии с вопросом отобрать ту информацию, которая может понадобиться.
При формулировке заданий к различным блокам (основных блоков три: исторический, литературный, по искусству) обязательно соблюдается принцип интегративности, чтобы ученики постоянно искали связи между культурными и историческими явлениями. Например:
Разработка урока.
Тема урока : Церковный раскол
Цель урока:
- ознакомить с материалом по церковному расколу; учить отбирать необходимый материал, представлять его, делать выводы, оценивать и сопоставлять факты.
Задачи:
1.Образовательные: формирование исторических знаний о причинах раскола в Русской православной церкви и в обществе; характеристики участников событий – царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, протопопа Аввакума. Оценка церковного раскола современниками и потомками.
2. Развивающие: умение прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, анализировать и сравнивать исторические источники, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи.
3. Воспитательные: философские и исторические подходы к оценке старообрядчества.
Тип урока: комбинированный (повторение пройденного и изучение нового материала с использованием метода сравнения в групповой форме работы)
Используемые учебники и учебные пособия:
1. А.А.Данилов «История государства и народов России» (XVI-XIII вв.)
-2. ВВ. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История отечества с древнейших времен до наших дней (для студентов СПО)
Использованная литература:
- Житие протопопа Аввакума, им самим написанное // Древняя русская литература: Хрестоматия. Н.И. Прокофьев. - М.: Просвещение, 1980. - С. 334-344.
- Житие протопопа Аввакума // Житие протопопа Аввакума, им написанное, и другие его сочинения.-Иркутск, 1979. («Литературные памятники Сибири»). - С. 17-79.
- Гусев В.Е. Заметки о стиле «Жития протопопа Аввакума»/7 ТОДРЛ, 1957. -Т. XIII. -С. 273-281.
- Демин А.С. Наблюдения над пейзажем в «Житие протопопа Аввакума» // ТОДРЛ, 1966. - Т. XX11.-С.402-406.
- Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (творческая история произведения). -Л.: Изд-во ЛГУ. 1974.
- Лихачев Д.С. «Перспективы времени» в «Житие» Аввакума // Поэтика древнерусской литературы., Наука, 1979.-С. 292-298.
- Лихачев Д.С. Сочинения протопопа Аввакума // Великое наследие. Классические произведения
литературы древней Руси.- М.: Современник, 1979. -С. 341-356. - Лихачев Д.С. Юмор протопопа Аввакума // Лихачев Д.С, Панченко A.M. Смеховой мир Древней Руси.- Л.: Наука, 1976.-С. 75-90.
Интернет – ресурсы:
htpp://rpsc.ru
htpp://prosv.ru/ebooks/
Оборудование:
- Раздаточный материал : таблица: «Социальный состав раскола», «Основные положения протестантизма»
- Мультимедийная презентация - "Церковный раскол" (подготовлена на основе материалов Пустозерского комплексного историко-природного музея)
- репродукции икон на тему “Жития протопопа Аввакума”;
План урока:
1.Цели и подготовка церковной реформы
2. Церковная реформа
3. Раскол
а) Причины раскола
б) Идеология раскола. Протопоп Аввакум
в) Социальный состав
г) формы сопротивления
Основные понятия и термины:
• Патриаршество;
• РПЦ – русская православная церковь;
• реформы патриарха Никона;
• раскол;
• канон;
• старообрядцы;
• самосожжение;
• скит;
• беспоповщина;
• протестантизм.
Ход урока:
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность студентов |
I. Орг. момент (2-3 мин.) | Приветственное слово. | |
II. Вводная беседа (3-5 мин.) | Актуальность темы. Работа с эпиграфом. (слайд 2) Целеполагание, задачи урока . (слайд 3,4) | Запись темы в тетрадь. |
III. Повторение пройденного материала. (5-7 мин.) | Повторение материала в форме фронтального опроса. На основе ответов на вопросы выделяют предпосылки нововведений | Отвечают на вопросы преподавателя, обобщают, выделяют предпосылки. |
IV. Объяснение нового материала. 1.цели и подготовка церковной реформы (10 мин.) | Выделение причин и целей церковной реформы совместно с учителем (рассказ учителя, материал учебника стр.115), | Работа с текстом учебника. Запись целей реформы. - укрепление церковно – политических связей России с южнославянскими странами - унификация культа |
2. церковная реформа (10 мин.) | Объяснение алгоритма работы в группах с использованием метода сравнения (слайд 5) | Работа с документами, текстом учебника: оформление сравнительного анализа в таблицу |
3. раскол. (30-35 мин.) | Рассказ преподавателя. Сообщения студентов (слайд 6.7.8,) раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона. Работа с источником - “Житие протопопа Аввакума”, репродукцией картины Сурикова «Боярыня Морозова» | Сообщения Запись понятий |
V. Закрепление. (5-7 мин) | Заполнить таблицу «Раскол и Реформация: сходство и различия», используя раздаточный материал «Основные положения протестантизма» | Закрепление пройденного материала на основе заполнения таблицы. |
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (3 мин.) | Оценка работы в группах, выяснение уровня усвоения материала. | Записывают домашнее задание. |
Методические рекомендации
II. Вводная беседа (3-5 мин.) слайд 2
Когда сложу свою вязанку
Сосновых слов, медвежьих дум?
«К костру готовьтесь спозаранку», —
Гремел мой прадед Аввакум.
Сгореть в метельном Пустозерске
Или в чернилах утонуть?
Словопоклонник богомерзкий,
Не знаю я, где орлий путь.
(Николай Клюев. 1916 или 1917)
Эти слова русский поэт посвятил одной из страниц нашей истории – церковному расколу и его духовному идеологу протопопу Аввакуму. 14 апреля 1682 года в Страстную пятницу формально — за «великия на царский дом хулы», а фактически за свои религиозные убеждения, по настоянию патриарха Иоакима Аввакум был сожжен вместе со своими единомышленниками и соузниками. Целеполагание урока, задачи урока (слайд 4).
Запись темы (слайд 3) ,
III. Повторение пройденного материала–вопросы репродуктивного характера . Слайд 5 (влияние Смутного времени).
Результатом Смутного времени явилось дальнейшее обнищание широких народных масс, сокращение территории русских земель, падение авторитета русского государства, широкое проникновение иноземного влияния, в том числе и религиозного, на жизнь и обычаи населения. После разгрома интервентов (поляков), окончания Смутного времени стали заметно расширяться связи России с Англией, Голландией, Ираном. Россия стала всё больше и шире использовать передовые достижения Запада: оружие, передовой опыт ведения военных действий. Западные товары постепенно проникают в города России, начал складываться рынок. Русские купцы сначала робко проникали со своими товарами на рынок Западной Европы. Развиваются связи между отдельными регионами страны. Появляется класс буржуазии и работников наёмного труда. В Россию стали приглашаться западные специалисты; врачи, строители, умельцы железного дела, рудознатцы и т. д. Образуется обширный круг иностранцев, проживающие в построенной иностранной слободе в Москве. Их поведение, культура, одежда резко отличаются от патриархального быта населения Москвы. Кроме этого, начинает развиваться образование, повышается процент грамотных среди населения. Создаются первые учебные заведения, в которых ведущую роль играют сначала иностранцы. Наблюдается рост ремесленничества, образование мелких мануфактур и заводов (производство необходимых для населения и военных нужд оружия и товаров).
Передовая часть общества видит преимущества иностранного быта, мастерства, поведения и начинает перенимать у них всё положительное, рациональное.
IV. Объяснение нового материала.
1.Цели и подготовка церковной реформы.
Рассказ учителя : Влияние Запада коснулось и церкви. Одни увидели в них угрозу «Латынянства», т. е. поглощения православной церкви Католической, другие поняли, что необходима церковная реформа. Это было связано с тем, что из-за отсутствия тесных связей местных церквей с центром, накопилось много различий в понимании религиозной литературы, осуществления религиозных обрядов. Появились воинствующие религиозные деятели из духовенства, которые яростно защищали патриархальный быт народа, его религиозные взгляды и стремились сохранить незыблемыми церковные обряды, старинные духовные книги. Они выдвинули лозунг: «Как жили наши отцы и деды, так и мы должны жить».
Выделение целей реформы:
- укрепление церковно – политических связей России с южнославянскими странами (книги и обряды исправлялись по греческим образцам, принятых в этих странах)
- унификация культа (подчинявшая церковь общегосударственной системе централизации).
В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др.
Цель кружка:
- разработать программу церковной реформы.
- устранить разночтения в богослужебных книгах.
В 1651 году, по предложению царя Алексея Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу. (сообщение о Никоне)
В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы.
2. церковная реформа
Работа в группах ( с документами, текстом учебника: оформление сравнительного анализа в таблицу)
№ | Старорусская Церковь | Официальная Русская Православная Церковь |
1 | Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским) книгам. | Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам. |
2 | Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. | Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку. |
3 | Крест почитать только вомьмиконечный. | Крест почитать только четырёхконечный. |
4 | С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад. | С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. |
5 | Имя Спасителя писать: «Исус». | Имя Спасителя писать: «Иисус». |
6 | «Аллилуйя» петь дважды. | «Аллилуйя» петь трижды. |
7 | Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. | Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. |
8 | Служить литургию на семи просфорах. | Служить литургию на пяти просфорах. |
3.церковный раскол:
а) Причины раскола
Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. “Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, - писал протопоп Аввакум.
В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало вековой традиции. РПЦ сохранило свои обряды в неприкосновенности с X в. , в данном случае греки были отступниками. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.
б) Идеология раскола. Протопоп Аввакум
Новый патриарх был человек своенравный, волевой и фанатичный. Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и, по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть, по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха». Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.
(Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? )
Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.
Раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. (сообщение об Аввакуме), сообщение о пустозерских узниках.
В период гонений господствующей церкви на старообрядцев в 1667 г. сюда были отправлены в заточение знаменитый протопоп Аввакум, симбирский протопоп Никифор, священник Лазарь, диакон Феодор и соловецкий инок Епифаний. Всех осужденных лишили духовного сана. Кроме того, священнику Лазарю и иноку Епифанию были отрезаны языки. В пустозерской ссылке узники протомились 15 лет, терпя голод, холод, наготу, мрак землянок, тяжелый труд, унижения и оскорбления. Но это не сломило их духа. В тюремных земляных ямах у полярного круга была создана настоящая литературная школа. Отсюда раздавалась горячая проповедь во все края России. За годы пустозерского заключения одним только Аввакумом было написано свыше 40 сочинений, в которых он то обращался к властям с увещанием вернуться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя и наставляя их. Писали также и сподвижники Аввакума — инок Епифаний, священник Лазарь, диакон Феодор. В 1670 г., когда известия об их деятельности дошли до правительства, всем, кроме протопопа Аввакума, снова урезали языки, которые к тому времени чудесным образом отрасли, а также отрубили руки (престарелый протопоп Никифор к этому времени уже отошел в мир иной).
В 1681 г. один старообрядец с колокольни Ивана Великого «метал» в толпу свитки с политическими карикатурами, обличающими властей. Как выяснилось, оригиналы на бересте изготовил сам протопоп Аввакум. Такого публичного себе позора власти простить не могли, и вскоре последовало решение о казни Аввакума и его сподвижников.
14 апреля 1682 г., в Страстную пятницу, формально — за «великия на царский дом хулы», а фактически за свои религиозные убеждения, по настоянию патриарха Иоакима Аввакум был сожжен вместе со своими единомышленниками и соузниками.
Идеология раскола.
Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую) .
И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя. Старообрядцы надеялись, что Московское царство станет некоей империей духа, в которой православный царь, прежде всего, заботится о чистоте веры и оберегает подданных от разрушительных иноземных влияний.
Работа с источником: - “Житие протопопа Аввакума” (на доске репродукции икон на тему “Жития…”
- В чем отличия старообрядцев от сторонников патриарха Никона?
- Как вы думаете, спор идет о вере или о внешней, обрядовой стороне? Почему он является таким важным для старообрядцев?
- Можно ли по тексту определить отношение Аввакума к патриарху Никону?
- Вспомните, что представляли собой типичные для средневековой литературы “Жития святых”?
- Чем отличается от них “Житие Аввакума”? В чем проявилось новаторство Аввакума как писателя? (Написано живым, сочным разговорным языком. В свое повествование Аввакум включил реалистически написанные бытовые сцены, описание природы, душевные переживания и страдания) .
в) Социальный состав
- В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.
Задание: определите, используя учебник, (стр.116-117) кто и почему уходил в раскол?
Работа с раздаточным материалом.
Работа с репродукцией картины картина Сурикова «Боярыня Морозова».
Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
Судьба боярыни Морозовой (сообщение).
г) Формы сопротивления.
Учитель (краткое сообщение) - После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в Заволжье, на Урал (скиты).
Поиски “сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье.
- 1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.
- Самосожжение – “Гари”: начались с 70-х годов XVII в. , продолжались на протяжении XVIII в. Только в 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек.
Значение раскола.
V. Закрепление.
Раскол и Реформация: сходство и различия.
Задание : Заполнить таблицу «Раскол и Реформация: сходство и различия», используя раздаточный материал «Основные положения протестантизма».
Известно, что российские старообрядцы, как и западноевропейские протестанты, отличались глубокой религиозностью, высоко ценили честный труд и нажитое с его помощью богатство. И реформацию, и раскол широко поддерживало купечество. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию.
Почему же многие ученые считают, что устранения старообрядчества и протестантизма были противоположными?
VI. Подведение итогов.
Подводятся итоги работы на уроке. Оценка раскола современниками и потомками. (используется краеведческий материал - в 1989 г. краевед из Нарьян-Мара Михаил Фещук вместе с товарищами собственноручно изготовили и установили памятный знак в честь мучеников за древлее благочестие — бревенчатый сруб, из которого поднимаются к небу два резных шестиметровых столба из лиственницы, символизирующие двуперстие, увенчанные узорным навесом, удивительно напоминающим поморские намогильные кресты-голбцы. Между столбами на цепях подвешен колокол, звонящий в память о мучениках за Старую Веру. В 1991 г. группа староверов-поморцев из Рижской Гребенщиковской общины установила древлеправославный осмиконечный крест из лиственницы на предполагаемом месте сожжения пустозерских отцов.
Домашнее задание – п.18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи как социально-педагогическая проблема на уроках математики
«Межпредметные связи как социально-педагогическаяпроблема на уроках математики »учителя математики ГБОУ ЦО №133Аксеновой Елены Михайловны План. 1.Межпредметная связь и её значение.2.Со...
Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...
Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы» по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатац
Методическая разработка оценка качества знаний и умений при проведении практик с точки зрения инновационных технологий в сфере образования на примере проведения практики «Плотнично – столярные работы»...
Высокое Возрождение.Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества английского драматурга и поэта У Шекспира
Сценарий интегрированного урока по дисциплинам История, Литература , Иностранный язык...
Пример проведения словарной работы на уроках русского языка.
Пример проведения словарной работы на уроках русского языка....
Тема интегрированного урока по истории и литературе «Гражданская война в истории и литературе»
Разработку данного урока можно использовать при рассмотрении истории гражданской войны и её освещении в литературе на примере романа М. Булгакова "Белая гвардия", романа М. Шолохова &q...
Примеры заданий профессиональной направленности по русскому языку и литературе для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения (молоко и молочные продукты)
В статье приводятся примеры заданий профессиональной направленнности по русскому языку и литературе для специальности 19.02.12 Технология продуктов питания животного происхождения (молоко и молочные п...