Статья "Воспитание нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев, колледжей".
статья на тему

Николаева Ольга Викторовна

Статья "Воспитание нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев,  колледжей" опубликована в журнале Академии управления МВД России в 2009 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no2_nikolaevoy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Воспитание нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев, колледжей.                                                                                

                                                                 Старший инспектор научного центра                                               Академии управления МВД России    

                                                               О.В. Николаева

Важной тенденцией воспитания сегодня признается обращение к гуманистическим традициям, к личности, чьи способности развертываются  в сфере межсубъектных  взаимоотношений, в отношениях «человек-человек», «человек-окружающий мир». Воспитание как педагогический процесс является частью всего процесса формирования личности.

Многие педагоги в формировании личности человека отмечают важную роль нравственного воспитания. Воспитание нравственной устойчивости учащихся является составной частью процесса нравственного воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел.

Сущность нравственной устойчивости, как свойства личности,  выражается в постоянной потребности человека в нравственном росте и моральном совершенствовании, глубоком и прочном усвоении нравственных ценностей,  понятий, знаний о морали и нравственности, силе воли и высокой морально-волевой активности,  развитых умениях и навыках реализации личных убеждений в делах и поступках независимо от внешних условий в ситуациях сложного нравственного выбора.

Процесс  воспитания нравственной устойчивости имеет двусторонний характер,  т.е. включает в себя как деятельность субъекта,  так и объекта воспитания, или целенаправленные воздействия на воспитуемого и поведение последнего, его нравственное отношение к этим воздействиям.    

  В воспитании нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев, колледжей наиболее общее и стержневое противоречие - между моральными потребностями, интересами, целями, желаниями молодых людей и уровнем развития необходимых для их осуществления нравственно-волевых качеств и выработанных умений и навыков. Известно, что молодые люди действуют ради реализации своих целей, потребностей и т.п., в данном аспекте своей жизнедеятельности они постоянно встречают и преодолевают как внешние препятствия, так и внутренние трудности. Задача воспитания нравственной устойчивости заключается, во-первых, в выявлении и объяснении учащимся возникших у них внутренних противоречий между желаниями и развитием морально-волевых качеств, умений их удовлетворения; во-вторых, в направлении будущих сотрудников органов внутренних дел на преодоление такого рода противоречий и развитие нравственных и моральных устремлений и потребностей. При этом требования общества к будущему сотруднику должны переходить в требование воспитуемого к самому себе, способствовать созданию указанного выше внутреннего противоречия. Последнее важно потому, что нравственно зрелую и морально воспитанную личность характеризует именно внутреннее принятие нравственных ценностей, моральных принципов и норм в качестве ориентира (ценностного ориентира) для собственного поведения. Выполнение моральных принципов и норм по внутреннему убеждению, когда внешние требования (определяющие характер поступка лишь преломляясь через интеллектуальные и эмоциональные сферы человека) становятся внутренней потребностью будущего сотрудника, в итоге и определяют его стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.

Коллективы милицейских колледжей, лицеев, являясь подразделениями ГУВД, УВД, активно сотрудничают  с областными, городскими органами внутренних дел, находятся в непосредственной связи с офицерами ОВД.  Соприкосновение учащихся лицея, колледжа с педагогическим коллективом своего учебного заведения и коллективом сотрудников ОВД, ношение милицейской формы  усиливает воспитательные возможности данных учебных заведений, подчеркивая особую значимость милицейского коллектива, коллективной творческой деятельности, умений каждого сотрудника выполнять общие служебные задачи, подчиняя свои интересы, знания общей цели борьбы с преступностью. Учащиеся милицейских лицеев и колледжей четко осознают значение подготовки к службе в органах внутренних дел, необходимость совместных действий  сотрудников в коллективах органов внутренних дел.

Тесное общение с офицерами, преподавателями, воспитателями, более ранняя (по сравнению со старшими школьниками) профессиональная ориентация на дальнейшую службу в органах внутренних дел определяют особенности данной части молодежи, своеобразие условий ее воспитания, формирования личностных качеств, в том числе нравственных. Таким образом,  в милицейских лицеях и колледжах проходит  социальная адаптация, которая  строится на социальной активности личности.

Необходимо отметить ряд сложностей и проблем в организации учебно-воспитательного процесса в данных учебных заведениях. Среди них: высокая динамичность коллектива учащихся (ежегодное обновление состава в лицеях на 1/2, в колледжах на 1/4); недостаточная разработанность в педагогике раннего профессионально ориентированного образования вопросов методики воспитания и недостаточная  подготовка в этом направлении значительной части педагогических работников - офицеров колледжей,  лицеев милиции.

Необходимо учитывать в воспитательной работе специфику юношеского возраста. Этот возраст - 15-18 лет - К.Д.Ушинский называл «самым решительным»(2). Это время значительных психологических и физиологических изменений. Это также период стремления к самовыражению, утверждению собственной индивидуальности. В этом возрасте юноши и девушки стараются утвердить собственное «Я» в глазах сверстников. Не умея найти возможность выделиться в положительном плане, многие из них  готовы выделиться в отрицательном, лишь бы  не быть незаметными,  «серыми».

Этот возраст отличается еще и «юношеским максимализмом»: резко полярными мнениями, разделением оценок людей, событий, фактов лишь на «черное» и «белое»,  неумение видеть полутона,  нежелание идти на компромиссы.  «Кроме того, в этом возрасте особенно остро,  - отмечает И.С.Кон, -..проявляются, акцентируются некоторые свойства характера», которые «повышают возможность ... отклоняющегося от нормы поведения»(3). Все это лишний раз подчеркивает важность формирования нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев и колледжей.

Формирование нравственной устойчивости является сложным и длительным процессом, который продолжается у человека всю жизнь. Однако юношеский возраст является наиболее сензитивным для выработки у учащихся основ устойчивости личности. Интенсивное формирование самосознания учащихся, повышенное стремление их к утверждению собственной индивидуальности в коллективе сверстников, активное общение с окружающими,  накопление опыта поведения в различных ситуациях создают широкие возможности для организации нравственной воспитательной работы.  В то же время необходимо отметить некоторые трудности,  с которыми приходится сталкиваться педагогическим коллективам в работе по воспитанию нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев, колледжей.  Это и противоречивый характер нравственного развития учащихся, и преобладание эмоционально-негативных отношений к критике в свой адрес, и ситуативность в работе над собой - оказывает сдерживающее влияние на формирование нравственной устойчивости.

Формирование  нравственной устойчивости учащихся осуществляется в процессе разнообразной общественно-ценной деятельности.  

Однако не всякая деятельность, даже при своих внешних положительных чертах, приводит к желаемому результату.

Особое внимание необходимо уделить исследованию мотивационно-ценностной основы деятельности и  развитию личностных аксиологических  смыслов деятельности будущего сотрудника органов внутренних дел, являющихся одним из определяющих факторов в подготовке  профессионала. «Система ценностных ориентаций есть по своему существу система генеральных моделей или программ личностного поведения»(4)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

На стыке ложных и истинных жизненных ценностей формируется нравственная устойчивость. Отметим, что нравственная устойчивость формируется поэтапно. Сначала формируется нравственное сознание на основе осмысления жизненного опыта, ценностных ориентиров, затем происходит формирование нравственных ценностей и установок личности, способность критического отношения к ложным жизненным ценностям, аморальным принципам, негативному влиянию различных отрицательных факторов и, наконец, появляется твердое желание преодолевать соблазны и искушения, т.е. появляется нравственная устойчивость.

Таким образом, определяющее значение личностного ценностного смысла деятельности отражается в сознании, переживается человеком. Характер личностного ценностного смысла определяется выбранной учащимся целью и тем, насколько деятельность способствует достижению желаемого результата.

Велика роль в воспитании нравственной устойчивости учащихся общественного мнения, воздействия воспитательного коллектива, которые выступают в качестве важнейших условий успешного нравственного воспитания. «Путь развития в коллективе идет от личности формируемой к личности, формирующей себя»(5). Это прослеживается в закономерном  переходе внешних коллективных взаимосвязей учащихся во внутренние отношения их к окружающему миру. Становление отношения к себе проходит через различные стадии развития коллективных требований; от требований командира-воспитателя до общественного мнения коллектива учащихся, - и от него - к внутренним требованиям личности к себе в соответствии с требованиями колледжей, лицеев и общественными нормами.  Этот фактор  актуален в воспитательной работе и в данных учебных заведениях.  Лицеи и колледжи, воспитывая будущих сотрудников органов внутренних дел, должны особое внимание уделять именно воспитанию личности профессионала, способного работать в команде, готового подчинять свои интересы, интересам общего дела коллектива органов внутренних дел по выполнению служебных задач. Таким образом, формируя нравственный учебный коллектив взвода, группы, в котором нормой являются высоконравственные требования офицеров-воспитателей, педагогов к учащимся и учащихся друг к другу, формируя высоконравственное общественное мнение учащихся, будут формироваться внутренние требования учащегося к самому себе в соответствии с коллективными требованиями колледжей, лицеев и общественными нормами.

Потребность учащихся в нравственном росте направляется  на приобретение знаний о морали, которыми они руководствуются при анализе своих и чужих поступков. Возможность углубить эти знания появляется в различных видах духовно-нравственной познавательной деятельности, в  приобщении ребят к систематическому участию в различных формах духовно-нравственного  познания, включении учащихся в такие виды деятельности, которые бы активизировали, стимулировали их усилия по выработке собственных убеждений, способствовали вооружению умениями самим вырабатывать  и проявлять свои гражданские, нравственные позиции. Наиболее эффективными формами духовно-нравственной познавательной деятельности учащихся нам видятся просветительные (тематические вечера, конференции, семинары,  уроки знаний, экскурсии, классные часы и др.), соревновательные (викторины, конкурсы, смотры) и дискуссионные (диспуты, беседы, семинары) мероприятия. Твердые, истинные убеждения личности не могут быть сформированы только в результате внешнего влияния. Они должны быть «выстраданы», выработаны самой личностью в результате большой внутренней работы, в процессе активного усвоения знаний, размышлений, переживаний, споров с самим собой и товарищами, осмысления жизненного опыта как собственного, так и старших поколений. В процессе откровенных разговоров, задушевных бесед, страстных споров, диспутов укрепляются знания, вырабатываются моральные, духовно-нравственные взгляды и убеждения.

Активные формы духовно-нравственной познавательной деятельности в значительной степени способствуют формированию антисуггестивных качеств личности учащихся, т.е. качеств невнушаемости, характеризующихся устойчивостью нравственных убеждений, морально-волевой активностью в отстаивании собственных взглядов, самостоятельностью мышления, проявляющейся в способности учащегося взвешивать и оценивать все окружающее с точки зрения нравственной целесообразности и моральной оправданности.

Воспитание нравственной устойчивости в процессе усвоения знаний обеспечивает в основном становление логической, рациональной стороны исследуемого свойства. Это хотя и существенная, но, как отмечалось выше, не единственная  сторона процесса воспитания устойчивости. Также значимым является формирование и накопление практического нравственного опыта поведения учащихся путем вовлечения их в разнообразную, многостороннюю общественно ценную деятельность в высоконравственном воспитательном коллективе.

Задача формирования воспитательного коллектива, являющегося важнейшим фактором накопления опыта устойчивого нравственного поведения учащихся, нам представляется в следующем:

  1. организации общественно полезной деятельности, обеспечении на ее основе постоянного делового и дружеского общения учащихся, товарищеских отношений между ними;
  2. укреплении и развитии традиций коллектива учебного заведения, органов  внутренних дел, закрепляющих нравственные нормы;
  3. заботе о развитии здорового, действенного и авторитетного общественного мнения в коллективе, использовании силы его влияния на  учащихся;

4) создании системы самоуправления и самообслуживания, обеспечивающей активное участие всех учащихся в делах коллектива.

Таким образом, в процессе разнообразной деятельности в коллективе в условиях  самоуправления и самообслуживания учащиеся находятся в положении ответственной зависимости и взаимоподчиненности, и сама жизнь создает такие ситуации, которые предполагают упражнения учащихся в выработке умений и навыков высокоморальных поступков, осуществляя тем самым накопление опыта нравственного поведения.

Основными направлениями в работе по воспитанию нравственной устойчивости учащихся милицейских лицеев, колледжей являются:  развитие у учащихся потребности в духовно-нравственном росте, самовоспитании и самосовершенствовании; организация овладения ими глубокими и прочными знаниями требований морали, нравственных норм и перевод их в личные установки и убеждения; формирование нравственной Я-концепции; накопление опыта устойчивого нравственного поведения учащихся на основе развитой нравственно-волевой активности и выработанных умений и навыков утверждения собственных нравственных убеждений в различных  ситуациях сложного нравственного  выбора; осознание общественной и личной значимости подготовки к поступлению в высшие учебные заведения МВД России и дальнейшей службе в органах внутренних дел.

 Успешное воспитание нравственной устойчивости учащихся  осуществляется в различных видах их активной духовно-нравственной познавательной и общественно ценной деятельности в условиях обеспечения комплексного подхода к воспитанию учащихся, а также в результате планомерности,  согласованности и непрерывности воспитательной работы во всех звеньях; положительной эмоционально-нравственной атмосферы жизни и деятельности учащихся; развитой системы их самоуправления и самообслуживания, сложившегося воспитательного коллектива учебного заведения.

Литература:

1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.//Собр. Соч.-М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948.-Т.8-9.

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности.-М.: Просвещение, 1979.-с.55.

3. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионализма.-М..1994.-с.247, с.146.

4. Ковалев А.Г Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.-М.: Политиздат, 1987, с.195.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по теме: "Рождественские открытки, как предмет эстетически - нравственного воспитания учащихся".

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    -    ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА: Преподаватель: Плотникова Ирина НиколаевнаНаименование творческого объединения: МОУ ДОД "Волосовская Де...

Технология нравственного воспитания учащихся инвалидов в ГАОУ НПО СО "Саратовском профессиональном училище--интернате для инвалидов"

В данной работе освещены аспекты  нравственного воспитания обучающихся инвалидов в Саратовскоим профессиональном училище-интернате...

Технология нравственного воспитания учащихся инвалидов в ГАОУ НПО СО "Саратовском профессиональном училище--интернате для инвалидов"

В данной работе освещены аспекты  нравственного воспитания обучающихся инвалидов в Саратовскоим профессиональном училище-интернате...

Доклад на тему "Проблемы нравственного воспитания учащихся"

Доклад освещает проблемы нравственного воспитания учащихся системы среднего профессионального образования. В работе содержится теоретическая часть, предлагаются основные формы нравственного воспитания...

Духовно нравственное воспитание учащихся, проживающих в общежитии как средство успешной социализации.

Статья. Общежитие – это новый дом для учащихся, которые приехали учиться в профессиональные образовательные учреждения из отдалённых районов. Здесь же проживают и дети из категории сирот и дети ...

"Духовно-нравственное воспитание учащихся как важнейший аспект формирования личности гражданина России"

В статье представлен опыт работы воспитателя ГПД по духовно-нравственному воспитанию учеников коррекционных классов....

Статья "Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции"

Статья "Оптимизация деятельности командиров взводов колледжей милиции по воспитанию нравственной устойчивости учащихся колледжей милиции" опубликована в Академии управления МВД России на кафедре педаг...