Методические указания по производственной практике
методическая разработка по теме

Методические указания по производственной практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_ukazaniya_pp.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум им. А. П. Байкузова»

Методические указания

по прохождению производственной практики

по специальности 43.01.06

«Проводник на железнодорожном транспорте»

2015 год

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте»

Автор                Короткова С.А.

Методические указания составлены в соответствии с примерной (рабочей) программой по производственной практике по специальности 43.01.06  «Проводник на железнодорожном транспорте»

- мастер производственного обучения Рузаевского железнодорожно-промышленного техникума имени А.П. Байкузова

                                            Содержание

1.Пояснительная записка

2.Общие правила проводника (стажера) перед работой

3.Техника безопасности на рабочем месте

4.Перечень вопросов при прохождении производственной практики

5.Результаты прохождения производственной практики

 

6.Рецензия

 

7.Список используемой литературы

                                                                                                                                 1. Пояснительная записка

                                                                                                                                       

Методические указания по производственной практики используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте».

 Производственная практика проводится на базовом предприятии «Вагонный участок Пенза Куйбышевского филиала ОАО Федеральная пассажирская компания»

В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Проводник на железнодорожном транспорте». Поездки совершаются на фирменном поезде № 41 «Саранск – Москва».                                                                                                                            

В период прохождения практики ведется следующая документация:

- дневники по производственной практике,

- отчеты,

- производственные характеристики,

- бланки ЛУ-72, ЛУ-73 и ИНУ - 4.

         В период прохождения преддипломной производственной практики обучающихся прикрепляют к опытным проводникам на стажировку, в результате стажер должен знать:

- работу устройства оборудования пассажирского вагона, тележек, тормозного оборудования;

- устройство и принцип работы автосцепки, подвагонного оборудования;  

- устройство СКНБ;

- системы пожарной сигнализации;

- установок кондиционирования воздуха и принудительной вентиляции;

- высоковольтного отопления, порядок обслуживания и регулирования приборов отопления;

- электрооборудования, противопожарное оборудование;

- правила обслуживания пассажиров и спасения их в аварийной ситуации;

- руководство по оказанию первой (доврачебной) помощи;

- порядок пользования служебными расписаниями пассажирских поездов;

- должностную инструкцию проводника пассажирского вагона;

- применяемая форма учета и отчетности, порядок их ведения и составления.

       Стажер проводника должен не только хорошо овладевать профессиональными знаниями, но и руководствоваться основными принципами этики, культуры общения и обслуживания пассажиров, уметь разрешать любые конфликтные ситуации.                                                                

             

2. Общие требования к проводнику (стажеру) перед работой.

1. Перед отправлением в рейс пассажирского поезда проводник обязан прибыть к месту работы в установленное время в форменной одежде, имея при себе:

- удостоверение личности;

- удостоверение на право обслуживания электроустановок напряжением до 1000 В;

- удостоверение о проверке знаний ПТЭ;

- санитарную книжку проводника;

- удостоверение на право обслуживания хвостового вагона (для проводника хвостового вагона).

    Проводник пассажирского поезда международного сообщения и фирменного поезда на левой стороне форменной одежды должен носить визитную карточку установленного образца.

     

2. Обязанности проводника (стажера) при подготовке вагона в рейс.

    При приёмке пассажирского вагона перед отправлением в рейс проводник обязан проверить:

           - исправность поручней переходных площадок, дверей и дверных замков по всему вагону;

           - наличие пломб на стоп – кранах и огнетушителях;

           - исправность пожарных кранов и наличие шлангов;

           - обеспечение пассажирского вагона водой, работу крана для питьевой воды;

           - наличие топлива для системы отопления и кипятильника;

           - действие ручного тормоза;

           - наличие журнала приёмки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона (формы ВУ-8);

           - наличие аптечки для оказания медицинской помощи, а также санитарных носилок в штабном вагоне.

    При приёмке пассажирского вагона от комплексной экипировочной бригады проверяется также: наличие комплектов постельных принадлежностей, мыла, моющих и дезинфицирующих средств, туалетной бумаги, наличие уборочного инвентаря.

    Проводник вместе с электромехаником поезда проверяет:

            - функционирование потребителей электроэнергии путем кратковременного их включения с пульта управления;

  - отсутствие утечки тока на корпус вагона;

- состояние аккумуляторных батарей;

- исправность системы контроля нагрева букс (СКНБ) и установки пожарной сигнализации (УПС);

- исправность электрокипятильника.

    После приёмки пассажирского вагона проводник получает предметы чайной продукции, с обеих сторон вагона вешает маршрутные доски, а с внутренней стороны окон – таблички с порядковым номером вагона.

3. Обязанности проводника (стажера) в пути следования пассажирского поезда.

    В пути следования пассажирского поезда проводник обязан закрепить на двери служебного купе табличку с фамилией, именем и отчеством дежурного проводника. Поддерживать постоянную чистоту и комфортную температуру воздуха, следить за состоянием внутреннего оборудования и правильным положением межвагонных переходных площадок.

    Поддерживать наличие в кипятильнике горячей, а водоохладителе –холодной.

        Влажную уборку производить не менее двух раз в сутки, а в туалетах по мере необходимости. Мыть полы в вагонах с электроотоплением только после отключения печей отопления.

       Обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями не менее трех раз в сутки, а в фирменных поездах и вагонах СВ всех категорий – по просьбе пассажиров в любое время суток. В вагонах со спальными местами обеспечивать пассажиров комплектами постельных принадлежностей, доставлять постельное бельё на места пассажиров, а также застилать постели инвалидам, больным и пассажирам с малолетними детьми.

       Следует вести учёт расхода постельного белья на бланках формы ЛУ – 72 или ИНУ – 4 и наличие свободных или освобождаемых мест на бланке формы ЛУ – 73.

       При отсутствии централизованного электрического отопления при использовании твёрдого топлива поддерживать температуру в пассажирском помещении вагона в зимнее и переходное время года (18 -22) °C, в летнее (22 – 26) °C.

       Во время движения пассажирского поезда торцевые двери тамбуров по концам состава вагонов должны быть закрыты на внутренние запоры («секретки») и на замок под специальный ключ. В остальных вагонах торцевые тамбурные двери не запираются. Боковые тамбурные двери нерабочего тамбура запираются изнутри вагона на («секретку»), двери рабочего тамбура запираются только на доступный только изнутри вагона замок и замок под трёхгранный ключ.

4.  Обязанности проводника (стажера) по прибытию пассажирского поезда в пункт оборота и в пункт формирования.

                                                                                                                                                 По прибытии пассажирского поезда в пункт оборота проводник обязан осмотреть пассажирский вагон, при обнаружении забытых вещей сдать их в камеру хранения забытых вещей по акту. Если будут обнаружены подозрительные предметы или взрывные устройства, то следует сообщить начальнику поезда и полиции.

         Осмотреть оборудование пассажирского вагона, сообщить о выявленных неисправностях начальнику поезда или поездному электромеханику для принятия мер по их устранению, произвести влажную уборку пассажирского помещения и подготовить вагон к посадке пассажиров.

         По прибытию пассажирского поезда в пункт формирования проводник обязан осмотреть пассажирское помещение вагона, сдать нереализованные продукты чайной торговли, сдать деньги за реализацию платных услуг, чистое и использованное бельё. Также следует сдать съёмное оборудование и инвентарь сменной бригаде или в кладовую, если пассажирский вагон оставляется в резерве с отметкой об этом маршрутном листе.

          Сдать в резерв проводников маршрутный лист, акты, составленные в пути следования. Сделать запись в журнале приёмки, сдачи и технического состояния оборудования пассажирского вагона (формы ВУ-8), расписаться за время очередного выхода на работу.

          5. Культура обслуживания  пассажиров в пути следования.

    Без создания атмосферы доброжелательности и внимания к нуждам пассажиров достичь высокой культуры обслуживания невозможно. Важным элементом являются манеры проводника, сюда можно отнести часто употребляемые в разговоре выражения, тон, походку, жесты, мимику.

    К плохим манерам относят громко разговаривать, не стесняясь в выражениях и развязно жестикулировать грубость, неумение сдерживать раздражение. Очень некрасиво указывать на что-либо пальцем.

    Существуют различные правила культуры пассажиров в пути следования поезда:

- обязанность - создать все условия для того, чтобы покой пассажиров ничем не нарушался;

- чутко реагировать на все замечания пассажиров по поводу тех или иных неудобств и прилагать все усилия, чтобы выполнить их пожелания;

- быть готовым всегда прийти на помощь пассажирам;

- всегда поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;

- разговор начинать с улыбки – это располагает пассажира к проводнику;

- обращаться к пассажиру только на «вы».

- если проводник задаст вопрос пассажиру, то он должен начать словами «извините», «простите за беспокойство» и не забывать о словах «пожалуйста», «спасибо», «будьте любезны» и т. п.

Проводник не на минуту не должен забывать о том, что является для каждого пассажира  лицом  ОАО «РЖД» и что по его виду и поведению они судят о ситуации на всем железнодорожном транспорте. Всегда нужно помнить  о лежащей на проводнике высокой ответственности.

 

                                                6. Этикет проводника.                                

 Служебный этикет-это совокупность правил, поведения проводника в отношении пассажиров, они в праве расчитывать на внимательное отношение и ряд определенных им услуг. Профессиональная этика требует чуткости, терпимости, уважения и скромности. Необходимо всегда одинаково приветливо встречать совершенно разных по характеру и национальности людей. И чтобы взаимоотношения с пассажирами в пути складывались хорошо, нужно научиться определять их настроение и темперамент, и заранее знать как вести себя в любой сложной ситуации.

    В служебный этикет входит ряд формальных правил, которые необходимо соблюдать:

        - проводник первым должен приветствовать пассажира, который пришел на посадку;

        - если в вагон садятся одновременно несколько человек, нужно ненавязчиво установить для них очередность: первыми в вагон входят женщины, затем дети, потом пожилые люди и последними – мужчины;

        - прежде чем войти в купе к пассажирам, нужно обязательно постучать и спросить разрешения;

        - повещать пассажиров о приближении поезда к станции назначения;

        - знать у пассажиров их пожелания, и выяснить кто и когда из пассажиров будет пить чай и будут ли заказы на обеды из вагона – ресторана;

                        7. Правила личной гигиены проводников.

         

         Неотъемлемой частью общей культуры человека является его постоянная забота об опрятном внешнем виде. Соблюдение правил личной гигиены проводником вагона играет важную роль в сохранении здоровья как его самого, так и обслуживаемых пассажиров. Мероприятия общесанитарного характера имеют большое значение для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения, в том числе пассажиров. В течении всего рейса проводник обязан постоянно следить за чистотой своих рук, мыть их с мылом, особенно после посещения туалета, уборки пассажирских помещений вагона, коридоров и туалетов, а также перед раздачей чая пассажирам и мытьём чайной посуды.

          Все проводники пассажирских вагонов обеспечиваются санитарной одеждой и спецодеждой, назначение которой – предупреждать инфекционные заболевания.

                                                                                                                                                                                                                           

3. Техника безопасности на рабочем месте

Железнодорожный транспорт является зоной повышенной опасности, поэтому соблюдение правил и требований техники безопасности — важная обязанность каждого работника транспорта, и особенно проводников, которые должны обеспечивать не только личную безопасность, но и безопасность пассажиров.

        Вводный инструктаж стажер проводника проходит при заступлении на производственную практику, его знакомят с положениями по охране труда, пожарной безопасности, с условиями работы и с правилами трудового распорядка.

        На рабочем месте проводится первичный инструктаж, цель которого -

изучение конкретных требований и правил техники безопасности при работе на                                                                                                                                                конкретном оборудовании при выполнении конкретного технологического процесса. Допуск стажера проводника к работе выдает специальная комиссия после проверки знаний и приобретенных навыков безопасных приемов работы, правил охраны труда и личной безопасности.

        Перед каждой поездкой начальник резерва проводников, его заместитель или инструктор проводит повторный инструктаж бригады проводников, цель которого повторение требований правил техники безопасности и производственной санитарии, ознакомление с введенными в действие новыми или переработанными правилами, приказами ОАО «РЖД» и указаниями по охране труда, а также со всеми изменениями производственных условий.                            

4. Перечень вопросов изучаемых

при прохождении производственной практики.

1. Посадка пассажиров в вагон, проверка билетов, их хранение.

2. Учет населенности вагона и передача наличия свободных мест начальнику поезда.

3. Соблюдение правил перевозок мелких домашних животных, птиц, собак крупных пород.

4. Оформление безбилетного проезда пассажиров, штрафы.

5. Ответственность проводника за неправильное пользование служебными билетами.

6. Контроль за пассажирами в использовании открытого огня, подключение к сети вагона электропотребителей.

7. Санитарное содержание вагона, оборудования и инвентаря.

8. Санитарно-гигиенические требования к форме одежды проводника.

9. Оснащенность вагонов средствами пожаротушения.

10. Действие проводника при обнаружении пожара.

11. Наблюдение за ходовыми частями вагона в пути следовании поезда.

12. Водоснабжение вагонов, комбинированный кипятильник, охлаждение питьевой воды.

13. Наблюдение за электрооборудованием, системой электроснабжения и его обслуживание в пути следования поезда.

14. Изучение эксплуатации аккумуляторных батарей.

15. Наблюдение за работой двигатель-генераторов, трансформаторов, выпрямителей.

16. Приточная естественная и механическая вентиляция

17.Наблюдение за колесными парами, буксового узла, рессорного подвешивания.

18. Назначение и виды тормозов и их эксплуатация.

19. Термическое регулирование температуры электроотопления.

20.Соблюдение правил техники безопасности при эксплуатации пассажирского вагона.

5. Результаты прохождения производственной практики

    Одним из важнейших компонентов производственной практики является проверка и оценка учебно-производственной деятельности студентов. Основными общими показателями качества усвоения студентами знаний, умений и навыков по производственной практике является:

- правильность приёмов работы и рациональность организации труда и рабочего места;

- учебно-производственных работ;

- выполнение установленных количественных и качественных показателей;

- степень самостоятельности выполнения задания.

    Результатом освоения производственной практики является выполнение письменной экзаменационной работы.

                                                                                                                     

                                         Рецензия

Методические указания по прохождению производственной практики обучающихся по специальности «Проводник на железнодорожном транспорте».

        Методические указания содержат: пояснительная записка, общие правила проводника (стажера) перед отправлением в рейс, техника безопасности на рабочем месте, перечень вопросов при прохождении производственной практики, результаты прохождения производственной практики, список используемой литературы.

        Основы методических указаний составляет основная часть, направленная на достижение поставленных целей и задач при исполнении обязанностей стажера проводника пассажирских вагонов. Тематическое планирование соответствует содержанию. Методические указания ориентированы на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в производственной практике и соответствуют ФГОС.

Председатель цикловой комиссии № 2                                     С. Н. Федотова

                  7. Список используемой литературы

1.Устав работников железнодорожного транспорта

2. З. М. Болотин «Проводник пассажирских вагонов»  г. Москва «Академия» 2004г.

3.Л. Г. Митрякова «Спутник проводника» г. Москва «ФПД» 2007г.

4.К. В. Кулаев «Техническая эксплуатация пассажирских вагонов г. Москва «Транспорт» 2005г.

5.ОАО «РЖД» «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва 2011г.

6.ОАО «РЖД» «Инструкция по сигнализации и связи на ж/д транспорте РФ г. Москва 2012г.

 


                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по производственной практике для студентов и руководителей практики

Методические указания по производственной практике для студентов и руководителей практики ПМ 01 « Выполнение работ по обслуживанию оборудования подготовительно-раскройного производства»  ПМ...

Методические указания по производственной практике по ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» Профессия 23.01.03 «Автомеханик»

Производственная практика по ПМ 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта Результаты(освоенные профессиональные компетенции)Основные показатели оценки результатаФормы и методы контроля ...

Методические указания по производственной практике

Методические указания по производственной практике...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПМ. 04. Составление и использование бухгалтерской отчетности по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Практика является составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО по специальности 38.02.01.  &laqu...

Производственная практика (по профилю специальности) ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности. Методические указания по производственной практике (по профилю специальности)

В методических указаниях по производственной практике (по профилю специальности) для обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ПМ.04 Составление и использовани...