Доклад: "Проектная деятельность педагога"
статья на тему

Одним из мощнейших действенных факторов, влияющих на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка, является научно-исследовательская и проектная деятельность.

Проектирование – это создание, конструирование замысла и предварительная работа основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях. 

Применительно к учебно-воспитательному процессу педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_proektnaya_deyat-t.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность педагога


Одним из мощнейших действенных факторов, влияющих на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка, является научно-исследовательская и проектная деятельность.

Проектирование – это создание, конструирование замысла и предварительная работа основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях.

Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания и обучения делают педагогическую деятельность избыточно сложной. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность педагога.

Применительно к учебно-воспитательному процессу педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.

Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность. Ее продуктом выступает проект. Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств  для достижения определенных целей, которые в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей.

Итак, проект – это:

  1. Замысел, план.
  2. Некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой, или организационная форма целенаправленной деятельности.
  3. Деятельность по созданию какой-либо системы, объекта или модели.

Можно выделить несколько типов проектов:

  1. Педагогический проект – это документ, в котором намечены перспективы решений конкретных педагогических проблем. В проекте должны быть отражены идея, цели и план, где детально прописаны предлагаемые и осуществляемые формы и методы, ведущие к его реализации.
  2. Инновационный проект – педагогический проект, связанный с представлением педагогического новшества, пути его реализации, способами оценки и анализа предполагаемых или достигнутых результатов.
  3. Практико-ориентированный проект (внедренческий) – педагогический проект, связанный с внедрением в практику работы образовательного учреждения достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта, накопленного в этом или других образовательных учреждениях, а также экспериментальных площадках любого уровня.
  4. Исследовательский проект  - педагогический проект, отражающий научный поиск или научную разработку пути решения современных педагогических проблем педагога, творческой группы, педагогического коллектива.

Понятие «проектирование» определяет два основных направления деятельности педагога:

  • мысленное конструирование, которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;
  • целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т.д.

Необходимость в использовании проектов возникает при следующих условиях:

  1. В проблемных ситуациях, там, где перед людьми, вовлеченными в них, стоит проблема, для которой:
  • существует несколько возможных путей решения;
  • необходимо построение новой или существенная перестройка старой деятельности для ее разрешения;
  • важна кооперация людей между собой для решения проблемы;
  • важно личное отношение людей к предполагаемым результатам.
  1. При изменениях такого масштаба, на которые не решаются при осуществлении текущей деятельности. (Например, смена приоритетного направления работы школы)
  2. Когда сложно оценить все последствия от внедрения новшества, то есть проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности.

Документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций, называются формы педагогического проектирования.

Каждому объекту проектирования присущи свои формы. Так, для педагогических систем такими формами будут:

  • законы
  • уставы
  • концепции
  • положения
  • квалификационные характеристики
  • учебные планы
  • образовательные программы
  • должностные инструкции
  • планы учебно-воспитательной работы
  • планы работы кружков и др.

Для педагогических процессов:

  • образовательные программы
  • графики контроля
  • требования к занятиям
  • тематический план
  • конспекты занятий
  • планы занятий
  • сценарии
  • модели наглядных пособий
  • учебные пособия.

Таким образом, любую деятельность педагогов предваряет документированное проектирование.

Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных свойств личности обучающегося, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а так же готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, конструктировочных и рефлексивных способностей.

Проектная деятельность в масштабе образовательного учреждения способствует созданию рефлексивно-инновационной среды, развивающей субъективность обучающихся, формирует субъективную позицию педагога по отношению к собственной профессиональной деятельности, позволяет управлять педагогическим процессом и осуществлять экспертизу образовательной деятельности.

Алгоритм подготовки и реализации проектов

Этапы работы над проектом

Деятельность субъектов проекта

Подготовительный

  1. Организационный (разработка плана по разработке и реабилитации проекта)
  2. Мотивационный (выявить и проанализировать отношения к проекту всех участников образовательного процесса)
  3. Кадровый (подготовка педагогов и обучающихся к реабилитации проекта)

  1. Содержательный:
  • Выбор темы проекта (анкетирование обучающихся)
  • Постановка проблемы исследования (цели и задачи)
  • Составление и утверждение планов работ.
  • Поиск материала (тексты, аудио- видео-, фотоматериалы)
  1. Информационно-технический (обеспечение всех участников проекта необходимой информационной и технической базой, отбор технических средств для выполнения проектов)
  2. Консультационный (консультация обучающихся с педагогом)

  1. Ожидаемые результаты.

Распределение функций и обязанностей между участниками проекта. Определение форм периодичности отчетов.

Ознакомление с основными целями и задачами проекта всех участников образовательного процесса

Ознакомление всех участников проекта с программой и выявление готовности педагогов и обучающихся к реализации проекта.

Изучение литературы по теме, утверждение темы и способов реализации проекта, создание нормативно-правовой документации проекта.

Техническая готовность участников проекта. Освоение поисковых систем (Интернет), работа с текстами, в библиотеке.

Сопровождение деятельности каждого обучающегося, оказание помощи при необходимости.

Окончательное утверждение плана проекта.

Творческий

  1. Разработка форм и методов реализации проекта.
  2. Редактирование проектных материалов.
  3. Доработка проекта по замечаниям педагога.
  4. Утверждение окончательного варианта проекта.

Создание компьютерных презентаций, аудиозаписей и видеофильмов, оформление дизайн- проекта, его описание, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций и т.п.

Реализация

  1. Предварительная апробация проекта.

  1. Внесение необходимых корректив в содержание проекта.
  2. Подготовка обучающихся к защите проекта.
  3. Формирование экспертной комиссии.

Реализация целей и задач проекта. Получение промежуточных результатов и соотнесение их с поставленными целями и задачами проекта.

Усовершенствование проекта и внесение необходимых изменений в содержании.

Составление программы выступления.

Заключительный

  1. Защите проекта:
  • обсуждение проектов членами экспертной комиссии;
  • подведение итогов;
  • составление отчетов о проделанной работе.

Осуществить анализ и оценку эффективности проекта. Подготовить отчет о результатах проекта. Определить теоретическую и практическую значимость проекта. Результаты проекта разместить в школьных средствах массовой информации (газеты, стенды, сайт и т.д.)

Используя метод проектов в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, необходимо помнить, что проект- продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы-интерната сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложиться на плечи педагога. Он направляет, готовит дополнительный материал, с которым работают обучающиеся.  Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью».

Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в ГБС(К)ОУ VIII вида:

-он должен быть ориентирован на психофизические  возможности  обучающихся;

-деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;

-задача педагога заключается не только в подаче готовых знаний обучающимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся с недостатками интеллекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности деятельности педагогов.

Размышления о работе с детским оркестром русских народных инструментов...

доклад «Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»

Самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмыслен...

Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)

Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной дея...

Аналитическая справка 4.2. Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприятий различного уровня

Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприя...

Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в  системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...

Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"

В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....

Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"

      Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и...