Доклад: "Проектная деятельность педагога"
статья на тему
Одним из мощнейших действенных факторов, влияющих на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка, является научно-исследовательская и проектная деятельность.
Проектирование – это создание, конструирование замысла и предварительная работа основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях.
Применительно к учебно-воспитательному процессу педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_mo_proektnaya_deyat-t.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность педагога
Одним из мощнейших действенных факторов, влияющих на результативность труда всего школьного коллектива, на развитие педагога и ребенка, является научно-исследовательская и проектная деятельность.
Проектирование – это создание, конструирование замысла и предварительная работа основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях.
Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания и обучения делают педагогическую деятельность избыточно сложной. Проектирование позволяет оптимизировать деятельность педагога.
Применительно к учебно-воспитательному процессу педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей.
Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность. Ее продуктом выступает проект. Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей.
Итак, проект – это:
- Замысел, план.
- Некоторая акция, совокупность мероприятий, объединенных одной программой, или организационная форма целенаправленной деятельности.
- Деятельность по созданию какой-либо системы, объекта или модели.
Можно выделить несколько типов проектов:
- Педагогический проект – это документ, в котором намечены перспективы решений конкретных педагогических проблем. В проекте должны быть отражены идея, цели и план, где детально прописаны предлагаемые и осуществляемые формы и методы, ведущие к его реализации.
- Инновационный проект – педагогический проект, связанный с представлением педагогического новшества, пути его реализации, способами оценки и анализа предполагаемых или достигнутых результатов.
- Практико-ориентированный проект (внедренческий) – педагогический проект, связанный с внедрением в практику работы образовательного учреждения достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта, накопленного в этом или других образовательных учреждениях, а также экспериментальных площадках любого уровня.
- Исследовательский проект - педагогический проект, отражающий научный поиск или научную разработку пути решения современных педагогических проблем педагога, творческой группы, педагогического коллектива.
Понятие «проектирование» определяет два основных направления деятельности педагога:
- мысленное конструирование, которое воплощается в образовательном или управленческом проекте;
- целенаправленная деятельность по реализации данного проекта, которая заключается в формировании различного рода ресурсов, создании условий для реализации данного проекта, разработке инструментария для оценивания результативности проекта и т.д.
Необходимость в использовании проектов возникает при следующих условиях:
- В проблемных ситуациях, там, где перед людьми, вовлеченными в них, стоит проблема, для которой:
- существует несколько возможных путей решения;
- необходимо построение новой или существенная перестройка старой деятельности для ее разрешения;
- важна кооперация людей между собой для решения проблемы;
- важно личное отношение людей к предполагаемым результатам.
- При изменениях такого масштаба, на которые не решаются при осуществлении текущей деятельности. (Например, смена приоритетного направления работы школы)
- Когда сложно оценить все последствия от внедрения новшества, то есть проектировщик имеет дело с ситуацией высокой неопределенности.
Документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций, называются формы педагогического проектирования.
Каждому объекту проектирования присущи свои формы. Так, для педагогических систем такими формами будут:
- законы
- уставы
- концепции
- положения
- квалификационные характеристики
- учебные планы
- образовательные программы
- должностные инструкции
- планы учебно-воспитательной работы
- планы работы кружков и др.
Для педагогических процессов:
- образовательные программы
- графики контроля
- требования к занятиям
- тематический план
- конспекты занятий
- планы занятий
- сценарии
- модели наглядных пособий
- учебные пособия.
Таким образом, любую деятельность педагогов предваряет документированное проектирование.
Главная педагогическая цель любого проекта – формирование комплексных свойств личности обучающегося, компетенций, включающих взаимосвязанные знания, умения, ценности, а так же готовность мобилизовать их при необходимости, развитие проектировочных, конструктировочных и рефлексивных способностей.
Проектная деятельность в масштабе образовательного учреждения способствует созданию рефлексивно-инновационной среды, развивающей субъективность обучающихся, формирует субъективную позицию педагога по отношению к собственной профессиональной деятельности, позволяет управлять педагогическим процессом и осуществлять экспертизу образовательной деятельности.
Алгоритм подготовки и реализации проектов
Этапы работы над проектом | Деятельность субъектов проекта |
Подготовительный
| Распределение функций и обязанностей между участниками проекта. Определение форм периодичности отчетов. Ознакомление с основными целями и задачами проекта всех участников образовательного процесса Ознакомление всех участников проекта с программой и выявление готовности педагогов и обучающихся к реализации проекта. Изучение литературы по теме, утверждение темы и способов реализации проекта, создание нормативно-правовой документации проекта. Техническая готовность участников проекта. Освоение поисковых систем (Интернет), работа с текстами, в библиотеке. Сопровождение деятельности каждого обучающегося, оказание помощи при необходимости. Окончательное утверждение плана проекта. |
Творческий
| Создание компьютерных презентаций, аудиозаписей и видеофильмов, оформление дизайн- проекта, его описание, оформление исследования в виде диаграмм, графиков, иллюстраций и т.п. |
Реализация
| Реализация целей и задач проекта. Получение промежуточных результатов и соотнесение их с поставленными целями и задачами проекта. Усовершенствование проекта и внесение необходимых изменений в содержании. Составление программы выступления. |
Заключительный
| Осуществить анализ и оценку эффективности проекта. Подготовить отчет о результатах проекта. Определить теоретическую и практическую значимость проекта. Результаты проекта разместить в школьных средствах массовой информации (газеты, стенды, сайт и т.д.) |
Используя метод проектов в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, необходимо помнить, что проект- продукт сотрудничества и сотворчества учителей, воспитателей, детей, родителей. Но в условиях нашей школы-интерната сотрудничество с родителями затруднено, поэтому большая часть ложиться на плечи педагога. Он направляет, готовит дополнительный материал, с которым работают обучающиеся. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с «желанием и радостью».
Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в ГБС(К)ОУ VIII вида:
-он должен быть ориентирован на психофизические возможности обучающихся;
-деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;
-задача педагога заключается не только в подаче готовых знаний обучающимся, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности обучающихся с недостатками интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические особенности деятельности педагогов.
Размышления о работе с детским оркестром русских народных инструментов...
доклад «Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»
Самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмыслен...
Доклад "Проектная и исследовательская работа обучающихся" (из опыта работы)
Доклад о проектной и учебно-исследовательской работе студентов; даёт представление о компетенциях, формируемых в результате проектной и исследовательской деятельности обучающихся, об этапах данной дея...
Аналитическая справка 4.2. Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприятий различного уровня
Участие в исследовательской деятельности. Презентация результатов исследовательской деятельности педагога в рамках научно-практических конференций, профессиональных слетов, конкурсов и других мероприя...
Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе
педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...
Доклад "Проектные технологии в работе педагога для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся при изучении профессиональных дисциплин"
В данном докладе рассматривается способ применения проектных технологий при изучении профессиональных дисциплин....
Консультация для педагогов "Управления стрессом в профессиональной деятельности педагога"
Каждый человек на протяжении всей жизни время от времени сталкивается со стрессовыми ситуациями. Они возникают из-за нехватки времени, конфликтов на работе и...