Программа по социальной защите обучающихся "Поддержка"
рабочая программа на тему
Программа создана и реализуется социальным педагогом. Используется для работы по основным направлениям деятельности с обучающимися техникума. Это дети, находящиеся в социально опасном положении и дети из категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podderzhkamicrosoft_word_2.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Бутурлинский сельскохозяйственный техникум»
Рассмотрена Утверждаю:
Цикловой комиссией № 2 И.о. директора
протокол № ___ ____________О.В.Лепашова
от «___» ___________20__г.
Председатель____________
ПРОГРАММА
по социальной защите обучающихся
«ПОДДЕРЖКА»
Возраст обучающихся 15-20 лет
Срок реализации программы 3 года
Харитонова Ирина Ивановна,
социальный педагог
Бутурлино
2013
Пояснительная записка
Социальная и экономическая ситуация в стране накладывает негативный отпечаток на подрастающее поколение. Сегодня все мы наблюдаем рост числа малообеспеченных и неблагополучных семей, ухудшение психологического климата и в устойчивых семьях. Причин, определяющих такое состояние российской семьи, несколько - это отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги, алкоголизация населения.
Из анализа социального паспорта ГБОУ СПО «Бутурлинский
сельскохозяйственный техникум» видно, что каждый третий учащийся воспитывается в неполной семье, ежегодно на 3% идет увеличение учащихся из семей с неработающими родителями, из проблемных семей. Дети оказываются в сложных жизненных ситуациях, поэтому социально- педагогическая служба учебного заведения направлена на создание условий для социальной адаптации подрастающего поколения в современных условиях, на оказание помощи подростку в предотвращении негативного пути развития личности.
«Поддержка» - педагогическая и образовательная деятельность,
ориентированная на помощь ребенку в различных случаях, связанных с трудными жизненными ситуациями, а также с содействием в самоопределении, самореализации, развитии индивидуальности.
Цель Программы:
- социальная защита подростка, оказавшего в сложной жизненной ситуации и ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства;
- развитие личности ребенка (физическое, социальное, духовно-нравственное, интеллектуальное);
- оказание подростку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита подростка в его личностном пространстве;
- установление связей и партнерских отношений между семьей и учебным
зяведением.
Задачи Программы:
- своевременно выявлять проблемы, возникающие в сфере ближайшего окружения подростка и устранять причины, порождающие их;
- оказывать учащимся комплексную социально- психологическую помощь и поддержку;
- осуществление мероприятий по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважения к правам человека;
- охрана и укрепление физического и психологического здоровья
подростков, нервной системы;
- формирование морально-волевых качеств подрастающего поколения;
- создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы;
- защищать права и организовывать помощь подросткам из социально незащищенных семей;
Реализация этих целей и задач предполагает дальнейшее функционирование тех направлений воспитательной работы техникума, которые показали свою успешность и эффективность в предыдущий период.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Декларация прав ребенка;
- Устав техникума;
- Областные и районные целевые программы Нижегородской области
(касающиеся данной программы).
Основными принципами функционирования профилактической программы являются:
- дифференцированностъ: учет возрастных особенностей и специфики
работы с детьми «группы риска»;
- аксиологичностъ: формирование у подростков мировоззренческих
представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении
к человеку, что является одним из основных барьеров на пути формирования
асоциальных форм поведения;
- многоаспектность: сочетание различных направлений (социального,
психологического, образовательного) целевой профилактической работы;
- последовательность;
- преемственность.
Сроки и этапы реализации
Программа рассчитана на 2013-2016 учебный год. Этап разработки программы: август - сентябрь 2013 г.
Этап реализации программы воспитательной работы предлагаемой концепции: 2013 - 2014, 2014 - 2015, 2015 - 2016 учебный год.
Участники программы
Программа реализуется на базе Бутурлинского сельскохозяйственного техникума. Участниками программы становятся учащиеся и студенты 1-4 курсов.
Воспитательную и образовательную части программы осуществляют педагоги
техникума, социальный педагог, педагог- психолог, классные руководители,
мастера п/о, библиотекарь, педагог - организатор, родительский комитет, медицинская сестра, центр студенческого самоуправления «Лидер».
Ожидаемые результаты
Наличие у участников программы:
- умений постановки и реализации своих жизненных целей;
- внутренней установки на принятие себя и других;
- желания заботиться о своем физическом и психологическом здоровье;
- знаний психологии общения и конфликтологии.
Система организации контроля над исполнением программы:
- секторы воспитательной системы представляют отчеты по итогам работы за
год социальному педагогу и заместителю директора по УВР;
- итоговый отчет о работе студенческого самоуправления составляется совместно с педагогом-организатором и предоставляется зам. директора по УВР;
- итоговый отчет и анализ годовой работы составляются социальным педагогом и зам. директора по УВР и предоставляется директору техникума.
ЛИТЕРАТУРА:
- Баранова Л. Д.; Социальный педагог в школе (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2009. - 187 с .
- Белоусова О.В.; Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2009. - 104 с.
- Головинова Г.Н.; Семья - забота общая. М.: УЦ «Перспектива»,2010.-136 с.
- Урбанович Л.Н.; Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Издательство «Глобус», 2009. - 256 с.
5. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних: из опыта
работы педагогических работников образовательных учреждений
Нижегородской области / Мин-во образования Нижегор. обл.. Н. Новгород:
ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2009. - 220 с.
6. Методика и технология работы социального педагога/ Департамент
образования Нижегор. обл., Нижегор. пед. Колледж.. Н.Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 100 с.
7. Начало всех начал: из опыта работы образовательных учреждений по
педагогической поддержке семейного воспитания / Деп. Образования
Нижегор. обл., Гос. Образоват. Учреждение доп. образования детей «Центр
эстетического воспитания детей Нижегородской области».- Вып.1.
Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. - 241 с.
- Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: сборник нормативно- правовых документов для специалистов по охране детства / Мин-во образ-я Нижегор. обл.; под ред. Е. Л. Родионовой. -Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 139 с.
- Фомичева И.Ю.; Социальный педагог в школе. Волгоград: Учитель, 2011. -254с.
Организационные формы и основные направления деятельности по реализации программы «Поддержка»
Ключевой компонент | Форма работы | Срок | Ответственный |
1. Диагностическая работа | |||
1 .Целенаправленная работа по диагностике подростков, поступающих в техникум. | -Изучение документов, личных дел. - Беседы с родителями. - Работа с подростками. | Сентябрь -июнь | Зам. директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог, преподаватели |
2. Изучение детей и составление их индивидуальных психолого-педагогических карт. | -Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения. - Заполнение журнала по воспитательной работе. -Составление социального паспорта учебных групп, техникума. | Сентябрь-ноябрь | Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог, родители. |
3. Наблюдение за адаптацией первокурсников | -Индивидуальные беседы с первокурсниками, и их родителями. -Приобщение к творческим делам группы, техникума, запись в кружки, секции. -Составление социального паспорта группы. | Сентябрь-октябрь | Классные руководители, мастера п/о, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги д/о. |
4. Изучение личности каждого учащегося, выявление причин неадекватного поведения и поддержка | -Тестирование и анкетирование. - Классные часы. - Рейды в семьи. - Психологические тренинги. - Индивидуальные беседы. | Сентябрь-июнь | Классные руководители, мастера п/о, педагог-психолог, социальный педагог |
учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | |||
2. Основные направления работы с педагогами | |||
1 .Учебно-просветительская работа классных руководителей, преподавателей, мастеров п/о | - Посещение ЦК, методических советов. -Повышение квалификации педагогов по проблеме профилактики асоциального поведения учащихся | В течение года раз в месяц на ЦК, методические советы и педагогические советы раз в два месяца | Администрация техникума, руководители ЦК |
2.Консультационная помощь классным руководителям, мастерам п\о | - Индивидуальные консультации | Еженедельно | Педагог-психолог, социальный педагог, администрация |
3. Повышение воспитательной значимости учебной деятельности. | - Совместное посещение детей на - Связь по телефону с родителями. | Классные руководители, соц. педагог | |
3. Основные направления работы с учащимися и студентами | |||
1 .Обеспечение прав учащихся и | -Контроль посещаемости и успеваемости учащихся, нуждающихся в социальной | Сентябрь-июнь | Социальный педагог, классные руководители, |
студентов. | поддержке. -Правовая защита интересов обучающихся. -Индивидуальные, групповые собеседования при разрешении конфликтных ситуаций. -Помощь, поддержка детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. -Оказании помощи обучающимся в развитии их творческой активности, способностей, дарований. -Посещение обучающихся на дому, разрешение социальных, материальных вопросов, защита прав детей. - Обеспечение льготными проездными билетами. -Оказание помощи в оформлении необходимых документов. -Оказание материальной помощи. | - | педагог-организатор, администрация. |
4.Профилактика правонарушений | |||
1.Социально-педагогическая работа с личностью | - Корректировка, учет учащихся по социальным группам. - Индивидуальные консультации, - Социальная диагностика - Социально-психологические - Организация свободного и | Сентябрь-июнь | Классные руководители, социальный педагог, педагог- психолог Врачи НРБ, инспектор ПДН Классные руководители, руководители кружков и секций |
- Классные часы, конференции по | |||
правовой культуре. - Формирование банка методических разработок в «В помощь классному руководителю». | Библиотекарь | ||
2.Социально - | -Диагностическая работа по | Сентябрь- | Соц. педагог, |
педагогичес - | изучению социального статуса | июнь | педагог- психолог, |
кая работа с | семьи. | классные | |
семьей | - Составление характеристик семей, оказавшихся в социально-опасном положении, семей, где есть трудные подростки. - Социально- педагогическое - Выявление проблемных семей и - Оказание педагогической помощи | руководители. | |
предоставление своевременной и объективной информации о поведении и успеваемости детей). - Привлечение родителей к совместной деятельности с ученическим и педагогическим коллективами. - Информационно-просветительская работа с | Ежедневно | ||
родителям. - Родительские собрания, индивидуальные беседы с | Последняя суббота | ||
родителями. | каждого месяца |
|
3.Правовое воспитание и профилактика правонарушений и преступлений | -Проведение заседаний Совета профилактики. - Организация и проведение - Организация и проведение - Контроль посещаемости и - Содействие в трудоустройстве - Сотрудничество с - Совместные рейды с - Участие в работе КДН. | Раз в два месяца Ноябрь Февраль Сентябрь-июнь Сентябрь-июнь Сентябрь-июнь Раз в месяц | Соц. педагог, педагог- психолог, педагог-организатор, классные руководители |
5.Охрана прав детства | |||
1 .Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. | -Выявление детей, оставшихся без попечения родителей. - Организация питания. - Обеспечение проездными - Контрольное обследование - Наблюдение за учебой, - Контроль над денежными
| Сентябрь-июнь | Социальный педагог, педагог-психолог
|
- Содействие в обеспечении медицинского обслуживания. - Содействие в оказании необходимых документов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....
Практическое занятие по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Материал представляет собой разработанную инструкционную карту по выполнению практической работы по теме "Изучение влияния психологических факторов на развитие ребёнка-сироты и детей, оставшихся без п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» Профессия среднего профессионального образования 54.01.20 Графический дизайнер
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.20 Графический ди...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» по профессии среднего профессионального образования 43.01.02 Парикмахер
Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии 43.01.02 Парикмахер....
Сборник для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07 «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей»
Сборник для выполнения практических работ по дисциплине ОП.07 «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, семьи и детей" для обучающихся по профессии 39.01.01 Социальный р...
Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""
Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...
Программа формирования социальной компетентности обучающихся «Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения»
Программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на определенном возрастном этапе. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованн...