Педагогический проект "Патриотическое воспитание"
презентация к уроку на тему
Презентация к пед проекту "Патириотическое воспитание", на примере краткосрочных полевых сборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_proektirovanie_nashe.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие идей проектной деятельности Первоначально проектирование - действие, совершавшееся не инстинктивно, не импульсивно... а целенаправленно, должно было осуществляться на основе предваряющего его проекта. Проектирование философы рассматривают как продуктивное воображение, в древности находило отражение в мифологическом сознании, а также в игровом сознании детей. В определенный момент люди получили возможность целенаправленно работать над развитием своей способности к проектированию. Проектирование стало интенсивно развиваться в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности. На деятельностном — как результат проектирования. В разные века создававшихся выдающимися мыслителями, так или иначе присутствовал педагогический компонент.
Развитие идей проектной деятельности в педагогике Проектная деятельность - источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Французский философ Ж. Ж. Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного. И. Г. Песталоцци. считал, что разум лучше всего развивается на деловых занятиях. Помимо внимания к вещному миру ставилась задача установления связей между элементами самостоятельно полученных знаний. В истории педагогической мысли и в практике обучения четко прослеживается линия движения от сократической беседы к методу развивающей катехизации Ф. Динтера. От него — к эвристике и эвристическому методу А. Дистервега. По замечанию последнего, всякая метода хороша, если возбуждает самостоятельность.
Развитие идей проектной деятельности в педагогике Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в. Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. Предшественником метода проектов был Дальтон-план, основная особенность которого заключалась в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. В. X. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени. Проектная деятельность начинает использоваться передовыми педагогами как способ демократизации отношений внутри социально-образовательного пространства, вовлеченного в сферу проектирования.
Развитие идей проектной деятельности в педагогике Идеи проектного обучения возникли в России параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать различные виды проектирования в практике работы с детьми. В поисках наиболее подходящего названия педагоги использовали такие определения, как практический (В. А. Герд) опытно-испытательный, естественно-научный (А. П. Пинкевич), исследовательский (Б. Е. Райков), опытно-показательный метод, метод лабораторных уроков (К. П. Ягодовский). По своей сути они во многом перекликались с методом проектов. После 1925 г. учебное и социально-педагогическое проектирование получило широкое распространение как специфическая форма педагогической деятельности. Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. метод проектов был осужден, Дальнейшая логика развития проектной деятельности в сфере образования аналогична логике становления проектирования как части культуры. От репродукции к исследованию действительности, от исследования к целенаправленному преобразованию. Из развивающей и развивающейся проектной цепочке стимул к познанию—метод познания—структура знания формировался проектный способ мышления с его специфическими процедурами.
Развитие идей проектной деятельности в педагогике На рубеже XX— XXI вв. проектирование стало рассматриваться как особый вид мыследеятельности. Применение проектной деятельности активизировалось во второй половине 1990-х гг. Появились трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. А. Никитин, В. В. Рубцов), как полифункциональной деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В. Е. Радионов). От метода проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению (обучению с помощью проектирования, обучению в проекте) проектному воспитанию и проективному образованию . Увеличение образовательных возможностей проектирования происходит по мере формирования новой культуры, получившей название экранной. Образование понимается как самостоятельное построение образа окружающего мира на основе экранных информационных представлений. Образование в информационном обществе перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний, оно становится способом информационного обмена личности с окружающими людьми.
Основные понятия педагогического проектирования Основу научного контекста рассмотрения педагогического проектирования формируют такие категории и понятия, как «проект», «проектирование», «проектный», «проективный», «проектировочный» и производные от них понятия. Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. В современном прочтении проектирование — это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» Проектирование можно рассматривать как: - специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; - научно-практический метод изучения и преобразования действительности; - форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; - управленческую процедуру.
Основные понятия педагогического проектирования Педагогическое проектирование понимается как: практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности; новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности; прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах; способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности; процесс создания и реализации педагогического проекта; специфический способ развития личности; технология обучения.
Проектная разработка должна включать: описание ситуации, в которой возникла педагогическая проблема; постановку проблемы; цель проекта, которая должна быть достижима в рамках предусмотренного периода времени и технологий деятельности; обоснование способа решения проблемы (достаточно, чтобы было обосновано использование известного способа решения проблемы или способ был скомпонован педагогом из нескольких известных, или явился результатом адаптации известного способа решения похожих проблем); задачи и план деятельности; планируемые образовательные результаты; описание показателей достижения результатов и способов диагностики; описание полученных образовательных результатов, свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.
Пятидневные учебно-полевые сборы
Проблема: Не секрет, что среди современных молодых людей служба по призыву в армии не пользуется популярностью. Значительное количество ребят используют все возможности, в том числе не вполне законные, для уклонения от призыва в Вооруженные Силы России.
Причины: Отсутствие системного патриотического воспитания молодежи, в том числе и в школе. Отсутствие пропаганды о необходимости службы в армии. Отмена уроков начальной военной подготовки (НВП) в школах, ПТУ и замена их уроками курса "Основы безопасности жизнедеятельности", упразднение Всесоюзных детских военно-патриотических игр "Зарница" и "Орленок", что, наряду с другими причинами, ослабили подготовку призывников к службе в армии. Падение престижа офицерской службы, обучения в военных училищах и институтах. Негативное влияние фактов "дедовщины" в армии на желание молодых людей служить в Вооруженных Силах. Многим молодым людям внушили, что военная служба - это бессмысленная потеря времени, многочисленные опасности, ненужные трудности.
Крайне важно молодым объяснить, почему России нужна армия, какие конкретные задачи она решает, нужно дать объективную картину того, что происходит в воинских частях, познакомить с условиями военной службы, привлечь специалистов и молодых людей, отслуживших в армии, к участию в различных акциях, посвященных популяризации службы в армии. Важную роль в патриотическом воспитании молодежи играет и школа.
Цель учебных сборов: повысить уровень подготовки юношей к службе в вооруженных силах Российской Федерации
Задачи: сформировать морально-психологические и физические качества юношей, необходимые для прохождения военной службы; воспитать патриотизм, уважение к историческому и культурному прошлому России и ее вооруженным силам; познакомить старшеклассников с основными положениями законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
Задачи: сформировать навыки в области гражданской обороны; изучить основы безопасности военной службы, устройства и правила обращения со стрелковым оружием, основы тактической, строевой подготовок, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения; закрепить полученные знания в ходе учебных сборов; провести военно-профессиональную ориентацию на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера; провести анализ результатов проделанной работы в рамках реализации проекта: отношение учащихся к службе в вооруженных силах Российской Федерации, охват учащихся задействованных в военно-спортивных соревнованиях и учебных сборах, уровень физической подготовленности, результаты участия в городских соревнованиях военно-патриотического направления и олимпиадах по основам безопасности жизнедеятельности.
№ п/п Тема занятий Дни занятий Общее количество часов Место проведения 1 2 3 4 5 Тактическая подготовка 1 1 2 4 каб. № 23 Огневая подготовка 2 2 3 2 9 ЦТТ г. Архангельска, полиглн ЦТТ (о.Краснофлотский) каб. № 23 Радиационная, химическая и биологическая защита 2 2 каб. № 23 Общевоинские уставы 4 1 1 1 1 8 каб. № 23 Строевая подготовка 1 1 1 1 4 спорт.зал, пришкольная территория Физическая подготовка 1 1 1 1 1 5 спорт.зал, пришкольная территория Военно – медицинская подготовка 2 2 каб. № 23 Основы безопасности военной службы 1 1 каб. № 23 ИТОГО 7 7 7 7 7 35
Тактическая подготовка
Огневая подготовка
Радиационная, химическая и биологическая защита
Общевоинские уставы
Строевая подготовка
Физическая подготовка
Военно – медицинская подготовка
Основы безопасности военной службы
Ресурсы проекта Кадры: преподаватели ОБЖ, представители воинских частей. Место проведения: территория воинской части, военно-патриотического центра. Оборудование: военное имущество. Информационно-методическое обеспечение: нормативно-правовые акты.
Бюджет ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЭР ГОРОДА АРХАНГЕЛЬСКА РАСПОРЯЖЕНИЕ от 15.04.2014 № 1128 р О проведении пятидневных учебных сборов с гражданами, проходящими подготовку по основам военной службы Возложить ответственность за организацию и проведение пятидневных учебных сборов на отдел военного комиссариата Архангельской области по городу Архангельск и департамент образования мэрии города Архангельска.
Отчетные документы
Риски проекта Ситуация 1. Ученик освобожден от уроков физической культуры, но желает ехать на учебные сборы. Ситуация 2. Учащийся жалуется на плохое самочувствие. Ситуация 3. Ученик не желает проходить учебные сборы, мотивирую это разными причинами. Ситуация 4. Ученик хочет уехать с учебных сборов. Ситуация 5. Ученик или группа учащихся употребляет спиртные напитки Ситуация 6. Агрессия одних учащихся по отношению к другим.
Продукт: Через изучение военных дисциплин, тактики, строевой, огневой подготовки, спортивных и тактических игр, развиваются у юношей физические качества: сила, ловкость, выносливость. Через теорию, лекции, показ фильмов, конкурсы патриотической песни, выступление ветеранов Великой Отечественной Войны, солдат и офицеров, воевавших в горячих точках, служивших в элитных частях, формируются такие качества как любовь к Родине, гордость за свой род и фамилию, смелость, мужество, благородство, крепость духа. Юноши чувствуют ответственность за себя, родных и близких.
Результат проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)
В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов. Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...
Педагогическая конференция «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины»
30.01.2014 года, как методист, я организовала педагогическую конференцию «Воспитание чувства патриотизма в рамках изучения преподаваемой дисциплины». В конференции приняли участие трое преподавателей ...
Доклад На тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков»
ДокладНа тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков»...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 1
кейс - технологии...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 2
кейс - технологии...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 3
кейс - технологии...
Педагогические ситуации. Воспитание детей в семье. Задача 4
Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Ев...