Дискуссия о самостоятельности
классный час на тему

Калюжная Анна Германовна

Конспект классного часа в форме дискуссии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час - дискуссия47 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Право на самостоятельность"

Цель: познакомить учащихся с понятием "право на самостоятельность"; способствовать осознанию подчинения моральным и правовым нормам в обществе.

Форма проведения: дискуссия

Оформление доски.

Записи на доске:

"Делаю, что хочу", "Ответственность перед кем-то за что-то", "Умение здраво оценивать свои и чужие поступки".

Карточки:

  • Игрушечная взрослость.
  • Мера взрослости, мера самостоятельности.
  • Истинная самостоятельность.

Твое будущее -
в надежных руках:
В твоих собственных.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1) Приветствие.

Сообщение темы и цели встречи.

Мозговой штурм.

Считаете ли вы себя самостоятельными?

Считают ли взрослые (родители) вас самостоятельными?

Что значит быть самостоятельным?

Что нужно делать, чтобы стать самостоятельным? - вот круг вопросов, на которые мы постараемся найти ответы сегодня на нашей встрече.

Насколько Вы самостоятельны? Мы предоставляем Вам это право на самостоятельность - сделайте свой выбор.

Если Вы считаете, что самостоятельность - это делаю, что хочу, то садитесь на первый ряд.

Если считаете, что самостоятельность - это ответственность перед кем-то и за что-то, то садитесь на второй ряд.

Если считаете, что это умение здраво оценивать свои и чужие поступки, то садитесь на третий ряд.

Итак, выбор сделан.

2) Дискуссия по предложенным ранее вопросам в зависимости от выбранной позиции

(1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).

Вывод. Самостоятельность не определяется понятиями "мне позволено" или "мне не позволено". Она - в другом:

  • что я умею делать?
  • за что я отвечаю?
  • могу ли я здраво и правильно решать сам?

Конечно, в 14-15 лет хочется встречаться со своими друзьями, проводить весело время, ходить на дискотеку, общаться. Но зачем же делать из этого тайну, зачем оставлять взрослых (родителей) в полном неведении, где и с кем Вы проводите свое время, ведь для  взрослых (родителей) вы - самые близкие и дорогие люди. Самостоятельный человек обязан понимать их волнение!

Человек взрослый, самостоятельный - тот, кто понимает чувства других людей, старается не доставлять им неприятностей даже в малом.

Мера взрослости, мера самостоятельности определяется образом ваших мыслей, серьезностью отношения к жизни, к людям. Молодые люди, определяющие самостоятельность принципом "хочу и буду", очень напоминают маленьких девочек, которые надевают мамины туфли на каблуках, крутятся перед зеркалом, изображая из себя взрослых, или курящих тайком мальчиков и разбегающихся в разные стороны при виде взрослых.

Вывод - это игрушечная взрослость.

В жизни так бывает часто, но что из этого получается?

3) Обсуждение цитаты:

Если целишься в никуда,
То непременно туда попадешь

Вывод: Грустно, когда человек только в конце жизни понимает меру своей ответственности перед близкими, ему больно и страшно появиться перед родителями не "суперменом", а человеком, у которого не сложилась жизнь лишь потому, что он вовремя  не смог взять на себя ответственность за свои поступки, а жил по принципу: «хочу-буду»

Важная деталь взрослости - это мера ответственности перед кем-то и за что-то. И это проявляется не только в отдельных поступках, в поведении человека, но и в его целеустремленности, в его отношении к его будущему.

Послушайте письмо "Мое мнение такое - есть дети - дети, а есть дети - взрослые. Тот, кто стремится только к веселой жизни, тот так и останется ребенком, т.к. практически все равно, чем он развлекается: игрушками или компьютером, танцами или сплетнями.

Тот, кто уже имеет определенную цель, кто чем-то по-настоящему увлечен, это и есть человек взрослый, человек со сложившимся характером. У меня дома есть все: компьютер, музыкальный центр, крутой телефон. Практически они в моем полном распоряжении, но я никогда не считал их личными моими вещами, потому что они куплены на деньги родителей. Я буду считать себя самостоятельным только тогда, когда смогу материально себя обеспечить, т.е. когда стану взрослым. А сейчас я учусь в школе, родители работают и обеспечивают меня. Следовательно, я еще не дорос до понятия "взрослый человек".

4) Дискуссия.

Можно ли назвать автора самостоятельным человеком? Почему?

Вывод:

Автор не признает за собой права считать себя взрослым, так как не может материально обеспечить себя, но хочется назвать его взрослым за серьезность, за разумность в суждениях и, может быть, это и есть настоящая взрослость - умение признавать ограниченность в чем-то своих возможностей, не требовать большего, чем полагается тебе по заслугам, по труду, здраво оценивать свое место в обществе, он уже сейчас умеет по-взрослому, серьезно относиться к своим обязанностям и в школе, и дома.

5) Блиц-опрос " Самостоятельность в семье" 

  1. Кто из вас может приготовить борщ?
  2. Кто из вас умеет печь блины?
  3. Кто сам может пришить пуговицу?
  4. Кто из вас самостоятельно стирает личные вещи?
  5. Кто ходит за продуктами в магазин?
  6. Сколько платит за квартиру, за телефон ваша семья?
  7. Какую вещь купить тебе (телефон, джинсы, новую куртку) ты знаешь. А знаешь ли ты, в чем нуждается твои родители?

- Кто первым встает у вас в семье утром? Кто будит?

(Скорее всего, мама).

Кто готовит завтрак? Прибирает в квартире? Ходит в магазин?

Опять же мама!

А почему не вы? Пусть не каждый день, а хотя бы иногда. Разве маме это не будет приятно?

Самостоятельный должен уметь многое. Взрослый - это тот, кто смело берет на себя ответственность за что-либо или за кого-либо, тот, у кого есть совесть, цель в жизни. Многие ехидно улыбнутся: "Цель в жизни, совесть, правда:А зачем они мне, на себя их не наденешь".

Мало иметь паспорт, надо, чтобы все окружающие, особенно родители, реально ощутили вашу взрослость, самостоятельность. Тогда родители будут вами гордиться: "Вот растет мужчина в доме". И за девушку серьезную, которая своим образом жизни, показывает, что у нее есть голова на плечах, родители будут спокойнее.

Но, к сожалению, к большому сожалению, истинной самостоятельности, т.е. умения здраво оценивать свои и чужие поступки, умения разбираться в людях нам не всегда хватает, поэтому очень часто родительские запреты идут на пользу.

Послушайте отрывок из письма:

"Раньше мне мама не разрешала гулять допоздна, ходить на дискотеки. Я тогда очень сердилась на нее. Недавно я встретила своих бывших подруг, от которых так решительно оберегала меня мама. Посмотрела и ужаснулась: они же на себе не похожи: размалеванные, прокуренные, с развязными манерами, в компании таких же парней. Смотреть было противно. Не подумайте, я совсем не против современной моды, но все должно быть в меру.

Теперь, когда я стала старше, мама мне уже больше доверяет. Очень часто она говорит: "Поступай, как считаешь правильно".

Спасибо тебе, мама, за все, за все. За детство, самую дорогую пору у человека, за то, что вырастила и воспитала. Что бы мне ни приходилось делать в жизни, какие бы вопросы передо мной ни вставали, я всегда буду спрашивать себя: "А как бы поступила мама?"

Наверное, многим из нас не мешает почаще задавать себе этот вопрос: "А как бы поступила мама? А как бы решил отец? А сказали бы взрослые?"

Старайтесь подходить к жизни с позиции взрослого человека, самостоятельного, тогда у вас будет меньше проблем.

Итак, самостоятельность... Вдумайтесь еще раз в смысл этого слова. Само-стоять, т.е. стоять самому, без поддержки, не быть в доме просто жильцом, иждивенцем, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и  взрослые (родители), признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком.

6) Рефлексия.

1) Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?

2) Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 1988
  2. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1985
  3. Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего. - М.: Просвещение, 1987
  4. Программа гражданско-нравственного воспитания для детей, подростков и молодежи "Алтын Юл". - Казань: Акме, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссия как метод работы по формированию общих и профессиональных компетенций

Презентация, подготовленная для выступления на семинаре-практикуме...

Организация дискуссии на уроке английского языка "Колледж в нашей жизни"

Данный материал предназначен для использования преподавателем на заключительном этапе изучения темы "Образование" для подготовки и проведения дискуссии. Содержит вопросы и утверждения для размышления ...

урок дискуссия

внедрение современных методов обученияУрок-дискуссия...

ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее  количество материала, нежели при традиционном уроке, что о...

Методическая разработка конспекта семинара-дискуссии по теме: «Конструкция тягового привода тепловозов с опорно-осевым подвешиванием тяговых электродвигателей»

В статье представлена методическая разработка конспекта семинара-дискуссии по теме: «Конструкция тягового привода тепловозов с опорно-осевым подвешиванием тяговых электродвигателей». Дается подр...

Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения

Семинар - это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проб...

Дискуссия в рамках родительского собрания на тему: «Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст)»

Дискуссия  в рамках родительского собранияна тему: «Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст)»Вопросы для обсуждения:1.  Трудный возраст и физическое состояние студентов – п...