Дискуссия о самостоятельности
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Классный час "Право на самостоятельность"
Цель: познакомить учащихся с понятием "право на самостоятельность"; способствовать осознанию подчинения моральным и правовым нормам в обществе.
Форма проведения: дискуссия
Оформление доски.
Записи на доске:
"Делаю, что хочу", "Ответственность перед кем-то за что-то", "Умение здраво оценивать свои и чужие поступки".
Карточки:
- Игрушечная взрослость.
- Мера взрослости, мера самостоятельности.
- Истинная самостоятельность.
Твое будущее -
в надежных руках:
В твоих собственных.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1) Приветствие.
Сообщение темы и цели встречи.
Мозговой штурм.
Считаете ли вы себя самостоятельными?
Считают ли взрослые (родители) вас самостоятельными?
Что значит быть самостоятельным?
Что нужно делать, чтобы стать самостоятельным? - вот круг вопросов, на которые мы постараемся найти ответы сегодня на нашей встрече.
Насколько Вы самостоятельны? Мы предоставляем Вам это право на самостоятельность - сделайте свой выбор.
Если Вы считаете, что самостоятельность - это делаю, что хочу, то садитесь на первый ряд.
Если считаете, что самостоятельность - это ответственность перед кем-то и за что-то, то садитесь на второй ряд.
Если считаете, что это умение здраво оценивать свои и чужие поступки, то садитесь на третий ряд.
Итак, выбор сделан.
2) Дискуссия по предложенным ранее вопросам в зависимости от выбранной позиции
(1 ряд, 2 ряд, 3 ряд).
Вывод. Самостоятельность не определяется понятиями "мне позволено" или "мне не позволено". Она - в другом:
- что я умею делать?
- за что я отвечаю?
- могу ли я здраво и правильно решать сам?
Конечно, в 14-15 лет хочется встречаться со своими друзьями, проводить весело время, ходить на дискотеку, общаться. Но зачем же делать из этого тайну, зачем оставлять взрослых (родителей) в полном неведении, где и с кем Вы проводите свое время, ведь для взрослых (родителей) вы - самые близкие и дорогие люди. Самостоятельный человек обязан понимать их волнение!
Человек взрослый, самостоятельный - тот, кто понимает чувства других людей, старается не доставлять им неприятностей даже в малом.
Мера взрослости, мера самостоятельности определяется образом ваших мыслей, серьезностью отношения к жизни, к людям. Молодые люди, определяющие самостоятельность принципом "хочу и буду", очень напоминают маленьких девочек, которые надевают мамины туфли на каблуках, крутятся перед зеркалом, изображая из себя взрослых, или курящих тайком мальчиков и разбегающихся в разные стороны при виде взрослых.
Вывод - это игрушечная взрослость.
В жизни так бывает часто, но что из этого получается?
3) Обсуждение цитаты:
Если целишься в никуда,
То непременно туда попадешь
Вывод: Грустно, когда человек только в конце жизни понимает меру своей ответственности перед близкими, ему больно и страшно появиться перед родителями не "суперменом", а человеком, у которого не сложилась жизнь лишь потому, что он вовремя не смог взять на себя ответственность за свои поступки, а жил по принципу: «хочу-буду»
Важная деталь взрослости - это мера ответственности перед кем-то и за что-то. И это проявляется не только в отдельных поступках, в поведении человека, но и в его целеустремленности, в его отношении к его будущему.
Послушайте письмо "Мое мнение такое - есть дети - дети, а есть дети - взрослые. Тот, кто стремится только к веселой жизни, тот так и останется ребенком, т.к. практически все равно, чем он развлекается: игрушками или компьютером, танцами или сплетнями.
Тот, кто уже имеет определенную цель, кто чем-то по-настоящему увлечен, это и есть человек взрослый, человек со сложившимся характером. У меня дома есть все: компьютер, музыкальный центр, крутой телефон. Практически они в моем полном распоряжении, но я никогда не считал их личными моими вещами, потому что они куплены на деньги родителей. Я буду считать себя самостоятельным только тогда, когда смогу материально себя обеспечить, т.е. когда стану взрослым. А сейчас я учусь в школе, родители работают и обеспечивают меня. Следовательно, я еще не дорос до понятия "взрослый человек".
4) Дискуссия.
Можно ли назвать автора самостоятельным человеком? Почему?
Вывод:
Автор не признает за собой права считать себя взрослым, так как не может материально обеспечить себя, но хочется назвать его взрослым за серьезность, за разумность в суждениях и, может быть, это и есть настоящая взрослость - умение признавать ограниченность в чем-то своих возможностей, не требовать большего, чем полагается тебе по заслугам, по труду, здраво оценивать свое место в обществе, он уже сейчас умеет по-взрослому, серьезно относиться к своим обязанностям и в школе, и дома.
5) Блиц-опрос " Самостоятельность в семье"
- Кто из вас может приготовить борщ?
- Кто из вас умеет печь блины?
- Кто сам может пришить пуговицу?
- Кто из вас самостоятельно стирает личные вещи?
- Кто ходит за продуктами в магазин?
- Сколько платит за квартиру, за телефон ваша семья?
- Какую вещь купить тебе (телефон, джинсы, новую куртку) ты знаешь. А знаешь ли ты, в чем нуждается твои родители?
- Кто первым встает у вас в семье утром? Кто будит?
(Скорее всего, мама).
Кто готовит завтрак? Прибирает в квартире? Ходит в магазин?
Опять же мама!
А почему не вы? Пусть не каждый день, а хотя бы иногда. Разве маме это не будет приятно?
Самостоятельный должен уметь многое. Взрослый - это тот, кто смело берет на себя ответственность за что-либо или за кого-либо, тот, у кого есть совесть, цель в жизни. Многие ехидно улыбнутся: "Цель в жизни, совесть, правда:А зачем они мне, на себя их не наденешь".
Мало иметь паспорт, надо, чтобы все окружающие, особенно родители, реально ощутили вашу взрослость, самостоятельность. Тогда родители будут вами гордиться: "Вот растет мужчина в доме". И за девушку серьезную, которая своим образом жизни, показывает, что у нее есть голова на плечах, родители будут спокойнее.
Но, к сожалению, к большому сожалению, истинной самостоятельности, т.е. умения здраво оценивать свои и чужие поступки, умения разбираться в людях нам не всегда хватает, поэтому очень часто родительские запреты идут на пользу.
Послушайте отрывок из письма:
"Раньше мне мама не разрешала гулять допоздна, ходить на дискотеки. Я тогда очень сердилась на нее. Недавно я встретила своих бывших подруг, от которых так решительно оберегала меня мама. Посмотрела и ужаснулась: они же на себе не похожи: размалеванные, прокуренные, с развязными манерами, в компании таких же парней. Смотреть было противно. Не подумайте, я совсем не против современной моды, но все должно быть в меру.
Теперь, когда я стала старше, мама мне уже больше доверяет. Очень часто она говорит: "Поступай, как считаешь правильно".
Спасибо тебе, мама, за все, за все. За детство, самую дорогую пору у человека, за то, что вырастила и воспитала. Что бы мне ни приходилось делать в жизни, какие бы вопросы передо мной ни вставали, я всегда буду спрашивать себя: "А как бы поступила мама?"
Наверное, многим из нас не мешает почаще задавать себе этот вопрос: "А как бы поступила мама? А как бы решил отец? А сказали бы взрослые?"
Старайтесь подходить к жизни с позиции взрослого человека, самостоятельного, тогда у вас будет меньше проблем.
Итак, самостоятельность... Вдумайтесь еще раз в смысл этого слова. Само-стоять, т.е. стоять самому, без поддержки, не быть в доме просто жильцом, иждивенцем, стоять прямо перед лицом трудностей, испытаний. Если ты будешь таким, все, в том числе и взрослые (родители), признают за тобой право на самостоятельность, будут считать взрослым человеком.
6) Рефлексия.
1) Какой вывод сделали для себя? Что в занятии заставило задуматься?
2) Что особенно понравилось? Что не понравилось? Что пригодится в будущем?
ЛИТЕРАТУРА.
- Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. - М.: Педагогика, 1988
- Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. - М.: Российское педагогическое агентство, 1985
- Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего. - М.: Просвещение, 1987
- Программа гражданско-нравственного воспитания для детей, подростков и молодежи "Алтын Юл". - Казань: Акме, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дискуссия как метод работы по формированию общих и профессиональных компетенций
Презентация, подготовленная для выступления на семинаре-практикуме...
Организация дискуссии на уроке английского языка "Колледж в нашей жизни"
Данный материал предназначен для использования преподавателем на заключительном этапе изучения темы "Образование" для подготовки и проведения дискуссии. Содержит вопросы и утверждения для размышления ...
урок дискуссия
внедрение современных методов обученияУрок-дискуссия...
ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)
Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее количество материала, нежели при традиционном уроке, что о...
Методическая разработка конспекта семинара-дискуссии по теме: «Конструкция тягового привода тепловозов с опорно-осевым подвешиванием тяговых электродвигателей»
В статье представлена методическая разработка конспекта семинара-дискуссии по теме: «Конструкция тягового привода тепловозов с опорно-осевым подвешиванием тяговых электродвигателей». Дается подр...
Сущность семинара-дискуссии как активного метода обучения
Семинар - это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проб...
Дискуссия в рамках родительского собрания на тему: «Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст)»
Дискуссия в рамках родительского собранияна тему: «Психофизиологическое развитие подростков (трудный возраст)»Вопросы для обсуждения:1. Трудный возраст и физическое состояние студентов – п...