Россия в поэзии А. Блока
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Тема Родины в лирике А.А. Блока.
Это всё – о России.
А.А. Блок.
Цели урока:
- Показать значение образа России в творчестве Блока;
- Совершенствовать умение анализировать поэтический текст;
- Сформулировать у учащихся представление об эволюции поэтического мира Блока.
Оборудование урока: репродукции картин
- Врубеля «Лебедь», «Царевна - Лебедь»….,
- Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
- Бубнова «Утро на Куликовом поле»………
- Тексты стихотворений……………………...
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, чтение наизусть, анализ поэтического текста.
Ход урока:
План для студентов (запись на доске)
- Значение темы Родины в творчестве Блока
- Неразделимость судеб поэта и России.«Осенняя воля», «Русь», «Коршун», « На железной дороге», «Россия», «Ты отошла, я в пустыне», «Дым от костра струёю сизой», «Новая Америка».( Чтение наизусть).
- Цикл «На поле Куликовом». Событие русской истории. Связь прошлого, настоящего и будущего.
- Тема и идея цикла
- Композиция……..
- Символика………
- Оптимистическое звучание темы Родины в творчестве Блока «О, я хочу безумно жить…»
- Актуальность темы Родины в наше время.
«…Стоит передо мной моя тема, тема о России.… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни…»
- Слово учителя.
В 1911- 1912 г.г. Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное « Собрание стихотворений» .С тех пор поэзия Блока существует в читательском сознании как единая « лирическая трилогия» , уникальный «роман в стихах», повествующий о духовном пути поэта. Блок называл своё творчество процессом «вочеловечения». Это слово обычно употребляется по отношению к Христу (вочеловечение Бога). Применительно к своим трём томам Блок скорее всего имел в виду свой другой путь от мистика, певца Прекрасной Дамы, до лирического героя прошедшего через соблазны и страдания.
Трилогия «вочеловечения» отражает три этапа творческого процесса.
«В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем».
Чтение стихотворений и аналитическая беседа.
- Образ Родины появляется в стихотворениях поэта постепенно, приоткрывая свои лики один за другим. Сказочно прекрасный образ России соседствует с печальными картинами реальности. Покажите на примере стихотворений эту противоречивость. В чём своеобразие трактовки образа Родины? (Россия, Родина-жена, а не традиционная мать.)
- Каким предстаёт в цикле «Родина» прошлое, настоящее и будущее России?
- Что нового в трактовку образа вносит цикл «На поле Куликовом»? Как связаны два временных пласта? (Движение, борьба неустроенность – добавляются к чертам образа. Россия, несмотря на все испытания, устремлена в будущее. Но предвидение будущего заставляет автора обращаться к историческому прошлому Родины, имеющему «символическое» значение,- Куликовской битве. Тема подвига служения своей стране – тема вневременная. История соединена с современностью ключевым моментом – перед битвой за Родину происходит процесс становления личности героя.)
- Какова тональность цикла «Страшный мир»? Почему ключевым образом, вынесенным в заглавие цикла, становится сочетание «страшный мир»?
Домашнее задание:
- Письменно проанализировать стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» или «На железной дороге».
- Прочитать поэму А.А. Блока «Двенадцать».
- (индивидуальное). Подготовить сообщение на тему: «Христианские мотивы в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тропинка в поэзию
Путь создания клуба поэзии (из опыта работы)...
ПОЭЗИЯ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ.УРОК ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ.
Поэзия, опаленная войной.Урок пресс – конференция. (11 класс).( 2 часа).Подготовила: Гордеева Нина Федоровна, преподавательлитературы и русского языка ГБОУ НПО ПЛ Красносельский»,Санкт-Петербург...
конкурс чтецов английской поэзии
Данный материал представляет собой конспект внеклассного занятия по англ. языку и презентацию. Занятие проводится в форме конкурса чтецов. Ребята рассказывают о жизни известных английских поэтов, цити...
Самостоятельная расчетная работа. Тема: Источники питания для блоков питания автоматизированных систем. Схемы блоков питания автоматического управления.
Классная самостоятельная работа, выполняется под руководством преподавателя в аудитории. После освоения материала преподаватель проводит контрольный опрос и выставляет оценку за работу студента. В про...
Презентация к уроку "О чём может сказать язык поэзии". (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. )
Презентация к открытому уроку по литературе О чём может сказать язык поэзии… (Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Фета А.А. и Некрасова Н.А. ) для студентов 1 курса...
Лекция 2 Системный блок и блок питания
Лекция 2 Сисиемный блок и блок питания...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БЛОКА «РОССИЯ – МОЯ ИСТОРИЯ»
Актуальность элективного курса «Россия – моя история» заключается в его практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитани...