Педагогика в системе наук о человеке
презентация к уроку на тему
Педагогика в системе наук о человеке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогика в системе наук о человеке | 315 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные вопросы Педагогика как антропологическая наука Возникновение и развитие педагогической науки Отрасли педагогической науки Связь педагогики с другими науками Общекультурное значение педагогики. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике Методологические подходы и их значение в социально-профессиональной деятельности Методы и виды педагогических исследований
Педагогика относится к антропологическим наукам Объект педагогики –реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития
Основные категории (понятия) педагогики Обучение – специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое)
Педагогическая наука возникла в XVII веке Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика».
Классики мировой педагогики Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания И. Ф. Гербарт (1776 – 1841) - немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели
Классики мировой педагогики А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог-демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения К. Д. Ушинский (1824 – 1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания
Педагогические источники Народная педагогика Педагогический опыт Научно-педагогическая литература Учебная и учебно-методическая литература Художественная и мемуарная литература Произведения изобразительного искусства Видео- и аудиоисточники Педагогическая периодическая печать и др.
Основные отрасли педагогики Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы: 1) дидактика – теория обучения и образования; 2) теория воспитания История педагогики изучает развитие педагогических учений и практики с древнейших времен до наших дней Философия образования разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы) педагогической науки Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий
Основные отрасли педагогики Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых) Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы: - семейная педагогика; - внешкольное воспитание и образование; - перевоспитание правонарушителей Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы: - дошкольная педагогика; - школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ); - андрогогика – педагогика взрослых
Межпредметные связи педагогики Философия Психология Физиология История Генетика Кибернетика Социология Экономика Политология
Образовательные парадигмы в мировой педагогической практике знаниевая и культурологическая технократическая и гуманистическая социетарная и человеко-ориентированная педоцентристская и детоцентристская
Функции методологии педагогической науки гносеологическая (познавательная) праксеологическая (преобразовательная) аксиологическая (оценочная) или функция критики рефлексивная нормативного предписания эвристическая (творческая)
Основные методологические подходы в педагогике системный личностный деятельностный полисубъектный (диалогический) аксиологический культурологический антропологический этнопедагогический
Методы научно-педагогических исследований Теоретические (анализ литературных источников; контент-анализ; моделирование педагогических ситуаций и др.) Эмпирические (беседа, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, моделирование, изучение школьной и вузовской документации и др.) Математические (шкалирование, регистрация, ранжирование)
Виды научно-педагогических исследований Фундаментальные Опытно-экспериментальные Прикладные Методические разработки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья для участия в Межрегиональной научно-пратической конференции " Гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики"...
День науки «Патриотизм и гражданственность:как было, есть и будет», секция - Дети войны. Руководитель: О.Г.Гольская - преподаватель педагогики.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8478707","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"212","style":"width: 71px; height: 50px;","width":"300"}}]]...
Использование методик гуманистической педагогики в системе дополнительного образования детей
Многочисленные реформы и инновации, которые проводятся сейчас в системе школьного образования пока не решили существенных проблем этой системы, а социально-культурная реальность ставит перед учителями...
Генетика и её место в системе наук
Дидактический материал для самостоятелной работы обучающихся по теме Генетика человека и её место в системе наук....
План- конспект учебного занятия по теме «Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.»
План- конспект учебного занятия по теме «Введение. Экономическая и социальная география как наука, ее место в системе географических наук.»...
Методическая разработка конспекта урока по ОП.01 Педагогика. Тема Педагогика как наука
Методическая разработка учебного занятия по теме: "Педагогика как наука" предназначена для обучающихся 2 курса специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области хореог...
Возникновение и становление педагогики как науки.
Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Им пользуются не только специалисты...