«Особый дар педагогического таланта» работа Паршановой В., руководитель Хуцаева Н.И.
статья по теме
«Особый дар педагогического таланта»
Паршанова Виктория
студентка Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б.Канукова
рук. Хуцаева Н.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobyy_dar_pedagogicheskogo_talanta.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особый дар педагогического таланта»
Паршанова Виктория
студентка Элистинского педагогического колледжа им. Х.Б.Канукова
рук. Хуцаева Н.И.
Как любого молодого человека, меня волнует будущее. Как известно, будущее не может быть без настоящего и прошлого. Поступив учиться в педагогический колледж, я решила подробнее узнать историю своей Альма-матер. История современного колледжа - это история жизни его выпускников и преподавателей. Педагогическая деятельность всегда связана с наставлением молодых людей жизни. В словаре Ожегова термин «наставник» трактуется как квалифицированный специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие могут получить совет, рекомендации. В колледже трепетно хранят память о тех, кто учился и работал. Памятный след в истории колледжа оставила Михайлова Л.А.
Учитель, директор сельской школы, заведующая кабинетом руководящих кадров республиканского института усовершенствования учителей, директор Калмыцкого института усовершенствования учителей, директор Элистинского педагогического колледжа - таковы вехи педагогического труда Людмилы Алексеевны Михайловой. Получив диплом филолога, молодая учительница начинает работать в сельской школе. Это были годы напряженного труда, которые закалили характер, обогатили знаниями и опытом. Молодому директору пришлось заниматься строительством пристройки к школе, обеспечением мебелью и учебниками, подбором кадров, а также общественной работой.
Вот как вспоминает эти годы Чанкветадзе (Ломтева) Анна Васильевна учитель русского языка и литературы МОУ «Элистинский сельский лицей», учитель высший категории, отличник образования РФ: «Успешность в профессии включает много составляющих. Одна из них - наставничество. Для начинающего учителя очень важно, чтобы его приняли в коллектив, поддержали, помогли сориентироваться…
Молодым учителям, пришедшим в Аршанскую школу в 60-е годы, повезло: главным наставником стала директор школы Михайлова Людмила Алексеевна, она была руководителем «Школы молодого учителя». Хотя по возрасту и статусу работы она была ровесницей, воспринимали её как состоявшего учителя и администратора. Дело в том, что Людмила Алексеевна изначально правильно определила для себя и для коллектива приоритеты в работе. Для неё не было мелочей: она считала, что учитель, а особенно сельский, должен быть образцом во всём, носителем культуры, нравственности, высокого профессионализма. И во всём она была примером. Молодая, стильная, энергичная, излучающая оптимизм, она создавала такую атмосферу, что все с радостью шли в школу. Нетерпима она была к некомпетентности, пассивности, чёрствости по отношению к детям.
Желание соответствовать требованиям уважаемого наставника постепенно привело каждого к пониманию своего предназначения в профессии.
Людмила Алексеевна, сама учитель русского языка и литературы, много делала для реализации задач, стоящих перед коллективом. Она была автором «Единого орфографического режима» в школе, последовательно и методично требовала от учителей всех учебных предметов отработки навыков говорения, корректировала, редактировала стилистику, лексику сценариев мероприятий, докладов, выступлений.
Школа в течение многих лет участвовала в различных соревнованиях, смотрах, конкурсах, фестивалях и не только просто участвовала, но и побеждала. Готовясь к очередному выступлению, весь коллектив во внеурочное время (а школа работала в две смены) пел, танцевал, шил, рисовал.… Это объединяло, формировало чувство коллективизма, ответственности, гордости. В результате в Аршанской школе сложился дружный, мобильный коллектив, в котором каждый учитель был неповторимой личностью».
С 1975-1980 год Михайлова Л.А. работает в Калмыцком институте усовершенствования учителей заведующей кабинетом руководящих кадров. Работа была интересной, но очень ответственной. В эти годы Людмила Алексеевна курирует вопросы повышения квалификации заведующих районо, директоров школ, методистов и инспекторов районо. Кроме организации курсов, участвовала во фронтальных и тематических проверках районо и школ по обобщению передового педагогического опыта.
В 1976-1978 года была проведена первая аттестация учителей всей страны. Людмила Алексеевна была назначена ответственным секретарем республиканской аттестационной комиссии. Опыта по проведению аттестации не было, выработкой технологии аттестации занимались сами. После первой аттестации значительно возрос уровень профессиональной педагогической квалификации учителей школ республики.
С переходом на должность инспектора Министерства образования Республики Калмыкии, содержание работы Людмилы Алексеевны коренным образом меняется.
Отдел под её руководством занимается такими вопросами:
- направление выпускников вузов в школы и другие учебные заведения республики;
- повышение квалификации при ЦИУУ и базовых вузах по предметам;
- расстановка педагогических и руководящих кадров согласно приказу министра
- подготовка материалов на поощрения и награды.
Успешность работы отдела обеспечивалась высоким профессионализмом сотрудников. Многие годы рядом с Людмилой Алексеевной проработала Мацакова К.Ч.
Годы работы директором Калмыцкого института усовершенствования учителей запомнились как незабываемые встречи с мэтрами педагогики, авторами инновационных педагогических технологий, учёными. Благодаря инициативе директора учительство Калмыкии участвовало в проведении научно-практических конференций, осваивали новые комплексные программы по обучению и воспитанию учащихся под руководством академиков А.Тубельского, М. Поташника, П.Эрдниева, М.Махмудова. В эти годы был обобщён опыт работы многих учителей, в том числе и опыт Шараповой Р.Д. учительницы начальных классов, Народного учителя СССР.
Шли годы… В августе 1986 года Михайлова назначается директором Элистинского педагогического училища. Назначение она приняла с опаской, но так как девизом в её жизни было всегда: «Быть не хуже других и надо стараться оправдать доверие тех, кто в тебя верит», она энергично, с намерением оправдать оказанное доверие начала работу в училище.
Глубокое понимание проблем образования, демократичные, деловые, доверительные отношения в коллективе привнес новый директор в педагогический коллектив Элистинского педучилища. Главное во всех воспитательных системах – учащийся. Людмила Алексеевна уверена в том, что изначально в каждом учителе заложены большие потенциальные возможности, каждый велик, только надо найти угол зрения, с которого обнаруживается его величие. Именно такой подход Людмилы Алексеевны, вдумчивого и творческого педагога, умелого организатора, многоопытного руководителя помог ей за короткий период сплотить преподавателей, заразить своей неуемной энергией и новаторскими поисками, превратить его в коллектив единомышленников. Вот как запомнилось это время Мантыковой С.Э., преподавателю математики, Заслуженному учителю РК .
«За более чем тридцать лет учительского труда пришлось встретить многих и разных по стилю руководства директоров. Но какое-то особенное отличие имеет Людмила Алексеевна. Иногда сама себя спрашиваю, в чем? Многие коллеги видят ответ на этот вопрос в особенном состоянии творчества и поиска, которое рождается после общения с Людмилой Алексеевной. А состояние – это доброжелательность к окружающим тебя учащимся, коллегам по работе, отсутствие склок в коллективе. Ведь все это создается умелым, тонким, невидимыми нитями психологического воздействия в отдельности и в целом на коллектив. С приходом Людмилы Алексеевны в педучилище установилась творческая, доброжелательная атмосфера в коллективе. За короткий срок улучшилась материально-техническая база училища, стало комфортно работать в классах. У Людмилы Алексеевны велико материнское начало. Она умеет заботиться о социальной защите студентов, преподавателей и других своих сотрудников. И делает она это не потому, что администратор обязан по должности заниматься этим, а как мама, старший товарищ, друг».
В 1993 года педучилищу по инициативе Михайловой Л.А. был присвоен статус колледжа. Это дало возможность на базе колледжа обеспечить непрерывную сквозную подготовку учителей по программам, разработанным совместно с Калмыцким государственным университетом, с Кубанской Академией физической культуры.
В 90-е годы с появлением инновационных учебных заведений Министерство просвещения РФ разрешило вносить коррективы в учебный план. В колледже заработали авторские коллективы и отдельные будущие авторы. Так, Джамбинова Т. Н. создала программу «История Калмыкии» для ССУЗов, Очирова М. М. «Физическая культура в национальной начальной школе», Кукеева К.А. «Трудовое обучение в начальных классах», Церенова А.Б., Аристаева Н.Д., Бурулова С.Б. стали авторами школьных учебников.
С самого начала существования и по сегодняшний день педагогический колледж вносит неоценимый вклад в развитие национальной системы образования.
По инициативе Людмилы Алексеевны были введены дополнительные специальности: учитель начальных классов и учитель изобразительного искусства, музыки, учитель начальных классов и географии, воспитатель дошкольных учреждений и логопед, воспитатель с правом обучения детей иностранным языкам и др.
В годы руководства Людмилы Алексеевны педколлектив стал участником разработки проекта ЮНЕСКО «Национальная школа», преподаватели получили возможность реализовать свой научный потенциал, расширилась научно-исследовательская работа среди учащихся.
Людмила Алексеевна всегда оказывала действенную помощь и поддержку преподавателям в их исследовательской работе, всячески поощряла научный поиск. Поэтому впервые в коллективе появились свои аспиранты, а затем и кандидаты наук Церенова А.Б., Джамбинова Т.Н., Кекеева З.О., Цереева Г.А.
В эти годы прошла успешная аттестация преподавателей, многие из которых были победителями профессиональных конкурсов республиканского и лауреатами российского конкурса «Учитель года»: преподаватель гимнастики Замбаев Н.У. (1990г.), преподаватель философии Цоргаева Е.Л-Г. (1991г.), преподаватель истории Джамбинова Т.Н. (1995г.), преподаватель калмыцкого языка Путеева А.Л-Г., преподаватели дошкольной педагогики Хургунова О.Г. и Аристова В.И. и др.
К.Д. Ушинский когда-то говорил о воспитательной силе учреждения, ввел понятие «дух школы, учреждения» и педагог Л.А. Михайлова прекрасно умеет управлять этим самым «духом колледжа», вести его так, что он обладает несомненной и очень важной воспитательной силой. (слайд № 21)
Заслуженный учитель школы РФ Людмила Алексеевна Михайлова входит в жизнь каждого своего ученика и остается в ней навсегда. И давно образом жизни ее стала перефразированная поэтическая строка:
Да будет полон так же дом и мой,
Моих коллег сердечных голосами,
Живых, умерших, вечный и порой
В дом занесенных разными ветрами –
Да будет полон так же дом и мой,
Моих учеников сердечных голосами.
Ученики Михайловой Л.А. вобрали лучшие черты своего наставника, они энергичны, настойчивы, скурпулёзны, умеют заботиться, радоваться чужим успехам и удачам, имеют авторитет и опыт, успешно конкурируют на Российском уровне. Одним из них является Саранкаев Вячеслав, выпускник школьного отделения, закончивший после колледжа филологический факультет Калмыцкого государственного университета. Его педагогическая деятельность, как считает сам Вячеслав, началась в детском лагере «Лесная сказка» Яшалтинского района. Затем был Дом детского творчества в Элисте. В 2005 году на конкурсной основе его принимают в вожатский отряд ВДЦ «Орлёнок». В арсенале « Орлёнка» более 50 программ международного и федерального уровня, среди которых и программы, разработанные выпускником педагогического колледжа им Х. Б. Канукова Саранкаевым Вячеславом. И сегодня, имея уже свой собственный педагогический опыт, он с благодарностью вспоминает время общения с Людмилой Алексеевной.
Людмила Алексеевна является желанным гостем в колледже: встречается с будущими учителями, выступает на конференциях, праздниках. На недавнем юбилее колледжа она сказала: «Всю жизнь я буду благодарна своему коллективу, с которым мне было легко работать. Каждый преподаватель колледжа - это творческая личность, профессионал в своей области. Меня сегодня радует, что традиции, заложенные предшественниками, успешно продолжаются».
Находясь на заслуженном отдыхе, Людмила Алексеевна участвует в общественной жизни республики. Она является членом правления общественного движения «Союз женщин» Калмыкии. «Союз женщин» работает с неблагополучными семьями, матерями-одиночками, оказывает помощь многодетным семьям в воспитании детей. Традиционными стали такие мероприятия, как «День матери», конкурс «Женщина- лидер», конференции: «Читающие дети - будущее страны», для молодых семей «Осознанное родительство».
Как ветеран педагогического труда, Людмила Алексеевна входит в Совет ветеранов работников образования. Совет ветеранов помогает выпускать Министерству образования, Рескому профсоюза работников образования и науки, РИПКРО брошюры, книги о ветеранах педагогического труда, внёсших весомый вклад в дело развития образования в республике: выпущена книга о министрах образования, готовится книга о выдающихся педагогах, собирается материал по пополнению существующего музея народного образования, в Год учителя оформлена Галерея лучших учителей в городе Элисте и в районах.
Людмила Алексеевна является экспертом по оценке деятельности школ, учителей, руководителей школ, методистов в рамках Национального проекта Президента РФ «Образование». Даже находясь на отдыхе, Людмила Алексеевна продолжает оставаться Педагогом с большой буквой. Хотя педагогами не рождаются, ими становятся, Людмила Алексеевна родилась, чтобы стать им. Ей не занимать одержимости и творческого поиска в труде, ведь не зря ей так нравятся эти строки Б. Пастернака:
«Быть знаменитым некрасиво
Не это подымает ввысь…
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех».
К.Д. Ушинский в свое время писал: «Если Вы удачно выберете труд и вложите свою душу, то счастье само отыщет Вас». Думаю, что можно считать Людмилу Алексеевну вполне счастливым человеком, потому что более 40 лет занимается любимым делом наставления молодых людей жизни, делом обучения и воспитания будущих специалистов, идущих в ногу со временем.
Список использованных источников:
- Видео-интервью с Михайловой Л.А.
- Всесоюзный детский центр «Орлёнок», смена «Я - гражданин России».
- Газета для студентов и преподавателей. Элистинский педагогический колледж «Альма – матер». Э. Октябрь 2005.-2с.Интервью с Михайловой Л. А., Заслуженным учителем РФ,
- Газета для студентов и преподавателей. Элистинский педагогический колледж Альма-матер. 90-ий юбилей. Октябрь 2010.-4с.
- Фото-видеодокументы о жизни и деятельности преподавателей и студентов колледжа.
- Фотодокументы музея «История педагогического колледжа».
- Элистинский педагогический колледж – 90 лет. История, Факты, Воспоминания. Э.2010.-4-5c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подробный план работы МК классных руководителей 2012-2013 уч. год
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теорет...
План работы семинара классных руководителей
Представлен План работы семинара классных рководителей в колледже...
Работа с классными руководителями
Лекция «Содержание и формы работы с родителями»...
План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год
План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год...
Из опыта работы ШМО классных руководителей "Работа с одаренными детьми"
Цели работы с одаренными детьми• выявление одаренных детей по предмету;• создание условий для ...
Сущностная характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителя образовательного учреждения
Характеристика системы управления педагогическим коллективом и личностных качеств руководителей образовательного учреждения...
Сертификаты за работу в качестве руководителя экспертной комиссии
Сертификаты за работу в качестве руководителя экспертной комиссии секции, в Республиканской научно-практической конференции "Студент: наука и творчество"...