Педагогическая практика как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов
статья на тему
Межвузовская научно-методическая конференция «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическая практика как средство развития профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов
Н.Г. Голубева, преподаватель высшей квалификационной категории
ГПОАУ АО «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Межвузовская научно-методическая конференция «Учебная и производственная практики в системе профессиональной подготовки будущих специалистов: опыт организации и современные требования»
(г. Благовещенск)
В настоящее время подготовка высококвалифицированных педагогических кадров осуществляется с учетом коренных изменений в образовательной парадигме. Учебный процесс в учреждениях среднего профессионального образования рассматривается через приобретаемые выпускниками компетенции. [5]. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Фундаментом для закладки основных педагогических умений и навыков служит, прежде всего, педагогическая практика, основное назначение которой – учить студентов решать творческие методические задачи, имеющие практическое значение для предстоящей педагогической деятельности. Практика является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы по специальности. [4].
Студенты Амурского педагогического колледжа, обучающиеся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», проходят практику в базовых образовательных учреждениях города в разных классах. Это позволяет расширить и закрепить систему психолого-педагогических знаний, сформировать необходимые профессиональные умения и навыки организовывать обучение и воспитание с использованием педагогических технологий, соответствующих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста.
Основой педагогической практики является подготовка и проведение уроков, их анализ и самоанализ, обеспечивающие готовность студентов к самостоятельной творческой деятельности. В связи с этим, одной из основных задач междисциплинарного курса «Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом. Технология. Изобразительное искусство», как и любого другого методического курса, ставится задача целенаправленной подготовки студентов к самостоятельному конструированию уроков, их анализу и оценке. На теоретических и лабораторных занятиях в учебных аудиториях, изучаются вопросы методики преподавания «Технология», «Изобразительное искусство» в начальной школе и формируются умения студентов ориентироваться в проблемах этих предметов. Использую игровые технологии (сюжетно-ролевые, деловые игры), например, «Мой первый урок», где студенты проигрывают различные фрагменты урока и стили общения. Будущие педагоги, научившись моделировать в игре ситуации на уроке, без труда смогут применять такие формы работы в школьной аудитории. При этом активность студента строится на основе свободы, а роль преподавателя–руководство самостоятельной работой обучающихся. [5].
Создание поисковой ситуации, творческого процесса обучения на теоретических занятиях способствует формированию и совершенствованию профессионального мастерства учителя. С этой целью включаю в занятия поисковые задания. Поисковое задание – это такой вид заданий, в процессе выполнения которых обучающиеся самостоятельно овладевают новыми знаниями или способами их добывания. Исходя из содержания основных проблем методики обучения технологии и изобразительного искусства, разработали следующие виды поисковых заданий: выявление особенностей школьных программ и учебников; анализ видов технологий и материалов; выявления особенностей методического аппарата методических пособий; определение метода обучения и методического приема; определение различных видов планирования учебного материала по технологии и ИЗО; выяснение типа урока и особенности его построения; определение видов ошибок в предметно-практической деятельности обучающихся, причин их появления; работа по их исправлению; выяснение особенностей дидактического материала, определение возможностей его использованиям при изучении определенных тем; определение особенностей домашних заданий; выяснение роли самостоятельных и поисковых заданий. Проблемные ситуации, используемые на занятиях, позволяют обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности студентов, помогают развивать самостоятельное мышление, учат применять знания на практике.
При подготовке к пробным урокам технологии и изобразительного искусства, определив тему урока с учителем начальных классов, студенты вначале самостоятельно подбирают материал: работая с программами, используя методические рекомендации и сетевые образовательные ресурсы, готовят презентации, наглядный и раздаточный материал. Этот вид деятельности формирует способности к творческому осмыслению материала, к обобщению опыта по интересующему вопросу и осуществлению переноса полученной информации в практическую деятельность, к собственной самообразовательной и профессиональной деятельности.
Затем, на консультации по разработке конспектов и дидактического материала к пробным урокам, я учу умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость. Особенностью проведения уроков технологии и изобразительного искусства является то, что студент должен уметь грамотно, последовательно, доступно для обучающихся начальных классов провести объяснение и показ педагогического рисунка на доске или некоторых приемов обработки материалов, использование инструмента, то есть, сочетать и объяснение и показ. Это является большой трудностью для многих студентов, они чувствуют себя скованно, неуверенно. Поэтому на консультации, получая допуск к уроку, студенты включаются в тренировочную деятельность: прорабатывая эти моменты в аудитории у доски. Это умение помогает увидеть проблему, творчески осмыслить материал и перенести его в собственную практическую деятельность. [2].
Работая со студентом, отдаю предпочтение развивающему типу консультации, который предполагает активизацию процесса их профессионального саморазвития, строится на взаимном доверии, понимании, диалогическом общении, сотрудничестве. Стараюсь заметить и не пропустить каждый его положительный результат, закрепить его и идти дальше, ориентирую на успех – «каждый студент имеет право быть умным»,
мы вместе решаем все проблемы и радуемся успехам. В процессе педагогической практики проводим наблюдение за работой студентов в реальной педагогической деятельности и коллективный анализ уровня профессиональной компетентности выпускника. [1].
Таким образом, мы осуществляем полноценную, на наш взгляд, продуктивную учебную деятельность, которая помогает студентам получить качественное профессиональное образование, внедрять приобретенные знания в педагогическую практику, способствует становлению профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Жуйкова Т. П. Формирование профессиональной направленности у студентов педагогического колледжа средствами педагогической практики [Текст] / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 365-368.
2. Пикатова, Н.Б. Содержание подготовки студентов педагогического колледжа к применению педагогических технологий в начальной
школе / Н.Б. Пикатова // «Формирование научной картины мира человека XXI века» : Мат.междунар. научно_практ. конф., 3–6 августа
2006 г. – Горно_Алтайск : ПАНИ, 2006. – С. 112–113.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/13/picture-402016-1402674054.jpg)
Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует кор...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/29/picture-763049-1456762988.jpg)
Организация самостоятельной работы студентов в процессе методико- математической подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности
В презентации представлены формы и виды самостоятельной работы со студентами СПО по методике преподавания начального курса математики с КРТ, условия проведения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770197-1458402633.jpg)
Самопрезентация для будущего учителя начальных классов.
Профессию не выбирала я.«Быть учителем!» - душа мне подсказала.Видно, быть с детьми - судьба моя!...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/25/picture-927386-1495707715.jpg)
РАБОТА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается основные направления использования социальных сетей работников образования при организации профессиональной деятельности воспитателя. Делается вывод о необходимости не только ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/25/picture-927386-1495707715.jpg)
РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
В статье рассматривается вохможности применения такой формы работы как разработка дидактических мнтерактивных игр для детей дошкольного возраста при организации учебного процесса по дисциплине "И...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/03/picture-746438-1454495443.jpg)
Доклад "Учебная практика как средство формирования профессиональных компетенций будущего специалиста"
Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессио...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/30/picture-902758-1690701229.jpg)
Программа профессиональной пробы профессии "Учитель начальных классов"
Представлен сцинарный ход профессиональной пробы профессии "Учитель начальных классов" для проведения встреч со старшеклассниками школ города...