Мастер - класс "Канзаши - искусство шелкового цветка"
методическая разработка на тему
В данной работе представлен мастер - класс по созданию цветка из ткани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 337.84 КБ |
инструкционная карта | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Тема урока: «Канзаши – искусство шелкового цветка»
Цели урока:
Образовательная:
- Ознакомить обучающихся с историей возникновения и видами канзаши;
- Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания;
- Познакомить обучающихся с основными приемами работы в технике «канзаши».
Воспитательная:
- Способствовать формированию у обучащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов;
- воспитывать дисциплинированность, бережное отношение к оборудованию.
Развивающая:
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, к виду рукоделия, развивать творческий подход к выполнению работ и кругозор обучающихся, развивать самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Метод обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- информационно-коммуникационные формы обучения.
Материальное оснащение урока:
- раздаточный материал: заготовки из ткани разных диаметров, бусины;
- инструменты и приспособления для выполнения работы:
- образцы поделок в технике “канзаши”
- инструкционные карты
Ход урока.
1. Организационный момент: (приветствие обучающихся, доклад старосты о готовности группы к уроку)
2. Мотивации учебной деятельности обучающихся.
У женщины нет возраста с рожденья,
Вселенской красоте не важен срок.
Из див в красу ждет перевоплощенье
Как из бутона нежного в цветок….
Здравствуйте!
Я очень рада вас приветствовать в моей творческой лаборатории «Волшебный сундучок»
С древних времен люди стремились к прекрасному. Украшая свое жилище, одежду, домашнюю утварь, они вкладывали в создание простых предметов не только умения, но и свою душу, свои мечты и фантазии, радости и печали.
Еще живя в пещерах, древние женщины делали себе украшения из того, что было под рукой - дерева, семян, кожи, меха, украшали цветами.
Цветы – украшение нашей планеты. Их любят все. Без цветов не обходится ни одно торжество.
Как вы думаете, о чем сегодня наш урок?
Сегодня речь пойдет о красоте. О том, как можно при помощи кусочка ткани и фантазии украсить свои волосы, одежду и добавить уюта в ваш дом. Мы научимся создавать красоту своими руками.
3. Сообщение темы урока и целей урока.
Тема нашего урока «Канзаши – искусство шелкового цветка»
Примерно 400 лет назад, в Японии изменился стиль женской прически: женщины прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы - nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы – шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японский женский традиционный костюм не допускал наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для самовыражения - а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы. На гравюрах можно видеть - если присмотреться - как японки запросто навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши.
Японские гребни и шпильки стали выражением женского характера, социального положения и семейного статуса. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом, украшения для волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно.
В основу нового украшения легло излюбленное у японцев искусство превращать плоское в объёмное - оригами. Только на этот раз складывалась не бумага, а квадратики натурального шёлка. Эта техника получила название цумами. Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Существует несколько видов канзаши.
Bira bira - они составлены из металлических полос, прикрепленных колечками к основе украшения. Полоски при этом двигаются независимо, приятно позванивая.
Вместо металла могут использоваться длинные нити шелковых цветов, называемые shidare.
Kogai (меч) – изготавливаются из натурального или искусственного панциря черепахи или других материалов, таких как керамика или металлы. Они часто продаются как набор с приложенным гребешком.
Ogi - представляет собой металлический канзаши в форме веера, закрепляющийся длинной шпилькой. Их обычно носят маико, а самые юные из них - по две штуки.
Kushi – это гребень, а не шпилька как большинство канзаши. Они обычно представляют собой округлые гребешки, сделанные из панциря черепахи или лакируемого дерева, часто инкрустированные перламутром или золотом. Декоративная часть гребня обычно делается широкой, чтобы обеспечить максимальную площадь для нанесения рисунка, который, во многих случаях, будет простираться и на зубцы.
Кроме того, есть гребни называемые hanagushi. К деревянной основе гребня крепятся лепестки цветов, сделанные из свернутых кусочков шелка.
Hira-uchi-Kanzashi - деревянные (цельные или раздвоенные) с плоским круглым украшением.
Tama-Kanzashi - самые распространенные, украшены шариком.
В году 12 месяцев, и для каждого характерен свой цвет кимоно, и своя канзаши
Вид январских канзаши меняется из года в год, но обычно они сохраняют новогоднюю тематику. Самый популярный выбор – комбинация сосны, бамбука и цветов сливы. Цвета январских канзаши – зеленый, красный и белый – ассоциируются с праздниками.
В февральском канзаци обычно присутствуют различные оттенки темно – розового, иногда красный. Цветок февраля – слива, символизирующая юную любовь и приход весны.
Март – это желтые и белые цветы рапса, персика, нарцисса и пионов.
В апреле – светло – розовые цветы вишни, бабочки и фонарики сигнализируют скорый приход лета. «Любование цветущей сакурой» - это главное событие в Японии в это время года. Также, в апреле возможны канзаши, состоящие только из серебряной или золотой бабочки.
Для мая характерны фиолетовые глицинии и синие ирисы. Ирисы обозначают окончание весны.
В июне – зеленая ива, гвоздика или, реже цветы гортензии. Ива традиционно связывается с гейшей, а июнь – открывает дождливый сезон в Японии, и поэтому, ива (дерево, любящее воду) и светло – синий цвет гортензии подходит к нему как нельзя лучше.
В июле канзаши поражают своим разнообразием – это круглые и сложенные веера. Они относятся к фестивалю, который проходит в квартале Гион в Киото, квартале гейш. Веер – это основная деталь традиционного японского танца.
Для августа характерна фиолетовая ипомея или пампасная трава, для старших майко – серебряная или белая, а для младших – розовая или красная.
А сентябрь – это японский колокольчик. Фиолетовые тона традиционно связаны с осенью. Часто они смешиваются с другими осенними цветами.
В октябре правит бал любимица японцев – хризантема. Она не даром символизирует Императорскую Семью. Обычно хризантемы в канзаши красные или белые, это сочетание символизирует расцвет осени.
Ноябрьская канзаши – это осенние листья. Это может быть как нейтральный желтый листик так и характерный красный лист клена.
В декабре японцы готовят мочи, и частенько украшают ими деревья, создавая искусственные былые цветы. Декабрьские канзаши также включают в себя два манеки – тонких чистых листочка. Обычно майко посещают театр Минамица и просят, чтобы их любимые актеры Кабука собственноручно подписали манеки.
Вот такие они – эти канзаши…
Особое место среди канзаши занимают Hana kanzashi - цветочные украшения: шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются японскими мастерами из квадратов шелка техникой, известной как цунами (складывание). Украшения могут приобретать вид простых цветочков с пятью лепестками, могут быть в виде более сложных цветов, состоящих из множества ярусов с десятком лепестков, могут быть составлены целые композиции, изображающие цветочные подвески. Основой для создания такой красоты служит прием сворачивания, названный цунами.
Сегодня мы с вами этим и займемся. Хочу представить вам мастер – класс «Канзаши – искусство шелкового цветка» (приложение №1)
Перед началом работы хочу вас познакомить с техникой безопасности при работе с ручными инструментами:
- Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице, не вкалывать их в одежду, не брать в рот.
- Нельзя работать кривыми и ржавыми иглами и булавками.
- Ножницы хранить в определённом месте.
- На столе держать ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, лезвия – концами от работающего.
- Передавать ножницы, держа их за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.
Опасность в работе:
- повреждение пальцев иглой или булавками;
- травма руки ножницами;
- травма глаз.
Перед вами стоят коробочки, в них вы найдете все необходимое для создания цветка.
И конечно технологическая карта. (Приложение №2)И так, приступим…….
Выполнение практического занятия (поэтапное изготовление цветка из ткани в соответствии с технологической картой)
Техникой “канзаши” может овладеть каждый, потому что она не требует специальных навыков. Изготовление украшений своими руками сейчас на пике популярности.
Культовое достоинство техники в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений. В этой технике можно изготовить поздравительные открытки, декоративное панно, декорировать рамки для фотографий, украшать коробки.
И в заключении хотелось бы сказать такие слова:
Не губите жизнь бездельем – занимайтесь рукодельем!
Всем спасибо за внимание!
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Марксовский агротехнический лицей»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
мастер – класс «Канзаши – искусство шелкового цветка»
мастер производственного обучения Морозова Н.Д.
г. Маркс, 2015 г
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок: «Вышивка шелковыми лентами»
Атласные ленты и тесьма, применяемые для отделки, широко используются в нашей жизни. Они помогают украсить любое торжество или праздник. Красивая лента придаёт хорошо упакова...
Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)
В программу курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...
Мастер-класс "Искусство фотоманипуляции"
Совершенствование навыков обработки фотографий с использованием инструментов, стилей, фильтров, палитр, эффектов и методов коррекции изображений в растровой графике....
Мастер-класс. Изготовление цветка из медной трубы
Мастер-класс. Изготовление цветка из медной трубы...
Конспект занятия кружка "Изготовление цветка ромашки"
Канспект занятия. Изготовление объемного цветка Ромашки в различных техниках плетения из бисера...
Презентация " Вышивка шелковыми лентами "
Вышивка лентами, даёт большое поле для фантазии. Используя самые простые стежки можно получать красивые вышивки,быстрые и легкие....
Копирование работ мастеров изобразительного искусства в процессе обучения учащихся
Методические указания преподавателя высшей категории,скульптора,дизайнера, Члена Творческого Союза Художников России и Международной Федерации художников Ренжина Виктора Павловича. Рассмат...