ИССЛЕДОВАНИЕ КОППИНГ-СТРАТЕГИЙ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ
статья на тему

Шубникова Екатерина Константиновна

Заикание является одной из важных проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, так как до настоящего времени остаются неясными до конца патогенетические механизмы этой речевой патологии, а коррекционная работа далеко не всегда является успешной. Возникая в дошкольном возрасте, заикание имеет тенденцию к хронификации, искажает формирование личности, нередко ведет к социальной дезадаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopping-strategii.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

ШУБНИКОВА Екатерина Константиновна,

учитель-логопед  государственного

общеобразовательного учреждения школы № 569

Невского района г. Санкт-Петербурга

ИССЛЕДОВАНИЕ КОППИНГ-СТРАТЕГИЙ ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

Заикание является одной из важных проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, так как до настоящего времени остаются неясными до конца патогенетические механизмы этой речевой патологии, а коррекционная работа далеко не всегда является успешной. Возникая в дошкольном возрасте, заикание имеет тенденцию к хронификации, искажает формирование личности, нередко ведет к социальной дезадаптации.

Благодаря исследованиям Н.Е.Введенского, А.В.Запорожца, Д.Г.Квасова, В.А.Кручинина, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского был раскрыт механизм формирования лексико-грамматического строя речи. Установлено, что лексико-грамматические расстройства не только нарушают речевую функцию ребёнка, но и снижают его работоспособность и продуктивность деятельности, а целенаправленное формирование лексико-грамматического строя речи в условиях эмоционально-наполненной учебно-игровой деятельности способствует коррекции отражательной способности ребёнка.

Заикание может наблюдаться не постоянно. Иногда оно может отсутствовать при чтении вслух, пении, разговоре с домашними животными или неодушевленными предметами. Диагноз ставят при продолжительности расстройства не менее 3 мес. (Власова Н.А., 1996).

Научно-теоретическим обоснованием исследования являются теоретические положения о закономерностях формирования и развития функциональных систем, в том числе и речевой функциональной системы (Лурия А.Р., 1973; Анохин П.К., 1979  и др.), о способности организма к адаптации и компенсации (Анохин П.К., 1979; Выготский Л.С., 1999 и др.), о сложной структуре речевой деятельности и о взаимодействии ее операционных звеньев (Выготский Л.С., 1986; Леонтьев А.А., 1975 и др.), научные концепции о связи деятельности и общения и их ведущей роли в развитии и формировании личности (Левина Р.Е., 1975; Лисина М.И., 1997 и др.), о коммуникативно - деятельностном подходе при формировании речи и коррекции ее нарушений (Выготский Л.С., 1999; Левина Р.Е., 1975; Поварова И.А., 2005 и др.).

В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность и актуальность применения объективных психологических методов исследования при изучении психических функций и особенностей личности у взрослых больных, страдающих заиканием (Миссуловин Л.Я., 2002).

В исследовании принимали участие 50 мужчин и 50 женщин. Все они были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную соответственно, по 50 человек в каждой. Экспериментальную группу составляли пациенты СПб научно-исследовательского института уха, горла, носа и речи в возрасте от 16 до 30 лет (средний возраст мужчин – 23 года, средний возраст женщин – 24 года). Контрольную группу составляли лица того же возраста без нарушений в общении, выбранные методом снежного кома.

На диагностических методиках присутствовал 54 человека из них: 41 мужчин в возрасте от 16 лет до 61 года  и 13 женщин в возрасте от 16 лет до 35 года. Исследование проводилось в несколько этапов.

Были подобраны психодиагностические методики на основе теоретического анализа по проблеме копинг-стратегий. Среди них: 1. Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса, выявляющий копинг-механизмы, способы преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегии; 2. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» Хобфолла, выявляющий преодолевающее поведение, рассматриваемое автором как стратегии/тенденции поведения. 3. Опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (авторы: Норман, Эндлер, Джеймс, Паркер), адаптированный Крюковой, позволяющий определить доминирующие копинг-стратегии. 4. Тест Хейма, предназначенный для психологической диагностики копинг-механизмов.

При анализе результатов, полученных с помощью опросника Лазаруса было выявлено три значимых различия по шкалам: «Дистанцирование» и «Поиск социальной поддержки» на уровне значимости 1%; «Избегание» на уровне значимости – 5%, см. рис.1 и рис.2.

По результатам использования копинг-стратегий по методике С.Хобфолл была выявлена наиболее ярко выражена асоциальная стратегия поведения, то есть преобладают агрессивные действия со стороны лиц, имеющих нарушения речи. У мужчин наиболее часто выбор падал на такие копинг-стратегии, как поиск социальной поддержки, вступление в социальный контакт и асоциальные действия. В то время, как женщины с нарушениями речи выбирали – вступление в социальный контакт, осторожное действие и поиск социальной поддержки см. рис.3 и рис.4.

Результаты, полученные с помощью теста Хейма, позволили говорить, что большая часть респондентов использует эмоциональный механизм, чуть меньше мужчин и женщин используют когнитивную сферу в основе копинг-стратегий, см. табл.1.

Таблица 1

Результаты диагностики копинг-механизмов – Тест Хейма

Сферы/механизмы

Количество человек, ответивших

конструктивно

Количество

человек, ответивших

относительно

конструктивно

Количество

человек,

ответивших

неконструктивно

Поведенческая (А)

25

15

14

Когнитивная (Б)

20

24

10

Эмоциональная (В)

40

5

9

При анализе полученных результатов с помощью опросника «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» С.Нормана, было выявлено три значимых различия по шкалам: «Проблемно-ориентированная копинг-стратегия» и «Поиск социальной поддержки» на уровне значимости ≥1% и «Избегание» на уровне значимости ≤5%, см.рис.5.

Мужчины с заиканием наиболее часто выбирают такие копинг-стратегии, как дистанцирование, асоциальные действия и поиск социальной поддержки. Женщины, имеющие нарушения речи, в свою очередь также используют копинг-стратегии, но в другом ранжире – поиск социальной поддержки, дистанцирование и асоциальное поведение. У взрослых, не имеющих нарушения речи, были выявлены такие же копинг-стратегии, но с дополнительным выбором стратегии избегания.

Комплексный подход к преодолению заикания подразумевает два аспекта. Среди них - это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом

На основании всех полученных результатов можно говорить о том, что коррекционная работа должна носить комплексный характер, то есть проводиться не только коррекция темпоритма, но и оптимизироваться стратегии коммуникативного поведения через функциональные тренировки. Соответственно, основные направления работы – это гармонизания навыков коммуникации.

Список литературы:

  1. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых // Заикание / Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. – М.,1983. – 128 с.
  2. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М.: В.Секачев, 1998. – 124 с.
  3. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002.- с.442-444.
  4. Логопедия: Учебник для студентов деф. факультетов пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: СОЮЗ, 1995. – 542 с.
  5. Лурия А.Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном  развитии. –М.: Учитель, 1955. – 210 с.
  6. Мисуловин С.Я. Лечение заикания. - М.: Педагогика, 1988. – 126 с.
  7. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М., 2001. – 438 с.

Интернет-ресурсы:

http://www.slideshare.net/logoped/ss-2020177


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмпирическое исследование уровня субъективного контроля у подростков, обучающихся в колледже.

Студенческий период рассматривается в психологии как центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов, среди которых профессиональные интересы являют...

Ведение в исследование потребительского поведения подростков Прибайкалья/ Introduction in the study of consumer behavior Pribaikalye teens

Потребительское поведение подростков представляет особый интерес в изучении категории «экономическое поведение индивида», поскольку именно подростки представляют наше будущее общество. Подросток, явля...

Цифровая компетентность подростков руками взрослого «зона ответственности»

Методические рекомендации для родителей по обеспечению психологической безопасности детей в сети интернет...

Курсовая работа на тему "Экспериментальное исследование между агрессивностью и тревожностью подростков"

Курсовая работа на тему "Экспериментальное исследование между агрессивностью и тревожностью подростков"...

12. Левина К. А., Смыслова О.А. Влияние кофеиносодержащих напитков на сердечно-сосудистую систему взрослого человека и подростка // Заочная городская студенческая научно-практическая конференция «Сердце, тебе не хочется покоя!», Москва, 2020

Нами было изучено влияние кофеиносодержащих напитков на показатели сердечно-сосудистой системы подростков и взрослых. Определены и проанализированы биометрические показатели испытуемых в ходе эксперим...

«Взрослая жизнь - взрослая ответственность»

Презентация к классному часу  " Взрослая жизнь- взрослая ответственность"...