Курсовая работа на тему "Экспериментальное исследование между агрессивностью и тревожностью подростков"
материал
Курсовая работа на тему "Экспериментальное исследование между агрессивностью и тревожностью подростков"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА 12 Экспериментальное исследование взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью подростков
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………….………. | 3 |
Глава 1. Теоретические основные подходы к изучению агрессии и тревожности подростков…………………………………………...……… |
6 |
1.1. Отличительные признаки подростковой агрессивности…………… | 6 |
1.2. Влияние типов семейного воспитания на тревожность подростков.. | 15 |
1.3. Психолого-педагогическая коррекция уровня агрессивности детей подросткового уровня……………………………………………………… Выводы по первой главе…………………………………………………… | 19 24 |
Глава 2. Анализ данных экспериментально-психологического исследования………………………………………………………..……… | 25 |
2.1. Организация и методы исследования………………………………… | 25 |
2.2. Результаты исследования и их обсуждения…………………………. | 31 |
Выводы по второй главе…………………………………………………… | 41 |
Заключение………………………………………………………………… | 43 |
Список литературы…………………………….…………………………. | 45 |
Приложение А…………..…………………………………………..……… | 48 |
Введение
Актуальность темы исследования. Публикации, посвященные подростковым правонарушениям, девиантному поведению, проявлениям вандализма и жестокости, стали едва ли не обязательной темой научно-педагогической, общественной печати и СМИ.
В истории науки детская и подростковая агрессивность исследовалась, например, в трудах А. Фрейд в опоре на положения психоаналитической теории, непосредственно изучалась природа и динамика развития детской агрессивности. Интерес представляют описанные ею проявления агрессии, характерные для разных стадий развития. Так на оральной стадии она реализуется через кусание, плевание, цепляние, царапание, щипки; на стадии анального садизма –через разрушение и жестокость; на фаллической –через властолюбие, хвастовство, зазнайство; на предпубертатной и пубертатной –через диссоциальные проявления. А. Фрейд связывает проявления патологи ческой агрессивности с потребностью ребенка в любви, которая не находят полноценной реализации в аномальных условиях развития (например, при сиротстве), в частности, когда отсутствуют или часто сменяются объекты любви. Она пришла к выводу, что там, «где любовные стремления ребенка не находят в анально-садистической фазе подходящего объекта, или где объект ненадежен, там появляются нарушения в процессе смещения либидо и агрессивности или даже в их слиянии, что ведет к агрессивно-деструктивным последствиям, которые остаются неподдающимися никакому воспитательному воздействию».
Однако наиболее популярными во второй половине ХХ в. стали теории социального научения. Ее представители справедливо полагали, что отличительными признаками подростковой агрессивности являются: а) подозрительность в отношении к внешнему миру, когда он воспринимается как явно или имплицитно враждебный, угрожающий, высокий уровень тревожности на фоне низкого уровня социальной адаптации; б) интерпретация любых проявлений окружающих как негативных, опасных, что стимулирует ответное агрессивное поведение; в) неадекватная самооценка и убеждение, что окружающие заведомо ожидают от подростка агрессивных действий и негативно оценивают его личность (синдром отверженности); г) убеждение, что агрессивные акты являются, если и не единственным, то наиболее эффективным способом самовыражения, отстаивания и защиты своих интересов; д) проекция причин собственного агрессивного поведения на окружение, убеждение, что именно оно несет бремя ответственности за деструктивное поведение; е) ограниченный репертуар реакций на возникающие проблемные ситуации, при этом доминирующее значение имеют: избегание, отрицание, преувеличение или, наоборот, преуменьшение значимости проблемы, подмена «причин и следствий», а также «застревание»; ё) общий низкий уровень эмпатии; ж) слабый самоконтроль за эмоциональными состояниями, обедненная эмоциональная палитра; з) наличие неврозов; и) слабо развитая прогностическая способность; к) высокий уровень конформности по отношению к референтной группе и др.
Объект исследования. Эмоциональное состояние личности подростка.
Предмет исследования. Особенности взаимосвязи тревожности и агрессивности подростков.
Целью работы является сравнение исследуемых проявлений агрессии в трёх возрастных группах.
В соответствии с выдвинутыми целью были поставлены следующие задачи:
1) выяснить отличительные признаки подростковой агрессивности;
2) рассмотреть влияние типов семейного воспитания на тревожность подростков;
3) оценить психолого-педагогическую коррекцию уровня агрессивности детей подросткового уровня;
4) исследовать особенности личности мальчиков, проявляющих агрессию;
5) сравнительный анализ особенностей проявлений агрессии мальчиков трёх возрастов.
Гипотезы:
1. В возрасте 8, 11 и 14 лет агрессия у лиц мужского пола проявляется по- разному. Проявления агрессии в ситуации фрустрации у мальчиков обусловлены такими особенностями личности, как агрессивность и тревожность. Агрессивное поведение девочек взаимосвязаны с личностными особенностями и с негативными отношениями в окружающем мире.
Методы исследования.
- теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической, методической литературы); - эмпирические методы (наблюдение, тестирование, анализ обработка результатов исследования).
Методологической основой исследования послужили работы следующих авторов: Б. Г. Ананьев, И. В. Дубровина, И. С. Кон, М. И. Лисина, Т. Д. Молодцова, Ю. Б. Можгинский, А. А. Реан и другие.
Теоретическая и практическая значимость. Данная работа описывает особенности проявлений агрессии у детей по средствам эксперимента, включающего в себя 120 испытуемых, что делает её теоретически значимой. В настоящее время экспериментальных исследований по изучению детской агрессии становится всё меньше. Результаты исследования будут полезны для психологов, занимающихся возрастной и детской психологией, в профилактике и коррекции агрессивного поведения детей.
База исследования. ГБОУ лицей №147 г. Санкт-Петербург.
Заявленная цель и задачи исследования определили структуру работы, состоящую из введения, двух глав, заключения, списка литературы (35 наименований). Общий объем работы составляет 50 страниц. Работа содержит 14 рисунка, 1 приложение.
Глава 1. Теоретические основные подходы к изучению агрессии и тревожности подростков
- Отличительные признаки подростковой агрессивности
Психофизиологические особенности подростков обусловливаются спецификой взаимодействия центральной и эндокринной систем, в котором можно выделить два элемента. Первый связан с повышением активности нервных центров, гипоталамуса и гипофиза. Второй –с ростом активности половых желез, в результате чего усиливается выброс в кровь половых гормонов, оказывающих специфическое влияние на организм, в том числе на головной мозг. Психофизиологические изменения сказываются на психике подростка, на его поведении. Можно сказать, что коренная перестройка биологических, психофизиологических структур инициирует «системный кризис личности» и возникновение психических новообразований. По сравнению с другими возрастными группами, подростки отличаются самой высокой степенью тревожности. Характерными чертами на первых этапах полового созревания становятся резкая возбудимость, эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, раздражительность, упрямство, но вместе с тем, –быстрая утомляемость и пониженная концентрированность внимания, неадекватность поведенческих реакций, что в совокупности является факторами, стимулирующими агрессивные поведенческие реакции. Резко увеличивается количество феноменов реальности, вызывающих яркие эмоциональные переживания, причем, становится более насыщенной и разнообразной палитра способов их выражения [10, с.44].
Это наблюдение дало основания И. В. Дубровиной, И. С. Кону и др. утверждать, что пубертатные изменения в организме –лишь фон, а определяющее значение имеет поиск новых социальных позиций, самоидентификация, как своеобразная «развертка в будущее», на основе которых формируется способность к сознательному поведению, складывается система этических представлений и социальных установок [10, с.41]. Механизмы внутреннего торможения, самоконтроля и саморегуляции, способность избирательно откликаться на воздействия окружающей среды, т.е. черты поведения, свойственного взрослым, стабилизируются лишь на последующих этапах развития.
Внутренние переживания становятся самостоятельным объектом наблюдений, формируется способность саморефлексии, к «погружению в себя», «образ Я», что И. С. Кон справедливо считает «коперниковской революцией личности» [15, с.60]. Осознание собственной уникальности порождает чувства одиночества, неразделенности, потребность в избирательном интимно-личностном и групповом общении, чаще всего за счет вычленения «своего» общительного круга: сверстников, поколения, групп по интересам и др.
Подросток, находящийся в состоянии фрустрации, иногда избирает агрессивные действия как способ снятия внутренней напряженности. Однако гораздо чаще (если не иметь в виду патологические случаи) в их основе лежат переживания несправедливости, обиды, унижения, страха и т.п., связанные с фундаментальными экзистенциальными потребностями растущего человека: потребностями в любви и нужности другим.
А. Гештаутас, Н. А. Семенов и В. А. Ядов, на основе адаптированной к российским условиям шкалы ценностей личности М. Рокича, предложили выборке старшеклассников ранжировать значимые жизненные ценности. При этом изучалась не только сама структура ценностей, но и способность к осуществлению ценностного отбора. Анализ показал, что наиболее актуальны для данной возрастной группы ценности, связанные с собственной личностью и жизненным целеполаганием. На втором месте –мотивация, связанная с общением. На третьем –«деловая» мотивация, относящаяся к решению учебных и других задач. Первые места в иерархии ценностей занимали: «интересная работа», «хорошие и верные друзья», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь». Ниже располагались «уверенность в себе», «познание», «активная и деятельная жизнь», «самостоятельность», «творчество», «равенство», «красота», «общественное признание», «независимость», «материальная обеспеченность» и, наконец, «удовольствие». В то же время установлено, что далеко не все опрошенные имели четкую структуру ценностей: к 15-17 годам жизни лишь 61% массива старшеклассников оказываются способными к их дифференциации. Для остальных же все предложенные в исследовании ценности оказались приблизительно одинаковыми по значимости [10, с.25].
Проблема подростковой агрессивности находится в центре внимания психологов, педагогов, социологов, а также общественных организаций (включая и международные). В частности, в документах ВОЗ характеризуются основные формы поведенческих расстройств, являющихся стимуляторами подростковой агрессивности: а) в семейном окружении; б) в группах сверстников, связанные с отвержением и изоляцией; в) в группах сверстников, связанные с социализацией в агрессивных группах; г) оппозиционно-вызывающее поведение, не имеющее внешне наблюдаемых причин. Материалы ВОЗ характеризуют также и симптоматику: подросток испытывает частые, яркие и внезапные вспышки гнева, относится к социальному окружению как к враждебной среде, постоянно вступает в противоречия со взрослыми, отказывается следовать их требованиям и правилам, обидчив, мстителен, легко идет на обман окружающих ради получения выгоды или уклонения от обязательств, склонен к использованию физических действий в отношении оппонентов (причем, в некоторых случаях для усиления последствий травмирующего воздействия охотно использует «подручные средства» или оружие), проявляет нечувствительность к чужому физическому и психическому страданию, фиксирован на себе самом, жесток и изобретателен в способах нанесения вреда жертве, преднамеренно разрушает чужую собственность, расценивает преступления, совершенные публично, как удаль и др. [34, с.19].
Ю. Б. Можгинский, изучая особенности агрессии подростков, установил, что чаще всего она разворачивается в ближнем к ним социальном пространстве, а ее жертвами являются, прежде всего, родные, друзья и пр. Автор, справедливо усматривая в этом действие своеобразного феномена «самоотрицания», отметил, что агрессивное поведение могут проявлять дети родителей, имеющих высокий образовательный, экономический ценз, проявляющих заботу о ребенке. Более того, агрессивная реакция в среде подростков может возникать и без видимого повода. Таким способом подростки часто отстаивают свое право на автономию, на принятие решений, стремясь ограничить притязания взрослых на жесткое навязывание «моделей будущего», не совпадающего с их внутренним мироощущением и самоидентификацией [34, с.22].
К рассматриваемому возрастному периоду относятся изменения в самооценке. Акценты постепенно смещаются от внешнего облика –особенности фигуры, лица, кожи, конституционального типа и т.п. –к оценке умственных способностей, волевых и моральных свойств. В самооценке важную роль играют «точки отсчета», идентификационные признаки, а также жизненно актуальные ценности. Например, подросток может низко оценивать уровень собственного художественного развития, но это не будет сколько-нибудь существенно влиять на его внутреннее самоощущение, так как искусство находится на периферии его ценностных ориентаций. В ряде случаев механизм самооценки способен выступать как своеобразное средство психологической самозащиты: самооценка может завышаться, достоинства личности, таким образом, преувеличиваются, а недостатки –преуменьшаются.
Важным пусковым механизмом для агрессивных актов могут стать расхождения между самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны окружения (в частности, взрослых и сверстников) в тех случаях, когда претензии на позиции социометрической звезды или лидера не поддерживаются другими членами группы. Такая мнимая «недооцененность» нередко порождает убежденность в агрессивных намерениях окружающих.
А. А. Бандура, И. В. Дубровина, М. П. Квадрициус, М. П. Коренева, Р. Уотерс, А. С. Макаренко, Т. Д. Молодцова, А. В. Мудрик и др. доказали, что главными причинами социальных, психологических и нравственных деформаций личности прежде всего являются недостатки семейного и школьного воспитания. Нездоровая психологическая атмосфера в семье –мощный стимулятор агрессивности подростков. Чаще всего склонность ребенка к агрессии связана с явной или скрытой конфликтностью в семье. Конфликтная семья порождает конфликтного ребенка. По данным И. А. Горьковой, в 39% семей подростков правонарушителей отмечались постоянные ссоры и скандалы, в 24% –физические столкновения между родителями, в 12% –открытая и постоянная вражда между супругами. В свою очередь, и конфликтный ребенок играет самостоятельную роль во внутрисемейных отношениях [9, с.15].
В классификациях, так называемого, домашнего насилия, провоцирующего агрессию со стороны подростков, выделяются: физическое насилие –нанесение телесных повреждений различной степени тяжести, вплоть до убийства; вербальное насилие –ругань, проклятия, оскорбления и угрозы; психическое насилие –игнорирование чувств и переживаний других людей, унижение личности, отрицание идей и убеждений, демонстративные наказания, поводом для которых является не связанные с конкретными проступками причины (например, недовольство супругов друг другом); сексуальное насилие –т.е. принуждение подростка к отношениям, носящим сексуальный смысл; экономическое насилие –т.е. ограничение в экономической независимости, превышающее пределы разумного.
В этом контексте проблема подростковой агрессии –это, прежде всего, проблема гармонизации среды воспитания. Этот вывод находится в русле отечественной педагогической традиции. А. С. Макаренко, как известно, утверждал, что «природные» трудные характеры –вымысел, что педагогически запущенные подростки способны адаптироваться к обществу. Черты и качества агрессивности возникают под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей социальной среде. Гармонизация воспитательных взаимодействий способна корректировать поведение.
Отметим, что далеко не все агрессивные акты являются следствием социального неблагополучия. А. А. Реан изучал спонтанные и реактивные агрессивные действия в группах внешне вполне благополучных старшеклассников. Под спонтанной агрессией ученый понимает положительные по окраске эмоциональные переживания, возникающие как реакция на трудности в жизнедеятельности других, либо немотивированные действия, направленные на то, чтобы испортить другим настроение, разозлить их, досадить им. Реактивная агрессия связана с недоверием к окружающим людям, быстрой потерей самообладания, когда неадекватно резкую реакцию вызывают даже мелочи. В частности, А. А. Реан установил, что даже в среде благополучных подростков 53% обнаруживают высокую степень спонтанной агрессии, в то время как всего лишь у 9% она полностью отсутствует. Реактивная агрессия проявляется у 50% испытуемых, против 4%, у которых она не обнаруживается. А. А. Реан считает, что агрессивность, как устойчивая личностная характеристика, может формироваться как последствие опыта подавления возможностей самореализации, отмечая, что далеко не всегда речь идет о насильственной стратегии взаимодействия. Наоборот, значительно чаще блокирование актуальных личностных потребностей связано с избытком заботы со стороны взрослых, с «гиперопекой» [22, с.5]. Родители как бы «застревают» на поведенческих моделях, доказавших свою эффективность на предшествующих этапах воспитания. Здесь проявляется подчас принципиальная разница в позициях подростков и взрослых: первые стремятся к смене сложившихся стереотипов отношений, вторые проявляют консервативность и не склонны перестраиваться, не замечая, что ситуация принципиально изменилась. Агрессивное поведение в этом случае является одним из наиболее часто используемых (хотя и далеко не всегда эффективных) способов преодоления психологического барьера [22, с.9].
Данные зарубежных исследователей подтверждают эти выводы. Научение агрессии ярко проявилось в известных экспериментах А. Бандуры с куклой Бобо: агрессивные действия взрослых по отношению к кукле (угрозы, физические действия и др.) затем воспроизводились детьми [5,с.31]. Ученые, изучавшие эту проблему отмечают, что в семьях, где родители сами проявляют агрессивность, непоследовательны в требованиях, руководствуются «двойными стандартами» в воспитании, повышается вероятность детской агрессивности. Р. С. Сирс, Е. Е. Маккоби и К. Левин попытались установить оптимальный тип детско-родительских отношений, в рамках которого социализация агрессивности минимальна. Таковым является тип, когда родители придерживаются сбалансированной позиции, не допускающей ни попустительского отношения к проявлениям детского агрессивного поведения, ни жестких наказаний за него.
Лонгитюдные наблюдения за семьями, в которых имелись проявляющие агрессивность дети, дают основания утверждать, что все они имеют некоторые общие особенности: а) разрушенные эмоциональные привязанности родителей и детей, в результате чего ценности отдельных членов семьи не становятся общими ценностями, определяющими эмоциональную атмосферу семьи в целом, б) взрослые члены семьи (особенно, отцы) часто используют различные виды агрессии и поощряют аналогичные формы активности собственных детей, в) взрослые члены семьи (особенно, матери) проявляют безразличие к социальной успешности детей, не организуют жизнь семьи через распределение обязанностей, компетентностей и ответственности, г) противоречивость (а иногда и взаимоисключающий характер) требований как в педагогической позиции отдельно взятых старших членов семьи, так и в соотношении педагогических позиций (например, отец ведет жесткую воспитательную линию, а мать –попустительствует), д) использование насилия как основного средства воспитательного воздействия (физические наказания, угрозы, лишение привилегий, изоляция, отказ в любви и заботе и др.), е) реагирование только на нежелательный проступок детей и невнимание к причинам, его породившим, ё) попустительские реакции взрослых на агрессивные проявления детей [5, с.36].
Подростковая агрессия может развиваться, например, на фоне эмоционального отторжения, проявляемого родителями и опекунами, или, наоборот, в условиях тотального и строгого контроля. Первая - это характерная особенность отношений между отцами, которые испытывают собственные психологические проблемы, например, повышенную тревожность, неуверенность в своих интеллектуальных, мужских и сексуальных возможностях. Ребенок растет и развивается в условиях психологического дискомфорта, недостатка внимания и заботы, в результате чего агрессия часто выбирается им как форма некоего протестного поведения, мести, как способ эмоционального расслабления, принуждения окружающих обратить на него внимание. При этом Т. Д. Молодцова справедливо указывает на наличие характерной для подростков дисфункции между эмоционально-ценностными переживаниями и реальными поведенческими актами: агрессивное поведение может быть индикатором позитивного отношения к объекту, когда оно выступает как способ привлечения внимания; но возможны и обратные ситуации, когда внешне вполне лояльное поведение по отношению к объекту разворачивается на фоне его эмоционально-ценностного неприятия [21,с.46]. Второе –характерная черта родителей, напуганных явными и мнимыми (преувеличенными) опасностями жизни в современном обществе и связанными с ними тревогами за будущность и благополучие детей. Бунт детей против мелочной опеки –это естественная реакция самореализующейся личности. В подростковом возрасте возникает потребность в преодолении зависимости от родителей, в обретении автономности и самостоятельности. Идентификация с отцом или матерью сменяется идентификацией с другими референтными людьми (образами, созданными литературой, киноискусством и т.д.) или социальными группами. Многие подростки начинают активно противостоять родителям, испытывают раздражение от вынужденного общения с ними, игнорируют их опеку, настаивают на своем праве совершать поступки. Этот бунт нередко принимает деструктивные, демонстративные формы «противоречия ради противоречия». Взаимодействия с другими взрослыми, в том числе и с социальными педагогами, психологами, с которыми подростки осуществляют более или менее тесные взаимодействия и архетипически соответствующие статусу родителей, часто окрашиваются в сходные тона.
Аналогичный вывод получен в исследованиях И. С. Кона, Ю. Б. Можгинского, М. И. Лисиной [34, с. 23], которые отмечают, что наибольшую трудность у старших подростков вызывает сфера общения с родителями и другими взрослыми, с которыми им приходится контактировать наиболее часто. Причиной тому являются сложившиеся подходы к воспитанию, отношение взрослых к формирующемуся человеку, не учитывающее особенностей его личностного становления, его потребности в самостоятельности, стремление к самореализации.
Идентификационная ориентация на агрессивные образы, референтные личности и социальные группы стимулирует пусковые механизмы «заражения» агрессивностью, научения агрессивным способам самопроявлений. Когда одни члены группы имеют возможность наблюдать за
агрессивными действиями других членов, то «маховик насилия» может «раскрутиться»: под влиянием группы агрессивность ее членов усиливается.
Обратите внимание, что в части подростковых и молодежных групп агрессивность, жестокость, беспокойство часто становятся устойчивыми, доминирующими чертами, определяющими характер группового общения. Кроме того, следует принять во внимание, что агрессивные проявления в подростковых и молодежных группах могут не только быть установленной, общепринятой нормой поведения, но и служить способом самоутверждения, способом захвата, сохранения (защиты) высоких статусных позиций в группе и связанные с этим привилегии, распределение и осуществление соответствующих полномочий статуса. Осложняющим ситуацию фактором является отмеченная Б. Г. Ананьевым и И. С. Коном гетерохронность развития, проявляющаяся как на физиологическом (в одном и том же возрасте подростки могут находиться на разных стадиях созревания), так и на социально-психологическом и социальном уровнях. Последнее связано с тем, что «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадают...», чем и вызывается ряд противоречий в развитии психики. Гетерохронность нередко вносит дисгармонию в самосознание, самоощущение подростка и юноши, в его «образ Я», и, соответственно, в межличностные контакты, статусные положения в группах [3, с. 10].
1.2. Влияние типов семейного воспитания на тревожность подростков
Семья является первым и наиболее важным фактором личностного, интеллектуального, духовного развития человека.
Для ребенка семья это ближайший круг общения, в котором формируются психика и его отношение к миру. Влияние родителей на детей без сомнения и многопланово, особенно в подростковом возрасте. И поэтому семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, семья является важнейшим условием его развития и становления.
Также именно в семье ребенок осваивает практически все виды общественной деятельности, такие как общение, труд, учение и пр.
Семья – это сложное социальное образование, сущностью которой является система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, члены которой связаны отношениями брачными или родственными и взаимной моральной ответственности, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностями общества [2, с.195].
Воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на человека с целью формирования у него определенных качеств, моральных ценностей, знаний, подготовка к жизни.
В семье действуют психологические механизмы социализации, обеспечивающие содержание и характер столь значимого влияния семьи на ребенка:
Подкрепление. Родители определенным образом реагируют на поведение ребенка: одобряют, поощряют или наказывают его за нарушение каких- то правил. Тем самым у ребенка складываются первые знания о том, что хорошо и что плохо, т.е. определенные нормы поведения.
Идентификация. Дети подражают своим родителям, сознательно или несознательно ориентируются на их пример. Таким образом, у ребенка появляются содержательные представления о социальных ролях и образцы поведения.
Семейное воспитание – это воздействие с целью формирования у ребенка определенных качеств и умений.
Одно из направлений в описании типологии семейного воспитания — изучение воспитательских родительских установок и позиций. Были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительские позиции. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности.
Основные стили воспитания
-Авторитарный стиль – все решения принимают родители, потому что считают, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители, таким образом, ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, запретами и физическими наказаниями [2, с.197].
-Демократический стиль - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
-Индифферентный стиль – у ребенка, отсутствуют какие – либо ограничения, правила, нередко наблюдается безразличие со стороны родителей к свои детям, низкий уровень общения. Такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, но далеки от его жизни.
-Либеральный или попустительский стиль – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Современным родителям важно обладать способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.
По мнению А.М. Прихожан «тревожность» - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [1, с.45].
С.С. Степанова, «Тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи".
К. Роджерс, «Если человек чувствует, что его поведение не соответствует с социальными нормами среды, у него формирутся треввожность».
В.С. Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению Л.Я.Гозмана, тревожность - это комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.
Выделяют два вида тревожности:
- Ситуативная тревожность, она зависит от конкретной ситуации, которая объективно вызывает беспокойство. Возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных трудностей. Это состояние также играет положительную роль, выступая в качестве мобилизующего механизма, позволяет человеку ответственно подходить к решению проблемы.
- Личностная тревожность, может рассматриваться как личностная черта. Проявляется в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях. Характеризуется состоянием безотчетного чувства страха, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.
А.М. Прихожан, на основе ситуаций выделяет такие виды тревожности:
-с процессом обучения – учебная тревожность;
-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;
-с общением – межличностная тревожность.
Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни. Эти кризисы могут стать причиной разных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений, в том числе и тревожности.
Выделяют 2 фазы юношеского периода: позитивную и негативную. Характерными чертами выступают: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самосостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями [1, с.47].
После анализа научной литературы можно сделать выводы:
У ребенка, прежде всего психика и его отношение к миру, берет начало в семье.
Неправильное воспитание может привести к возникновению тревожности, т.е. неправильное воспитание это следствие нарушения в воспитании. В зависимости от того, какие методы воспитания преобладают у родителей, складываются взаимоотношения взрослых и детей, выстраивается стиль воспитания. Причины подростковой тревожности различны: это могут быть изменения организма, социальная реакция на изменение их физического облика, отношения между родителями и ребенком, и другие.
1.3. Психолого-педагогическая коррекция уровня агрессивности детей подросткового уровня
В последние время проблема психологического здоровья детей все чаще становится предметом изучения психологической и педагогической науки.
Анализ исследований по данной проблеме показал, что сложность социальных процессов, обострение межличностных отношений, распространение терроризма и насилия, повышение уровня преступности и немотивированных агрессивных действий негативно влияют на состояние психологического здоровья детей подросткового возраста.
Увеличилось количество преступлений, групповых драк, носящих ожесточенный характер и совершаемых подростками. Сейчас молодое поколение можно охарактеризовать такими терминами как «жестокость», «цинизм», «неадекватность поведенческих реакций», что в свою очередь и порождает агрессивное поведение [6, с.77].
Устойчивость агрессивной модели поведения в подростковой среде выступает как деформация психологического здоровья. Проблемами психологического здоровья личности занимались такие учёные как З.Фрейд, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, А. В.Шувалов, О.В. Хухлаева, и др.
Анализ научно-методической литературы показал, что психологическое здоровье включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций.
В научной работе А.В. Шувалова «Психологическое здоровье человека» делается акцент на многообразии мнений относительно психологического здоровья личности, и определяются следующие теории психологического здоровья:
1. Понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение –эквивалент духовного здоровья.
2. Проблема психологического здоровья —это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека.
3. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности.
4. Определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке.
Задачей педагогов и других специалистов, в контексте психологического здоровья учащихся, является приоритет развития ребенка как человека: помочь встать на человеческий путь развития и устоять на нем.
Причинами агрессивного поведения, а затем и нарушения психологического здоровья подростка, являются факторы из социального окружения: низкий воспитательный потенциал семьи; ухудшение социальных условий жизни детей; невнимание школы к психическому состоянию детей; влияние сверстников; активное тиражирование агрессии со стороны СМИ (криминал, убийства, реалити-шоу аморальной направленности и т.д.).
В основном подростковая агрессия проявляется в косвенной форме (насмешки, издевательства, ненормативная лексика), но зачастую проявляется и в физическом смысле (унижение человека: сверстник, педагог, родитель). При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к этим действиям, в момент проявления агрессии он чувствует собственную силу и значимость [6, с.79].
Подростку, проходящему период взросления и неопределённости, весьма необходима такая помощь в преодолении всех жизненных трудностей, в том числе и избавление от агрессивного состояния. В этой системе большое значение имеют взаимоотношения подростка и педагога.
Организационно-педагогическим средством развития навыков конструктивного управления агрессией, является психолого-педагогическая коррекция, включающая активные методы воздействия на подростков и взрослых (родителей и педагогов).
Психолого-педагогическая коррекция предполагает выявление основных причин, которые провоцируют возникновение агрессивности в подростковом возрасте, вследствие чего происходит снижение уровня психологического здоровья. Она направлена на изучение личностных особенностей агрессивных подростков; изучение особенностей семейного воспитания; диагностика межличностного отношения подростков со сверстниками; изучение взаимоотношений подростков с педагогами, а также на коррекцию агрессивного поведения с использованием эффективных методов и форм работы.
По мнению Зимелевой З.А. социальные и педагогические усилия в основном направлены на профилактику и исправление агрессии, а не на формирование личности, способной осознавать и выражать свои эмоциональные состояния и адекватно удовлетворять свои потребности (проявление агрессивности через актуализацию лидерских качеств и конкурентоспособность), что является своего рода конфликтом в решении данного вопроса.
Также конфликт выражается в том, что наиболее разработанной сферой
является диагностика развития ребенка, а не индивидуальная коррекция агрессивного поведения.
Все вышеперечисленные аспекты определяю практическую значимость поиска путей разрешения выделенной проблемы. Процесс сохранения психологического здоровья как единство диагностики, профилактики и коррекции в определенных психолого-педагогических условиях можно представить следующим образом таблица 1.1.
Таблица 1.1- Модель психолого-педагогической коррекции уровня агрессивности в подростковой среде
Педагогическое взаимодействие в системе «педагог-подросток» | Педагогическое взаимодействие в системе «педагог-родитель» | Педагогическое взаимодействие в системе «подросток-сверстники» | Педагогическое взаимодействие в системе «подросток-взрослый/родитель» |
Решение проблем с помощью совместной деятельности педагога и подростка | Информирование родителей о способах взаимодействия с детьми и работа по формированию установки на изменение не конструктивных способов взаимодействия | Формирование адекватного представления о себе в общении через обратную связь. Формирование навыка разрешения конфликтных ситуаций | Формирование установки выбирать способы правильного поведения, брать на себя ответственность За сою позицию и свои действия |
Психолого-педагогическая работа в данном случае осуществляется с помощью следующих методик и техники:
Методика диагностирования -включает в себя: наблюдение, опрос, тестирование учащихся. С помощью диагностирования учащихся можно выявить те особенности эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности ребенка, которые в критических обстоятельствах способствуют возникновению у него агрессивных форм поведения.
Тренинги и игровые упражнения применяются для того, чтобы снять агрессивные элементы в поведении, эти техники способствуют развитию позитивной «Я –концепции», рефлексивных способностей, формированию бесконфликтного общения в процессе взаимодействия.
Коррекция агрессивного поведения достигается здесь благодаря тому, что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения.
Проективные методики. В качестве примера в данной модели приводится тест «Руки». Он может применяться во всех тех случаях, когда психолога интересует такая черта личности как агрессивность, либо какой-то другой класс установок, входящих в анализ.
С помощью ролевых игр проигрываются внутри личностные конфликты, происходит обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств, ребята знакомятся с различными видами эмоций. В такой среде дети смогут выразить собственное отношение к проблеме агрессивного поведения [6, с.81].
Арт-терапия и «Ниткопись» являются своего рода разрядкой напряженного эмоционального состояния, а также это наиболее приемлемый способ выплеска гнева и агрессии, стремление к достижению высокого уровня психологического здоровья подростка.
Данная модель ориентирована на совместную деятельность педагога и воспитанников, а также на раскрытие положительной стороны личности подростка и реализацию его творческого потенциала.
Резюмируя всё выше изложенное, необходимо отметить, что осуществление психолого-педагогической коррекции уровня агрессивности с детьми подросткового возраста целесообразно при реализации комплексного подхода к процессу уменьшения агрессии, посредством вовлечения в совместную деятельность подростков, педагогов и родителей.
Для того чтобы свести к минимуму проявление различных агрессивных форм поведения, таким образом повышая уровень своего психологического здоровья, подростку необходимо уметь справляться с конфликтами конструктивным способом, осознавать чувства, провоцирующие агрессию, развивать в себе навыки самоконтроля и рефлексии, стараться идти на компромисс, активизируя все положительные качества своей личности. Профилактика агрессивного поведения у подростков будет наиболее оптимальна за счет создания благоприятных условий функционирования модели психолого-педагогической работы с учетом психологических особенностей и социальных характеристик агрессивных подростков.
Выводы по 1 главе. Подросток, критически осмысливая себя и социальное окружение, нередко выбирает агрессивное поведение как способ протеста против «двойных стандартов» мира взрослых. Он ищет доверительных отношений и понимания, стремится занять лидирующие статусные позиции и играть связанные с ними социальные роли не только среди сверстников, но и среди старших.
В становлении и развитии агрессивности существенную роль играют и сверстники, задающие социализирующейся личности позитивные и отрицательные социальные ориентиры. Заметим, что агрессивность по отношению к сверстникам проявляется более открыто, чем к взрослым. При этом социальные группы детей и подростков, возможно, гораздо чаще консолидируются на ценностях противостояния («против кого дружим?»).
Глава 2. Анализ данных экспериментально-психологического исследования
2.1. Организация и методы исследования
Исследование проводилось в учебное время, в классах лицея.
Как наиболее адекватные поставленным задачам, были использованы следующие методы: беседа-интервью с педагогами, Hand-тест Э. Вагнера и эксперимент (Приложение А.) Для сравнения полученных данных использовались следующие статистические процедуры: анализ таблиц сопряжённости, корреляционный анализ.
Исследование проводилось в 3 этапа:
- Беседа — интервью с педагогами (экспертная оценка), с целью получения информации об агрессивных детях и выделения участников естественного эксперимента. Беседа с педагогом-психологом детского центра здоровья проводилась на базе центра, в кабинете специалистов. Беседа с классными руководителями и педагогом — психологом лицея проводилась на базе лицея, в кабинете преподавателей. Интервью длилось в среднем около 20 минут и проводилось с каждым педагогом отдельно. По окончанию интервью выбиралась группа детей, которые, по мнению педагогов, чаще остальных проявляют агрессию.
- «Тест руки» Вагнера проводил, индивидуально с каждым ребёнком, психолог, в отдельном кабинете. Ребёнку давалась инструкция: «Внимательно посмотри на изображение, которое я тебе покажу, и скажи, что, как тебе кажется, делает эта рука?». Все называемые ответы психолог фиксирует самостоятельно. По данным методики исследовались особенности личности агрессивных мальчиков [17, с. 88].
Эксперимент включал в себя 120 занятий (40 на базе центра здоровья и 80 на базе лицея), проводилось в группах по 3 ребёнка. В кабинете психолога. В проведении эксперимента на базе школы здоровья принимали участие психолог, логопед и помощник психолога, на базе лицея педагог – психолог и 2 преподавателя. Дети не знали об исследовании. У детей, участвовавших в эксперименте, есть письменное согласие родителей в исследовании их психологом.
После проведения экспериментальной части все дети получили вознаграждение за участие.
Настоящее исследование проводилось на базе ГБОУ лицея №147 г.Санкт -Петербург. Всего в исследовании приняло участие 120 мальчиков, в возрасте 8 -14 лет. Именно в этот период ребёнок переходит из дошкольного возраста в школьный, вступает на новую ступень социализации, учится новым социальным нормам, правилам и ценностям. Для того, чтоб проследить изменения в поведении ребёнка в этот период, нами были выбраны 3 возрастные группы. Первую из которых составили мальчики 8 лет, посещающие детский центр и детский сад. В возрасте 8 лет мальчики с трудом справляются со сдерживанием своих эмоциональных реакций и в ситуации фрустрации реагируют привычным для них способом, открыто проявляя агрессию. Вторая — мальчики 11 лет, учащиеся в лицеи и посещающие детский центр. В данном возрасте, в связи с принятием норм поведения в школе и ориентацию на поведение взрослых, ребёнок активно старается усвоить правила поведения в социуме, сдерживать свои эмоциональные реакции. Третья группа – мальчики 14 лет, учащиеся в лицее. К старшему школьному возрасту у мальчиков уже сформировалась манера поведения в фрустрирующей ситуации, они выбирают социально-приемлемую форму проявления агрессии. Все дети интеллектуально сохранны.
Методы исследования
В исследовании использовалось сочетание метода экспертной оценки и экспериментально-психологического. Беседа с преподавателями и Hand-тест помогли выявить наиболее агрессивных детей и увидеть их черты личности. После были сформированы группы, которые вошли в эксперимент.
«Hand-тест» – проективная методика исследования личности. Впервые он был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э.Вагнеру. В России тест адаптирован Т.Н. Курбатовой [17, с.90].
Стимульный материал состоит из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» или «Что, как Вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить».
Ответы обследуемого заносятся в бланк фиксации результатов, подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым, осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого ответа к одной из четырнадцати оценочных категорий. Затем подсчитывается общее количество ответов каждой категории.
Авторами «Hand-теста» были предложены следующие оценочные категории: агрессия (Agg); директивность (Dir); аффектация (Aff); коммуникация (Com); зависимость (Dep); страх (F); эксгибиционизм (Ех); боязнь физического недостатка (Crip); описание (Des); напряжение (Теn); активные безличные ответы (Act); пассивные безличные ответы (Pas); галлюцинации (Bas); отказ от ответа (Fail).
На основании теста руки подсчитываются следующие показатели:
общее количество ответов испытуемого, свидетельствующее об интрапсихической активности;
- процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов;
- склонность к открытому агрессивному поведению, которая определяется по формуле:
I=(Аgg + Dir) - (Aff + Com + Dep) (1)
Если I = 0, то можно предположить, что человек склонен к агрессии с теми, кого больше знает. Чужие люди как бы «нажимают на кнопку» механизма самоконтроля, и человек успешно справляется с агрессией (контролирует ее). С близкими людьми этот контроль ослабевает, человек испытывает сложности в поддержании контроля над своим поведением.
Начиная с I = +1, можно говорить о реальной вероятности проявления агрессии, и чем выше балл, тем выше вероятность открытого агрессивного поведения.
Если I < -1, то вероятность проявления агрессии существует, но только в особо значимых ситуациях. Чем меньше величина «I», тем меньше вероятность открытой агрессии даже в особо значимых случаях [17, с.92].
Интервью с педагогами
Интервью проводилось на базе образовательных учреждений, с педагогом-психологом центра развития и 3 учителями лицея. Используемое в настоящем исследовании интервью содержало вопросы открытого типа. В них была затронута тема агрессивности изучаемых детей, являющимися учениками преподавателей, с целью определения детей, проявляющие агрессивное поведение наиболее часто, для дальнейшей работы с ними в рамках естественного эксперимента. Интервью содержало вопросы следующего характера: кто из учеников, на взгляд преподавателей, является наиболее агрессивными в группе, классе?; как проявляются их агрессивные действия?; с чем связано такого рода поведение?; как часто они происходят?; что помогает справиться?
Результатом интервью был отбор детей в экспериментальную и контрольную группу.
Экспериментально — психологический метод
В эксперименте принимали участие 120 человек, мальчики (по 40 человек на каждом этапе), у которых в результате экспертной оценки были выявлены наиболее высокие показатели агрессии. Он проходил в 2 этапа. 1 этап на базе ГБНОУ «Школы здоровья и индивидуального развития» и 2 этап - ГБОУ лицея №147 г.Санкт-Петербург. Каждый эксперимент проходил в подготовленном классе, в форме урока. Всего было проведено 120 уроков, с каждым из испытуемых. В класс приглашались 3 человека, 1 из которых был наблюдаемый испытуемый, 2 других — обычные мальчики, которые не проявляли агрессивного поведения в школе. Не один из них не знал об эксперименте. Кроме того, в классе присутствовал учитель, который проводил эксперимент и наблюдатели, 3 человека, которые вели дневники наблюдения за группой. Учитель даёт инструкцию для детей: «Сейчас я вам раздам по три задания, которые вам нужно выполнить, они не сложные и вы их выполняете не на оценку, но каждый, кто выполнит их, в конце получит вознаграждение». Раздаётся стимульный материал: 3 задания, первое - на математический счёт - для учащихся 2 класса лицея, раскрасить картинку для учащихся детского центра;
второе - найти на картинке персонажей; третье — соединить поочерёдно точки, чтоб получилась картинка. Дети быстро справляются с заданиями (в среднем время выполнения не занимает больше 5 минут). После того, как все справились, учитель говорит: «Все молодцы, но конфеты я раздам только двум (называет имя тех мальчиков, которые не являются испытуемыми, и, без объяснения каких-либо причин, раздаёт им конфеты)». Предполагается, что, таким образом, исследуемый мальчик ставится во фрустрирующую ситуацию, вследствие чего, согласно теории F-A, проявляет агрессивные действия. В это время наблюдатели записывают в протокол его поведенческие проявления (вербальные, невербальные и пр.). Спустя 1-2 минуты, учитель дополняет: «Это было задание на вашу внимательность, конечно, конфеты получат все, как я и обещала в начале урока». Даёт конфеты тому, кто их ещё не получил. В случае необходимости, сглаживает ситуацию, помогая ребёнку справиться с эмоциональным состоянием [33, с.77].
По окончанию всех 120 экспериментов, психолог-наблюдатель анализирует поведение каждого респондента в дневнике наблюдения, ставя баллы за проявление агрессии. Предварительно, были выделены конкретные формы проявления агрессивного поведения:
-Обзывает сверстников - высказывание в адрес сверстников: обзывания, придумывание кличек.
-Обзывает старших- грубые высказывания в адрес старших, преподавателей.
-Удар сверстника - толкает, ударяет сверстника.
-Ломает, кидает предмет - ломает вещи, кидает их, скидывает со стола, рвёт бумагу.
-Бьёт себя, кусает - бьёт себя, кусает, сильно сжимает свои руки, дёргает себя за волосы.
-Забирает конфету - забирает конфету у сверстника.
-Кричит - громко кричит.
-Топает ногой, бьёт рукой - топает ногами по полу, стучит рукой по столу или стулу.
-Закрытая поза - скрещивает руки на груди, откидывается назад.
-Отказывается - отказывается что-то делать, говорит «я не буду».
-Угрозы сверстникам - угрожает сверстниками «ты у меня получишь», «я тебе припомню».
-Угрозы взрослому - угрожает взрослому «я всё расскажу», «вам припомнится».
-Обвиняет взрослого вербальные обвинения в адрес взрослого «вы виноваты», «вы специально» [33, с.78].
-Обвинения сверстника - вербально обвиняет сверстника «ты не дал мне списать», «ты мне мешал», «ты виноват».
-Возмущение - вербально проявляет возмущение «это нечестно», «я против»
-Двигательное возбуждение - двигательное возбуждение, проявляющееся в раскачивании на стуле, качанием ноги, выкручиванием своих рук
Далее, подсчитываются баллы. Исследуемые формы проявления агрессивного поведения соотносятся с личностными особенностями.
2.2. Результаты исследования и их обсуждения
Результаты экспертной оценки. В ходе экспертной оценки преподавателей, было выбрано 40 мальчиков, посещавших центр здоровья и индивидуального развития, с целью посещения психолога и логопеда. Все 40 мальчиков часто проявляли агрессивное поведение, как в группе, так и в детском саду. Чаще всего, со слов преподавателей, это проявлялось в несогласии, спорах, проявлении физической силы по отношению к сверстникам, у некоторых из детей наблюдались аутоагрессивные тенденции.
Кроме того, в ходе экспертной оценки учителей 3х классов лицея, так же было выделено 80 мальчиков, которые, со слов учителей, проявляли агрессивность по отношения к сверстникам и взрослым, например, в форме драк, несогласия, хулиганства, непослушания, вербальной и физической агрессии.
Анализ данных экспериментально-психологического исследования
Результаты анализа таблиц сопряжённости
Для проверки гипотезы о том, что мальчики в разном возрасте по-разному проявляют агрессию, был проведён анализ таблиц сопряжённости. Выбрав лишь статистически значимые значения (p < 0,05), были установлены различия в проявлениях агрессии у детей разного возраста.
На графике можно видеть, что дети в 8 лет выбирают такие формы проявления агрессии, как : обзывают старших, ударяют сверстника, бьёт себя или кусает, молчит, плачет, топает ногой, отказывается, закрытая поза. При этом чаще всего дети выбирают активные формы проявления: топает ногой или бьёт рукой(62%), ударяет сверстника(55%), плачет(40%) (Рис. 2.1).
Рисунок 2.1- Различия в проявления агрессии у детей 8 лет.
Следующий график показывает, что для детей в возрасте 11 лет преобладающими формами агрессии становятся такие, как топает ногой или бьёт рукой, ударяет сверстника и закрытая поза (Рис.2.2)
Рисунок 2.2- Различия в проявлениях агрессии у детей 11 лет.
В 14 лет можно увидеть значительные изменения в выборе способа проявления агрессии. В большей степени преобладают такие, как молчание, отказ и закрытая поза (Рис.2.3)
Рисунок 2.3- Различия в проявлениях агрессии у детей 14 лет.
Таким образом, у детей в разных возрастных группах можно видеть различия в проявлениях агрессии.
Результаты анализа корреляционных связей.
Для подтверждения гипотезы о зависимости проявлений агрессии у мальчиков от особенностей их личности, был проведён анализ корреляционных связей между показателями «Hend-теста» и формами проявлениями агрессии [18, с.71].
Корреляционные плеяды, построенные по результатам анализа данных мальчиков, отличаются большим количеством связей. Для упрощения анализа на рисунках представлены корреляционные связи с наиболее сильной связью, значимость на уровне 0,01.
У детей в возрасте 8 лет, общая агрессивность положительно коррелирует с таким проявлением, как «обзывает старшего» (Рис. 2.4)
Рисунок 2.4- Корреляция со склонностью к агрессии у детей 8 лет.
Показатель физической агрессии (Agg) положительно коррелирует с «обзывает старшего» и «обвиняет старшего» (Рис. 2.5)
Рисунок 2.5- Корреляции с готовностью к активной агрессии у детей 8 лет.
Наибольшее количество связей наблюдается между тревожностью (Ten) и такими характеристиками, как «обзывает старшего», «обзывает сверстника», «бьёт себя, кусает», «молчит», «плачет», «угрозы сверстникам», «обвиняет взрослого», «обвиняет сверстника».
Получена прямая связь между тревожностью и такими характеристиками, как «бьёт себя, кусает», «молчит», «плачет», «угрозы». И обратная между тревожностью и «обзывает старшего», «обзывает сверстника», «обвиняет старшего», «обвиняет сверстника» (Рис. 2.6.)
Рисунок 2.6- Корреляции с тревожностью у детей 8 лет.
Большое количество связей было выявлено у детей в возрасте 11 лет. Склонность к агрессии (Iagg) напрямую взаимосвязана c такими проявлениями, как «обзывает старших», «обзывает сверстников», «удар сверстника», «обвиняет взрослого» и «возмущение»? (Рис.2.7)
Рисунок 2.7- Корреляции со склонностью к агрессии у детей 11 лет.
Обнаружена связь между готовностью к активной агрессии (Agg) и такими показателями, как «обзывает старших», «обзывает сверстников», «угрозы сверстникам», «обвинения сверстника», «возмущение» - все эти связи прямые. Существует и обратная связь, между готовностью к активной агрессии и показателями «молчит» и «закрытая поза» (Рис.2.8).
Рисунок 2.8- Корреляции с готовностью к агрессии у детей 11 лет.
Между директивностью (Dir) и «обзывает сверстника» существует прямая корреляционная связь, а между директивностью и «молчит» и «закрытая поза» - обратная (Рис. 2.9).
Рисунок 2.9- Корреляции с директивностью у детей 11 лет.
Между показателем страх (F) и «молчит» существует прямая связь, а между показателем страх и «угрозы сверстникам» - обратная (Рис.2.10).
Рисунок 2.10- Корреляции со страхом у детей 11 лет.
Корреляционных связей так же много между показателем напряжение (Ten) и «молчит», «плачет», «закрытая поза» - прямая связь (Рис.2.11)
Рисунок 2.11- Корреляции с тревожностью у детей 11 лет.
У группы детей в возрасте 14 лет количество корреляционных связей существенно ниже. Можно выделить лишь прямые связи между склонностью к агрессии (I agg) и «обзывает сверстников», «обвинения сверстника». И обратные между общим уровнем агрессии и показателями «молчит», «закрытая поза» (Рис.2.12).
Рисунок 2.12- Корреляции со склонностью к агрессии у детей 14 лет.
Прямые корреляционные связи так же наблюдаются между готовностью к агрессии (Agg) и «обзывает сверстника», «обвиняет сверстника». Обратные – между готовностью к агрессии и «молчит», «закрытая поза» (рис.2.13)
Рисунок 2.13- Корреляции между готовностью к агрессии у детей 14 лет.
Таблица 1-Распределение испытуемых по результатам методики «Hand-
Test » (Вагнер Э.) в контрольной и экспериментальной группе
Контрольная группа (n = 15) | Экспериментальная Группа (n = 30) | |||
Обс. | % | Обс. | % | |
Низкий | 0 | 0 | 2 | 6,7 |
Средний | 0 | 0 | 3 | 10 |
Высокий | 12 | 80 | 23 | 76,6 |
Гиперактивность | 3 | 20 | 2 | 6,7 |
Данные результаты наглядно представлены на рисунке 1.
Рисунок 1-Гистограмма распределения испытуемых по результатам методики «Hand-test» (Вагнер Э.) в контрольной и экспериментальной группе
На рисунке 1видно, что существенных различий по степени выраженности агрессивности между контрольной и экспериментальной группой нет.
В таблице 2 представлены результаты по показателю «Время среднее», для оценки различий был использован U–критерий Манна –Уитни, который выявил различия в контрольной и экспериментальной группе. Согласно расчетным данным различия обнаружены по показателю «Время среднее» на уровне значимости, р≤ 0,05.
Таблица 2- Распределение испытуемых по результатам методики «Hand-test» (Вагнер Э.) по показателю «Время среднее» в контрольной (n= 15) и экспериментальной (n= 30) группе
Группа | Хср | σ | Мо | Ме | Хмин | Хмах |
Контрольная | 361 | 127,831 | 325 | 333 | 145 | 638 |
Экспериментальная | 475,571 | 206,761 | 314 | 468 | 1,129 | 904 |
Получены результаты «Hend-test» (Вагнер Э.) «Время среднее» на уровне значимости α=0,05.
Обсуждение полученных результатов.
Таки образом, анализ полученных данных показал, что для каждой возрастной группы характерны определённые проявления агрессии. Так в 8 лет мальчики проявляют агрессию по-разному, используя как активные, так и пассивные формы, направленные и на сверстников, и на взрослого. Мальчики в более чем 60% случаях выбирают такую форму, как «топает ногой или бьёт рукой по столу», а в более 50% случаях предпочитает «удар сверстника». В 40% случаях – «плачет». В старшем дошкольном возрасте ребёнок открыто проявляет свою агрессию и практически не сдерживает себя в этих проявлениях. В 11 лет формы проявления несколько меняются. В равной степени часто ребёнок выбирает такую форму как «топает ногой или бьёт рукой по столу» (45%) и «отказ» (45%). «Закрытая поза» так же является предпочтительной в проявлении агрессии (42%). Происходит некоторое сдерживание» агрессивных эмоций или направление их на окружающие предметы. Возможно, это связано так же с тем, что школа диктует некоторые рамки поведения, которые ребёнок в младшем школьном возрасте старается усвоить. В 14 лет видные сильные изменения в проявлении агрессии. Такие формы, как «плач», «удар сверстника», «обзывание старшего», «топает ногой или бьёт рукой по столу» - практически не встречаются. Чаще всего ребёнок выбирает «закрытая поза» (81%), «отказ» (71%) или «молчание» (50%). К 14 годам ребёнок, усвоив социальные нормы поведения, старается вести себя сдержано, не проявлять агрессию открыто.
Следовательно, в возрасте от 8 до 14 лет у мальчиков можно наблюдать тенденцию изменения способов проявления агрессии от открытых, прямых агрессивных форм, к более сдержанным. Данную особенность поведения можно связать с изменением социальной среды, переходом из детского сада в школу, принятием новых правил поведения.
Анализ корреляционных связей показал, что у мальчиков во всех трёх возрастах можно наблюдать прямую связь между внутренним напряжением и таким проявлением, как молчание, покраснение; склонностью к агрессии и грубым высказываниям в адрес старших и сверстников, обвинениями в адрес других. Из этого следует, что независимо от возраста ребёнка, на проявления агрессии влияют и его особенности личности. Так, если ребёнку присуща такая особенность, как внутреннее напряжение, он будет стараться проявлять агрессию в сдержанной форме, избегать активных проявлений агрессии. Напротив, высокий показатель склонности к агрессии выявляется у детей, которые предпочитают активные формы проявления агрессии. Ребёнок с данной особенностью активно высказывает своё недовольство, обвиняя как взрослых, так и сверстников.
Существуют и некоторые связи, характерные для каждого возраста отдельно. Например, в группе мальчиков, в возрасте 8 лет, больше всего взаимосвязей с такими характеристиками личности, как внутреннее напряжение, тревожность личности. В возрасте 11 лет встречаются характеристики директивность и страх, которые имеют множество связей. А в 14 лет количество связей и характеристик существенно уменьшается, на первый план выходят такие характеристики, как склонность к агрессии и готовность к активной агрессии. Сложно сказать, с чем связаны данные отличия, возможно, что в разном возрасте на агрессивное поведение ребёнка оказывает влияние разные личностные особенности. Например, в младшем дошкольном возрасте внутренняя тревога, напряжение, является причиной агрессивного поведения ребёнка. Агрессию стоит рассматривать, как реакцию на внутреннее состояние. Схожим образом, в младшем школьном возрасте, агрессивное поведение – реакция на страха или желанием подчинить себе окружающих. В подростковом возрасте количество агрессивных проявлений в целом снижается, так как ребёнок старается контролировать своё поведение. Однако, ребёнку сложно сдерживать агрессивные реакции, если такие особенности личности, как склонность к агрессии или готовность к агрессивному поведению, преобладают среди других личностных черт. В таком случае мы можем видеть разнообразие форм агрессивного поведения.
Выводы по 2 главе
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
- Выяснилось, что существуют различия, в количестве способов проявления агрессии у мальчиков в разных возрастных группах. Больше всего способов проявления агрессии выявлено у мальчиков в 8 лет. У мальчиков в 11 лет, разнообразие форм проявлений агрессии уменьшается, а в 14 лет становится меньше.
- Оказалось, что направленность агрессии с возрастом меняется; если в 8 лет мальчики могут проявлять агрессию как в адрес сверстников, так и в адрес взрослых, то к 14 годам агрессивные проявления в адрес взрослых практически не встречаются.
- Удалось установить, что каждому возрасту соответствуют типичные проявления агрессии. В 8 лет чаще всего используются такие формы проявления агрессии, как «удар сверстника», «плачь», «топает ногой» и «бьет рукой по предмету». В 11 лет, к «топоту ногой» и «бьёт рукой по предмету» добавляется «отказ», «закрытая поза» и «возмущение», выраженное вербально. В 14 лет, в большей степени встречаются «молчание», «отказ» и «закрытая поза».
- В результате корреляционного анализа было установлено, что в шестилетнем возрасте большинство способов агрессивного поведения взаимосвязаны с тревожностью. При этом, чем чаще тревожность, тем чаще проявляются угрозы, плач, аутоагрессия и молчание, а обвинения и обзывания нивелируются.
Выяснилось, что в девятилетнем возрасте структурирующим показателем оказались физическая агрессия и агрессия по директивному типу. Именно с ними взаимосвязаны
- практически все способы проявления агрессии. При этом «молчание» и «закрытая поза» взаимосвязаны обратной связью, а остальные способы – прямой.
- Удалось установить, что в возрасте двенадцати лет структурирующим показателем, как и у 11 летних, оказалась физическая агрессия. В тоже время, у них пассивные формы проявления агрессии, взаимосвязаны с показателем агрессии обратной связью, а активные – прямой, т.е. чем выше агрессия, тем больше обзывания и угроз.
Заключение
Таким образом, подростковая агрессия проявляется на фоне:
а) подозрительности и тревожности, связанных c низким уровнем социальной адаптации;
б) неадекватной самооценки и синдрома отверженности; в) понимания агрессии как наиболее эффективного способа самовыражения, отстаивания и защиты своих интересов;
г) проекции своей агрессивности на окружение, переноса на него ответственности за собственное деструктивное поведение;
е) ограниченного репертуара реакций на проблемные ситуации;
е) низкого уровня эмпатии и обедненной эмоциональной палитры;
ё) слабого самоконтроля и саморегуляции;
ж) наличия неврозов и акцентуаций;
з) слабо развитой прогностической способности; и) высокого уровня конформности по отношению к референтным личностям и группам.
В случаях, когда подходы к воспитанию не соответствуют стремлению подростков к самореализации, агрессивное поведение может быть избрано как основной способ преодоления психологического барьера, протеста, как специфический способ выражения несогласия со сложившимся статусно-ролевым распределением в группе. В некоторых группах подростков агрессивность, жестокость, тревожность –устойчивые, доминантные черты, определяющие характер взаимодействий, традиционные способы самоутверждения, захвата, отстаивания статусных позиций. Наблюдаются гендерные различия агрессии подростков, опосредующиеся спецификой половой социализации.
Настоящая работа была посвящена исследованию проявлений агрессии у мальчиков в возрасте 8 – 14 лет. Были сформулированы гипотезы о том, что в возрасте 8, 11 и 14 лет агрессия у лиц мужского пола проявляется по-разному, а проявления агрессии в ситуации фрустрации у мальчиков обусловлены такими особенностями личности, как агрессивность и тревожность.
В соответствии с целью и выдвинутыми гипотезами были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать литературу по агрессии и агрессивному поведению детей, особенностей его проявлений;
2) исследовать особенностей проявлений агрессии у мальчиков трёх возрастов;
3) исследовать особенностей личности мальчиков, проявляющих агрессию;
4) сравнить особенности проявлений агрессии у мальчиков трёх возрастов.
В результате проведённого исследования была полностью подтверждена гипотеза о том, что мальчики по-разному проявляют агрессию в 8, 11 и 14 лет. Так же, частично была подтверждена вторая гипотеза: проявления агрессии в ситуации фрустрации у мальчиков обусловлены такими особенностями личности, как агрессивность и тревожность, однако такие особенности личности, как директивность и уровень страха, также оказывают влияние на особенности агрессивного поведения.
Полученные результаты обладают теоретической ценностью, так как помогают выявить особенности агрессивного поведения у мальчиков в разном возрасте, а также классифицировать проявления агрессии.
Кроме того, стоит заметить, что полученные в данном исследовании результаты можно использовать для психологической работы с детьми, профилактики и коррекции агрессивного поведения.
Список литературы
1. Авдулова, Т. П. Агрессивный подросток: книга для родителей [Текст] / Т. П. Авдулова. - М.: Академия, 2016.-190с.
2. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие [Текст]/ Под ред. Н.М. Платоновой. - СПб.: Речь, 2016. -250с.
3. Ананьев, В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения[Текст]/В.А. Ананьев. -СПб.: Изд-во РГПУ, 2016.–171 с.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений [Текст]/А. Бандура. - М.: Просвещение, 2017.- 480с.
5. Бандура, А., Уотерс, Р. Подростковая агрессия [Текст]/ А.Бандура.- М: Апрель Пресс, 2016. -508 с.
6. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст]/Л. Берковец. -Спб.: Прайс-Еврознак, 2016.- 210с.
7. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов [Текст]/Г.Э. Бреслав. - СПб.: Речь, 2017.- 320с.
8. Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия [Текст]/Р. Бэрон. - СПб: Питер, 2016.-290 с.
9. Горькова, И.А. Проявления агрессивного поведения у деликвентных подростков [Текст]/И.А. Горькова- М.: Просвещение, 2017.- 154 с.
10. Дубровина, И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи [Текст]/И.В. Дубровина.- М.: Изд-во МГУ, 2015.-214 с.
11. Ениколопов, С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Агрессия в обыденной жизни [Текст]/С.Н. Ениколопов. - СПб.: Речь, 2017.-210с.
12. Жмуров, Д.В. Сценарная агрессия. Влияние СМИ на криминализацию молодежи [Текст]/Д.В. Жмуров. - М.: Просвещение, 2016.- 180 с.
13. Заостровцева, М. Н. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения [Текст]/М.Н. Заостровцева. - М.: ТЦ Сфера, 2016.-180с.
14. Иванова, Е.А. Гендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста [Текст]/Е.А. Иванова.- СПб: Питер, 2016.-220 с.
15. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. Учеб. пос. [Текст]/И.С. Кон.- М.: Просвещение, 2016.–175 с.
16. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков [Текст]/Д. Коннор. - СПб.: Речь, 2015.-190 с.
17. Курбатова, Т.Н. Психология агрессии [Текст]//Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты / отв. ред. А.М. Ельяшевич. - СПб.: Речь, 2015.-350 с.
18. Курбатова, Т.Н. Самореализация и агрессия [Текст]// Психологические проблемы самореализации личности/ под ред. Л.А. Коростылевой. - СПб.: Речь, 2015.-290 с.
19. Леонгард, К. Акцентуированные личности [Текст]/К. Леонгард.- Ростов н/Д: Феникс, 2015. –544 с.
20. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков [Текст]/А.Е. Личко. -СПб.: Медицина, 2016.–208 с.
21. Молодцова, Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей [Текст]/Т.Д. Молодцова. –Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ. 2015. -256 с.
22. Реан, А.Л. Агрессия и агрессивность личности [Текст]/А.Л. Реан // Психологический журнал. -2016. -№ 5.–С. 3–16.
23. Федоров, А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране [Текст]/А.Ф. Федоров// Психология и право.- 2015.–№12.-С.41-44.
24. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст]/И.А. Фурманов// Вопросы психологии.- 2016. –№ 5.-С.21-26.
25. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности [Текст]/ М.Ф.Алфимова// Вопросы психологии - 2017. - №6. – С. 112-115.
26. Барденштейн, Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков[Текст] /Л.М. Барденштейн // Российский психиатрический журнал.- 2015. -№ 1. –С. 42-45.
27. Басс, А.Г. Психология агрессии [Текст]/А.Г. Басс//Вопросы психологии. -2016.-№3. –С. 60-67.
28. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] /С.Н. Ениколопов// Прикладная психология. - 2017. - № 1. - С. 60-71.
29. Карайченцев, А.В. Гендерные особенности проявления агрессии у школьников среднего звена [Текст]/А.В.Карайченцев//Психология и педагогика.-2017. № 4.- С.115-118.
30. Копченова, Е.Е. Детская агрессивность как качество личности[Текст]/Е.Е. Копченова// Вопросы психологии. - 2017.-№10. – С. 193-196.
31. Краснов, В.В. Измерение самоконтроля и агрессии преступников[Текст]/В.В. Краснов// Вопросы психология. – 2016. - №3. – С. 91-103.
32. Кудрявцева, Л. Типология агрессии у детей и подростков [Текст]/ Л. Кудрявцева // Народное образование. - 2015. - №8.- С. 193-195.
33. Курбатова, Т.Н. Агрессия и деструктивное поведение [Текст]/ Т.Н.Курбатова// Психология и право. - 2016. - №3. - С.77-78.
34. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм [Текст]/Ю.Б. Можгинский// Вопросы психология. –2017.-№7.- С.19-23.
35. Наумова, Е.С. Агрессия, ее причины и последствия [Текст]/Е.С. Наумова //Социальная сеть работников образования. -2017.-№12-С.20-12.
Приложение А
ТЕСТ РУКИ Э.Вагнера
1. Название и тип
Руки тест – проективная методика исследования личности, по классификации Q-L-T относящийся к Q-данным.
2. Комплектация
Проективный тест руки содержит девять изображений руки. Десятая карточка пустая.
3. Историческая справка
Идея теста принадлежит Э. Вагнеру. Методика опубликована В. Брайклином, З. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г.
4. Цель методики
Методика предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.
5. Теоретический конструкт
В теоретическом обосновании теста руки его авторы исходят из положения о том, что развитие функций руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.
6. Основные диагностические шкалы.
«Тест руки» - интерпретация
Обрабатывая полученные ответы, их относят к одной из категорий:
- Агрессия. Рука на картинке оценивается в большинстве случаев как доминирующий объект, что совершает агрессивные действия.
- Указание. Рука управляет другими людьми, направляет и пр.
- Эмоциональность. Любовь, положительное отношение и т.п.
- Страх. Рука в данном случае – это жертва чьих-либо проявлений агрессии.
- Коммуникация. Обращение к кому-либо, стремление установить контакты.
- Демонстративность. Рука участвует в демонстративном действии.
- Зависимость. Выражение подчиненности другим.
- Активная безличность. Действие, не связанное с коммуникацией.
- Увечность. Больная, раненая рука и пр.
- Пассивная безличность. К примеру, рука отдыхает.
- Описание руки. К примеру, рука художника.
Психологический «Тест руки» рекомендует в таблице протокола в первой колонке указать номер карточки, затем – время, затем – ответы, в четвертой колонке привести интерпретацию ответа.
После проведения категоризации, необходимо подсчитать количество высказываний каждой категории.
Испытуемый может набрать максимум 40 баллов.
Общий бал личностной агрессивности экспериментатор вычисляет при помощи следующей формулы:
Агрессивность = (Категория «Указания» + категория «Агрессия») – (Страх + Зависимость + Коммуникация + категория «Зависимость»).
Стоит отметить, что данный тест применяется в сфере межличностных отношений, для диагностирования личности, которую выдвигают на руководящую должность.
Итак, «Тест руки» позволяет оценить уровень агрессивности человека, что помогает дать ряд рекомендаций по контролированию за эмоциональной активностью.
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...
Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы
Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы
Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...
Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК
Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...
Эмпирическое исследование уровня субъективного контроля у подростков, обучающихся в колледже.
Студенческий период рассматривается в психологии как центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов, среди которых профессиональные интересы являют...
Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности
Рекомендации по работе с детьми, имеющими высокий уровень личностной тревожности...
План-конспект учебного занятия - Курсовая работа.Определение объекта, предмета, цели и задачи исследования
В каждой курсовой работе введение содержит определение объекта, а также предмета исследования. Первый предусматривает область исследования, тогда как второй передает краткое содержание проделанной раб...