Цель
| Создать условия для формирования христианских добродетелей как «милосердие», «сострадание», формирование осознанного нравственного поведения детей в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся. Раскрыть значение понятий « милосердие и благотворительность», объяснить кто такие волонтёры, Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).
Формировать УУД: Личностные: 1. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков. 2. Сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей. 1. Определять цель деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Принимать и сохранять учебную задачу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 5. Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
1. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные, информационные). 2. Извлекать информацию из разных источников (текст, таблица). 3. Cтроить речевое высказывание в устной форме. 4. Понимать информацию, представленную в неявном виде. 5. Интерпретировать и обобщать информацию. |
Планируемые результаты | Предметные: расширение представлений детей о слове «милосердие», уточнение понятия «благотворительность» . Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; поддерживать дружеское взаимоотношение в коллективе, умение решать возникшие проблемы мирным путём. Метапредметные: Регулятивные УУД: Способность к анализу и синтезу информации, выбор способов решения этических задач , планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; Познавательные УУД: способность ставить и сохранять учебные цели и задачи, умение ориентироваться в учебнике, отличать новое от уже известного добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
1.Самоопределение к деятельности(2мин)
2. Актуализация знаний (8мин)
| Одному или одной Трудно справиться с бедой. Слово мы Сильней, чем я. Мы семья И мы друзья
-Здравствуйте, ребята! Как прекрасно, что человек живёт не один на свете, что рядом с нами есть люди. Каждый должен это понимать, чувствовать, ценить. - Ребята, какие качества вы больше всего цените в людях? -Сегодня урок я предлагаю начать с игры «Твой номер» У вас на парте лежит листок с цифрами. Я прошу объединиться в группы по цвету листка. На экране вы видите перечень понятий, которые мы изучили на уроках этики. Возле каждого понятия стоит номер. Каждая группа должна сформулировать понятия, номера которых написаны у вас на листках. – Есть ли среди данных понятий противоположные по значению? – Попробуем сопоставить понятия в каждой паре. – Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей? Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок. | Позитивный настрой учащихся на урок
Ответы детей
Групповая работа | Личностные: самоопределение; уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления; Регулятивные: определять цель деятельности на уроке. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: целеполагание; формулирование познавательной цели; Личностные: перенос на свой жизненный опыт Познавательные: расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать. Коммуникативные: -умение общаться , прислушиваться к высказываниям других
|
3. Постановка учебной задачи (5мин)
| - Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на очень сложный, но интересный вопрос. А поможет нам притча.. Вспомните, что такое притча? Внимание на экран. Забралось воровство в дом бедняка. И то, что он своим трудом за всю жизнь заработал, украло. И так там почти ничего не было, так выгребло и последнее. Забросило воровство мешок на плечо и бежать. Но вот напасть: когда через забор перелезало, за гвоздь зацепилось. Ни туда - ни сюда. А по двору уже бедняк с дубиной бежит. Жалко с добром расставаться. Да и, как следует, вора проучить не мешает! И тут, на свое счастье, видит воровство: идет по дороге милосердие. - Эй, помоги! - принялось кричать воровство что есть сил. А милосердие мимо идет, словно его и не замечает. - Освободи меня! - еще громче стало взывать к нему воровство. - А не то мне сейчас, ой, как достанется! А потом еще и в тюрьму посадят! - Нет, - говорит милосердие. - Не стану я помогать тебе! - Как?! - возмутилось воровство. - Ты же ведь - милосердие! - Да, - милосердие. Но я тоже могу послужить злу, если буду действовать неразумно. И поэтому помогу не тебе, а тому бедному человеку, которого ты обокрал и обрек на холодную и голодную смерть. - Но ведь он же прибьет меня! - Не прибьет, - улыбнулось милосердие. - Я попрошу его быть милостивым даже к тебе! И попросило уже замахнувшегося дубиной бедняка не бить воровство. Что тот и сделал. Потому что многим был обязан милосердию... -О чем эта притча? На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? -Да, ребята, сегодня мы попробуем ответить на вопрос что такое милосердие и сострадание.
|
Ответы детей( Притча-это маленький поучительный рассказ заключающий в себе моральные или религиозные поучения (премудрость)
Фронтальная работа
Ответы детей - Это притча о милосердии. - Что такое милосердие.
|
Регулятивные: · способствовать выполнению «открытия» новых знаний; Коммуникативные: · создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; · создать условия для совместного решения учебной задачи; Познавательные: · Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. · Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание
|
4. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.(3мин)
| -Может вы уже сейчас готовы ответить на этот вопрос? Как вы думаете, от какого слова произошло слово “милосердие»? - Правильно, милость к людям, к животным, к растениям – ко всему, что нас окружает. - Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: “Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие”. (На интерактивной доске)
|
(Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня.) | Регулятивные: · создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: · создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; · строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Познавательные: · развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; · устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;
|
5. Решение проблемы, открытие новых знаний. (4мин)
6.Первичное закрепление.(5мин)
7. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации(8мин)
8. Рефлексия по достигнутым образовательным результатам(4мин) | - А что для вас значит милосердие? - Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, какое бы изображение вы предложили? - Из чего же складывается понятие милосердие. Что значит быть милосердным? На экране схема цветка. - Вот так схематично, в виде цветка, можно изобразить милосердие, где лепестками являются основные составляющие этого понятия.
Работа с учебником. -Какое составляющее мы не назвали? Найдите ответ в учебнике на стр.118. С каким праздником у славян связан этот термин? Что происходило в этот день? Для чего люди просили друг у друга прощение?
Используя статью учебника: 1группа -Приведите аргументы в доказательство тезиса. « Милосердие – традиционная черта россиян во все времена» 2группа Приведите аргументы в пользу опровержения этого тезиса. 3группа -подготовит сообщение об истории возникновения и развития волонтерского движения в России. Выступление спикеров групп.
-Молодцы. А теперь я хочу предложить вам послушать историю и поделиться своими размышлениями о ней. (по рассказу Владимира Марциновского, христианского миссионера, о случае с ним в 1921 году в парижском парке Бютт-Шомон на «мосту самоубийц») Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и так покончить с собой. Прохожий задержал его крайне неуместным вопросом: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?". Удивленный юноша ответил: - Да, есть… - Но, кажется, они Вам больше не пригодятся? - Пожалуй… - А раз так, то, может, Вы зайдет вот в тот бедный дом и оставите беднякам уже ненужные Вам деньги? Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни. -Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают) -Что несчастному юноше помогло не совершить самоубийство? -Каким современным термином можно назвать действие юноши?
-Что же такое благотворительность? Внимание на экран. |
Прогнозируемые ответы детей(сердце, голубь, ангел)
Технология «Мозговой штурм»
Прогнозируемые ответы детей (доброта, внимание, благотворительность и т.д.)
-Прощение.
-Прощённое воскресенье. -Люди верили, что простив обидчиков, и попросив прощение у других людей, они очищают своё сердце и примиряются со всеми и с самим Богом.
Работа в группах.
Благотворительностью
Ответы детей | Личностные: · работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; · способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: · развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; Коммуникативные: · создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; · создать условия для совместного решения учебной задачи;
Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить высказывания; Коммуникативные: устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание. Личностные: -развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; Познавательные: - развивать умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания Коммуникативные: -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме.
|
9.Выполнение продуктивных заданий по теме.(3мин)
10. Итог урока. (2мин)
11.Домашнее задание.(1мин) | Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию и благотворительности.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет, перевести посильную сумму на счет нуждающемуся.
В завершении урока учащиеся заполняют лист самооценки. – Что тебе нужно было сделать? – Удалось ли тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Век милосердия». предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите творить добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице.
|
| Личностные: · развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; Познавательные: · развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; Регулятивные: развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
|