Конспект АМО-ОМ по педагогике "Современный учитель глазами студента"
план-конспект занятия на тему
Предлагается конспект внеклассного занятия по педагогике на тему: "Современный учитель глазами студента". Предложенное ОМ нацелено на раскрытие особенностей педагогической профессии; основных видов педагогической деятельности; обоснование требований к личности учителя. К концу ОМ студенты могут перечислить ключевые компетенции учителя и создать образ современного учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspektom.doc | 692 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-ОМ
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-ОМ | Ковязина Анжелика Заурбиевна, преподаватель педагогики | |
Предмет | Внеклассное занятие по педагогике | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | Студенты 2 курса педагогического колледжа/ количество 25 человек | |
Продолжительность ОМ | 1 академический час | |
Методическая информация | ||
Тема ОМ | Современный учитель глазами студента | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | 1.Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6 – 1. – С. 45 – 53 (1,04 п.л.). 2.Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с. 3.Калюжный А.А. Электронное учебное пособие по педагогике. – Алматы, 2003. – 125 МВ. 4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, Радянська школа, 1974. 5.Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 576 с. | |
Классификация ОМ в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями) | (комбинированный тип) | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Количественный состав группы составляет 25 человек, из них - юношей - 2 человека. Возраст студентов однороден и составляет 16-17 лет. Студентов с академическими задолженностями нет (успеваемость 100%), качество знаний составляет 81,1%. Отношения между одногруппниками благополучные. Больше половины студентов имеют лидерские наклонности, стараются проявить себя как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Студенты со смешанным типом восприятия информации, есть аудиовизуалы и кинестетики. В связи с этим появляется необходимость использовать мультимедийные средства. Основная направленность занятия заключается в выделении учебной информации в рамках практической деятельности. | |
Цели ОМ | Определить ключевые компетенции педагога (интеллектуально-педагогическая, коммуникативная, информационная, рефлексивная) и охарактеризовать их; создать образ современного учителя. | |
Задачи ОМ | проанализировать значимость имиджа педагога в становлении его успешности; развивать навыки анализа и синтеза на основе решения педагогических ситуаций; воспитывать чувство прекрасного; пропаганда делового стиля студента как основного критерия становления карьеры будущего специалиста | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе ОМ | Особенности педагогической профессии; основные виды педагогической деятельности; профессионально-обоснованные требования к личности учителя; профессионально-педагогическая культура учителя; профессиональное развитие и становление личности педагога. | |
Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Раздел I. Введение в педагогическую деятельность. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач ОМ /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| Содержание занятия соответствует программным требования и требованиям ФГОС СПО, так как на каждом этапе занятия прорабатываются УУД: личностные, регулятивные, познавательные и др.. В соответствии с программной по педагогике определены цели и задачи образования. Все занятие построено на игровом сюжете. В каждой части занятия рационально использовано время. Целесообразность использования АМО очевидно. АМО позволяют использовать системно-деятельностный подход в течение всего занятия. Очень важно опираться на собственный опыт для более эффективного усвоения учебной информации. Коллективное обсуждение в сочетании с самостоятельной деятельностью гарантируют успех на уроке (занятии). |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах ОМ с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи ОМ были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Определить ключевые компетенции педагога (интеллектуально-педагогическая, коммуникативная, информационная, рефлексивная) и охарактеризовать их; создать образ современного учителя. Проанализировать значимость имиджа педагога в становлении его успешности; развивать навыки анализа и синтеза на основе решения педагогических ситуаций; воспитывать чувство прекрасного; пропаганда делового стиля студента как основного критерия становления карьеры будущего специалиста |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | Занятие реализует принципы духовно-нравственного развития. Каждый этап направлен на реализацию компетентностного подхода. Использование релаксации позволяет использовать принципы здоровьесбережения. В основе занятия лежит гуманно-личностный подход. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Как результат состоявшегося занятия предлагается составить диаграмму, в которой раскрывается основное содержание изученного материала |
Методическая ценность ОМ | Занятие несет в себе смысловую нагрузку. Учащиеся понимают важность изучения данной темы для личностного роста как будущего специалиста в области обучения и воспитания подрастающего поколения. Содержание занятия обращено к личности будущего специалиста. Проработка содержания занятия поможет более успешному процессу интериоризации знаний. |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к ОМ: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | К конспекту занятия прилагается статья «Современный учитель и компетенции педагога» (ИНПУТ) Презентация на тему: «Компетенции и компетентность педагога» |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00127334_0.html http://2dip.ru/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8B/65168/ http://www.bestreferat.ru/referat-344063.html 1.Варданян М.Р. Влияние имиджа педагога на психологическое здоровье школьников // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6 – 1. – С. 45 – 53 (1,04 п.л.) 2.Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 222 с. 3.Калюжный А.А. Электронное учебное пособие по педагогике. – Алматы, 2003. – 125 МВ. 4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям - Киев, Радянська школа, 1974. 5.Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 576 с |
Примечания автора/ов | При организации занятия педагогу очень важно ориентироваться на интересы и потребности учащихся. Учитывать зону ближайшего развития, ценить его мнение, доверять, предлагать свободный выбор. Думаю, что не стоит заставлять участвовать в этом процессе без желания самого учащегося. Если учащийся не готов к диалогу, то он может быть наблюдателем. В процессе наблюдения есть возможность перехода от пассивного слушателя до активного участника процесса. |
Приложение №1
Таблица 1.
Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта)
№ | Базовые компетентности педагога | Характеристики компетентностей | Показатели оценки компетентности |
| |||
1.1. | Вера в силы и возможности обучающихся | Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся. Вера в силы и возможности обучающихся снимает обвинительную позицию в отношении ученика, свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности. Вера в силы и возможности ученика есть отражение любви к обучающемуся. По иному можно сказать, что любить ребенка, значит верить в его возможности, создавать условия для разворачивания этих сил в образовательной деятельности. | - Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся; - Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность; - Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития; - Уметь разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты. |
1.2. | Интерес к внутреннему миру обучающихся | Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности | - Умение составить устную и письменную характеристику обучающихся, отражающую разные аспекты его внутреннего мира; - Умения выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается - Умение построить индивидуализированную образовательную программу - Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира. |
1.3. | Открытость к принятию других позиций, точек зрения | Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции. | - Убежденность, что истина может быть не одна; - Интерес к мнениям и позициям других - Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся
|
1.4. | Общая культура | Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет, во многом, успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся. | - Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни; - Знание материальных и духовных интересов молодежи; - Возможность продемонстрировать свои достижения; - Руководство кружками и секциями. |
1.5. | Эмоциональная устойчивость | Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом. | - В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие; - Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки; - Не стремится избежать эмоционально-напряженных ситуаций.
|
1.6. | Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе | В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность. | - Осознание целей и ценностей педагогической деятельности, - Позитивное настроение, - Желание работать, - Высокая профессиональная самооценка. |
II. Постановка целей и задач педагогической деятельности | |||
2.1. | Умение перевести тему урока в педагогическую задачу | Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию «субъект-субъектного» подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности. | - Знание образовательных стандартов и реализующих их программ; - Осознание не тождественности темы урока и цели урока; - Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу. |
2.2. | Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся | Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью. | - Знание возрастных особенностей обучающегося; - Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте.
|
III. Мотивация учебной деятельности | |||
3.1. | Умение обеспечить успех в деятельности | Компетентность позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения. | - Знания возможностей конкретных учеников; - Постановка учебных задач, в соответствии с возможностями ученика; - Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам. |
3.2. | Компетентность в педагогическом оценивании | Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании. | - Знание многообразия педагогических оценок; - Знакомство с литературой по данному вопросу; - Владение (применение) различными методами оценивания. |
3.3. | Умение превращать учебную задачу в личностно-значимую | Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности. | - Знание интересов учащихся, их внутреннего мира; - Ориентация в культуре, Умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов. |
IV. Информационная компетентность | |||
4.1. | Компетентность в предмете преподавания | Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения. | - Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось); - Возможности применение получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений; - Владение методами решения различных задач; Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных. |
4.2. | Компетентность в методах преподавания | Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности. | - Знание нормативных методов и методик; - Демонстрация личностно-ориентированных методов образования; - Наличие своих «находок» и методов, авторской школы; - Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий; - Использование в учебном процессе современных методов обучения. |
4.3. | Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) | Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности. | - Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся; - Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом); - Использование знаний по психологии в организации учебного процесса; - Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся; - Владение методами социометрии; - Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе; - Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности. |
4.4. | Умение вести самостоятельный поиск информации | Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск. | - Профессиональная любознательность; - Умение пользоваться различными информационно– поисковыми технологиями; - Использование различных баз данных в образовательном процессе.
|
V. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений | |||
5.1. | Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты. | Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Обеспечивает реализацию принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованные выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, позволяет сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.
| - Знание образовательных стандартов и примерных программ; - Наличие персонально разработанных образовательных программ: а)характеристика этих программ по содержанию, по источникам информации; б)по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; в)по учету индивидуальных характеристик обучающихся. - Обоснованность используемых образовательных программ. - Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута. - Участие работодателей в разработке образовательной программы. - Знание учебников и учебно-методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием. - Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом. |
5.2. | Умение принимать решение в различных педагогических ситуациях | Педагогу приходится постоянно принимать решения: - Как установить дисциплину; - Как мотивировать академическую активность; - Как вызвать интерес у конкретного ученика; - Как обеспечить понимание и т.д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения (решающие правила), так и творческие (креативные) или интуитивные. | - Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; - Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций; - Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила; - Знание критериев достижения цели. - Знание не типичных конфликтных ситуаций; - Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций; - Развитость педагогического мышления. |
VI. Компетенции в организации учебной деятельности | |||
6.1. | Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений | Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога. | - Знание обучающихся; - Компетентность в целеполагании - Предметная компетентность; - Методическая компетентность; - Готовность к сотрудничеству.
|
6.2. | Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности | Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала. | - Знание того, что знают и понимают ученики; - Свободное владение изучаемым материалом; - Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся; - Демонстрация практического применения изучаемого материала; - Опора на чувственное восприятие. |
6.3. | Компетентность в педагогическом оценивании | Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должно сочетаться с самооценкой педагога. | - Знание функций педагогической оценки; - Знание видов педагогической оценки; - Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; - Владение методами педагогического оценивания; - Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах; - Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке. |
6.4. | Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося | Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации. | - Свободное владение учебным материалом; - Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем; - Способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации необходимой для решения учебной задачи; - Умение выявить уровень развития обучающихся; - Владение методами объективного контроля и оценивания; - Умение использовать навыки самооценки для построения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает, для решения задачи) |
6.5. | Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса | Обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.
| - Знание современных средств и методов построения образовательного процесса; - Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам; - Умение обосновать выбранные методы и средства обучения. |
6.6. | Компетентность в способах умственной деятельности | Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций | - Знание системы интеллектуальных операций; - Владение интеллектуальными операциями; - Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников; - Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче. |
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа на тему: «Какие глаза у безразличия» . (Педагогика милосердия, взаимопонимания )
Цели классного часа:- Развить чувство сострадания, милосердия;- Усвоение стандартных пиемов эстетичных форм общения;- Обозначить причины безразличия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Будущая профессия глазами студентов" для студентов специальности: 38.02.01. "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по теме: "Будущая профессия глазами студентов" для студентов специальности: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по о...
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА НА ТЕМУ « ВЫСТАВКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ»
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек ...
Доклад "Компания BASF глазами студента"
Доклад о компании BASF? который представлен студентом....
Презентация доклада на областной студенческой конференции по теме:"Безработица в молодежной среде глазами студентов"
Рассмотрены причины и последствия безработицы в молодежной среде...
Будущая профессия глазами студентов
Будущая профессия глазами студентов...
Будущая профессия глазами студентов
Будущая профессия глазами студентов...