Гендерное воспитание дошкольников
консультация по теме

Трофимова Ольга Ивановна

Гендерное воспитание дошкольников одна из актуальных проблем в современной системе образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание дошкольников одна из актуальных проблем в современной системе образования

Восточная легенда рассказывает, что Создатель сотворил человека Единым, но разгневавшись на него, разрубил на две половинки, одна стала мужчиной другая- женщиной. С тех пор они такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования...

Тема мужского и женского начал стара как мир. К ней обращались философы, поэты, врачи, педагоги и психологи. В разные времена в разных обществах по-разному растили "настоящих" мужчин и "настоящих" женщин.

Однако социальные изменения произошедшие в обществе за последние года, разрушение традиционных стереотипов женского поведения, выход женщин на деловую арену, ставшее вдруг явным соперничеством  с мужчинами в науке, в бизнесе, в искусстве. Если меняется женщина, то и мужчина не может оставаться прежним.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах  многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Актуальной задачей современной системой образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола.

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы. Гендерное воспитание призвано не только  помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик.

Актуальность гендерного воспитания  на данный момент огромна, т.к. направление  гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь  набором преимуществ по своему половому признаку.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека  Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей происходит принятие гендерной роли, формируется гендерная идентичность, т.е. усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола.. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте является игра. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе игровой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Именно в игре, возможно, осуществить главную задачу дошкольного воспитания: « Учи дошкольника так, чтобы он не заметил».

 Современный этап развития образования в целом и дошкольного в частности характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности. В связи с этим, по их мнению,  особую актуальность приобретает задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для всестороннего развития личности ребенка, способной реализовывать себя в социальном пространстве.

В качестве одной из значимых образовательных областей необходимо  выделить «Социально-коммуникативное развитие». Ее содержание направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- развитие игровой деятельности;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам (в том числе моральным) взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

 Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и  мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали  родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

План-конспект НОД в средней группе на тему: "Мальчики и девочки".

Цель: Формирование представлений детей о собственном образе мальчика и девочки

Задачи:

1. Учить детей быть внимательными друг к другу. Воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками.

2. Развивать  классификационные умения на примере   предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин

3. Воспитывать  у детей культуру взаимоотношений полов, адекватную полу модель поведения, понимание роли мужчины и женщины в семье. Предварительная работа: 

• рассматривание картин с изображением женщин и мужчин;

• знакомство с мужскими и женскими профессиями.

 

Оборудование:  мужская и женская одежда, предметы труда, игрушка-сердечко, кукла-мальчик, кукла-девочка,   картинки  с изображением игрушек

Ход деятельности:

Воспитатель:

 Здравствуйте,   ребята, здравствуйте девочки и мальчики! Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Она  необычная, можно сказать волшебная, потому что помогает мне совершать превращения и делать сюрпризы для детей. Я возьму свое имя и положу в этот пакет – Ольга Ивановна. Положите и вы свои имена в пакет  (собирает имена) .

-Когда я была маленькой, меня называли ласково: Олечка.   Я тоже положу это имя в коробочку. А вас как ласково называют мамы?   Хотите положить и свое ласковое имя в пакет? (собирает имена)

-Ой, что это, подул ветер, и все наши имена разлетелись… Что же нам теперь делать? Как же я буду теперь без имени? (Если дети не предложат, продолжает радостно) Я поймала имя Леночка. Это девочка или мальчик? Где у нас Леночка? Возьми свое имя, Леночка. (Отдавая, говорит: «Очень приятно с тобой  познакомиться,    Леночка! »)   и  т. д. Заключая  начало занятие говорит: «Вот мы и познакомились: у нас здесь собрались замечательные ребята мальчики и девочки - дружные и приветливые». Приглашаю вас  взяться за руки и сделать большой круг и поиграть в игру "Мы - разные"  

Игра "Мы — разные"Цель: Игра развивает внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Ход игры. Дети вместе с воспитателем  встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

— Кто из мальчиков самый высокий?

— Кто из девочек самая высокая?

— Кто из детей низкого роста?

— У кого самые темные (светлые, вьющиеся, кучерявые и т. д. волосы?

— Посмотрите на соседа и скажите, какого цвета его глаза?

— У кого на голове есть бант (два банта, заколки, резинки, обручи?

— Кто носит платья, сарафаны, юбки?

— У кого в одежде присутствует розовый, красный (синий, коричневый, серый, зеленый и пр.) цвет?

— Какую обувь носят девочки (мальчики)?

— Какие украшения носят девочки (мальчики)?

В конце игры педагог обращает внимание на то, что дети смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других, и объясняет им понятие «разные», «непохожие». Все люди отличаются друг от друга.

. Воспитатель:  Мы  с вами убедились. Что все люди похожи и непохожи друг на друга. Знаем, как можно отличить девочку от мальчика. Маша и Витя – брат и сестра. Им срочно нужна помощь.   Вся их одежда перепуталась, вот какая куча одежды, как тут разберешь,   где чья.   (Детям предлагаются силуэты мальчика и девочки,   вырезанные из картона,   и, достаточное количество для всех детей,    одежды из бумаги)  

Проводится игра «Одень куклу-мальчика  и куклу девочку». Дети берут одежду и классифицируют её, обсуждают правильность выбора,   «одевают» силуэты девочки и мальчика.

Воспитатель: Давайте поиграем в нашу любимую игру с пальчиками:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики.

1,2,3,4,5- начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Теперь мы посидим, о том о сем поговорим.

 Дети, у каждого из вас есть своя семья (мама, папа, Братик, сестричка и т. д.) .

У каждого из них есть свои обязанности по дому. Папа выполняет мужскую работу, мама - женскую.

- Какую работу выполняет папа? (  ремонтирует мебель, краны и т. п.) .

- А какую работу выполняет мама?   (готовит еду, стирает, убирает, гладит и т. п.) .

-  А как вы думаете, чем мужская работа отличается от женской? (дети отвечают)   (Проводится дидактическая игра «Наша семья») 

- Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают члены семья.

Посмотрите, пожалуйста, на столе лежат предметы труда, которыми пользуются мамы и папы, бабушки и дедушки.   Вам нужно  распределить эти предметы между всеми членами семьи. (Дети классифицируют предметы труда) .

Молодцы, вы сделал и доброе дело, я думаю,   бабушка и дедушка, папа и мама  останутся довольны.

 Воспитатель: Посмотрите у меня на столе лежат много картинок с изображением предметов и игрушек, я предлагаю вам выбрать картинки которые вам нравятся и  сделать аппликацию на своем листе. Все вместе составляют коллаж- выставку"Из чего же сделаны наши девчонки, из чего же сделаны наши мальчишки" Делают вывод что любят  девочки ?(мальчики?)

Воспитатель: В моей волшебной коробочке есть еще один  необычный предмет. Это вот такое доброе сердце. Тот,   кто берет его в руки, может говорить другому человеку только добрые, хорошие слова и  пожелания. (Проводится игра «Пожелание»)   (звучит песенка Кота Леопольда) Давайте сделаем большой круг, посмотрим друг – другу в глаза и скажем хорошие, добрые слова.

  Игра «Пожелание». Дети становятся в круг, передают друг другу игрушку-сердечко  и говорят пожелания: «Я желаю тебе… »

Список литературы:

1."Дошкольное воспитание"№6 2009г с 22-32

2."Обруч"№6 1998г Тема номера"Мальчики и девочки"

3.Татаринцева Н.Е. Полоролевое  воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие. -М.: Центр педагогического образования, 2012.-176с.

4.Шелухина И.П. Мальчики и девочки .Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста .-М.: ТЦ Сфера,2006.-96с

Литература:

Еремеева В. Д., Хризман Т. П.      Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологии — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. —184с

Обруч №6 1998г  тема номера:"Мальчики и девочки".

Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. Учебно-методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2012.-176с.

Татаринцева Н.Е "О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент"статья Дошкольное воспитание№6 2009гстр22-32

Щипицына Л.М, Защиринская О.В. Развитие общения мальчиков и девочек в практике дошкольного образования. (статья)Дошкольная педагогика. сентябрь 2002г стр8-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в музыкальном воспитании дошкольников.

Новые подходы к музыкальному .образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей   В опыте  работы, ...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ, ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.

Статья полезна для прочтения не только педагогам, но и родителям. В ней отражены особенности взаимодействия взрослых с  детьми, имеющих диагноз СДВГ....

Методическая разработка "Трудовое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО"

Методическая разработка "Трудовое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО"...

Урок: «Типичные ошибки родителей в воспитании дошкольников».

План-конспект урока для студентов специальности "Дошкольное образование" по теме: «Типичные ошибки родителей в воспитании дошкольников»....

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Статья «Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»...