Урок: «Типичные ошибки родителей в воспитании дошкольников».
план-конспект урока на тему
План-конспект урока для студентов специальности "Дошкольное образование" по теме: «Типичные ошибки родителей в воспитании дошкольников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konsp_konk._uroka_legotkinoy_s.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Типичные ошибки родителей в воспитании дошкольников».
Цель: продолжать расширять знания студентов области МДК04.01, изучая особенности современной семьи; совместно со студентами определить и проанализировать ошибки родителей в воспитании детей; воспитывать потребность в применении полученных знаний на практике.
Вид урока: практико-ориентированный урок.
Наглядность: м/м презентация по теме урока, видеоролики из телепередачи «Няня спешит на помощь», опорный конспект.
Длительность: 1 ч.
Ход урока:
1. Организация студентов к началу урока (3 минуты).
- На прошлом уроке мы с вами обсуждали своеобразие воспитания и социализации дошкольников в разных типах семей. Напомните, какие семьи относятся к благополучным, а какие к неблагополучным? Отчего зависит неблагополучие в семье? Вспомните стили воспитания с неблагополучными для ребенка условиями развития.
2. Фронтальный опрос «ЦЕПОЧКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ» (5-7 минут):
- Предлагаю раскрыть основные черты знакомых вам стилей воспитания, прибегая к методу «ЦЕПОЧКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ», где отвечающий на поставленный вопрос, должен дать краткий ответ. И если ответ удовлетворяет запросчика, то сформулировать свой вопрос конкретному студенту. Он отвечает и задает следующему студенту вопрос. Желательно соблюдать логику и взаимосвязь вопросов по заданной теме.
3. Подведение к теме урока, сообщение темы и цели урока (3 мин):
-Мы вспомнили особенности взаимодействия родителей с детьми, которые могут сложиться в семье. Всегда ли в благополучных семьях родители поступают правильно, без педагогических ошибок? Какие конкретные ошибки вы могли бы назвать со стороны родителей при взаимодействии с детьми?
Запишите название новой темы «Типичные ошибки родителей в воспитании дошкольников» и план урока:
1.Определение и анализ типичных ошибок родителей в воспитании детей.
2.Характеристика ошибок родителей в семейном воспитании.
3.Сравнительный анализ ошибок родительского воспитания от трудностей воспитания детей?
Запись подводящего тезиса: Требования, их содержание, направленность во многом определяют степень «мягкости» и «жесткости» той или иной воспитательной системы. К сожалению, существует ряд ошибок семейного воспитания, которые пагубно влияют на развитие и формирование личности ребенка.
4. Просмотр видеороликов (отрывков) из телепередачи «Няня спешит на помощь», где явно демонстрируются невидимые для родителей их ошибки при взаимодействии с детьми. Обсуждение проблем равнодушного, жестокого, слишком опекаемого, несправедливого отношения к детям в семье (10-15 мин)
5. Работа по слайдам к теме урока, запись типичных ошибок родителей в воспитании дошкольников (10-15 мин):
Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно торопит на сына-флегматика: “копуша”, “иди быстрее”, “ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься”. А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.
Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла “не вовремя”, либо ребенок родился “не того” пола, либо с ослабленным здоровьем, а в идеале родители представляли себе ребенка другим. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: “Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…”
Непринятие - одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом ищет положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности потребности, например в 2 года ребенка говорят: «Ты уже большой, перестань плакать». Отношения могут быть как попустительскими, так и очень строгими, формальными.
Негибкость воспитательных воздействий выражается застреванием на проблемах ребенка, трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с негибким отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны.
Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую, от тотального контроля до попустительства, бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет.
Аффективность проявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и «выливаются» на ребенка. Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок. Тревожность – это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией.
Доминантность – требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва.
Гиперсоциальность. Воспитание слишком «правильное», основанное только на деловых отношениях, где не хватает тепла, ласки, родители боятся «испортить» ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы соответствовать ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций, детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. Фразы “ты должен, обязан”, “как тебе не стыдно” встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью.
Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но не замечают его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать.
6. Выводы и ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (3 мин)
-Перечислите основные ошибки родителей в воспитании своих детей, сделайте устный анализ, чем отличаются ошибки от трудностей воспитания детей. В каком случае необходима помощь родителям для нормализации их отношений с детьми?
7. ДОМ ЗАДАНИЕ (1 мин) Составить рекомендации для родителей по недопущению ошибок в воспитании детей.
8. ОЦЕНКИ (1-2 мин) за работу на уроке с пояснением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - "Кот в мешке, или типичные ошибки при выборе профессии"
«В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед сами...
Типичные ошибки в работе медицинской сестры (Конференция)
Для студентов специальности Сестринское дело 2 курса...
Типичные ошибки новичка ( Парапланеризм. Первоначальное обучение)
Инструктору, проводящему первоначальное обучение на склоне, приходится видеть из года в год одни и те же типичные ошибки учеников, подавать одни и те же команды. Ученику также, возможно, будет полезно...
Презентация "Типичные ошибки в написании букв у первоклассников"
Данная презентация знакомит с типичными ошибками при написании букв первоклассниками, даны рекомендации по преодолению ошибок письма....
Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при формулировке методов исследования.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, осваивающих проектную деятельность в урочной и внеурочной практике, при подготовке студентов к выполнению индивидуальных проектов и их успешно...
Доклад на Школу педагогического мастерства "Типичные ошибки преподавателя"
При составлении доклада была использована книга М.А. Мазниченко «Коррекция педагогической деятельности»ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА - результат действий учителя, неадекватный в поставленной ...
Доклад на Школу педагогического мастерства "Типичные ошибки преподавателя"
При составлении доклада была использована книга М.А. Мазниченко «Коррекция педагогической деятельности»ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОШИБКА - результат действий учителя, неадекватный в поставленной ...