внеклассное мероприятие
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Московской области
«Люберецкий политехнический техникум им.Ю.А.Гагарина»
(ГБОУ СПО МО «ЛПТ им.Ю.А.Гагарина»)
ТЕМА:
«Внеклассное мероприятие
«Литературный вечер «А.Блок».
Выполнил:
Преподаватель филолог
ГБОУ СПО МО «ЛПТ им.Ю.А.Гагарина»
г.Люберцы
Килинчук Лариса Николаевна
2015 год
« Я обязательно
Вернусь…»
Жизненные пути гениев всегда трудны. Творчески
одаренные люди пытаются понять, осмыслить свою жизнь, жизнь окружающих их людей, весь мир.
Они чаще, чем другие, задумываются над смыслом бытия, над жизнью и смертью и глубже проникают в вопросы философии. Ведь такие люди чаще всего высокообразованны, и не только потому, что они получили высшее образование, а потому, что они высокоинтеллектуальны от природы.
Еще древнегреческие философы говорили о том, что, чем больше знаешь, тем больше страдаешь.
Поэтому и жизнь творческих людей полна исканий и страданий. И понять их многогранный мир, очень сложно хотя бы потому, что жизненный путь каждого из них индивидуален, неповторим; они совершенно не похожи на окружающих.
Есть минуты, когда не тревожит
Роковая нас жизни гроза.
Кто-то на плечи руки положит,
Кто-то ясно заглянет в глаза…
И мгновенно житейскою канет,
Словно в темную пропасть без дна…
И над пропастью медленно встанет
Семицветной дугой тишина.
И напев заглушенный и юный
В затаенной затронет души Усыпленные
жизнию струны Напряженной, как арфа души.
Блок Александр Александрович родился 28 ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге.
Отец, Александр Львович Блок,- юрист, профессор права Варшавского университета, мать – Александра Андреевна Блок – переводчица.
Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений – ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых (родителей матери) Шахмотово.
После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 г. на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 г. перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 г. по словяно-русскому отделению).
В 1903 г. женился на дочери Д.И.Менделеева Любови Дмитриевне.
Тернистым был путь Александра Блока. Его судьба полна крайностей, порой даже неожиданных: мы видим жажду жизни и уныние, бешеные искания истины и разочарования, любовь и страдания. Эти крайние точки постоянно соперничают между собой, а иногда прекрасно уживаются. Эти доказывается живой, яркий характер поэта.
Ранние стихотворения А.Блока полны романтических грез, им одолевают «розовые мечты» о счастливом будущем.
Традиционная романтическая тема любви-служения получила воплощение в гениальном цикле «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный женщине как воплощению любви и нежности.
Выдуманная поэтом героиня - идеальна, и потому она является для него некоторой мечтой, своеобразным Богом. Творец создал розовою сказку и при этом пытается претворить ее в действительность.
Мне цветы и пчелы влюбленные
Рассказали не сказку – быль.
«Стихи о Прекрасной Даме» не имеют аналогий в русской поэзии. Блок здесь непосредственно соприкасается с традицией, идущей от эпохи Возрождения.
Ренессансная культура внезапно дала о себе знать в творчестве русского поэта хх века.
Любовь для поэта не есть победа над смертью, она есть победа над жизнью, над приземленностью обыденного существования.
Стою на царственном пути.
Глухая ночь, кругом огни,-
Неясно теплятся они,
А к утру надо все найти.
Ступлю вперед- навстречу мрак.
Ступлю назад-слепая мгла
А там - одна черта светла,
И на черте – условный знак.
Но труден путь – шумит вода,
Чернеет лес, молчат поля…
Обетованная земля –
Недостижимая звезда…
Звезда – условный знак в пути.
Но смутно теплятся огни,
А за чертой – иные дни,
И к утру, к утру – все найти!
Центральное место занимает не Прекрасная Дама, а образ поэта, или его лирическое «я».
Поэт несет в этом цикле на себе весь груз отношений с миром и с возлюбленной. Он грустит и тоскует, отчаивается и надеется, торжествует – и во всем этом богатстве переживаний видна личность новой эпохи в истории литературы.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне, – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, - и близко появленье,
Но страшно мне: Изменишь облик Ты,
И дерзко возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко,
Но страшно мне: изменишь облик Ты…
В 1905 году перед Блоком открылся новый мир – мир реальных событий и подлинного драматизма, о котором он скажет впоследствии в прекрасном и очень личном стихотворении: « Девушка пела в церковном хоре».
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
О том, что никто не придет назад.
Это стихотворение Блок написал как памятник и как молитву, исполненную сочувствия утратам и жертвам. Написал ее как песню утешения. И она утешала, утешает и не раз еще утешит человеческие души в минуты скорби и печали.
Сборник «Нечаянная радость» был восторженно принят публикой и прессой. О нем поэт пишет, что это его « образ грядущего мира».
Лучшее стихотворение сборника – «Незнакомка». Необыкновенная музыкальность отличает это стихотворение. «Незнакомка» сразу ж стала любимым стихотворением молодежи.
И каждый вечер, в час назначенный
( Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне,
И медленно, пройдя меж пьяными
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука…
А. Блок был обаятелен, невысокого роста, ладный, шапкой темно-медных вьющихся волос и малоподвижным античным лицом. В людских собраниях держался он обособленно и с подчеркнутой корректностью. Стихи читал усталым медленным голосом с ровными паузами между словами, и это монотонное чтение в согласии с обликом поэта до конца дней запоминали те, кому посчастливилось слушать его.
Ему было 28 лет, а он писал об одиночестве, причем как о состоянии, хорошо ему знакомом.
Одиночеству противопоставляется страсть и труд - понятия, объединившиеся в его сознании как равноправные и однородные.
И в страсти, и в труде Блок искал спасения от жизненного неблагополучия.
Выходят подряд два новых сборника « Снежная маска» , навеянный бурной, восторженной томительной и безответной любовью поэта к Наталье Волоховой, и « Земля в снегу».
Никогда не забуду ( он был , или не был.
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо.
И на желтой зари – фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как неба, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: « И этот влюблен»…
Слава Блока росла. Начиная с 1907 года, тема России, ее исторического пути, ее настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока.
Так, сборник «Ночные часы» открывается разделом « На Родине». И первым здесь неожиданно помещено личное стихотворение
« О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором раскрываются этапы личной жизни поэта.
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому.
И я забыл прекрасное лицо…
Октябрь 17-го Блок принял без колебания. Он поверил, что советская власть несет искупление, и внутренне был готов к этому. Еще в прологе к неоконченной поэме « Возмездие», полной революционных предчувствий, он со всей определенностью выразил свое кредо:
Жизнь – без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами – неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Революция была слишком значимым событием, чтобы Блок как великий русский поэт не отреагировал на нее в своем творчестве.
Но принять ее он не мог.
Не случайно творческий путь Блока фактически заканчивается революцией, ибо места его творчеству в этом разгуле стихии нет.
А.Блок приходит к выводу, что нужно жить, дышать всей грудью, любить большой душой и быть счастливым:
Хочу
Всегда хочу смотреть в глаза людские,
И пить вино, и женщин целовать.
И песни петь! И слушать в мире ветер!
Однако не всегда бывает так, как хотелось бы прожить. Никогда нельзя быть уверенным в себе, могут возникнуть такие обстоятельства , которые « сломают человека». Так произошло и у Блока.
Перед революцией он отправился путешествовать, был в Италии, в Венгрии.
Жизнь не стоит на месте, продолжается, и эта жизнь – прошлая и настоящая - дорога ему.
Не верю - не пройдет бесследно
Все, что так страстно я любил…
Россия для Блока всегда оставалась многогранна, загадочна, необъяснима «Россия- Сфинкс».
Жизнь поэта в советское время подвергалась испытаниям: холодом, голодом, болезнями близких, вестями о смерти знакомых.
С Шахматовым было покончено: крестьяне разграбили усадьбу и сожгли бекетовскую библиотеку.
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
И, вглядываясь в свой ночной кошмар,
Строй находи в нестройном вихре чувства,
Чтобы по бледным заревам искусства
Узнали жизни гибельной пожар!
В апреле 1921 года нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца.
7 августа Блок скончался. 10 августа литературно – театральный Петербург провожал в последний путь Александра Блока.
С кончиной Блока уходила в прошлое целая литературная эпоха. Идя за гробом, многие прощались с лучшими годами своей жизни.
И по-летнему солнечный день, и слезы по Блоку, и разговоры вполголоса - все, казалось, свидетельствует о том, что время подводит некую важную черту, за которой следует ждать новые испытания и новые жертвы.
Александр Блок - ключевая фигура в поэзии Серебряного века. Он воспел мистические зори, и с обостренным вниманием ждал мировой катастрофы, в бездне которой должна была погибнуть старая Россия и родиться Россия новая.
Давно прошло то время, когда Блок казался поэтом, далеким от наших дней. Растет интерес к жизни поэта, ко всему, что связано с его именем, с его судьбой.
Начиная с 1970 года, каждое первое воскресенье августа в Шахматове проводится Блоковский праздник. Там собираются те, кому дорога и близка поэзия Блока.
Сюда принесли огромный камень - «блоковский валун». Возле него читают стихи человека, которому было так дорого все, связанное с этим местом.
Может быть, и нам удастся побывать там.
Но самая ценная память Блоку - любовь к его поэзии, в которой живет его мысль, его чувства, его боль и радость. В нем ликует жизнь. Над ним поет ветер перемен.
Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал.
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!
Пускай и счасти, и муки
Свой горький положили след,
Но в страстной буре, в долгой скуке-
Я не утратил прежний свет.
Охватывая безбрежное поле русской поэзии конца 19 - начала 20-х веков мы восхищаемся ее необыкновенным разнообразием и богатством.
Эта литература появилась на рубеже веко в трудное время переломов и свершений.
Как схоже то время с нашим. И, может быть, поэтому мы с таким интересом читаем эти произведения.
Нам предстоит еще читать и открывать и восхищаться прекрасными творениями «серебряного века» их поэзии - это чудо!
,
Список используемой работы
- Ревякин А.И. История русской литературы Х1Хв.- М.: Просвещение, 1991.- 542 с.
- Исаев А.А. А.Блок – жизнь и творчество.- Л.:
Лениздат, 1990.-342 с.
- Блок А.А. Стихотворение, поэмы.- М.: Сов.
Россия,1994.- 224 с.
4. Петрова В.П. А.Блок.- М.: Дет.лит., 1990.-170с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий
Примеры уроков с использованием различных технологий: критическое мышление, проблемное обучение, дифференцированное обучение. Внекласные мероприятие, отражающие тему патриотического воспитания....
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.
Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...
Внеклассное мероприятие по английскому языку для 2 класса "We know the ABC"
Данный материал представляет собой конспект урока с постановкой цели и задачами. Урок является обобщением по изучению алфавита,проходит в игровой форме с использованием песен и стихотворений....
Внеклассное мероприятие
Этика для современных молодых людей, что то очень далекое и забытое, а уж этические нормы в профессии вообще вещь непонятная. В разработке своего мероприятия я постаралась в доступной форме рассказать...
внеклассное мероприятие "Вместе мы сильнее"
Цель внеклассного мероприятия «Вместе мы сильнее» - формирование у учащихся негативной позиции к ПАВ и их применению, пропаганда здорового образа жизни....
Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"
Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...
Внеклассное мероприятие "Беслан.Мы помним..."
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры. Формирование у них ценностного отношения к Родине, ее ...