Формирование у обучающихся мотивации изучения физики в колледже при проведении проектной деятельности
методическая разработка на тему
организация проектной деятельности в колледже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 228.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ГБПОУ КОЛЛЕДЖ АРХИТЕКТУРЫ ДИЗАЙНА И РЕИНЖИНИРИНГА № 26
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«Формирование у обучающихся мотивации изучения физики в колледже при проведении проектной деятельности»
Выполнила:
Сычева Татьяна Рафаиловна,
преподаватель физики
ГБПОУ КАДР № 26
Направление «Реставрация»
.
Москва -2015
Содержание
Введение 3
1. Проблемы и способы повышения мотивации обучающихся к изучению физики в методической литературе 4
2. Способы формирования познавательной мотивации к освоению физики в группах, обучающихся специальности реставратора 8
3. Экспериментальное исследование особенностей формирования мотивации изучения физики при организации проектной деятельности в колледже 10
Заключение 18
Список литературы 21
Приложение 24
ВВЕДЕНИЕ
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят от побуждения и его мотивации. Как показал констатирующий эксперимент, преподаватель имеет дело с обучающимся, не желающим учиться, не желающим воспринимать информацию, которая, по его мнению, ему не нужна. По результатам констатирующего эксперимента 75% обучающихся имеют низкий уровень мотивации к изучению физики, 14 % - средний уровень, 10 % - умеренно высокий, 1 % - высокий уровень мотивации.
Приоритетным направлением модернизации современного образования является проблема социализации молодёжи в рыночной среде, в том числе через введение элементов профильного обучения при реализации программы основного общего образования в колледже, использование межпредметной интеграции, возможностей новых информационных технологий, инновационных методов, способствующих реализации идей развивающего обучения, подготовке компетентного специалиста.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что оно позволяет расширить и дополнить имеющийся методический материал по формированию мотивации при обучении физике с учётом специфики Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга.
Противоречие: устоявшиеся программы, учебники по физике, методическое обеспечение, наработанный дидактический материал, ориентированные на задачи единой общеобразовательной школы вступают в противоречие с особенностью преподавания физики в колледжах, ориентированных на обучение творческим профессиям, таким, например, как Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга; Колледж декоративно – прикладного искусства имени Карла Фаберже, Колледж художественных ремёсел и других.
Поэтому основную проблему исследования составляет поиск ответов на вопрос: «Какой должна быть методика, способствующая формированию у обучающихся творческим профессиям, согласно ФГОС СПО [31], таких компетенций, как способность: организовать собственную деятельность; анализировать рабочую ситуацию, оценивать и корректировать собственную деятельность; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать ИКТ в профессиональной деятельности; работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством с применением проектной деятельности?»
Цель исследования: выявить эффективность применения проектной деятельности в процессе обучения в колледже.
Задачи исследования:
1. Исследовать состояние вопроса по применению проектной деятельности в системе СПО.
2. Разработать на основе изученной литературы, специфики образовательного учреждения, анализа практического опыта модель формирования познавательной мотивации при реализации проектной деятельности в колледже.
1. Проблемы и способы повышения мотивации обучающихся к изучению физики в методической литературе
В методической литературе для творческих профессий предлагается большой комплекс форм и методов для работы с мотивационной сферой обучающихся. К ним относятся, например:
1) технология развития творческой деятельности, включаящая в себя: метод скоростного эскизирования – изображение вариантов творческого поиска; метод новых вариантов – выполнение заданий по-новому при имеющихся нескольких вариантах; [16, c.73]; методы группового решения творческих задач (метод Делфи, метод дневников) [16, c.73]; методы коллективного стимулирования творческих поисков (метод мозгового штурма, метод синектики) [16, c.74];
2) кейс – метод как современная технология личностно-ориентированного обучения [16, c.74];
3) метод шести шляп мышления, предложенный Эдвардом де Боно [16, c.82];
4) использование ментальных карт “MIND MAPS” [16, c.86], [28], [30] и других.
Для создания адекватной мотивации используются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня приобретают поисковые и исследовательские.
Как отмечает Н.Ю. Пахомова, «информационный поиск новых средств приводит к тому, что нам нужны деятельностные, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методу учения /обучения» [22].
В своём диссертационном исследовании И.В. Васильева выделяет проектную деятельность как одну из эффективных технологий повышения мотивации при обучении физике. «Проектная деятельность как нельзя лучше способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения.
Проектная деятельность учащихся как образовательная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов организации учебного процесса.
Под проектной деятельностью понимается совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности» [19].
Метод проектов впервые был предложен во второй половине XIX века в США Дж. И. Э. Дьюи, Х. Килпатри и Э. Коллингсом. «Основная идея данной научной школы состояла в том, чтобы выполненная ребёнком учебная деятельность строилась по принципу «Всё из жизни, всё для жизни» [18, c. 3]. Только в 20-е годы XX века метод проектов привлёк внимание советских педагогов В.Н.Шульгина, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьева. «Содержание проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей» [18, c. 3].
Современный образовательный процесс предполагает использование новых современных технологий. Одним из эффективных способов повышения мотивации к изучению физики является использование Интернета. При использовании Интернета коммуникация значительно облегчается и ускоряется, информация становится доступна, а публикация в Интернете имеет неизмеримо более широкую аудиторию, чем в журнале или газете. В настоящее время разрабатывается методика обучения физике с использование Интернета. Существуют сторонники идеи обучения только с помощью Интернета, без традиционной работы с учебником. Но большинство преподавателей предпочитают использовать Интернет наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.
Проведение Интернет-проектов – один из наиболее эффективных способов формирования мотивации. Проекты могут проводиться и без Интернета. Однако при использовании Интернета в ходе работы над проектами студенты применяют и расширяют свои компетенции, получают обширную информацию.
Необычно возросший поток информации не приводит к системности знаний, поэтому учащиеся не всегда умеют превращать информацию в знания. Отсюда возникает необходимость строить так учебный процесс, чтобы, прежде всего, научить целенаправленному поиску информации, формировать их самостоятельное, творческое отношение к знаниям, умение применять их на практике [24].
По продолжительности проекты могут быть: краткосрочные, среднесрочными и долгосрочными. По количеству участников бывают: индивидуальные, парные, групповые. Проектный урок может иметь место при изучении свойств объектов; определении взаимосвязей между объектами; установлении причинно-следственных связей между событиями и явлениями. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть совершенно независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения физике [21].
Погосян М. Н., исследуя использование методики проектной деятельности при обучении в колледже сферы услуг, выделяет следующие типы учебных проектов: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, ознакомительно-ориентировочный, практико-ориентированный. По содержанию проекты могут быть: монопредметными, межпредметными, надпредметными. [23]
Проект может включать в себя элементы докладов, рефератов и других видов самостоятельной работы, но только как способ достижения результата проекта [25].
Анчутина И. В. выделяет следующие цели и задачи проектной деятельности:
«1) контроль знаний и умений по пройденному материалу;
2) формирование в сознании школьника информационной картины мира;
3) формирование навыков работы с компьютером;
4) развитие умений поиска и обработки информации;
5) развитие самостоятельности;
6) развитие умений слушать и уважать мнение учащихся;
7) формирование уверенности у каждого участника проектного обучения;
8) развитие исследовательских умений;
9) формирование ответственности, умений работать в коллективе» [18].
Чтобы провести проект, недостаточно сформулировать тему и обеспечить обучающимся возможность работать в Интернете. Преподавателю необходимо подготовить проведение проекта: сформировать группы, определить сроки выполнения, подсказать, какие материалы, кроме Интернета могут использовать обучающиеся [27].
В процессе выполнения проекта учащиеся самостоятельно ведут сбор информации различными способами, сканируют рисунки, фотографируют, снимают цифровой камерой, подбирают музыку, разрабатывают дизайн слайдов. Проекты обычно выполняются с помощью программы Power Point. На сайтах имеются, как правило, фотографии, видеофрагменты, которые можно использовать при подготовке презентации проекта.
При защите проекта каждая группа рассказывает о той части научно – поисковой работы, которая была проведена.
Интернет - проекты могут быть гораздо более длительными по времени, многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению результатов. Например, проект может заканчиваться публикацией результатов на собственной странице в Интернете и даже созданием такой страницы.
Использование Интернета - это поистине революционный метод в изменении самого процесса обучения физике. Как отмечают многие авторы, преподаватель перестает быть центром обучения, а обучающийся – больше не объект обучения, а субъект учебного процесса. Интернет при правильном, разумном и творческом его применении может стать полезным и необходимым средством не только для обучения физике, но и для привития обучающимся новой культуры учебы.
Изучение литературы по применению методики проектной деятельности применительно к обучающимся творческим профессиям в системе среднего профессионального образования, показало, что по данной проблеме имеется небольшое количество материала по сравнению со школами и вузами. «В последние годы выполнен ряд диссертационных исследований по использованию метода проектов в обучении учащихся школ и педагогических вузов. Однако…изучение состояния вопроса в существующей теории и практике показывает, что метод проектов пока ещё не получил в учреждениях среднего профессионального образования необходимого использования» [20] .
Таким образом, анализируя методическую литературу по проблеме формирования мотивации к изучению физики, можно сделать вывод, что основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно - познавательных ситуаций в управлении процессом познавательной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
2. Способы формирования познавательной мотивации к освоению физики в группах, обучающихся специальности реставратора
Реставрационное отделение Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 готовит обучающихся по уникальным профессиям начального профессионального образования: реставратор строительный и реставратор памятников каменного и деревянного зодчества; а также по специальностям среднего профессионального образования: профессиональное обучение и реставрация.
Реставрация - приоритетное направление реставрационного подразделения. Большинство школьников, которые приходят на обучение в колледж после девятого класса общеобразовательной школы, - творческие личности. Они любят рисовать, лепить из пластилина и вырезать из дерева различные изделия. Их главная цель – получение профессии, а получение полного среднего образования часто ставится на второй план. В процессе обучения для них организуются реставрационные экспедиции, а также занятия в кружках по выбранной профессии. Но эти школьники плохо подготовлены по общеобразовательным предметам, в том числе и по дисциплине «физика». За период обучения в школе у некоторых учеников сложился так называемый «комплекс неудачника».
Колледж относится к учебным заведениям с техническим профилем, поэтому на втором курсе обучающиеся обязаны сдать обязательные экзамены по физике, математике, информатике, а также русскому языку и литературе в соответствии с программой по общеобразовательным дисциплинам.
Созданию ситуации успешности, формированию общих (ОК) и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС СПО, как показывает практический опыт работы в колледже, способствует применение следующих форм, методов, технологий, представленных в таблицах.
Таблица 1 «Формирование общих компетенций»
№ п/п | Общие компетенции (ОК) согласно ФГОС СПО по профессии реставратора | Применяемые на практике методы |
1 | Умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности | - решение задач, используя:1) дидактические материалы и тестовые задания к учебникам Касьянова В.А. [11], [12], [13]; 2) «Сборник заданий и самостоятельных работ» Кирика Л.А. и Дика Ю.И. [9]; 3)тестовые задания, предложенные Лупповым Г.Д. [10]; 4) задачи из учебников Громова С.В. [3], [4]; задачи из сборника Гельфгата И. М., Генденштейна Л. Э. и Кирика Л.А. «1001 задача по физике» [2], задачи с техническим содержанием из сборника Низамова И. Н. [14]; решение качественных задач . [14]; - проведение демонстрационных экспериментов [17], [1]; - проектная деятельность[18];; [19]; [21]; [22]; [23]; [24]; - метод кейс – стади [16]; - использование ментальных карт [26]; [29]; - применение ИКТ [19]; - интеграционные технологии[6, c. 183]. |
2 | Осуществление поиска информации для эффективного выполнения профессиональных задач | -проектная деятельность; - ИКТ; - интеграционные технологии; |
3 | Использование ИКТ в профессиональной деятельности | -проектная деятельность; - ИКТ; |
4 | Умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами | - проектная деятельность; - метод кейс – стади [16]; - использование ментальных карт [26]; [29]; - выполнение лабораторных работ;
- |
5 | Умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития | - проектная деятельность; |
Таблица 2 «Формирование профессиональных компетенций»
№ п/п | профессиональны компетенции (ПК) согласно ФГОС СПО по профессии реставратора | Применяемые на практике методы |
1 | Определение вида и причин разрушения, состояние сохранности объекта реставрационных работ | Теоретический и практический материал, изложенный в учебниках Громова С.В. [3], [4] и Касьянова В.А [7], [8].; - выполнение лабораторных работ; - проектная деятельность; |
2 | Проведение необходимых физико-химических исследований | - выполнение лабораторных работ; - проектная деятельность; |
Таким образом, практический опыт показывает, что системное применение всех вышеперечисленных способов, форм, методов способствует формированию мотивации при обучении физике и позволяет улучшить конечный образовательный результат.
3. Экспериментальное исследование особенностей формирования мотивации изучения физики при организации проектной деятельности в колледже
На основе теоретического анализа методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, обобщения опыта практической деятельности по формированию мотивации при обучении физике у обучающихся реставрационного отделения Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 были установлены цели и задачи проводимого исследования.
Цели:
- освоение обучающимися метода проектов;
- органианизация учебно-познавательной, исследовательской, творческой деятельности, направленные на достижение повышения общего результата образовательного процесса;
- интеграция учебных дисциплин;
- разработка методики организации проектной деятельности в колледже.
Задачи:
1) развитие исследовательских умений;
2) формирование ответственности, умений работать в коллективе;
3) развитие критического и творческого мышления;
4) контроль знаний и умений по пройденному материалу;
5) развитие познавательных навыков обучающихся;
6) формирование навыков работы с компьютером, навыков ориентироваться
в информационном пространстве;
7) развитие умений поиска и обработки информации;
8) активное использование информационных технологий;
9) формирование уверенности у каждого участника проектного обучения;
10) развитее самостоятельности, умения конструировать свои знания;
11) формирование умений на практике использовать знания по физике;
12) достижение стабильных результатов в учебной и творческой деятельности обучающихся.
Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.
Этапы экспериментального исследования.
1 этап: проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня мотивации обучающихся к изучению физики до применения методики организации проектно-исследовательской деятельности.
Изучение уровня мотивации проводилось в 2014 году в двух группах первого курса: 1-601 РС и 1-603 РП, и в двух группах второго курса: 2-601 РС и 2-603 РП. Обучающимся предлагалось анонимно заполнить анкету, состоящую из 44 вопросов. (Приложение1 [5, с.58]).
По результатам анкетирования можно выделить четыре уровня мотивации:
I уровень мотивации – низкий. К нему относятся те обучающиеся, которые не осознают важности обучения, учатся, потому что учатся все, так надо;
II уровень мотивации – средний. К этому уровню относятся обучающееся, которые осознают необходимость изучения физики для понимания других дисциплин;
III уровень мотивации – умеренно высокий. К нему относятся обучающиеся, осознающие важность обучения для получения диплома о начальном профессиональном образовании, а также продолжения обучения на второй ступени с получением диплома о среднем профессиональном образовании и обучения в высших учебных заведениях.
IV уровень мотивации – высокий. К нему относятся обучающиеся, которые осознают важность обучения для получения знаний.
Всего в анонимном анкетировании приняли участие 85 обучающихся.
При подведении итогов анкетирования было определено в процентном отношении количество обучающихся с различным уровнем мотивации к изучении физики:
I уровень мотивации – 75 %;
II уровень мотивации – 14 %;
III уровень мотивации – 10 %;
IV уровень мотивации – 1 %.
В результате анкетирования также было выявлено, что 52 % обучающихся пропускали бы занятия, если бы не было жёсткого контроля посещаемости; 25 % не видят связи физики со своей профессией; у 54 % часто бывает такое состояние, что ничего не хочется делать. Последнее может быть связано также с тем, что многие обучающиеся кроме учёбы в колледже работают в различных организациях, по профилю не связанных с проведением реставрационных работ. Эксперимент показал, что 71 % обучающихся больше всего на уроках любят слушать объяснение преподавателя и решать типовые несложные задачи по образцу; 75 % ответили, что для того, чтобы втянуться в работу, необходимо преподавателю показывать занимательные опыты и приводить интересные факты. 81 % ответили, что им не хватает умений, но они хотели бы им научиться; 35 % обучающихся хотели бы выполнять задания, которые требуют долгих размышлений, выдвижений гипотез, теоретического обоснования.
На основании всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что большая часть обучающиеся в четырёх группах, где проводилось анкетирование, не желают учиться, не видят связи физики со своей профессией. Для создания мотивации к изучению физики их нужно приводить интересные факты, показывать занимательные опыты, использовать нетрадиционные формы проведения уроков.
Анализируя результаты анкетирования, можно предположить, что обучающиеся колледжа не имеют практических навыков работы проектной деятельности.
2 этап: выбор темы проекта.
Тема проекта может быть предложена как преподавателем, так и самими обучающимися. Этот этап довольно сложен для преподавателя, т.к. от актуальности темы, её практической значимости для обучающихся зависит в дальнейшем успешность образовательного процесса.
При проведении эксперимента двум контрольным группам 1-603 РП (группа первого курса) и 2-603 РП (группа второго курса), в которых до начала проведения эксперимента процент качества обучения был ниже, чем в обычных группах, была предложена тема исследовательского проекта «Физика в моей профессии». Актуальность темы исследования заключается в том, что профессиональное обучение является приоритетным направлением в колледже, и мотивация к получению профессиональных навыков у обучающихся выше, чем к изучению общеобразовательных дисциплин. Итоги выполнения исследовательских проектов подводились отдельно на первом и на втором курсах.
3 этап: организационный. На данном этапе определяются группы для участия в проекте, распределяются задания, определяются сроки выполнения проекта. Проект также может быть выполнен и одним человеком. В работе над выполнением проекта могут принимать обучающиеся с различным уровнем подготовки по физике и информационным технологиям, что позволяет создать ситуацию успешности даже для «слабого» ученика.
В работе над проектом «Физика в моей профессии» в каждой контрольной группе реставраторов определилось по три группы, каждая из которых состояла из двух человек. Каждый участник проекта впервые принимал участие в проектно-исследовательской работе, поэтому предоставлялась возможность проявить творчество, самостоятельность, энтузиазм. На выполнение проекта было отведено два месяца: апрель – май 2014 года. Выбор вышеуказанного срока проведения проекта обусловлен прохождением двухнедельной производственной практики обучающимися второго курса, что способствовало более полному получению информации для выполнения исследовательской работы.
4 этап: поиск информации различными способами: в Интернете, в СМИ, анкетирование, опрос, интервью, съёмка цифровой камерой или фотоаппаратом, анализ литературы. В процессе поиска информации преподаватель консультирует участников проектной деятельности, направляет их работу.
5 этап: разработка структуры компьютерной презентации, дизайна кадров, подбор музыкального сопровождения, создание сценария защиты проекта.
6 этап: защита проектов. При защите проектов каждая группа каждая делает устное сообщение о проблеме исследования и её проектировании, проводит анализ полученных результатов.
7 этап: подведение итогов, награждение (по возможности). Для подведения итогов могут быть приглашены гости (администрация, преподаватели, мастера производственного обучения). Выполненные работы также могут быть продемонстрированы на общеколледжных мероприятиях.
Для оценки выполненных проектных работ преподаватель предварительно разрабатывает критерии оценивания.
Критериями оценки могут служить следующие показатели:
- практическая направленность;
- объём собственного практического материала, собранного своими силами;
- авторской позиции;
- владение терминами, связанными с профессией, и физическими терминами;
- познавательность;
- содержательность;
- качество оформления: дизайн, музыка;
- уровень проведения защиты.
При подведении итогов в группе второго курса лучшей была признана работа Трофимовой Дарьи и Ширякова Виктора. На церемонии закрытия общеколледжного Квеста профессиональных компетенций исследовательская работа была признана лучшей, участники проекта награждены почётными грамотами и подарками.
8 этап: контроль качества знаний (итоги успеваемости до и после применения методики с использованием проектного обучения).
Критерием эффективности применения проектной технологии при обучении физике в колледже может служить уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, а также создание на уроках атмосферы творчества, заинтересованности. Результаты деятельности обучающихся могут быть выражены как в количественных, так и в качественных показателях.
Количественный показатель эффективности применения проектной технологии – сравнение результатов успеваемости по итогам первого и второго семестров в обычных и контрольных группах (Приложение 2).
Как видно из диаграммы, процент качества обучения в контрольной группе первого курса повысился на 21 %, в обычной группе – на 8 %; на втором курсе процент качества обучения в контрольной группе повысился на 8 %, в обычной группе – не изменился.
Качественным показателем эффективности применения проектной технологии является повышение мотивации при обучении физике в контрольных группах. Положительным результатом является также то, что после защиты проектов, подведения итогов, многие обучающиеся изъявили желание в следующем году принять участие в проектной деятельности.
9 этап: анализ организации проведения проектно-исследовательской деятельности.
Перед началом проведения эксперимента была выдвинута следующая гипотеза: если будет разработана методика организации проектной деятельности, отвечающая уровню и требованиям подготовки обучающихся колледжа на ступени начального профессионального образования, то мотивация изучения физики станет выше, и конечный образовательный результат станет лучше.
Как показал эксперимент, успеваемость в контрольных группах стала лучше, процент качества обучения значительно повысился в контрольных группах по сравнению с обычными группами; активность обучающихся на уроках в контрольных группах стала выше. Участвовавшие в проекте второкурсники лучше подготовились к обязательному экзамену по физике, что отразилось на результатах. В процессе выполнения работы над проектом поучили развитие следующие способности: коммуникативная, проблемно – поисковая в решении жизненных вопросов, овладения современными мультимедийными технологиями, способность к анализу совершённой деятельности. Таким образом, применение проектной деятельности позволило расширить общие и профессиональные компетенции у обучающихся колледжа.
Недостатками, которые следует учесть при дальнейшем проведении проектно-исследовательской работы являются:
- небольшой процент участников проектной работы в каждой группе (24 %);
- знакомство обучающихся первого курса с профессией только на теоретических занятиях и в кружках по профессиональной подготовке, отсутствие производственной практики явилось результатом того, что тема проекта оказалась слишком сложной, чем для обучающихся второго курса;
- низкий уровень подготовки за курс основной школы также вызвал трудности при работе над проектом.
Учитывая вышеперечисленные трудности и недостатки, можно сделать вывод, что тема исследовательского проекта должна быть более узкой и связана с тем материалом по физике, который изучается в колледже в процессе выполнения проекта. Можно, например, предложить такие темы проектов, как «Молекулярная физика в профессии реставратора», «Электродинамика в профессии реставратора».
Таким образом, в результате экспериментального исследования может быть предложена следующая модель формирования познавательной мотивации к обучению физике при реализации проектной деятельности на примере реставрационного отделения строительного колледжа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполненное в процессе выполнения методической разработки исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В современной методике поисковые и исследовательские методы выделяются как основной вид познавательной деятельности учащихся, формированию общих и профессиональных компетенций. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике.
Преподаватель физики, в силу особенностей самого преподаваемого предмета, может благотворно использовать современные информационно – компьютерные технологии: анимации, презентации, выполнение компьютерных физических экспериментов, видеофрагменты, обучающие компьютерные программы. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках, нетрадиционные формы проведения уроков и внеклассные мероприятия, занимательность изложения материала, парадоксальные факты и занимательные опыты.
Становлению мотивации при обучении физике затрудняет неудовлетворённость обучающихся однообразием форм учебных занятий, отсутствие творческих и проблемно – поисковых форм учебной деятельности. Для создания адекватной мотивации в методической литературе предлагаются различные методы и средства: словесные, наглядные, практические, но ведущую роль сегодня, приобретают поисковые и исследовательские.
2. В процессе исследования методической литературы по формированию мотивации к обучению физике у обучающихся творческим профессиям в колледже при реализации проектной деятельности было выявлено, что большая часть методического материала по исследуемой проблеме содержит рекомендации для школьников, и в полной мере не учитывает специфики образовательного процесса в системе СПО.
При обучении в колледже у обучающихся старшего школьного возраста профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации, поэтому мотивации учения способствуют: потребность в жизненном определении, оценке своих возможностей в выборе профессии, осознании своей жизненной позиции, интерес ко всем формам самообразования. В связи с техническим профилем строительного колледжа предмет «физика» является базовым при изучении таких дисциплин, как «техническая механика», «электротехника», «электроснабжение строительной площадки и энергосберегающие технологии» и других спецдисциплин. Иногда менее способный ученик, но имеющий более высокий уровень мотивации, может достичь в учёбе более высоких результатов, чем более способный, но недостаточно мотивированный.
3. Анализируя формы, методы, технологии, используемые в практической деятельности, можно сделать вывод, что при реализации проектной деятельности наиболее полно формируются общие и профессиональные компетенции согласно ФГОС СПО, направленной на решение практических задач и мотивирующей обучающихся на приобретение новых знаний. В ходе выполнения проектной работы дается возможность каждому обучающемуся, даже самому слабому, проявить собственное творчество и фантазию. Коллективная работа в группах раскрепощает каждого участника проекта, дает ему уверенность в себе, укрепляет чувство товарищества, снимает страх перед плохой отметкой. Поэтому итоговая оценка за выполнение проекта выставляется одинаковая всем членам группы, хотя каждый выполнял свою часть работы.
Практическое исследование, проведенное в ходе педагогического эксперимента, показало, что традиционная методика обучения слабо стимулирует интерес при обучении физике. Экспериментальное исследование подтвердило эффективность предложенной методики организации проектной деятельности: повысилась познавательная мотивация обучающихся при изучении физики, образовательный результат участвовавших в эксперименте обучающихся, как показал сравнительный анализ, стал лучше, расширились общие и профессиональные компетенции.
Таким образом, совокупность эффективных методов и приемов в обучении физике позволяет поддерживать положительный психоэмоциональный климат на уроке, помогает избежать утомляемости обучающихся и стрессовых ситуаций, что способствует повышению мотивации, которая положительно сказывается на качестве знаний.
В результате исследования была разработана модель методики формирования мотивации изучения физики в колледже при реализации проектной деятельности с учётом специфики образовательного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
Учебники, монографии, брошюры
1. Буров В.А. и др. Фронтальные экспериментальные задания по физике: 9 кл. Дидакт. материал. Пособие для учителя./ В.А.Буров, А.И.Иванов, В.И.Свиридов; под редакцией В.А.Бурова. – М.: Просвещение, 1986. – 48 с.
2. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. М. ИЛЕКСА. 2001 - 251 с.
3. Громов С.В.Физика. Учебник для 10 кл. общеобазоват. учреждений/ С.В. Громов; под редакцией Н.В. Шароновой. – 3 –е изд.- М. Просвещение.2002-383 с.
4. Громов С.В.Физика, Учебник для 11 кл. общеобазоват. учреждений/ С.В. Громов; под редакцией Н.В. Шароновой. – 3 –е изд.- М. Просвещение.2002 – 287 с.
5. Демидова Г.В. Управленческая психология. М. Академия. 2009 – 176 с.
6. Зорин Н.И. Элективный курс «Элементы биофизики». М. ВАКО. 2007-158 с.
7. Касьянов В.А.Физика 10 класс. М. Дрофа. 2003 416 с.
8. Касьянов В.А.Физика 10 класс. М. Дрофа. 2003 416 с.
9. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика 10. Сборник заданий и самостоятельных работ. М. ИЛЕКСА. 2007 – 191 с.
10. Луппов Г.Д. Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11. М. Просвещение. 1996 – 289 с.
11. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 класс. М. Дрофа. 2007 – 157 с.
12. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 11 класс. М. Дрофа. 2006 – 144 с.
13. Меркулова С.С., Прокофьева С.П. Тесты по физике к учебнику В.А. Касьянова 10 класс. М. Экзамен. 2004 – 111 с.
14. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М. Просвещение. 1980 – 95 с.
15. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М., Просвещение, 1972
16. Фещенко Т.С. Целеполагание в обучающей деятельности учителя. Выбор форм, методов и средств обучения. Рабочая тетрадь № 1 учителя физики: Учебно-методическое пособие. – Москва, 2012 – 109 с.
Электронные ресурсы
17. Анофрикова С.В., Прояненкова Л.А. Руководство по разработке фрагментов урока с использованием учебного физического эксперимента. Астахань. 2005 – 78с. Режим доступа: http://ecat.lib.mpgu.edu/opac/index.php
18. Анчутина И.В. Использование метода проектов на уроках информатики/ Региональная научно-практическая конференция. Уральский государственный педагогический университет. Режим доступа: http://ifit.uspu.ru/attach/articl/15/
19. Васильева И.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство реализации компентентстностного подхода при обучении физике в основной школе. Диссертация. Режим доступа: http://dissertcat.com>content/hroektnaya_i...
20. Кулешов А.А. Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессиональных педагогических колледжей. Диссертация. Режим доступа: http://dissercat.com/content/teoriya_i…
21. Носова Т.А. Проектное обучение – фактор интенсивности повышения мотивации учащихся к изучению предмета физики. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/library...
22. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов. Режим доступа: http:// dvdboss.ru>pahomova-metod…proekta_obrazovatelnom…
23. Погосян М.Н. «Проектная деятельность по физике как средство построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся колледжей». Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/index_796700
24. Попова Т.И. Организация внеклассной учебно-исследовательской проектной деятельности. Режим доступа: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index
25. Ступицкая М.А. Метод проектов: история и практика применения. Режим доступа: http://nsportal.ru>user/667/page/metod-proektov-istoriya...praktika
26. Федорова Ю.В., Дунин С.В. Совместное использование программы «Живая физика» и цифровой лаборатории «Архимед». Режим доступа: http://www.ooopifagor.ru/content/magedos/files/sov...meatme
27. Хабарова О.Н. Использование проектов на уроках физики. Режим доступа: http://nsportal.ru>Школа> Физика >…-na-urokah-fiziki.
28. GBS – Методика Тони Бьюзена. Режим доступа: http://gbs.com.ua/ru/creative/idealogia...
29. Возрастная и педагогическая психология. Глава X. Режим доступа: http://psichology.vuzlib.org>book-o740-page-12html.
30. Ментальные карты – 4 января 2014 – Блог. Режим доступа: http://easyen.ru/blog/mentalnye_karty...
31. ФГОС СПО. Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/923
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика мотивации обучения физике [5,с.57]
(анкета для обучающихся)
В ответе под соответствующим номером поставьте «+» или «»
I. Что побуждает вас учиться в колледже?
1. Боюсь получить низкую оценку.
2. Стремлюсь получить хорошую оценку.
3. Интерес к отдельным занятиям.
4. Потому что физика – интересный предмет.
5. Учу потому, что этого требуют педагоги
6. Чтобы не отставать от товарищей.
7. Потому что знания по физике необходимы для моей будущей профессии.
8. Считаю своим долгом учить все предметы, в том числе и физику.
II. Как вы объясняете своё отношение к работе на занятии по физике?
9. Активно работаю редко – когда чувствую, что должны спросить.
10. Активно работаю тогда, когда понимаю материал, когда преподаватель не даёт отвлекаться.
11. Активно работаю, потому что физика – очень нужный предмет.
12. Нравится изучать, потому что физика – интересный предмет, хотя не все разделы мне нравятся.
III. Как вы объясняете своё отношение к изучению физики?
13. Если было бы возможно, вы часто пропускали бы занятия по физике?
14. Считаете ли вы, что знания только отдельных вопросов физики пригодятся вам для будущей профессии, а остальное можно не учить?
15. Считаете ли вы, что изучение физики важно вам для будущей профессии?
16. Считаете ли вы, что изучение физики глубоко, испытываете потребность, желание знать как можно больше?
IV. Какая работа на занятии вам больше всего нравится?
17. Слушать объяснение преподавателя.
18. Слушать выступления своих товарищей.
19. Самому анализировать, рассуждать по поводу поставленных вопросов, заданий.
20. Самостоятельно находить пути решения, доказывать своё предложение, делать выводы.
V. Какое значение имеет изучение физики для овладения вами будущей профессией?
21. Никакого.
22. Изучая физику, легче понимать другие предметы.
23. Знание физики помогает овладеть практическими умениями.
24. Знание физики помогает стать специалистом широкого профиля.
VI. Теперь о другом.
25. Часто ли у вас бывает на занятиях физики такое состояние, что ничего не хочется делать?
26. Если материал занятий интересен, добросовестно ли вы его изучаете?
27. Если в начале занятия вы были активны, заинтересованы работой, то часто ли ваша активность сохраняется до конца занятий?
28. Часто ли, столкнувшись с трудностью при изучении теории, вы доводите до конца начатое дело?
29. Считаете ли вы, что наиболее трудные и неинтересные теоретические вопросы можно было бы не изучать?
30. Считаете ли вы, что в жизни вам пригодятся только отдельные разделы курса физики?
31. Считаете ли вы, что для хороших знаний физики вы стремитесь глубоко изучить теорию?
32. Считаете ли вы, что для вашей будущей деятельности необходимы глубокие знания всего курса?
33. Бывает ли так, что вам не хватает умений, а вы хотите им научиться?
34. Считаете ли вы, что при выполнении заданий главное – получить результат, не важно, какими способами?
35. При изучении физики стремитесь ли вы научиться рациональным способам выполнения заданий?
36. Часто ли при изучении нового материала вы обращаетесь к другим источникам, кроме конспектов?
37. Часто ли вам для того, чтобы вы втянулись в работу, нужно приводить интересные факты и т.д.?
38. Часто ли бывает так, что в колледже изучать интересно, а дома желание пропадает?
39. Часто ли вы продолжаете обсуждать вопросы, затронутые на занятии, после его окончания: на перемене, дома, на следующий день?
40. Если вы стоите перед выбором: пойти в кино, погулять или посвятить время физике, часто ли вы решаете в пользу последнего?
41. Часто ли вы пользуетесь возможностью списать домашнее задание у товарищей?
42. Нравится ли вам делать типовые упражнения по образцу?
43. Любите ли вы задания, которые требуют размышлений, и к которым вы не знаете, как подступиться?
44. Нравятся ли вам такие задания, когда нужно выдвигать гипотезы, обосновывать их теоретически?
Ключ к обработке данных по мотивации обучения
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 | 25 | 29 | 33 | 37 | 41 | S (+) | уровень |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 | 34 | 38 | 42 | ||
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 | 35 | 39 | 43 | ||
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 | 36 | 40 | 44 |
После того, как вы закончили отвечать на вопросы, подсчитайте сумму в каждой строке (их всего 4). Каждая строка соответствует уровню мотивации (I-IV). Отсчёт ведите сверху вниз.
I уровень – вы не осознаёте важности обучения, учитесь, потому что учатся все, «так надо»;
II уровень – вы осознаёте необходимость изучения предмета для понимания других дисциплин.
III уровень – вы осознаёте важность обучения для получения диплома.
IV уровень– вы осознаёте важность обучения для получения знаний.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Контроль результатов успеваемости за семестр до и после применения проектной технологии обучения
1. Результаты успеваемости на первом курсе
В контрольной группе процент качества обучения повысился на 21%, в обычной группе – на 8 %
2. Результаты успеваемости на втором курсе
В контрольной группе процент качества обучения повысился на 8%, в обычной группе – остался на прежнем уровне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики в медицинском колледже.
метод проектов...
ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПУТЕМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Проектная методика вызывает большой интерес у обучающихся нашего техникума, способствует развитию творческой активности и самостоятельности. Использование метода проектов в процессе обучения позволяет...
Исследовательская работа «Формирование у обучающихся СПО готовности использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5)»
На сегодняшний день ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фунд...
Формирование ключевых компенсаций при изучении физики с использованием технологии адаптивного обучения
В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизн...
Профессионально-ориентирующее воспитание обучающихся на уроках технологии интеллектуального труда и индивидуальной проектной деятельности
Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры) является неотъемлемой частью профессионального воспитания обучающихся.На уроках общеобразовательной учебной дисциплины Технология (технолог...
Формирование компетенций в рамках изучения профессионального модуля ПМ 06. Организационно-аналитическая деятельность
Формирование компетенций в рамках изучения профессионального модуля ПМ 06. Организационно-аналитическая деятельность...
Формирование у обучающихся III-IV курсов музыкального колледжа по специальности "Музыкальное искусство эстрады" навыков разработки индивидуальной трактовки изучаемого произведения посредством выбора вокальных приемов
Научная статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства" (г. Сургут, 2019)...