Беседа- практикум " Тактичность"
план-конспект занятия на тему

Солушко Марина Сергеевна

Занятие способствует развитию коммуникативных навыков у обучающихся, способствует воспитанию тактичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taktichnost.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

             Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Яшкинский техникум технологий и механизации»

Беседа - практикум

«Тактичность»

Для обучающихся 15-17 лет

                                                                      Составитель:

                                                                        Воспитатель ГОУ СПО «ЯТТиМ»

                                                                       Солушко М.С.

                                         

                                          Яшкино                  

Форма: беседа- практикум.

Цель:  способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

Задачи: -способствовать   воспитанию культуры общения;

              - способствовать развитию речи, внимания;

              - донести до сознания обучающихся   необходимости  воспитания в себе   чувство такта.

Оборудование:  карточки с ситуациями, карточки с советами «Как стать тактичным человеком»

                                                   Ход  занятия.

I Вступительная часть.

Науку человеческого общения мы «проходим» всю жизнь, где бы мы и с кем бы мы ни были: дома, в училище, на работе, в гостях, на улице, с родственниками, с друзьями, с совершенно незнакомыми людьми. Но иногда люди не понимают друг друга.

Отчего чаще всего происходят недоразумения между людьми? Иногда мы бываем очень удивлены вдруг возникшей обидой на какие-то слова или действия. Сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы не было таких недоразумений. Поговорим о том, что значит - быть тактичным человеком? В чем проявляется такт?

II Основная часть.

- Как вы понимаете, что такое такт.

Такт (лат. - прикосновение, чувство, осязание) - чувство меры, под-сказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом. Именно тактичность  способна повернуть вспять, казалось бы, самую безвыходную ситуацию. Как правило, такт практически незаметен и остается «за кадром». А вот его отсутствие сразу бросается в глаза. Вся проблема в том, что бестактность окружает человека практически со всех сторон. Она может проявиться в коротком разговоре или длительном общении, в работе или личной жизни, прозвучать с экранов телевизоров или со страниц газет. Именно поэтому, очень важно воспитывать и поддерживать в себе это чувство.

  Быть тактичным - это значит быть внимательным к интересам, мыслям, чувствам окружающих, иметь чувство меры во всем: и в похвалах, и в критике, и особенно в шутках.

У каждого из нас есть свои достоинства и недостатки. Но наша психика имеет одну не совсем хорошую способность: более остро реагировать на недостатки других, чем на свои собственные недостатки. Здесь играет роль и тщеславие - выискивая недостатки других, мы тем самым поднимаемся в собственных глазах.

Люди культурные, выдержанные, тактичные терпимы к слабостям других. Они считаются с индивидуальностью другого человека, с его вкусами, интересами, увлечениями и стараются не навязывать своих взглядов и вкусов. Они уважают любого человека за то, что он -человек, признают за ним право на человеческое достоинство, считают его равным себе, считают нужным быть с ним вежливым, культурным и тактичным.

Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы.

Ситуация 1

У Тани день рождения. Все друзья  поздравляют ее. Слава начинает свое поздравление такими словами: «Таня, я поздравляю тебя и желаю изменить свой характер в лучшую сторону».

Вопросы:

1.        Будет ли Таня рада такому поздравлению? Почему?

2.        Охарактеризуйте поступок Славы. При каких обстоятельствах

было бы уместно указать человеку на отрицательные черты характера?

Ситуация 2

В  техникуме был вечер. Галя к празднику сшила новое платье. Подруги окружили ее, разглядывают, хвалят - какая она стала красивая, да как идет ей это платье (эта девочка была не из богатой семьи, обновка для нее - большая редкость). Вдруг одна подружка Вера говорит:

-        Да! Очень красивое! Из такой ткани моя мама занавесок на дачу нашила.

Галя вспыхнула и убежала домой. Все осудили Веру. Она начала оправдываться:

-        Да что тут такого? Я же ведь сказала, что платье красивое.

Вопросы:

1.        Почему все осудили Веру? Что она сделала неправильно?

2.        Перечислите известные вам табу (запреты), нарушать которые -значит поступать нетактично.

Придумайте ситуации, в которых проявилось бы тактичное (нетактичное) отношение к окружающим. Предложите рассмотреть их товарищам

Ролевая игра « Я спешу»

А теперь представите ситуацию, что вы куда – то сильно торопитесь, а вам на встречу попался  не очень близкий знакомый, который заводит с вами разговор. Вы вступаете в разговор,  однако, взглянув на часы, понимаете, что вам нужно идти. Вам нужно достойно выйти из контакта

Давайте проиграем эту ситуацию и посмотрим, кто же достойнее всех сможет выйти из контакта, тактично.

III Заключительная часть

Для того, чтобы воспитать в себе чувство такта, можно воспользоваться простыми, но очень важными правилами. Именно они помогут Вам в самых нестандартных и щепетильных ситуациях:

- тщательно следите за своим разговором. Порой, именно слова выдают бестактность с первых минут беседы. Старайтесь не перебивать собеседника, не отказываться от темы разговора без причины, не кричать и не смеяться громко, не занимать личное пространство человека, не навязываться со своими идеями и предложениями. Этот список можно продолжать еще долго. Исключите эти привычки со своего поведения, и Вы увидите, на сколько, легче будет общаться с окружающими;

- всем известно, что собственная позиция и точка зрения — это хорошо. Но совсем не обязательно высказывать ее там, где она не нужна. К примеру, не убеждайте окружающих в своих музыкальных взглядах, не говорите им, что нужно сделать с внешностью или стилем, как одеваться или что читать. Помните о том, что на вкус и цвет товарища нет, и уважайте точку зрения других;

- не сплетничайте и не распространяйте слухи, в том числе, и о себе;

- ни в коем случае не лезьте не в свои дела. Верхом бестактности считается чрезмерное любопытство. Согласитесь, отделаться от назойливых взглядов и расспросов иногда бывает просто невозможно. Никогда не позволяйте себе осматривать человека, приставать к нему с вопросами о личной жизни или подобных темах. Помните о том, что если будет нужно,   Ваш собеседник обязательно расскажет все сам.

Список используемой литературы:

1.Глухаманюк Н.С. Практикум по общей психологии :учебное пособие /Е.Д. Дьяченко, С.Л., Семенова- 3-е изд. -М; Воронеж: МОДЭК, 2006- 119с.

2.Лиазнова Е.Ф. Развитие коммуникативной культуры, знание через установки. Высшее образование сегодня, 2009 – 59с.

3.Сластин В.А. Психолого-педагогический практикум :2-е изд. –М: Академия,2006- 132с.

Интернет-ресурсы:

http://modna.com.ua/articles/taktichnost-kak-ee-vospitat-v-sebe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий круглого стола/беседы на тему "Моё личное пространство"

Беседа/круглый стол для учащихся 8-9 классов по специальному курсу по психологии.Дана, так сказать, основная структура беседы/круглого стола на тему  личного простравнства, которая по ходу самого...

Беседа "Гжель"

В данной беседе рассмаривается одно из интереснейших народного творчества, дошедших до наших дней. Беседа  направлена на учеников начальной школы....

Классный час - беседа: "Песни революции"

Среди многочисленных исторических памятников и свидетельств героического прошлого русских рабочих видное место занимают их песни – своеобразная поэтическая летопись борьбы и протеста...

Беседа- практикум " Мир наших эмоций"

Беседа- практикум "мир наших эмоций" способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся,  способствует формированию умения контролировать свои отрицательные эмоции....

Методическая разработка внеклассного мероприятия ПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумом Тема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими технологиями с практикумом Специальность: 050715 Коррекц

Методическая разработка внеклассного мероприятияПМ.01 МДК 01.07 Теория и методика физического воспитания с практикумомТема 1.16 Теория и методика физического воспитания с коррекционно-развивающими тех...

ПРАКТИКУМ Методические указания к лабораторному практикуму для студентов 2-го курса специальности 021301 Картография

Методические указания к лабораторному практикуму предназначен для студентов 2курса Дальневосточного техникума геодезии и картографии по специальности 021301 Картография.Практикум содержит основны...

Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.

Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?...