Беседа "Гжель"
классный час на тему
В данной беседе рассмаривается одно из интереснейших народного творчества, дошедших до наших дней. Беседа направлена на учеников начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gzhel.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа «Гжель»
Цель
Познакомить детей с народным творчеством.
Задачи:
- Историческая Познакомить детей с бытом, с народными обычаями своего народа.
- Патриотическая. Познакомить детей с одним из видов народной росписи – гжелью, которая известна во всем мире.
- Художественно-творческая, эстетическая. На примере народного творчества привить детям вкус к прекрасному, помочь увидеть гармонию цветов.
Оборудование:
- Карточки с иллюстрации изделий, расписанных в народом стиле (ГЖЕЛЬ).
- Карточки с заданиями. («Найди лишнее», «Чей цветок»).
Форма проведения занятия. Беседа.
План.
- Беседа «Гжель. История, технология производства».
- Выполнение задания «Найди лишнее».
- Выполнение задания «Чей цветок».
- Гжель. История, технология производства.
Ребята, посмотрите на картинки. Вы, наверное, часто видели дома, в магазине, у знакомых похожие фигурки. Какие? (Ответ. Кружки, тарелки, кувшины, игрушки, статуэтки) Все эти изделия изготовлены в живописном подмосковном регионе – Гжель.
Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Что такое керамика? (Ответ. Изделия из глины.) Еще в 1339 г., в духовной грамоте Великого князя Ивана Калиты, о Гжели говорится како центре керамического производства в России. Именно в это время Гжель становится поставщиком изделий для Царева Двора. Этот промысел ценили не только за сырье высокого качества, из которого получались прекрасные изделия, но и за высокое мастерство гончаров и художников. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без применения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская (…), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
Высокого художественного уровня Гжельская керамика достигла во второй половине XVIII Гжель века, когда "черные" (простые) гончарные изделия сменяются майоликой Изделия из глины покрывали специальным раствором (глазурью), напоминающим стекло. Глазурь, используя добавки (медь, кобальт), делают цветной (зеленой, синей). Это придавало изделиям блеск и красоту. Изделия затем украшали росписью, выполненной зеленой, желтой, синей и лилово-коричневой краской. В росписи использовались близкие и понятные сюжеты: растительные мотивы, пейзажи, городские и деревенские виды, птицы. Новый самобытный товар завоевал популярность среди населения. Но в 90-е г. 18 века все изменилось — в процессе конкурентной борьбы дорогая майолика была заменена более простым в изготовлении полуфаянсом: изделиями из белой глины, покрытыми бесцветной прозрачной глазурью. В чем секрет успеха гжельских изделий? Один из важнейших условий успеха – секрет обжига изделий. Температура в печи очень высока – 1200 градусов. Изделия, прошедшие обжиг, живописец расписывает окисью кобальта. Гжельские изделия какого цвета? (Ответ. Синего). Обратите внимание на узоры. Какие узоры наносятся на гжельские изделия? (Ответ. Цветы, веточки бутоны роз). Гжельские мастера разработали новую методику художественной росписи, так называемую «азбуку мазков». Именно из мазков синего цвета различных оттенков и получается особеный гжельский рисунок.
Ребята, мы с вами уже познакомили со многими видами народного творчества. Какими? (Ответ. Городецкая роспись, Хохлома, Дымковская игрушка, Мезенская роспись, Пермогорская роспись). Посмотрите внимательно на карточку и выполните задания.
- Выполнение задания «Найди лишнее».
- Выполнение задания «Чей цветок».