Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве
методическая разработка на тему
Доклад для Педсовета "Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_pedsovet.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
« Люберецкий политехнический техникум имени Ю. А.Гагарина»
(ГБОУ СПО МО «ЛПТ им. Ю. А. Гагарина»)
Доклад:
Тема: «Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве»
Цель:
Определение актуальных проблем по подготовке конкурентоспособного специалиста в системе СПО.
ПОДГОТОВИЛ:
Мансурова Г.И. – мастер производственного обучения
Люберцы, 2014 г.
Тема: «Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве»
Цель:
1. Определение актуальных проблем по подготовки конкурентоспособного специалиста в системе СПО.
ФГОС СПО для достижения нового качества образования учитывает
все требования, отвечающие современным запросам общества.
Мониторинг потребностей рынка труда и состояния сферы производства показал необходимость подготовки квалифицированных специалистов способных создавать и работать в сложном наукоемком производстве.
Единое образовательное пространство
как универсальное понятие
Понятие «образовательное пространство» принадлежит, с одной стороны, к числу наиболее употребляемых и, с другой, наименее ясных по своей сути. Этот термин появился в 1991 г., когда при создании СНГ было подписано специальное соглашение о едином образовательном пространстве. С тех пор трактовки термина менялись, и в настоящее время нет общепринятого представления о том, что представляет собой единое образовательное пространство. Выявим типичные трактовки термина «единое образовательное пространство».
1. В глобальном значении: мировое образовательное пространство и
единое европейское пространство высшего и среднего образования.
Единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе (в 1999 году декларацию поддержали пять стран, сейчас к Болонской декларации присоединились ещё 40 стран, в том числе и Россия) характеризуется общими принципами получения среднего и высшего образования, возможностью студенческой миграции и неактуальностью языкового барьера. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.
2. Синоним термина «образовательная среда». В этом случае, предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Под образовательной средой (пространством) понимается следующее:
• естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение обучающегося, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность обучающегося,;
• социально-психологическая, физическая среда техникума, дома, улицы и т.д., в которой происходит жизнь обучающегося и педагога.
3. В значении «территориальной» категории, связанной с масштабом тех или иных явлений в образовании или социальной практике, т.е. территория (регион), в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень (ни) (стандарт) образования, и, таким образом обеспечивается преемственность в образовательном процессе. Например, единое образовательное пространство СНГ предполагает формирование образовательного сообщества, базирующегося на единстве в подходах, содержании образования, терминологии, категориях и
стандартах, единстве в подведении результатов, иными словами – процесс, базирующийся на принципе единых возможностей. Или, единое образовательное пространство города, в которое входят все учебные заведения города, все структуры и организации, способствующие оздоровлению и воспитанию детей: отдел образования, отдел культуры, отдел по делам молодежи, спортивные организации, экологический комитет, отдел соц. защиты и др.
Многозначность и востребованность данного термина говорит об его актуальности и необходимости рассмотрения проблем образования через призму понятия «единое образовательное пространство».
Воспитание конкурентоспособной личности в условиях
формирования единого образовательного пространства
В современных условиях конкурентоспособность является фактором
успешного и устойчивого развития любой страны в современном мире,
Основное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Важная роль образования в решении задач социально-экономического развития России и повышении ее конкурентоспособности в целом заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности.
Фактором развития конкурентоспособности личности являются ее внутренняя среда, активность и потребность в самореализации. Объектом развития являются интегральные характеристики личности, направленность, компетентность, гибкость, самосознание.
Конкурентоспособность представляет собой комплексную способность личности, структуру которой определяют психологические и психодинамические характеристики личности, дающие ей возможность быть успешной и эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизни.
Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию – формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.
Конкурентоспособность – социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе среднего и высшего образования создать не удается.
Обществу нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья
конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы.
Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.
Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.
Конкурентоспособная личность это не одно качество, а интегральная
характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности
личности:
1) высокий уровень работоспособности;
2) стремление к качественному конечному результату;
3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;
4) творческое отношение к делу, труду;
5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;
6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;
7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству,
сотворчеству;
8) способность к быстрому освоению нового дела;
9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня обучающимся недостаточно успешно освоить базовый курс программы, научиться применять свои знания в знакомой ситуации, получить аттестаты, дипломы. Им необходимо научиться самостоятельно, работать с информацией и приобретать знания.
Только в этом случае они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI в.
Переход страны к рынку обнаружил, что существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. Постепенно стало очевидным, что развитие высшего и среднего образования определяется не потребностью общества в специалистах, а спросом на него со стороны людей, причем во все большей мере безотносительно к профессии.
Однако, рост числа выпускников, в свою очередь, вызвал конкуренцию между ними за удачное трудоустройство. Современные социально- экономические условия, в которых преобладают рыночные отношения, выдвигают перед личностью, стремящейся к успешной самореализации, ряд требований. На сегодняшний момент, для того чтобы получить хорошо оплачиваемое рабочее место, для того, чтобы потом его за собой сохранить и продвинуться выше по служебной лестнице. Для того чтобы в целом достичь успеха в любой профессиональной деятельности, необходимо быть в чем-то лучше или как минимум не хуже других, т.е. быть конкурентоспособным.
Под конкурентоспособностью выпускника подразумевается способность человека к конкуренции как к специфической форме межличностного взаимодействия в форме противоборства, противостояния оппонентам.
В «Концепции модернизации российского образования» основная цель
высшего образования определена следующим образом: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».
В настоящее время одной из задач современного среднего профессионального образования должна являться подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста.
Необходимо ориентироваться в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда.
Работодателей больше всего волнует качество подготовки специалистов.
В настоящее время диагностические методики оценивания качества
подготовки представлены двумя группами:
1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;
2) оценка профессиональной компетентности будущего специалиста
как личности.
Проводя перманентный мониторинг рынка труда, вузы и средние профессиональные учреждения смогут адаптировать свою деятельность к его запросам, а следовательно, выпускники будут качественно подготовлены к последующей трудовой деятельности и конкурентоспособны на этом рынке.
Конкурентоспособность студентов в СПО
Современный рынок труда требует создания таких технологий профессионального развития, которые позволят выпускникам средних профессиональных учебных заведений, входящим в мир производственной и управленческой деятельности, достичь высокого уровня конкурентоспособности. Конкурентоспособная личность должна обладать не только специальными знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности, а, прежде всего развитыми личностными качествами, позволяющими эффективно осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты. Личностно-профессиональные качества имеют первостепенное значение в обеспечении конкурентоспособности работников.
Рынок труда ставит жесткие требования перед молодыми специалистами СПО. Сегодня наличие документа о среднем профессиональном образовании не гарантирует получение престижного рабочего места по специальности. Анализ современного рынка труда показал, что специалисты в возрасте до 22 лет испытывают трудности в трудоустройстве и обладают низким уровнем конкурентоспособности личности в сравнении с другими возрастными группами. В настоящее время потребность в разработке и обосновании программы формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе многократно возрастает. Конкурентоспособность рассматривается как достижение и успех молодого специалиста. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностно-профессиональные качества.
Личностно-значимые и профессионально-значимые качества студента неправомерно рассматривать в отрыве друг от друга, так как личность является субъектом профессиональной деятельности. Профессиональное и личностное развитие - это два взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесса. В развитии конкурентоспособности существенную роль играет то, каким образом осуществляется профессиональное образование.
Особенности развития среднего профессионального образования на различных ступенях многоуровневой подготовки рассматривается у С.Я. Батышева и других авторов. Результаты поиска эффективных систем профессионального образования были использованы рядом исследователей в построении элементов концепции профессионального образования. При модернизации отечественного среднего профессионального образования основополагающим подходом становится личностно-ориентированный подход.
Таким образом, в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности основным фактором выступает развитие личности. Следует отметить, что понятия профессионализм и конкурентоспособность различны. Конкурентоспособность включает в себя ряд профессиональных характеристик личности.
Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.
Среди проблем, которые решает отечественное СПО образование в процессе реформирования, проблема подготовки конкурентоспособных выпускников является одной из приоритетных. Однако подходы и средства организации учебно-воспитательного процесса, способствующие формированию конкурентоспособности студентов, недостаточно разработаны. Многие ученые уделяли внимание проблеме развития личности в процессе профессиональной подготовки. Однако основными направлениями исследований являются изучение психолого-педагогических основ именно профессионального самоопределения и профориентационной деятельности, т.е. развитие профессионализма, а не надпрофессиональных качеств личности специалиста.
Конкурентоспособность личности предполагает не столько высокое качество результатов деятельности, сколько способность выстоять и победить в конкурентной борьбе
Развитие конкуренции происходит за счет создания обществом соответствующих условий. Образовательные учреждения должны развивать конкурентоспособность студентов, предоставляя им знания о правилах и алгоритме ведения конкурентной борьбы, о способах ее осуществления. В связи с этим актуализируется необходимость разработки специальных программ, целью которых является формирование у студентов соответствующих навыков и конкурентных преимуществ их личности.
При разработке средств, методов и форм решения проблемы формирования конкурентоспособности личности необходимо придерживаться следующей позиции: воспитывать конкурентоспособную личность, которая применяет цивилизованные методы и средства достижения целей. А это возможно только при условии воспитания у студентов высокого уровня нравственной культуры, самосознания, принятия ими цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. В настоящее время возрастает актуальность проблемы формирования у студентов устойчивой ориентации на исключительную значимость духовно-нравственной культуры. Остаются актуальные вопросы развития конкурентоспособности личности, требующие дальнейшего изучения.
Возникают следующие
Противоречия:
- между повышением требований на рынке труда к личности специалиста и отсутствием в учебном заведении эффективной системы подготовки конкурентоспособного специалиста;
- между представлениями о конкурентоспособности личности как об интеграции внепрофессиональных характеристик и развитии профессионализма будущих специалистов.
Необходимо:
- выделить и обобщить основные требования, предъявляемые к конкурентоспособности личности специалиста в условиях современного рынка труда;
- выявить возрастные, половые и психологические особенности конкурентоспособности личности студента;
- установить особенности динамики конкурентоспособности личности студентов и конкурентного поведения студентов в образовательном процессе учебного заведения;
- определить особенности структуры конкурентоспособности личности студента на разных этапах обучения в техникуме;
- показать роль и значение системы средств, методов и способов психологического воздействия для формирования конкурентоспособности личности студента;
- разработать программу формирования конкурентоспособности личности студента в разных условиях и формах вне зависимости от осваиваемой ими специальности.
Методическим кабинетом техникума были разработаны методические рекомендации для преподавателей по созданию условий в образовательном процессе для развития конкурентоспособности личности студента, а также для студентов с целью саморазвития и повышения уровня собственной конкурентоспособности. Это послужило основой для разработки методических семинаров для преподавателей и кураторов.
Основные вопросы, выносимые на методические семинары:
1.Конкурентоспособность личности как совокупность внепрофессиональных характеристик личности (коммуникабельность, целеустремленность, работоспособность и трудолюбие, ответственность, креативность, уверенность в себе и лидерские качества, рефлексивность, внимательность, культурно-нравственные качества, способность к саморазвитию, нацеленность на конечный результат), как важнейший фактор развития личности студентов.
2. Психологические характеристики студентов. Соблюдение этических принципов формирования личности студента, соблюдение правил и принципов участия в конкуренции, принятие условий успешного участия в конкуренции через постоянное саморазвитие.
Заключение:
1. Проблема формирования конкурентоспособности личности является одной из актуальнейших. Ей посвящено значительное количество исследований в нашей стране и за рубежом. Основные группы критериев оценки сформированности конкурентоспособности личности: внешние (уровень успеваемости, востребованность на рынке труда, конструктивные отношения с руководством, другими студентами и др.) и внутренние (готовность к участию в конкурентных отношениях, конкурентные преимущества личности).
2. Соблюдение этических аспектов формирования конкурентоспособности личности является необходимым условием развития личности и общества в целом. К ним относятся: понимание и осознание различий двух феноменов конкуренции и конфликта, соблюдение этических принципов ведения конкурентного взаимодействия, акцент на развитии культурно-нравственных качеств личности.
3. Общий уровень конкурентоспособности личности студента, а также степень развития некоторых ее показателей различается у юношей и девушек, имеет тендерные и возрастные особенности.
ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА.
Проблемы подготовки специалистов, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой сегодня стоят в ряду важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования.
От системы среднего профессионального образования в настоящее время требуются создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда. В связи с этим исследование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.
В современных условиях развитие конкурентоспособной личности студента становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки в учебных заведениях. Особенностью научной разработки понятия «конкурентоспособность» является неоднозначность его трактовки в психологической, социологической, педагогической литературе (способность, умение, свойство, основа личности), слабо изучены процессы формирования и развития конкурентоспособности личности молодых специалистов.
Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний и умений, но и, в первую очередь, от системы мотивов и ценностного отношения к выбранной профессиональной специальности. Конкурентоспособность – это сложное индивидуальное образование. Критерием конкурентоспособности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкретной борьбе свои преимущества, особые личные и профессиональные качества.
Под конкурентоспособностью специалиста понимается относительная и обобщенная характеристика выпускника профессионального учебного заведения, являющаяся интеграцией его профессиональной, социальной и личностной компетенций, обеспечивающая ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений.
В качестве сущностных признаков конкурентоспособности личности выделяются: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, способность принимать ответственные решения, лидерские качества, умение работать в команде, креативность, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению.
Сложный процесс реформирования, который переживает сейчас образование, направлен на создание условий для развития целостной творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. В мире, где экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система призвана включать обучающихся в широкий спектр различных видов деятельности, развивать в них те человеческие качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом учебного заведения.
Таким образом, подготовка конкурентоспособной личности играет важную роль в системе образования. Современная социокультурная ситуация в России требует изучения проблемы формирования конкурентоспособной личности.
ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА, выпускника СПО.
Конкурентоспособность будущего специалиста во многом зависит от его активной жизненной позиции, от наличия у него лидерских качеств. Известно, что уверенные в себе, хорошо умеющие излагать свои мысли молодые люди намного быстрее устраиваются на работу после окончания учебного заведения. Они хорошо продвигаются по служебной лестнице, в короткие сроки достигают получения достойной зарплаты. Иначе говоря, они являются более успешными в карьере и в жизни. Учебное заведение может оказать выпускнику значительную помощь, если сформирует у него определенные лидерские качества. Эта работа должна проводиться как на уроках, так и во внеурочное время. Основные направления этой работы, на наш взгляд, следующие:
- Умение говорить.
Научить четко, излагать свои мысли, аргументировать, убеждать.
- Умение выступать публично.
Научить держаться перед аудиторией в 30–150 человек.
- Умение организовать дело.
Научить организовывать различные дела, мероприятия (трудовые, учебные, спортивные).
- Умение повести за собой.
Самое трудное умение.
Необходимо научить увлекать за собой других (личным примером, убеждением). Для формирования данных умений хорошо использовать деловые игры, привлекать студентов к участию в органах самоуправления (Студенческая Дума, старостат), активно использовать классные часы.
Это дает возможность воспитывать в студентах качества, необходимые для успешной работы и жизни.
Сотрудники нашего техникума постоянно отслеживают судьбу выпускников. Анализ данных показал, что наличие лидерских качеств, сформированных во время обучения в техникуме, помогают нашим выпускникам в работе и жизни.
Список использованной литературы:
1. Андреев В. И. Конкурентология : учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац.технологий, 2004. 468 2. Батышев С. Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике / С. Я. Батышев. -М. :Проф. образование, 1993. -394 с.
2. Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы : учебно-методический комплекс : метод, материалы, курс лекций, рабочие тетради, тесты / А. В. Гагарин ; под общ. ред. А. А. Деркача. -М. :РАГС,2007.-286с.
3. Гусева А. С. Конкурентоспособность государственного служащего как условие успешной карьеры. Служебная карьера / А. С. Гусева ; под ред. Е. В. Охотского. М. : Экономика, 1998. - 304 с.
4. Ашбот Т. Международный журнал // Проблемы теории и практики
управления. – 2011. – №7. – С. 36–44.
5. Тимченко, В. В. Сопровождение карьеры выпускников : актуальный взгляд на проблемы взаимодействия вузов с работодателями // Аккредитация в образовании. – 2008. – Март. – № 21. – С. 48–50.
6. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как
показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. – Набережные Челны, 1996. – 432
Интернет-ресурсы:
7. Материалы международной научно-практической
конференции 20–21 ноября 2011 года «ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов
Доклад для педконференции или педсовета......
Тезисы к конференции. Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе СПО медицинского профиля с использованием инновационнообразовательных технологий. Г.А.Максимова, Л.С. Марач, С.Я. Лущай.
Тезисы были подготовлены для всеросийской научно-практической конференции"Здравоохранение и образовательное пространство: интеграция и перспективы взаимодействия",г.Астрахань, 2-3 июня 2016 года...
О проблемах подготовки конкурентоспособных специалистов по туризму в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»
О проблемах подготовки конкурентноспособных специалистах в рамках дисциплины "Информатика"...
Статья "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"
Статья: "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"...
Бизнес-проектирование как основа подготовки конкурентоспособного специалиста
выступление на конференции...
Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»
В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА
Качество профессионального образования можно обеспечить при условии включения образовательных учреждений в систему профессиональной деятельности предприятий и организаций. Сегодня повышение качества ...