Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве
методическая разработка на тему

Доклад для Педсовета "Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pedsovet.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное  бюджетное образовательное учреждение

 среднего профессионального образования  Московской области

         « Люберецкий политехнический техникум имени Ю. А.Гагарина»

(ГБОУ СПО МО  «ЛПТ им. Ю. А. Гагарина»)

Доклад:

Тема: «Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве»

Цель:

Определение актуальных проблем по подготовке конкурентоспособного специалиста в системе СПО.

ПОДГОТОВИЛ:

                                                    Мансурова     Г.И. – мастер производственного обучения

                                                   

   

Люберцы,   2014 г.

Тема: «Подготовка конкурентоспособного специалиста в открытом образовательном пространстве»

Цель:

1. Определение актуальных проблем по подготовки конкурентоспособного специалиста в системе СПО.

ФГОС СПО для достижения нового качества образования учитывает

все требования, отвечающие современным запросам общества.

Мониторинг потребностей рынка труда и состояния сферы производства показал необходимость подготовки квалифицированных специалистов способных создавать и работать в сложном наукоемком производстве.

Единое образовательное пространство

как универсальное понятие

Понятие «образовательное пространство» принадлежит, с одной стороны, к числу наиболее употребляемых и, с другой, наименее ясных по своей сути. Этот термин появился в 1991 г., когда при создании СНГ было подписано специальное соглашение о едином образовательном пространстве. С тех пор трактовки термина менялись, и в настоящее время нет общепринятого представления о том, что представляет собой единое образовательное пространство. Выявим типичные трактовки термина «единое образовательное пространство».

1. В глобальном значении: мировое образовательное пространство и

единое европейское пространство высшего и среднего образования.

 Единое европейское образовательное пространство всех стран, участвующих в Болонском процессе (в 1999 году декларацию поддержали пять стран, сейчас к Болонской декларации присоединились ещё 40 стран, в том числе и Россия)  характеризуется общими принципами получения  среднего и высшего образования, возможностью студенческой миграции и неактуальностью языкового барьера. Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию.  Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия.

2. Синоним термина «образовательная среда». В этом случае, предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.  Под образовательной средой (пространством) понимается следующее:

• естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение обучающегося, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать продуктивную деятельность обучающегося,;

• социально-психологическая, физическая среда техникума, дома, улицы и т.д., в которой происходит жизнь обучающегося и педагога.    

3. В значении «территориальной» категории, связанной с масштабом тех или иных явлений в образовании или социальной практике, т.е. территория (регион), в которой государством и общественными организациями обеспечивается унифицированный уровень (ни) (стандарт) образования, и, таким образом обеспечивается преемственность в образовательном процессе. Например, единое образовательное пространство СНГ предполагает формирование образовательного сообщества, базирующегося на единстве в подходах, содержании образования, терминологии, категориях и

стандартах, единстве в подведении результатов, иными словами – процесс, базирующийся на принципе единых возможностей. Или, единое образовательное пространство города, в которое входят все учебные заведения города, все структуры и организации, способствующие оздоровлению и воспитанию детей: отдел образования, отдел культуры, отдел по делам молодежи, спортивные организации, экологический комитет, отдел соц. защиты и др.

Многозначность и востребованность данного термина говорит об его актуальности и необходимости рассмотрения проблем образования через призму понятия «единое образовательное пространство».

Воспитание конкурентоспособной личности в условиях

формирования единого образовательного пространства

В современных условиях конкурентоспособность является фактором

успешного и устойчивого развития любой страны в современном мире,

Основное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Важная роль образования в решении задач социально-экономического развития России и повышении ее конкурентоспособности в целом заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности.

Фактором развития конкурентоспособности личности являются ее внутренняя среда, активность и потребность в самореализации. Объектом развития являются интегральные характеристики личности, направленность, компетентность, гибкость, самосознание.

Конкурентоспособность представляет собой комплексную способность личности, структуру которой определяют психологические и психодинамические характеристики личности, дающие ей возможность быть успешной и эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизни.

Российская система образования переживает очень важный период своего развития. Именно образование выполняет важную общественную функцию – формирует самосознание человека. От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики.

Конкурентоспособность – социально  ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром. Для формирования таких социально ориентированных качеств личности необходимы новые, инновационные по своей сущности условия, которые в традиционно функционирующей системе  среднего и  высшего образования создать не удается.

 Обществу нужна не вообще конкурентоспособная личность, а личность, чья

конкурентоспособность достигается цивилизованными методами и средствами. А это возможно только при условии воспитания у подрастающего поколения высокого уровня нравственной культуры, цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы.

Как говорят спортсмены, важна не только победа, но и честная спортивная борьба и конкуренция, которая приводит к победе. Так и на рынке труда личность должна достигать высокого профессионализма и на этой основе высокой конкурентоспособности, но при условии  ее одновременно высокой духовно-нравственной культуры.

Итак, вхождение России в рыночные отношения поставило перед педагогикой и педагогами чрезвычайно сложную задачу: необходимо воспитать конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность это не одно качество, а интегральная

характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности

личности:

1) высокий уровень работоспособности;

2) стремление к качественному конечному результату;

3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности;

4) творческое отношение к делу, труду;

5) стремление к профессиональному самосовершенствованию;

6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений;

7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству,

сотворчеству;

8) способность к быстрому освоению нового дела;

9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.

Взгляды педагогов разных стран мира весьма близки. Сегодня обучающимся недостаточно успешно освоить базовый курс  программы, научиться применять свои знания в знакомой ситуации, получить аттестаты, дипломы.  Им необходимо научиться самостоятельно, работать с информацией и приобретать знания.

Только в этом случае они смогут рассчитывать на успех в информационном обществе  XXI в.

Переход страны к рынку обнаружил, что существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. Постепенно стало очевидным, что развитие высшего и среднего образования определяется не потребностью общества в специалистах, а спросом на него со стороны людей, причем во все большей мере безотносительно к профессии.

Однако, рост числа выпускников, в свою очередь, вызвал конкуренцию между ними за удачное трудоустройство. Современные социально- экономические условия, в которых преобладают рыночные отношения, выдвигают перед личностью, стремящейся к успешной самореализации, ряд требований. На сегодняшний момент, для того чтобы получить хорошо оплачиваемое рабочее место, для того, чтобы потом его за собой сохранить и продвинуться выше по служебной лестнице. Для того чтобы в целом достичь успеха в любой профессиональной деятельности, необходимо быть в чем-то лучше или как минимум не хуже других, т.е. быть конкурентоспособным. 

  Под конкурентоспособностью выпускника подразумевается способность человека к конкуренции как к специфической форме межличностного взаимодействия в форме противоборства, противостояния оппонентам.

 В «Концепции модернизации российского образования» основная цель

высшего образования определена следующим образом: «Подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования».

В настоящее время одной из задач современного среднего   профессионального образования должна являться подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста.

Необходимо ориентироваться в своем  развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда.

   Работодателей больше всего волнует качество подготовки специалистов.

В настоящее время диагностические методики оценивания качества

подготовки представлены двумя группами:

1) оценка профессиональной компетентности на основе квалификационного стандарта;

2) оценка профессиональной компетентности будущего специалиста

как личности.

Проводя перманентный мониторинг рынка труда, вузы и средние профессиональные учреждения  смогут адаптировать свою деятельность к его запросам, а следовательно, выпускники будут качественно подготовлены к последующей трудовой деятельности и конкурентоспособны на этом рынке.

              Конкурентоспособность студентов в СПО

 

            Современный рынок труда требует создания таких технологий профессионального развития, которые позволят выпускникам средних профессиональных  учебных заведений, входящим в мир производственной и управленческой деятельности, достичь высокого уровня конкурентоспособности.  Конкурентоспособная личность должна обладать не только специальными знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности, а, прежде всего развитыми личностными качествами, позволяющими эффективно осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты. Личностно-профессиональные качества имеют первостепенное значение в обеспечении конкурентоспособности работников.

        Рынок труда ставит жесткие требования перед молодыми специалистами СПО. Сегодня наличие документа о среднем профессиональном образовании не гарантирует получение престижного рабочего места по специальности. Анализ современного рынка труда показал, что специалисты в возрасте до  22   лет испытывают трудности в трудоустройстве и обладают низким уровнем конкурентоспособности личности в сравнении с другими возрастными группами. В настоящее время потребность в разработке и  обосновании программы формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе многократно возрастает. Конкурентоспособность рассматривается как достижение и успех молодого специалиста.    Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностно-профессиональные качества.

         Личностно-значимые и профессионально-значимые качества студента  неправомерно рассматривать в отрыве друг от друга, так как личность является субъектом профессиональной деятельности.   Профессиональное и личностное развитие - это два взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесса. В развитии конкурентоспособности существенную роль играет то, каким образом осуществляется профессиональное образование.

Особенности развития среднего профессионального образования на различных ступенях многоуровневой подготовки рассматривается у  С.Я. Батышева  и других авторов. Результаты поиска эффективных систем профессионального образования были использованы рядом исследователей в построении элементов концепции профессионального образования.  При модернизации отечественного среднего профессионального образования основополагающим подходом становится личностно-ориентированный подход.

     Таким образом,  в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности основным фактором выступает развитие личности.   Следует отметить, что понятия профессионализм и конкурентоспособность различны.     Конкурентоспособность включает в себя ряд  профессиональных характеристик личности.

         Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и внепрофессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

          Среди проблем, которые решает отечественное СПО образование в процессе реформирования, проблема подготовки конкурентоспособных выпускников является одной из приоритетных.  Однако подходы и средства организации учебно-воспитательного процесса, способствующие формированию конкурентоспособности студентов, недостаточно разработаны. Многие ученые уделяли внимание проблеме развития личности в процессе профессиональной подготовки. Однако основными направлениями исследований являются изучение психолого-педагогических основ именно профессионального самоопределения и профориентационной деятельности, т.е. развитие профессионализма, а не надпрофессиональных качеств личности специалиста.

        Конкурентоспособность личности предполагает не столько высокое качество результатов деятельности, сколько способность выстоять и победить в конкурентной борьбе

Развитие конкуренции происходит за счет создания обществом соответствующих условий. Образовательные учреждения должны развивать конкурентоспособность студентов, предоставляя им знания о правилах и алгоритме ведения конкурентной борьбы, о способах ее осуществления.  В связи с этим актуализируется необходимость разработки специальных программ, целью которых является формирование у студентов соответствующих навыков и конкурентных преимуществ их личности.

          При разработке средств, методов и форм  решения проблемы формирования конкурентоспособности личности необходимо придерживаться следующей позиции: воспитывать конкурентоспособную личность, которая применяет цивилизованные методы и средства достижения целей. А это возможно только при условии воспитания у студентов высокого уровня нравственной культуры, самосознания, принятия ими цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. В настоящее время возрастает актуальность проблемы формирования у студентов устойчивой ориентации на исключительную значимость духовно-нравственной культуры. Остаются актуальные вопросы развития конкурентоспособности личности, требующие дальнейшего изучения.

  Возникают следующие

 Противоречия:

- между повышением требований на рынке труда к личности специалиста и отсутствием в учебном заведении эффективной системы подготовки конкурентоспособного специалиста;

- между представлениями о конкурентоспособности личности как об интеграции внепрофессиональных характеристик и развитии профессионализма будущих специалистов.

Необходимо:

- выделить и обобщить основные требования, предъявляемые к конкурентоспособности личности специалиста в условиях современного рынка труда;

- выявить возрастные, половые и психологические особенности конкурентоспособности личности студента;

- установить особенности динамики конкурентоспособности личности студентов и конкурентного поведения студентов в образовательном процессе учебного заведения;

- определить особенности структуры конкурентоспособности личности студента на разных этапах обучения в техникуме;

- показать роль и значение системы средств, методов и способов психологического воздействия для формирования конкурентоспособности личности студента;

- разработать программу формирования конкурентоспособности личности студента в разных условиях и формах вне зависимости от осваиваемой ими специальности.

         Методическим кабинетом техникума были разработаны методические рекомендации для преподавателей по созданию условий в образовательном процессе для развития конкурентоспособности личности студента, а также для студентов с целью  саморазвития и повышения уровня собственной конкурентоспособности. Это послужило основой для разработки методических семинаров для преподавателей и кураторов.

Основные вопросы, выносимые на методические семинары:

1.Конкурентоспособность личности  как совокупность внепрофессиональных характеристик личности (коммуникабельность, целеустремленность, работоспособность и трудолюбие, ответственность, креативность, уверенность в себе и лидерские качества, рефлексивность, внимательность,  культурно-нравственные качества, способность к саморазвитию, нацеленность на конечный результат), как важнейший фактор развития личности студентов.

2. Психологические характеристики студентов. Соблюдение этических принципов формирования личности студента, соблюдение правил и принципов участия в конкуренции, принятие условий успешного участия в конкуренции через постоянное саморазвитие.

Заключение:

1. Проблема формирования конкурентоспособности личности является одной из актуальнейших.  Ей посвящено значительное количество исследований в нашей стране и за рубежом.  Основные группы критериев оценки сформированности конкурентоспособности личности:  внешние (уровень успеваемости, востребованность на рынке труда, конструктивные отношения с руководством, другими студентами и др.) и внутренние (готовность к участию в конкурентных отношениях, конкурентные преимущества личности).

2. Соблюдение этических аспектов формирования конкурентоспособности личности является необходимым условием развития личности и общества в целом. К ним относятся: понимание и осознание различий двух феноменов конкуренции и конфликта, соблюдение этических принципов ведения конкурентного взаимодействия, акцент на развитии культурно-нравственных качеств личности.

3. Общий уровень конкурентоспособности личности студента, а также степень развития некоторых ее показателей различается у юношей и девушек, имеет тендерные и возрастные особенности.

                                                     

                              ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА

         КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА.

Проблемы подготовки специалистов, реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой сегодня стоят в ряду важнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста приобретает статус одного из важнейших показателей работы учреждений профессионального образования.

От системы среднего профессионального образования в настоящее время требуются создание новых механизмов, обеспечивающих качество образовательных услуг с позиции требований профессиональной деятельности; подготовка конкурентоспособного специалиста, владеющего комплексом компетенций, которые отвечают требованиям современного рынка труда. В связи с этим исследование конкурентоспособности как свойства личности, динамики его развития в процессе профессионального становления приобретает особую значимость.

В современных условиях развитие конкурентоспособной личности студента становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки в учебных заведениях. Особенностью научной разработки понятия «конкурентоспособность» является неоднозначность его трактовки в психологической, социологической, педагогической литературе (способность, умение, свойство, основа личности), слабо изучены процессы формирования и развития конкурентоспособности личности молодых специалистов.

Конкурентоспособность человека в профессиональной деятельности зависит не только от наличия глубоких знаний и умений, но и, в первую очередь, от системы мотивов и ценностного отношения к выбранной профессиональной специальности. Конкурентоспособность – это сложное индивидуальное образование. Критерием конкурентоспособности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкретной борьбе свои преимущества, особые личные и профессиональные качества. 

Под конкурентоспособностью специалиста понимается относительная и обобщенная характеристика выпускника профессионального учебного заведения, являющаяся интеграцией его профессиональной, социальной и личностной компетенций, обеспечивающая ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений.

В качестве сущностных признаков конкурентоспособности личности выделяются: интеллектуальный потенциал, самоактуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, способность принимать ответственные решения, лидерские качества, умение работать в команде, креативность, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению.

Сложный процесс реформирования, который переживает сейчас образование, направлен на создание условий для развития целостной творчески активной личности, способной максимально реализовать себя в быстро меняющейся социально-экономической среде. В мире, где экономика, культура, профессиональный труд и другие сферы жизни постоянно изменяются, образовательная система призвана включать обучающихся в широкий спектр различных видов деятельности, развивать в них те человеческие качества, которые будут способствовать успешной социализации и адаптации за порогом учебного заведения.

Таким образом, подготовка конкурентоспособной личности играет важную роль в системе образования. Современная социокультурная ситуация в России требует изучения проблемы формирования конкурентоспособной личности.

   

  ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ     БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА, выпускника СПО.

Конкурентоспособность будущего специалиста во многом зависит от его активной жизненной позиции, от наличия у него лидерских качеств. Известно, что уверенные в себе, хорошо умеющие излагать свои мысли молодые люди намного быстрее устраиваются на работу после окончания учебного заведения. Они хорошо продвигаются по служебной лестнице, в короткие сроки достигают получения достойной зарплаты. Иначе говоря, они являются более успешными в карьере и в жизни. Учебное заведение может оказать выпускнику значительную помощь, если сформирует у него определенные лидерские качества. Эта работа должна проводиться как на уроках, так и во внеурочное время. Основные направления этой работы, на наш взгляд, следующие:

  1. Умение говорить.

Научить четко, излагать свои мысли, аргументировать, убеждать.

  1. Умение выступать публично.

Научить держаться перед аудиторией в 30–150 человек.

  1. Умение организовать дело.

Научить организовывать различные дела, мероприятия (трудовые, учебные, спортивные).

  1. Умение повести за собой.

Самое трудное умение.

Необходимо научить увлекать за собой других (личным примером, убеждением). Для формирования данных умений хорошо использовать деловые игры, привлекать студентов к участию в органах самоуправления (Студенческая Дума, старостат), активно использовать классные часы.

 Это дает возможность воспитывать в студентах качества, необходимые для успешной работы и жизни. 

 Сотрудники нашего  техникума постоянно отслеживают судьбу выпускников. Анализ данных  показал, что наличие лидерских качеств, сформированных во время обучения в техникуме, помогают нашим выпускникам в работе и жизни.


Список  использованной  литературы:                                                                                 

1. Андреев В. И. Конкурентология : учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац.технологий, 2004. 468 2. Батышев С. Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике / С. Я. Батышев. -М. :Проф. образование, 1993. -394 с.             

2. Гагарин А. В. Психология и педагогика высшей школы : учебно-методический комплекс : метод, материалы, курс лекций, рабочие тетради, тесты / А. В. Гагарин ; под общ. ред. А. А. Деркача. -М. :РАГС,2007.-286с.                       

3. Гусева А. С. Конкурентоспособность государственного служащего как условие успешной карьеры. Служебная карьера / А. С. Гусева ; под ред. Е. В. Охотского. М. : Экономика, 1998. - 304 с.

4. Ашбот Т. Международный журнал // Проблемы теории и практики

управления. – 2011. – №7. – С. 36–44.

5. Тимченко, В. В. Сопровождение карьеры выпускников : актуальный взгляд на проблемы взаимодействия вузов с работодателями // Аккредитация в образовании. – 2008. – Март. – № 21. – С. 48–50.

6. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как

показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. – Набережные Челны, 1996. – 432

Интернет-ресурсы:

7. Материалы международной научно-практической

конференции 20–21 ноября 2011 года «ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы к конференции. Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе СПО медицинского профиля с использованием инновационнообразовательных технологий. Г.А.Максимова, Л.С. Марач, С.Я. Лущай.

Тезисы были подготовлены для всеросийской научно-практической конференции"Здравоохранение и образовательное пространство: интеграция и перспективы взаимодействия",г.Астрахань, 2-3 июня 2016 года...

Статья "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"

Статья: "Цели и задачи цикловой комиссии по подготовке конкурентоспособного специалиста"...

Самоанализ опыта педагогической деятельности по единой методической теме «Развитие навыков самостоятельной работы – основа качественной подготовки конкурентоспособного специалиста»

В данной работе предоставлен опыт работы преподавателя немецкого языка над единой методической темой техникума "Развитие навыков самостоятельной работы- основа качественной подготовки конкурентоспособ...

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Качество профессионального образования можно обеспечить при условии включения образовательных учреждений в систему профессиональной деятельности предприятий и организаций. Сегодня повышение качества ...