Методическая разработка на тему: «Исследование удовлетворенности студентов учебной деятельностью» в ГОУ СПО ЯО Пошехонском сельхозтехникуме.
методическая разработка на тему
Методическая разработка на тему: «Исследование удовлетворенности студентов учебной деятельностью» предназначена для выявления степени удовлетворенности учебной деятельностью студентов техникума и последующего усовершенствования организации учебного процесса, а так же студенческой жизни в соответствии с ФГОС и предпочтениями обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОШЕХОНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Социальный педагог: Директор ГОУ СПО ЯО
____________Н.А. Белякова Пошехонского сельхозтехникум
Методист: _____________О.Н. Викторович
___________В.Ю. Кочуров «___» 2015
Методическая разработка
на тему: «Исследование удовлетворенности студентов учебной деятельностью»
в ГОУ СПО ЯО Пошехонском сельхозтехникуме.
Разработал:
Зам. директора по
учебной работе
И.С. Вахрамеева
2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
Ход исследования……………………………………………………..5
Общие условия использования методической разработки………….10
Список используемой литературы……………………………………12
Приложение…………………………………………………………….13
Введение
Совершенствование отечественной системы профессионального образования и профессиональной подготовки специалистов является одной из актуальных проблем развития общества в настоящее время. Личностно-ориентированная направленность образования на становление человека субъектом инвариантных форм познания предполагает гибкое владение знаниями и рациональными способами учебной деятельности.
Тенденция развития системы среднего профессионального образования направлена на создание оптимальных условий для получения качественного педагогического образования, что способствует как реализации внутреннего потенциала студентов в процессе обучения, так и формированию удовлетворенности учебной деятельностью. Особенно актуально это становится в связи с тем, что проблема удовлетворенности в психолого-педагогических и социологических исследованиях рассматривается только в контексте удовлетворенности трудом или удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Проблема исследования заключается в определении организационно-педагогических условий формирования удовлетворенности учебной деятельностью через совершенствование различных форм учебной деятельности студентов ГОУ СПО ЯО Пошехонского сельхозтехникума в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования: организация учебного процесса и студенческой жизни обучающихся для формирования удовлетворенности учебной деятельностью студентов техникума в процессе профессиональной подготовки.
Объект исследования: учебная деятельность студентов.
Предмет исследования: процесс формирования удовлетворенности учебной деятельностью студентов.
Оснащение: Анкеты для тестируемых, бланк заполнения результатов, ручка.
Методическая разработка на тему: «Исследование удовлетворенности студентов учебной деятельностью» предназначена для выявления степени удовлетворенности учебной деятельностью студентов техникума и последующего усовершенствования организации учебного процесса, а та же студенческой жизни в соответствии с ФГОС и предпочтениями обучающихся.
Ход исследования
В целях обеспечения обратной связи со студентами и улучшения организации образовательного процесса просим Вас ответить на вопросы предлагаемой анкеты. Все данные будут рассмотрены и учтены в работе по организации учебного процесса и студенческой жизни. Анкета анонимна. Чтобы правильно ответить на анкету выберите в каждом вопросе (строчке таблицы) один вариант ответа (одну цифру) или впишите свое мнение в соответствующую графу.
Анкета исследования удовлетворенности студентов учебной деятельностью в ГОУ СПО ЯО Пошехонском сельхозтехникуме.
1. Можете ли Вы считать, что достаточно хорошо понимаете содержание своей будущей специальности/ профессии?
1. Да, я уверен в правильности своего выбора и хорошо представляю свою будущую профессиональную деятельность;
2. Я представляю свою будущую работу только в общих чертах;
3. У меня очень смутное представление о выбранной специальности/ профессии, но я надеюсь, что оно скоро прояснится;
4. Да, поэтому я сомневаюсь в правильности выбора мною будущей специальности/ профессии;
2. Считаете ли Вы, что образовательный процесс способствует раскрытию и реализации Ваших индивидуальных способностей
1. Получение знаний в техникуме помогает мне оценить свои индивидуальные способности;
2. Я имею смутное представление о своих индивидуальных способностях и думаю, что только практическая деятельность после окончания техникума поможет их раскрыть;
3. Трудно раскрыть индивидуальные способности при существующей методике и организации учебного процесса;
4. В учебном процессе нет возможности реализовать индивидуальные способности, даже если они известны;
5. Учебный процесс проявляет индивидуальные способности в области профессиональной деятельности, но затрудняет развитие общечеловеческих гуманитарных способностей;
6. Считаю, что не развитие способностей определяет успех профессиональной деятельности, а реальные условия;
3. Как Вы оцениваете, достаточно ли Вы получаете знаний для эффективной профессиональной деятельности?
1. Да, я считаю, что комплекс знаний по специальности отражает содержание и особенность профессиональной деятельности;
2. Я не задумывался над этим вопросом. Получаю те знания, которые мне положены по федеральному государственному стандарту;
3. Я считаю, что образовательная программа недостаточно полно отражает потребности профессиональной деятельности;
4. Я получаю недостаточно знаний, как по составу дисциплин, так и по структуре их учебных часов;
4. Считаете ли Вы, что существующая система оценки знаний, умений и компетенций достаточно объективна и справедлива?
1. Да, в целом существующая система оценки знаний, объективна и справедлива;
2. Не совсем. Я считаю, что более эффективной была бы оценка знаний по десятибалльной или стобалльной шкале;
3. Не совсем. Надо оценивать не столько уровень знаний, сколько отношение студента к учебе, его индивидуальные способности, самостоятельную работу, активность на уроках. Существующая система оценки знаний это не обеспечивает.
4. Не совсем. Методы и формы оценки знаний должны быть дифференцированы в зависимости от значимости и места дисциплины в образовательной программе.
5. Нет. Я считаю, что в существующей системе преподаватели могут проявлять необъективность.
5. Если бы Вам снова пришлось выбирать специальность и образовательное учреждение, куда бы Вы поступили?
1. В ГОУ СПО ЯО Пошехонский сельхозтехникум на ту же специальность/профессию.
2. В ГОУ СПО ЯО Пошехонский сельхозтехникум на другую специальность/ профессию
3. В другой образовательное учреждение на ту же специальность/ профессию
4. В другой образовательное учреждение на другую специальность/ профессию
6. Откуда Вы получаете информацию о различных областях жизни техникума?
(выберите в каждой строчке таблицы один вариант ответа (одну цифру))
Источник информации | Основной источник | Не основной источник | Не получаю информацию |
А. Из объявлений газеты техникума | 1 | 2 | 3 |
Б. С информационных стендов | 1 | 2 | 3 |
В. На классных часах | 1 | 2 | 3 |
Г.При личном общении с администрацией техникума | 1 | 2 | 3 |
Д. На сайте техникума | 1 | 2 | 3 |
Е. От преподавателей | 1 | 2 | 3 |
Ж. От других студентов | 1 | 2 | 3 |
7. Как Вы оцениваете уровень знаний и компетенций, получаемых в техникуме?
(выберите в каждой строчке таблицы один вариант ответа (одну цифру))
Знания и навыки | Основательные | Достаточные | Недостаточные |
А. Теоретические профессиональные | 1 | 2 | 3 |
Б. Общеобразовательные | 1 | 2 | 3 |
В. Практические | 1 | 2 | 3 |
Г. Дополнительные образовательные программы | 1 | 2 | 3 |
8. Как Вы оцениваете материально-техническую обеспеченность учебного процесса?
(выберите в каждой строчке таблицы один вариант ответа (одну цифру)
Показатель | Отличная | Достаточно хорошая | Посредст- венная | Плохая |
А. Наличие необходимой литературы в библиотеке | 1 | 2 | 3 | 4 |
Б. Наличие компьютеров, используемых в учебном процессе | 1 | 2 | 3 | 4 |
В. Доступность ресурсов интернета | 1 | 2 | 3 | 4 |
Г. Количество мест в читальном зале | 1 | 2 | 3 | 4 |
Д. Наличие учебного оборудования, инструментов, материалов | 1 | 2 | 3 | 4 |
Е. Наличие мастерских и специализированных аудиторий, сооружений | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ж. Возможность заниматься физкультурой и спортом | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. Оцените состояние и работу социально-бытовой инфраструктуры техникума
(выберите в каждой строчке таблицы один вариант ответа (одну цифру)
Уровень благоустроенности и предоставляемых услуг | Высокий | Удовлетвори-тельный | Не удовлетвори-тельный | Затрудняюсь ответить |
А. Общежитие | 1 | 2 | 3 | 4 |
Б. Столовая | 1 | 2 | 3 | 4 |
В. Спортивный зал, тренажерный зал, спортивная площадка | 1 | 2 | 3 | 4 |
Г. Территории техникума (придомовая территория, дорожек и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
Д. Мест общественного пользования (коридоров, туалетов, лестниц и т.д.) | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. Как Вы оцениваете организацию внеурочной и воспитательной работы в ГОУ СПО ЯО Пошехонском сельхозтехникуме?
(выберите в каждой строчке таблицы один вариант ответа (одну цифру)
Уровень благоустроенности и предоставляемых услуг | Высокий | Удовлетво-рительный | Не удовлетвори-тельный | Затрудняюсь ответить |
А. Доступность информации о работе спортивных секций, студенческих клубов, кружков и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Б. Организация работы по профилактике нарко- алкогольной и тобакозависимости | 1 | 2 | 3 | 4 |
В. Организация работы по профилактике правонарушений | 1 | 2 | 3 | 4 |
Г.Эффективность и справедливость поощрения студентов за достижения в учебе, спорте и т.д. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Д. Влияние студентов на организацию и планирование внеучебной и воспитательной работы | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. Как Вы оцениваете взаимодействие с директором, заместителями директора, социальным педагогом и куратором?
(выберите в каждой строчке таблицы один вариант ответа (одну цифру)
Критерий | Высокая | Средняя | Низкая | ||
Доступность (для студентов) | А | Директор | 1 | 2 | 3 |
Б | Зам. директора по УР | 1 | 2 | 3 | |
В | Зам. директора по ПО | 1 | 2 | 3 | |
Г | Социальный педагог | 1 | 2 | 3 | |
Д | Куратор | 1 | 2 | 3 | |
Эффективность (решает проблемы студентов) | Е | Директор | 1 | 2 | 3 |
Ж | Зам. директора по УР | 1 | 2 | 3 | |
З | Зам. директора по ПО | 1 | 2 | 3 | |
И | Социальный педагог | 1 | 2 | 3 | |
К | Куратор | 1 | 2 | 3 |
12. Выберите наиболее эффективные способы укрепления учебной дисциплины в части посещаемости занятий.
(Можно отметить несколько вариантов).
1. Перекличка на лекциях.
2. Перекличка на практических занятиях.
3. Ограничение допустимого числа пропусков без уважительной причины.
4.Система допусков к зачетам и экзаменам.
5.Отработка пропущенных лекций в форме подготовки докладов по теме лекции.
6. Отработка пропущенных практических занятий.
7. Контроль посещаемости занятий со стороны учебной части.
8.Ужесточение требований при сдаче экзаменов и зачетов.
9. Увеличение количества тем, предлагаемых студентам для самостоятельного изучения.
13. Укажите слабые стороны в организации учебного процесса в ГОУ СПО ЯО Пошехонском сельхозтехникуме?
(Можно отметить несколько вариантов).
1. Недостаточное количество часов для наиболее значимых предметов.
2. Некорректная организация зачетов и экзаменов (мало времени на подготовку, короткий промежуток времени между экзаменами и т.д.).
3. Несоответствие изученных дисциплин получаемой специальности.
4. Низкое качество преподавания дисциплин.
5. Неудобное расписание, перегруженность занятиями.
6.Недостаточное использование современных методов обучения (мультимедийных занятий, интерактивных методов обучения и т.д.).
7. Низкий уровень квалификации педагогического коллектива.
8. Недостаточная помощь в трудоустройстве выпускников со стороны техникума.
9. Недостаточная социальная поддержка студентов.
11. Недружелюбная обстановка в студенческом коллективе.
12. Недружелюбное отношение к студентам со стороны администрации техникума.
13.Недружелюбное отношение к студентам со стороны учебно-вспомогательного персонала.
Благодарим за участие!
Общие условия использования методической разработки
- Методика предназначена для работы со студентами 1-4 курсов, результаты подсчитывает тестирующий (куратор, социальный педагог и др.)
- По времени проведения вся методика занимает: 30-40 минут.
- Методика может применяться во всех группах студентов в начале и конце учебного года, для сравнения эффективности внедрения различных мероприятий по улучшению организации учебного процесса и внеучебной деятельности студентов.
- Результаты проведенного исследования удовлетворенности студентов учебной деятельностью помогут сделать следующие выводы:
- Выявить основные причины выбора специальности/ профессии на примере исследуемого образовательного учреждения.
- Достаточно ли умений, знаний и навыков получают студенты на теоретических и практических занятиях для эффективной профессиональной деятельности.
- Есть ли возможность раскрытия индивидуальных способностей обучающихся.
- Удовлетворены ли обучающиеся, материальной базой и социо-культурной инфраструктурой техникума.
- Выяснить взаимоотношения между студентами, а так студентами и преподавателями и администрацией техникума.
Сбор результатов. Анкетируемым раздаются бланки заполнения результатов (Приложение 1), в которых указываются номера ответов, или же присваеваемая оценка. При подсчете баллов, можно сделать следующие выводы:
- максимальный результат 118-150 баллов, показывает, что у большинства студентов есть претензии к организации учебного процесса, к уровню профессиональной подготовки. Так же обучающиеся не удовлетворены материально- технической базой и социально- бытовой инфраструктурой, и при этом межличностные отношения студентов, преподавателей и администрации техникума оставляют желать лучшего.
- 86-118 баллов, средняя удовлетворенность обучающихся образовательным процессом и внеучебной деятельностью. В данном случаем необходимо проанализировать слабые стороны организации учебного процесса, и внедрить мероприятия, повышающие показатели удовлетворенности среди обучающихся.
- 43-86 баллов, данные, полученные в результате исследования уровня удовлетворенности учебной деятельностью студентов, позволяют нам сделать вывод о том, что обучение идёт благополучно. Студентов устраивает структура процесса обучения, способ преподавания. Учебный процесс помогает раскрыть индивидуальные способности каждого студента, в соответствии с интересами, наклонностями студентов, а так же учебный процесс помогает сформировать профессионально важные качества студентов.
Данное исследование не может претендовать на полное решение исследуемой проблемы, так как существует несколько направлений ее дальнейшего изучения. Интересным представляется рассмотрение удовлетворенности учебной деятельностью студентов с разными мотивами профессионального выбора и профессиональными установками, а также отличающихся друг от друга профессиональной направленностью и степенью сформированности профессионального образа мира.
Список используемой литературы
1.Абдуллина О. А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. - N 3. - С. 35-39.
2. Авершин В.И. Пути повышения учительского мастерства // Педагогика. -1998. №3. - С. 66-69.
3. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды. В 2-х т., т. 2. М.: Педагогика, 1980. - 287 с.
4. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические обоснования образовательной технологии. М.: «Центр «Педагогический поиск», 2003. — 256 с.
5. Лебедев О.Е. Разработка образовательных программ как управленческая задача // Народное образование. 1999. -№7-8. - С. 16-25.
6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 480 с.
7. Патрушев В.Д, Калмакан Н.А. Удовлетворенность трудом: социально-экономические аспекты. -М.: Наука, 1993. 111 с.
8. Содержание и психологические основы учебно-педагогической деятельности: Учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГУ, 1992. - 104 с.
9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Педагогика, 1974 г. - Т. 1. - 547 с.
Приложение 1
Бланк заполнения результатов
№ вопроса | Место для ответа | № вопроса | Место для ответа | |||
1 | 9 | А | ||||
2 | Б | |||||
3 | В | |||||
4 | Г | |||||
5 | Д | |||||
6 | А | 10 | А | |||
Б | Б | |||||
В | В | |||||
Г | Г | |||||
Д | Д | |||||
Е | 11 | А | ||||
Ж | Б | |||||
7 | А | В | ||||
Б | Г | |||||
В | Д | |||||
Г | Е | |||||
8 | А | Ж | ||||
Б | З | |||||
В | И | |||||
Г | К | |||||
Д | 12 | |||||
Е | 13 | |||||
Ж |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"
Методическая разработка по теме "Самостоятельная работа студентов как одно из направлений интенсификации процесса обучения"...
Методическая разработка по теме: «Создание, разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методическая разработка...
Учебно-методическая разработка по теме « Основные геометрические понятия, физические явления» для студентов 1 курса
Тема: « Основные геометрические понятия, физические явления» Цель : развитие иноязычной лингвистической компетенции студентов Задачи : Образовательные: а) систематизация знаний по теме “Геомет...
Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования
Исследование формирования мотивации учебной деятельности обучающихся среднего профессионального образования...
Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»
Методическая разработка адресована преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной деятельност...
Методическая разработка по теме" Технология отработки навыков самостоятельной деятельности при работе с учебными материалами"
Технология отработки навыков самостоятельной деятельности обучающихся при работе с учебными материалами на уроках по предмету "Основы материаловедения"...
Методическая разработка на тему «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….… 6...