Программа по Охране труда для ТМ ОП 05
рабочая программа на тему
Представлена рабочая программа по специальности "Технология машиностроения" по дисциплине "Охрана труда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ohrane_truda_dlya_tm_op_05.doc | 206 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 13 «Охрана руда»
2013 г.
Рассмотрена на заседании ПЦК Утверждена
Общепрофессиональных и эконо- Зам. директора по УР
мических дисциплин
Протокол № от 2013 г. «___» __________ 2013 г.
Председатель ПЦК ____________ ___________ Е.Б. Волынкина
__________________ О.Д. Бойко
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 151901 Технология машиностроения укрупненной группы специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка
Организация-разработчик: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»
Разработчик:
Костина Т.В. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин КГБОУ СПО Комсомольского-на-Амуре авиационно-технический техникума
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 16
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности специального профессионального образования укрупненной группы специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка 151901 Технология машиностроения сроком обучения 2 года 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения при наличии основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Охрана труда» входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла по специальности 151901 Технология машиностроения.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
- проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- действие токсичных веществ на организм человека;
- меры предупреждения пожаров и взрывов;
- категорирование производства по взрыво- и пожароопасности;
- основные причины возникновения пожаров взрывов;
- особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
- правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
- предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
- принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 56 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
лабораторные работа | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
подготовка к контрольным работам, тестированию | 7 |
подготовка сообщений, докладов | 2 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
исследовательская работа | - |
работа с информационными источниками | - |
реферативная работа | 16 |
расчетно-графическая работа | - |
творческие задания | - |
подготовка презентационных материалов | 1 |
составление таблиц | - |
составление тезисов | - |
Итоговая аттестация в форме | зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторная и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | 2 | |||
Раздел № 1 Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | 12 | |||
Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов | Содержание учебного материала | |||
1.Основные стадии идентификации негативных производственных факторов. | 4 | 1 | ||
2. Классификация опасных и вредных производственных факторов. | ||||
3.Наиболее типичные источники опасных и вредных производственных фак- | ||||
Торов различного вида на производстве. | ||||
4. Наиболее опасные и вредные виды работы. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося | - | |||
Практическая работа | - | |||
Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и | Содержание учебного материала | |||
1 Источники негативных факторов и их воздействие на человека. | 4 | 1 | ||
2.Принципы нормирования и предельно-допустимые уровни негативных | ||||
факторов. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 1 Реферат: « Охрана руда в производстве» | 4 | 2 | ||
Практическая работа № | - | - | ||
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов | 22 | |||
Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов | Содержание учебного материала | |||
1.Об основных способах защиты от негативных факторов. | 4 | 1 | ||
2. Способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 2 Реферат: «Средства индивидуальной защиты». | 4 | 2 | ||
Практическая работа № 1 Расчет уровня шума | 2 | 2 | ||
Тема 2.2 Защита человека от химических и биологических факторов | Содержание учебного материала | |||
1.Способы защиты от загрязнения воздушной среды. | 4 | 1 | ||
2.Способы защиты от загрязнения водной среды. | ||||
3.Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № | - | - | ||
Практическая работа № | - | - | ||
Тема 2.3 Защита человека от опасности механического травмирования | Содержание учебного материала | |||
1.Безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом. | 4 | 1 | ||
| ||||
Самостоятельная работа обучающегося № | - | - | ||
Практическая работа № | - | - | ||
Тема 2.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера | Содержание учебного материала | |||
1.Методы пожарной защиты на промышленных объектах. | 4 | 1 | ||
2.Методы защиты от статического электричества и молнии. | ||||
| ||||
Самостоятельная работа обучающегося № | - | |||
Практическая работа № | - | |||
Раздел 3. Обеспечение комфортных условий трудовой деятельности | 12 | |||
Тема 3.1. Микроклимат помещений | Содержание учебного материала | 1 | ||
| 4 | |||
| ||||
| ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 3 Доклад «Классификация, расследование, оформление и учет нестандартных случаев». | 2 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Тема 3.2.Освещение | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
| ||||
| ||||
| ||||
Самостоятельная работа обучающегося | - | |||
Практическая работа № 2 Расчет уровня освещения | 2 | 2 | ||
Раздел 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда | 14 | |||
Тема 4.1. Психофизиологические основы безопасности труда | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |
1.Виды трудовой деятельности. | ||||
2.Общность и различия между физическим и умственным трудом. | ||||
3.Влияние алкоголя на безопасность труда. | ||||
4. Энергетические затраты при различных видах трудовой деятельности. | ||||
5. Способы снижения утомления человека и повышения его работоспособности. | ||||
6.Способы оценки тяжести и напряженности труда. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося | - | |||
Практическая работа № 3 Расчет потребного воздухообмена при общеобменной вентиляции. | 2 | 2 | ||
Тема 4.2. Эргономические основы безопасности труда | Содержание учебного материала | |||
1.Основные антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. | 4 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося № 4 Рефераты «Медицинские осмотры». | 4 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Раздел 5. Управление безопасностью труда | 18 | |||
Тема 5.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда | Содержание учебного материала | |||
1.Законодательство о труде. | 4 | 1 | ||
2.Систему стандартов безопасности труда. | ||||
3.Систему управления безопасностью труда в РФ. | ||||
4.Систему контроля и надзора за безопасностью труда. | ||||
Практическая работа № 4 Классификация, расследование, оформление и учет несчастных случаев | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося № 5 Реферат «Травматизм и заболеваемость на производстве» | 6 | 2 | ||
Тема 5.2. Экономические механизмы управления безопасности труда | Содержание учебного материала | |||
1.Составляющие экономического ущерба и принципы их расчета. | 4 | 1 | ||
2.Принципы оценки экономической эффективности мероприятий по охране и улучшению условий труда. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 6 Письменное сообщение «Охрана труда женщин, Охрана труда несовершеннолетних, Охрана труда инвалидов» | 2 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Раздел № 6 Первая помощь пострадавшим | 10 | |||
Содержание учебного материала | ||||
1.Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на производстве. | 6 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося № 7 Презентация на тему: «Первая помощь пострадавшим при разных видах травмирования» | 4 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Итого | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Метрологии, стандартизации и сертификации».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- модели соединений элементов строительных конструкций;
- стандартные образцы втулок из стали для проведения измерений на различных приборов;
- стенд «Виды средств измерений»;
- комплект плакатов по разделам «Нормирование точности размеров. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей», «Нормирование точности формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхностей», «Нормирование точности типовых элементов деталей и соединений», «Метрология и средства измерения»;
- планшеты: «Информация для студентов», «Учимся, работаем и отдыхаем», «Методические указания», «Общие правила выполнения текстовых документов», «График успеваемости».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- комплект учебно-методической документации;
Оборудование лаборатории:
-Набор угловых мер длины; |
-Принадлежности к прибору мер; |
-Штангенглубиномер; |
-Штангенциркуль; |
-Штангенрейсмас; |
-Штангензубомер; |
-Глубиномер микрометрический; |
-Глубиномер индикаторный; |
-Набор концевых мер длины; |
-Прибор внутренних измерений; |
-Микрометр тарельчатый; |
-Микрометр гладкий 0-25, 25-50; |
-Микрометр гладкий 50-75; |
-Микрометр резьбовой 25-50; |
-Микрометр резьбовой 50-75; |
-Индикатор часового типа; |
-Индикатор нутромер; |
-Индикаторный глубиномер; |
-Индикаторный толщимер; |
-Индикаторные принадлежности; |
-Калибр – скоба; |
-Калибр – пробки; |
-Резьбовые калибр – пробки; |
-Набор проволочек для замера резьбы; |
-Нутромер микрометрический; |
-Рычажная скоба; |
-Универсальный угломер типа УН; |
-Универсальный угломер типа УМ; |
-Калибры для контроля конусов; |
-Калибры для контроля шлицевых соединений; |
-Резьбовые калибры – кольца. |
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Девясилов В.А. Безопасность труда (охрана труда): Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Форум-Инфра-М, 2008.- 420 с..
- Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/ С.В. белов, В.А. Девясилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова.- М.: Высшая школа, 2007. – 357 с.
3. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учеб. пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Понамарев и др. – М.: Высш. Шк., 2007, - 431 с.: ил.
Дополнительные источники:
1.Безопасность и охрана труда: Учебное пособие для вузов/ Н.Е. Гернагина, Н.Г. Занько, Н.Ю. Золотарева и др.; Под ред. О.Н. Русака. – СПб: Изд-во МАНЭБ, 2001. –279 с.: ил.
2.Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: Справочник/ С.В. Белов, А.Ф. Козьяков, О.Ф. Партолин и др.; Под ред. С.В. Белова. М.: Машиностроение, 1989. – 368 с.: ил.
3. Алексеев С.В., Усенко В.Р. Гигиена труда. – М.: Медицина, 1988.
4. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. и др. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч.1. – М.: ВАСОТ, 1992.
5. Белов С.В., Козьяков А.Ф., Белов С.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч.2. – М.: ВАСОТ, 1993.
6. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов/ П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А.Подгорных и др.. – М.: Высшая школа, 1999. – 318 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществления преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторной работы, самостоятельных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных расчетных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности | -практические задания по работе с информацией, документами, литературой; -накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - работать в группе и представлять как свою, так позицию группы; - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля; |
Применять документацию систем качества | -подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; - сдача индивидуальных практических и лабораторных работ; |
Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | - фронтальный опрос, индивидуальный опрос; -традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; |
Знания: | |
Документацию систем качества | -практические занятия, лабораторная работа, тестирование; - осуществлять коррекцию (исправление) ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля; |
Единство терминологий, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах | -практические занятия, тестирование - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля; - фронтальный опрос, индивидуальный опрос; -традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; |
Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации | -накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - работать в группе и представлять как свою, так позицию группы; - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля; |
Основы повышения качества продукции | - осуществлять коррекцию (исправление) ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; - фронтальный опрос, индивидуальный опрос; -традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
Разработчик
ФГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре политехнический техникум» | Преподаватель | Т.В.Костина |
Эксперты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по охране труда
Рабочая программа по охране труда...
Рабочая программа по Охране труда для специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуж...
Рабочая программа по Охране труда для специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 130405 Подземная разработка месторождений полезных...
2019г. Программа по охране труда преподавателей и специалистов
В соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, ра...
Рабочая учебная программа по охране труда и промышленной экологии
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ОПОП СПО ППКРС: 23.01.17«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» Р...
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа
Рабочая программа По охране труда для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа...
Рабочая программа по охране труда
Рабочая программа по охране труда...