Программа по Метрологии для ТМ МДК 03 02
рабочая программа на тему
Представлена программа по дисциплине "Метрология" для специальности "Технология машиностроения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_metrologii_dlya_tm_mdk_03_02.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МДК 03.02 «Метрология, стандартизация и сертификация»
2013г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) укрупненной группы специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка 151901 Технология машиностроения
Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»
Разработчик:
Костина Т.В. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин КГБОУ СПО Комсомольского-на-Амуре авиационно-технического техникума
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 16
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация и сертификация»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности специального профессионального образования укрупненной группы специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка 151901 Технология машиностроения сроком обучения 2 года 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения при наличии основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла по специальности 151901 Технология машиностроения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.
ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
ПК 1 4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.
ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.
ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.
ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оформлять технологическую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;
- применять документацию систем качества;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- документацию систем качества;
- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основы повышения качества продукции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
лабораторные работы | 14 |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
подготовка к контрольным работам, тестированию | 2 |
подготовка сообщений, докладов | 6 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
исследовательская работа | - |
работа с информационными источниками | - |
реферативная работа | 8 |
расчетно-графическая работа | - |
творческие задания | - |
подготовка презентационных материалов | 9 |
составление таблиц | - |
составление тезисов | - |
Итоговая аттестация в форме | экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Метрология, стандартизация и сертификация»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторная и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Нормирование точности типовых элементов деталей и соединений. | 19 | |||
Тема 1.1. Нормирование точнос- ти шпоночных соедине ний. | Содержание учебного материала | |||
1.Знать формы шпонок. | 2 | 1 | ||
2.Системы допусков и посадок соединений со шпонками. | ||||
3.Нормирование точности шпоночных соединений. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № | - | |||
Лабораторная работа № 1 Приборы для измерения резьбы. | 4 | 2 | ||
Практическая работа № 7 Расчет допусков на шпоночные соединения. | 4 | 2 | ||
Тема 1.2. Нормирование точнос- ти шлицевых соедине -ний. | Содержание учебного материала | |||
1.Нормирование точности шлицевых соединений. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося № 1. Доклад «Нормирование точности и контроль углов и посадки конусов». | 3 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Тема 1.3. Нормирование точнос- ти подшипников качения. | Содержание учебного материала | |||
1.Нормирование точности подшипников качения. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающегося №2. Мультимедийная презентация «Методы и средства контроля резьб». | 2 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Раздел 2. Метрология и средства измерения. | 31 | |||
Тема 2.1. Основные положения в области метрологии. | Содержание учебного материала | |||
1.Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Структура и задачи метрологической службы. | 2 | 2 | ||
2. Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции. | ||||
3. Виды и методы измерений. Средства измерений и их метрологические характеристики. | ||||
4. Погрешности измерения. Оценка результатов измерений. Метрологическое обеспечение производства. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 3. Рефераты «Метрология в зарубежных странах», «Правовые основы метрологической деятельности». | 4 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Тема 2.2. Гладкие калибры и их допуски. | Содержание учебного материала | |||
1.Основные понятия калибров. | 2 | 1 | ||
2. Требования, предъявляемые к калибрам. | ||||
3. Допуски калибров. | ||||
4. Рассчитывать исполнительные размеры гладких калибров. | ||||
Лабораторная работа № 2 Расчет гладких калибров. | 4 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося № 4. Подготовка сообщений «Метрология», «Гладкие калибры». | 1 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Тема 2.3. Средства для измерения линейных размеров. | Содержание учебного материала | |||
1.Меры и их назначение. Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД). Правила составления блока мер требуемого размера. | 2 | 1 | ||
2. Штриховые инструменты: штангенинструменты и микрометрические инструменты, их устройство, метрологические характеристики и приёмы измерения. | ||||
3. Индикаторы, индикаторные нутромеры. | ||||
4. Рычажно-зубчатые приборы, приборы с пружинными передачами, приборы с рычажно-оптической передачей. Оптиметр, оптические приборы. | ||||
Лабораторная работа № 3 Проверка детали сравнительным методом. | 2 | 2 | ||
Лабораторная работа № 4 Проверка детали скобы плоскопараллельными концевыми мерами. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося № 5. Мультимедийная презентация «Применение средств измерений линейных размеров в машиностроении». | 2 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Тема 2.4. Методы и средства измерения параметров точности типовых элементов деталей. | Содержание учебного материала | |||
1.Методы и средства измерения углов и конусов: угловые плитки, синусная линейка, универсальный угломер, уровни. | 2 | 1 | ||
2. Методы и средства контроля и измерения резьб: резьбовые калибры. | ||||
3. Виды контроля и классификация приборов для контроля зубчатых колёс. | ||||
Лабораторная работа № 5 Расчет методов средств для измерения углов и конусов. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося № | - | |||
Практическая работа № | - | |||
Тема 2.5. Системы автоматического контроля. | Содержание учебного материала | |||
1.Средства автоматизации и механизации измерений и контроля. | 2 | 1 | ||
2. Показывающие приборы, электронные датчики. | ||||
3. Системы управления процессом обработки и измерительной информации. | ||||
4. Приборы активного контроля. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 6. Реферат «Классификация измерительных средств и методов измерений». | 4 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Раздел 3. Управление и обеспечение качества продукции. | 22 | |||
Тема 3.1. Нормоконтроль технической документации. | Содержание учебного материала | |||
1.Порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов. | 2 | 1 | ||
2. Нормоконтроль технической документации. | ||||
3. Обязанности, правила и ответственность нормоконтролёра. | ||||
Тема 3.2. Управление качеством продукции. | Содержание учебного материала | |||
1.Система показателей качества продукции. | 4 | 1 | ||
2. Оценка и методы оценки уровня качества продукции. | ||||
3. Карта технического уровня и качества продукции. | ||||
4. Конкурентоспособность продукции. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 7. Мультимедийная презентация «Кодирование информации о товаре»; «Штриховое кодирование о товаре». | 2 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Тема 3.3. Сертификация продукции. | Содержание учебного материала | |||
1.Испытания продукции. | 4 | 1 | ||
2.Сертификация продукции. | ||||
3.Аттестация производства. Система сертификации. | ||||
4.Сертификация менеджмента качества продукции. | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 8. Мультимедийная презентация «Российские схемы сертификации продукции», «Закон РФ «О защите прав потребителей» и сертификация», «Сертификация и технические барьеры в торговли», «Сертификация в зарубежных странах». | 3 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Тема 3.4. Стандарты ИСО Серии 9000. | Содержание учебного материала | |||
1.Единая система государственного управления качеством продукции. | 4 | 1 | ||
2.Международная система стандартов на систему менеджмента качества (серия стандартов ИСО 9000). | ||||
Самостоятельная работа обучающегося № 9. Подготовка сообщений «Деятельность ИСО в области сертификации», «Стандарты качества серии 9000». | 3 | 2 | ||
Практическая работа № | - | |||
Итого | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Метрологии, стандартизации и сертификации».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- модели соединений элементов строительных конструкций;
- стандартные образцы втулок из стали для проведения измерений на различных приборов;
- стенд «Виды средств измерений»;
- комплект плакатов по разделам «Нормирование точности размеров. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей», «Нормирование точности формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхностей», «Нормирование точности типовых элементов деталей и соединений», «Метрология и средства измерения»;
- планшеты: «Информация для студентов», «Учимся, работаем и отдыхаем», «Методические указания», «Общие правила выполнения текстовых документов», «График успеваемости».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
Оборудование лаборатории:
-Набор угловых мер длины; |
-Принадлежности к прибору мер; |
-Штангенглубиномер; |
-Штангенциркуль; |
-Штангенрейсмас; |
-Штангензубомер; |
-Глубиномер микрометрический; |
-Глубиномер индикаторный; |
-Набор концевых мер длины; |
-Прибор внутренних измерений; |
-Микрометр тарельчатый; |
-Микрометр гладкий 0-25, 25-50; |
-Микрометр гладкий 50-75; |
-Микрометр резьбовой 25-50; |
-Микрометр резьбовой 50-75; |
-Индикатор часового типа; |
-Индикатор нутромер; |
-Индикаторный глубиномер; |
-Индикаторный толщимер; |
-Индикаторные принадлежности; |
-Калибр – скоба; |
-Калибр – пробки; |
-Резьбовые калибр – пробки; |
-Набор проволочек для замера резьбы; |
-Нутромер микрометрический; |
-Рычажная скоба; |
-Универсальный угломер типа УН; |
-Универсальный угломер типа УМ; |
-Калибры для контроля конусов; |
-Калибры для контроля шлицевых соединений; |
-Резьбовые калибры – кольца. |
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Козловский Н.С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. Учебник для учащихся техникумов. – М.: Машиностроение,1982-284с.
2. Козловский Н.С., Ключников В.М. Сборник примеров и задач по курсу
«Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения».
3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов – М.: Аудит, ЮНИТИ,1998 – 479с.
4. Мягков В.Д., Палей М.А. и др. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч.,1982.
5. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управление качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 1989-208с.
6. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – М.: Машиностроение, 1979-343 с.
7. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Учебник для вузов.- М.: 2001.
8. Купряков Е. М. Стандартизация и качество промышленной продукции.-М.: Высшая школа,1991.
9. Журавлёв А.Н. Допуски и технические измерения. –М.: Высшая школа,1981.
10. Швандар Стандартизация и управление качеством продукции,1999.
11.Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. – М.: Высш. Школа, 2002. – 422 с.: ил.
12. Мельников В.Г., Казанов Л.С. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения: Учебник для техникумов. – М. Высш. школа, 1978. – 253 с.
Дополнительные источники:
Гутурова И.А. Стандартизация, метрология, сертификация: Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 64 с.
Интернет – ресурсы:
http:/ru.wikipedia,org/wiki
http://workroom.name/svedeniya-o-dopuskah-i-posadkah/
www.standartizac.ru/certification/edinaya_tehnich.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществления преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторной работы, самостоятельных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных расчетных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности | - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; -подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; |
Применять документацию систем качества | - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; -подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; - осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; - работать в группах и представлять как свою, так и позицию группы; -накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; |
Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; -подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; |
Знания: | |
Документацию систем качества | -подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; |
Единство терминологий, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах | - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; -подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; -накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; |
Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации | -подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; |
Основы повышения качества продукции | -накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; -формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
Разработчик
КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум» | Преподаватель | Т.В.Костина |
Эксперты:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" для специальности СПО
Одобрена цикловой комиссиейтехнических дисциплинПротокол №__ от «___»____________2012г.Председатель комиссии:__________________ Г.М. Мосунов...
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...
Рабочая программа дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО), в...
Рабочая программа по Метрологии, стандартизации и подтверждению качества
Рабочая программа по Метрологии...
Рабочая программа дисциплины «Метрология и стандартизация»
Рабочая программа дисциплины «Метрология и стандартизация» разработана на основе Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.10 Технология про...
Презентация по УД "Метрология, стандартизация и сертификация" по теме "Основы метрологии"
Презентация рекомендуется для студентов специальности 15.02.12 изучающим дисциплину "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве наглядного пособия по теме "Основы метрологии...
Рабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация
Рабочая программа по учебной дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) направление подготовки: Техническое обс...