Программа по Метрологии для ТМ МДК 03 02
рабочая программа на тему

Костина Татьяна Викторовна

Представлена программа по дисциплине "Метрология" для специальности "Технология машиностроения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_metrologii_dlya_tm_mdk_03_02.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

МДК 03.02 «Метрология, стандартизация и сертификация»

2013г.

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего   профессионального образования  (далее – СПО) укрупненной группы специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка 151901 Технология машиностроения

        

Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего специального образования «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»

Разработчик: 

Костина Т.В. - преподаватель общепрофессиональных   дисциплин КГБОУ СПО Комсомольского-на-Амуре авиационно-технического техникума

        

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                             стр.

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                                      4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                            7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ                13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ                        

    ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                  16                                                                                                       

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Метрология, стандартизация и сертификация»

1.1. Область применения программы

         Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по специальности специального профессионального образования укрупненной группы специальностей 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка 151901 Технология машиностроения сроком обучения 2 года 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования.

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения при наличии основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2.   Место   дисциплины   в   структуре   основной   профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла по специальности 151901 Технология машиностроения.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2. Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1 4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.1. Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3. Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

   С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  - оформлять технологическую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

-  применять документацию систем качества;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг)  и процессов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  - документацию систем качества;

- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

- основы повышения качества продукции.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы  дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  - 72  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48   часов;

самостоятельной работы обучающегося - 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические занятия

4

лабораторные работы

14

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

подготовка к контрольным работам, тестированию

2

подготовка сообщений, докладов

6

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

исследовательская работа

-

работа с информационными источниками

-

реферативная работа

8

расчетно-графическая работа

-

творческие задания

-

подготовка презентационных материалов

9

составление таблиц

-

составление тезисов

-

Итоговая аттестация в форме

экзамен


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Метрология, стандартизация и сертификация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторная и  практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём

часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Нормирование точности типовых элементов деталей и соединений.

19

Тема 1.1. Нормирование точнос-

ти шпоночных соедине ний.

Содержание учебного материала

1.Знать формы шпонок.

2

1

2.Системы допусков и посадок соединений со шпонками.

3.Нормирование точности шпоночных соединений.

Самостоятельная работа обучающегося №

-

Лабораторная работа № 1

Приборы для измерения резьбы.

4

2

Практическая работа № 7

Расчет допусков на шпоночные соединения.

4

2

Тема 1.2. Нормирование точнос-

ти  шлицевых соедине -ний.

Содержание учебного материала

1.Нормирование точности шлицевых соединений.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося № 1.

Доклад «Нормирование точности и контроль углов и посадки конусов».

3

2

Практическая работа №

-

Тема 1.3. Нормирование точнос-

ти подшипников качения.

Содержание учебного материала

1.Нормирование точности подшипников качения.

2

1

Самостоятельная работа обучающегося №2.

Мультимедийная презентация «Методы и средства контроля резьб».

2

2

Практическая работа №

-

Раздел  2.

Метрология и средства измерения.

31

Тема 2.1. Основные положения в области метрологии.

Содержание учебного материала

1.Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Структура и задачи метрологической службы.

2

2

2. Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции.

3. Виды и методы измерений. Средства измерений и их метрологические характеристики.

4. Погрешности измерения. Оценка результатов измерений. Метрологическое обеспечение производства.

Самостоятельная работа обучающегося № 3.

Рефераты «Метрология в зарубежных странах», «Правовые основы метрологической деятельности».

4

2

Практическая работа №

-

Тема 2.2. Гладкие калибры и их допуски.

Содержание учебного материала

1.Основные понятия калибров.

2

1

2. Требования, предъявляемые к калибрам.

3. Допуски калибров.

4. Рассчитывать исполнительные размеры гладких калибров.

Лабораторная работа № 2

Расчет гладких калибров.

4

2

Самостоятельная работа обучающегося № 4.

Подготовка сообщений «Метрология», «Гладкие калибры».

1

2

Практическая работа №

-

Тема 2.3. Средства для измерения линейных размеров.

Содержание учебного материала

1.Меры и их назначение. Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД).

Правила составления блока мер требуемого размера.

2

1

2. Штриховые инструменты: штангенинструменты и микрометрические    инструменты, их устройство, метрологические характеристики и приёмы      измерения.

3. Индикаторы, индикаторные нутромеры.

4. Рычажно-зубчатые приборы, приборы с пружинными передачами, приборы с рычажно-оптической передачей. Оптиметр, оптические приборы.

Лабораторная работа № 3

Проверка детали сравнительным методом.

2

2

Лабораторная работа № 4

Проверка детали скобы плоскопараллельными концевыми мерами.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося № 5.

Мультимедийная презентация «Применение средств измерений линейных размеров в машиностроении».

2

2

Практическая работа №

-

Тема 2.4. Методы и средства измерения параметров точности

типовых элементов деталей.

Содержание учебного материала

1.Методы и средства измерения углов и конусов: угловые плитки, синусная      линейка, универсальный угломер, уровни.

2

1

2. Методы и средства контроля и измерения резьб: резьбовые калибры.

3. Виды контроля и классификация приборов для контроля зубчатых колёс.

Лабораторная работа № 5

Расчет методов средств для измерения углов и конусов.

2

2

Самостоятельная работа обучающегося №

-

Практическая работа №

-

Тема 2.5. Системы автоматического контроля.

Содержание учебного материала

1.Средства автоматизации и механизации измерений и контроля.  

2

1

2. Показывающие приборы, электронные датчики.

3. Системы управления процессом обработки и измерительной информации.

4. Приборы активного контроля.

Самостоятельная работа обучающегося № 6.

Реферат «Классификация измерительных средств и методов измерений».

4

2

Практическая работа №

-

Раздел 3.

Управление и обеспечение качества продукции.

22

Тема 3.1. Нормоконтроль технической документации.

Содержание учебного материала

1.Порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов.  

2

1

2. Нормоконтроль технической документации.

3. Обязанности, правила и ответственность нормоконтролёра.

Тема 3.2. Управление качеством продукции.

Содержание учебного материала

1.Система показателей качества продукции.

4

1

2. Оценка и методы оценки уровня качества продукции.

3. Карта технического уровня и качества продукции.

4. Конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная работа обучающегося № 7.

Мультимедийная презентация «Кодирование информации о товаре»; «Штриховое кодирование о товаре».

2

2

Практическая работа №

-

Тема 3.3. Сертификация продукции.

Содержание учебного материала

1.Испытания продукции.

4

1

2.Сертификация продукции.

3.Аттестация производства. Система сертификации.

4.Сертификация менеджмента качества продукции.

Самостоятельная работа обучающегося № 8.

Мультимедийная презентация «Российские схемы сертификации продукции», «Закон  РФ «О защите прав потребителей» и сертификация», «Сертификация и технические барьеры в торговли», «Сертификация в зарубежных странах».

3

2

Практическая работа №

-

Тема 3.4. Стандарты ИСО

Серии 9000.

Содержание учебного материала

1.Единая система государственного управления качеством продукции.

4

1

2.Международная система стандартов на систему менеджмента качества (серия стандартов ИСО 9000).

Самостоятельная работа обучающегося № 9.

Подготовка сообщений «Деятельность ИСО в области сертификации», «Стандарты качества серии 9000».

3

2

Практическая работа №

-

                                                                                                                                             Итого

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Метрологии, стандартизации и сертификации».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- модели соединений элементов строительных конструкций;

- стандартные образцы втулок из стали для проведения измерений на различных приборов;

- стенд «Виды средств измерений»;

- комплект плакатов по разделам «Нормирование точности  размеров. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей», «Нормирование точности формы и расположения поверхностей, шероховатость поверхностей», «Нормирование точности типовых элементов деталей и соединений», «Метрология и средства измерения»;

- планшеты: «Информация для студентов», «Учимся, работаем и отдыхаем», «Методические указания», «Общие правила выполнения текстовых документов», «График успеваемости».

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

Оборудование лаборатории:

-Набор угловых мер длины;

-Принадлежности к прибору мер;

-Штангенглубиномер;

-Штангенциркуль;

-Штангенрейсмас;

-Штангензубомер;

-Глубиномер микрометрический;

-Глубиномер индикаторный;

-Набор концевых мер длины;

-Прибор внутренних измерений;

-Микрометр тарельчатый;

-Микрометр гладкий 0-25, 25-50;

-Микрометр гладкий 50-75;

-Микрометр резьбовой 25-50;

-Микрометр резьбовой 50-75;

-Индикатор часового типа;

-Индикатор нутромер;

-Индикаторный глубиномер;

-Индикаторный толщимер;

-Индикаторные принадлежности;

-Калибр – скоба;

-Калибр – пробки;

-Резьбовые калибр – пробки;

-Набор проволочек для замера резьбы;

-Нутромер микрометрический;

-Рычажная скоба;

-Универсальный угломер типа УН;

-Универсальный угломер типа УМ;

-Калибры для контроля конусов;

-Калибры для контроля шлицевых соединений;

-Резьбовые калибры – кольца.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы

 Основные источники:

  1. Козловский Н.С., Виноградов А.Н. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения. Учебник для учащихся техникумов. – М.: Машиностроение,1982-284с.

2. Козловский Н.С., Ключников В.М.   Сборник примеров и задач по курсу                                                                            

    «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения».

3.  Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов – М.: Аудит, ЮНИТИ,1998 – 479с.

4.  Мягков В.Д., Палей М.А. и др. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч.,1982.

5. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управление качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 1989-208с.

6. Якушев А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – М.: Машиностроение, 1979-343 с.

7. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Учебник для вузов.- М.: 2001.

8. Купряков Е. М. Стандартизация и качество промышленной продукции.-М.: Высшая школа,1991.

9. Журавлёв А.Н. Допуски и технические измерения. –М.: Высшая школа,1981.

10. Швандар Стандартизация и управление качеством продукции,1999.

11.Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. – М.: Высш. Школа, 2002. – 422 с.: ил.

12. Мельников В.Г., Казанов Л.С. Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения: Учебник для техникумов. – М. Высш. школа, 1978. – 253 с.

Дополнительные источники:

Гутурова И.А. Стандартизация, метрология, сертификация: Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 64 с.

Интернет – ресурсы:

http://www.ятфлсщьзшусеюкг

http:/ru.wikipedia,org/wiki

http://workroom.name/svedeniya-o-dopuskah-i-posadkah/

www.standartizac.ru/certification/edinaya_tehnich.html

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществления преподавателем в процессе проведения  практических занятий, лабораторной работы, самостоятельных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных расчетных заданий, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и  оценки результатов обучения

Умения:

Оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности

- практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

-подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

Применять документацию  систем качества

- практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

-подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

- работать в группах и представлять как свою, так и позицию группы;

-накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

Применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

- практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

-подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

Знания: 

Документацию систем качества

-подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;

Единство терминологий, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах

- практические задания по работе с информацией, документами, литературой;

-подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

- делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;

-накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

Основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации

-подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;

Основы повышения качества продукции

-накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

-формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

Разработчик

КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический техникум»

Преподаватель

Т.В.Костина

Эксперты: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" для специальности СПО

Одобрена цикловой  комиссиейтехнических дисциплинПротокол №__ от  «___»____________2012г.Председатель комиссии:__________________ Г.М. Мосунов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине

Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...

Рабочая программа дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО), в...

Рабочая программа дисциплины «Метрология и стандартизация»

Рабочая программа дисциплины «Метрология и стандартизация» разработана на основе Федерального образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 19.02.10 Технология про...

Презентация по УД "Метрология, стандартизация и сертификация" по теме "Основы метрологии"

Презентация рекомендуется для студентов специальности 15.02.12 изучающим дисциплину "Метрология, стандартизация и сертификация" в качестве наглядного пособия по теме "Основы метрологии...

Рабочая программа дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация

Рабочая программа по учебной дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям) направление подготовки: Техническое обс...