Программа Учебной дисциплины объединения «Художественная обработка древесины и моделирование»
методическая разработка на тему
Данная учебная программа по художественной обработке древесины предназначена для кружковой работы учащихся 8-12 классов по обработке древесины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematich_plan_kruzhka.docx | 36.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Учебной дисциплины объединения
«Художественная обработка древесины и моделирование»
Срок реализации 1 год
Возраст обучающихся 14-18 лет
Преподаватель Бартенев Николай
Алексеевич
Введение.
Данная учебная программа по художественной обработке древесины предназначена для кружковой работы учащихся 8-12 классов по обработке древесины.
Занятия в объединениях позволяют воспитанникам, приобщится к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем интересным творческим трудом в свободное время.
На занятиях по художественной обработке древесины заложен высокий воспитательный потенциал. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, а такие занятия формируют эстетический вкус воспитанников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивают у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, выбору профессии.
Виды декоративно - прикладного искусства, используемые в воспитательной работе, при высоких эстетических качествах должны быть доступны учащимся по своим художественным и технологическим характеристикам, по затрате физических усилий. Однако на ряду с доступностью и посильностью эти занятия должны обладать потенциальным запасом сложности, чтобы каждая из выполняемых заданий велось по дидактическому принципу обучения на высоком уровне трудности, позволяющему полнее раскрыть духовные и физические силы воспитанников.
Вместе с тем не малое значение имеет соответствие выбранных видов декоративно прикладного искусства требованиям гигиены и безопасности труда, возможности проведения занятий в учебных мастерских и кабинетах.
Непременным условием является также доступность материалов и инструментов применяемых для создания изделий.
Всем названным требованиям в полной мере отвечает рассматриваемый в программе вид декоративно – прикладного искусства (художественная обработка древесины).
Диагностируемый результат.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- Готовить эскизы и чертежи изготавливаемого изделия.
- Затачивать и готовить инструмент к работе.
- Планировать трудовые действия, подбирать материал, инструменты и приспособления.
- Приемы и правила пользования столярными инструментами.
- Знания пород древесины их свойств и применение.
- Правила организации рабочего места.
- Мобилизовать физические и умственные силы на осуществление поставленных задач для достижения цели.
- Сотрудничать со сверстниками, оказывать помощь другому ученику.
- Необходимые правила техники безопасности
Методические рекомендации, замечания, указания.
Одна из особенностей занятий в объединении «Художественная обработка древесины и моделирование» состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы воспитанники не потеряли интереса к работе над одной той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы ожидать завтрашнюю перспективу, ощущать радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получали эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, давать оценку творческой деятельности детей, отмечать результативность и значимость их труда.
Эффективны результаты в активизации творческой деятельности учащихся дают промежуточные просмотры работ. На таких просмотрах руководитель фиксирует достигнутые результаты, вносит коррективы, в случае повторения у многих одной и той же ошибки. Здесь же необходимо высказать знаки одобрения, когда есть первая удача. Это поднимает эмоциональный настрой учеников, стимулирует их дальнейшую работу. Можно не ограничиваться понятиями (нравится не нравится) не боясь ошибиться, проанализировать работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материала, его технологическим особенностями. В конце года занятий устраивать итоговую выставку.
Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения и стимулирования творческой деятельности детей.
Самого серьёзного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы учащихся работы. Вопроса охраны и гигиены труда, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям нужно уделять повышенное внимание, учитывая технологические особенности работы с древесными материалами. Соблюдение этих правил позволит учащимся в дальнейшем ещё больше получать удовлетворение от результатов своей творческой деятельности в самостоятельной работе. Требования и правила охраны труда сообщаются учащимся в ходе инструктажа.
Учебно - тематический план
Объединения «Художественная обработка древесины и моделирование»
Номер темы | Тема | Общее количество часов |
1. | Введение. Знакомство с работой кружка. Планирование работы кружка. Техника безопасности при работе с режущим инструментом. | 2 |
2. | Работа с чертежами. Изготовление шаблонов | 4 |
3. | Методы объемного проектирования. Расчеты макета, фундамента и основания. | 4 |
4. | Изготовление основание и фундамента макета | 4 |
5. | Изготовление заготовок для стен макета, торцевание, выемка пазов. Сборка стен | 8 |
6. | Изготовление и сборка фронтона | 4 |
7. | Соединение отдельных конструкций в единое целое | 4 |
8. | Разметка и изготовление крыши макета. | 4 |
9. | Изготовление шейки купола и креста по шаблону. | 4 |
10. | Изготовление восьмерика. | 4 |
11. | Окончательная сборка макета | 4 |
12. | Изготовление рамки для фотографий (раскрой пиломатериала, строгание, фрезерование, зарезка на ус, сборка, шлифование. лакирование) | 8 |
13. | Изготовление шкатулки с декоративными элементами ( раскрой пиломатериала, строгание, фрезерование, точение, сборка, шлифование, лакирование) | 8 |
14. | Изготовление панно с применением шпона и природных материалов. | 8 |
15. | Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. | 4 |
Всего | 72 часа |
Календарно - тематический план
Объединения «Художественная обработка древесины»
Тема | Количество часов | В том числе | ||
На теорет. | На практич. | № темы | ||
Вводное занятие. | 2 | 1 | ||
Работа с чертежами. Изготовление шаблонов | 4 | 1 | 3 | 2 |
Методы объемного проектирования. Расчеты макета, фундамента и основания. | 4 | 1 | 3 | 3 |
Изготовление основание и фундамента макета | 4 | 1 | 3 | 4 |
Изготовление заготовок для стен макета, торцевание, выемка пазов. Сборка стен | 8 | 1 | 7 | 5 |
Изготовление и сборка фронтона | 4 | 1 | 3 | 6 |
Соединение отдельных конструкций в единое целое | 4 | 1 | 3 | 7 |
Разметка и изготовление крыши макета. | 4 | 1 | 3 | 8 |
Изготовление шейки купола и креста по шаблону. | 4 | 1 | 3 | 9 |
Изготовление восьмерика. | 4 | 1 | 3 | 10 |
Окончательная сборка макета | 4 | 1 | 3 | 11 |
Изготовление рамки для фотографий (раскрой пиломатериала, строгание, фрезерование, зарезка на ус, сборка, шлифование. лакирование) | 8 | 1 | 7 | 12 |
Изготовление шкатулки с декоративными элементами ( раскрой пиломатериала, строгание, фрезерование, точение, сборка, шлифование, лакирование) | 8 | 1 | 7 | 13 |
Изготовление панно с применением шпона и природных материалов. | 8 | 1 | 7 | 14 |
Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. | 2 | 1 | 1 | 15 |
Итого | 72 | 14 | 58 |
Календарно – тематическое планирование
Объединение «Художественная обработка древесины» (1 год обучения)
Дата | № | Наименование темы занятий | Кол-во часов | Количество часов | |
Теория | Практика | ||||
1.Вводное занятие. | 2 | 2 | |||
1 | Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно - прикладное искусство и человек». | 2 | |||
2. Работа с чертежами. Изготовление шаблонов | 4 | 1 | 3 | ||
2 | Понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже и различиях между ними. Чтение чертежа. | 1 | |||
3 | Понятие о разметке. Способы разметки. Проведение параллельных и перпендикулярных линий. | 1 | |||
4 | Понятие о плоском и объёмном изображении, масштабах увеличения и уменьшения. Способы увеличения и уменьшения масштаба. | 1 | |||
5 | Способы перевода чертежей и выкроек на кальку, бумагу, картон, фанеру и другой материал. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы их применения | 1 | |||
3. Методы объемного проектирования. Расчеты макета, фундамента и основания. | 4 | 1 | 3 | ||
6 | Макетирование - метод и процесс объемного проектирования изделий, их частей и деталей, направленный на получение наглядной информации о свойствах создаваемого объекта в виде макета. | 1 | |||
7 | Макет - объемное материальное изображение, дающее сведения об особенностях проектируемого изделия (объемно-пространственной структуре | 1 | |||
8 | Топологии и фактура поверхностей размеры и пропорции | 1 | |||
9 | Расчет основания и фундамента макета. | 1 | |||
4. Изготовление основание и фундамента макета. | 4 | 1 | 3 | ||
10 | Общие сведения о фундаменте, нагрузки от вышележащих конструкций (стен, перекрытий и др. - собственный вес) и от людей, оборудования, как они передаются. | 1 | |||
11 | Организация рабочего места. | 1 | |||
12 | Подготовка материала для изготовление фундамента | 1 | |||
13 | Изготовление основания фундамента макета | 1 | |||
5.Изготовление заготовок для стен макета, торцевание, выемка пазов. Сборка стен. | 8 | 1 | 7 | ||
14 | Метод создания разверстки стен макета | 1 | |||
15 | Подготовка чертежа. | 1 | |||
16 | Раскрой разверстки стен по чертежу | 1 | |||
17 | Склеивание полученной разверстки | 1 | |||
18 | Изготовление деревянных заготовок для стен макета | 1 | |||
19 | Фрезерование заготовок, с помощью лерки на токарном станке. | 1 | |||
20 | Торцевание заготовок. | 1 | |||
21 | Сборка стен. | 1 | |||
6. Изготовление и сборка фронтона. | 4 | 1 | 3 | ||
22 | Общие сведения и определение фронтона. | 1 | |||
23 | Подготовка чертежа и материала | ||||
24 | Изготовление разверстки | 1 | |||
25 | Сборка фронтона | 1 | |||
7. Соединение отдельных конструкций в единое целое. | 4 | 1 | 1 | ||
26 | Понятие о секционной сборке и конструкциях. | 1 | |||
27 | Сборка отдельных конструкций. | 1 | |||
28 | Сборка крупных частей макета. | 1 | |||
29 | Сборка основной части макета | 1 | |||
8.Разметка и изготовление крыши макета. | 4 | 1 | 3 | ||
30 | Общие сведения о крыше. Несущие, гидроизолирующие, теплоизолирующие функции. | 1 | |||
31 | Подготовка материала. | 1 | |||
32 | Раскрой по шаблону. | 1 | |||
33 | Изготовление крыши | 1 | |||
9. Изготовление шейки купола и креста по шаблону. | 4 | 1 | 3 | ||
34 | Общие сведения о куполах (круглые, многоугольные, элептические). | ||||
35 | Подготовка материала. | ||||
36 | Изготовление и сборка купола | ||||
37 | Покрытие фольгой соответствующего цвета | ||||
10. Изготовление восьмерика | 4 | 1 | 3 | ||
38 | Восьмерик как конструктивный тип здания в церковной архитектуре. | 1 | |||
39 | Подготовка материала. | 1 | |||
40 | Изготовление шаблона и частей восьмерика. | 1 | |||
41 | Сборка восьмерика. | 1 | |||
11. Окончательная сборка макета | 4 | 1 | 3 | ||
42 | Колорит деревянного зодчества – в строительстве церквей и соборов древней Руси. | 1 | |||
43 | Окончательная сборка макета. | 1 | |||
44 | Шлифование макета. | 1 | |||
45 | Лакирование макета. | 1 | |||
12. Изготовление рамки для фотографий. | 8 | 1 | 7 | ||
46 | Ознакомление с видами, размерами, цветовыми решениями. | 1 | |||
47 | Подготовка и раскрой материала. | 1 | |||
48 | Строгание материала. | 1 | |||
49 | Фрезерование материала. | 1 | |||
50 | Зарезка на ус заготовок. | 1 | |||
51 | Сборка и склеивание рамок. | 1 | |||
52 | Шлифование изделия. | 1 | |||
53 | Лакирование изделия | 1 | |||
13.Изготовление шкатулки с декоративными элементами | 8 | 1 | 7 | ||
54 | Предназначение и художественно – декоративное оформление | 1 | |||
55 | Подготовка и раскрой пиломатериала. | 1 | |||
56 | Строгание материала. | 1 | |||
57 | Фрезерование заготовок. | 1 | |||
58 | Точение . | 1 | |||
59 | Сборка изделия. | 1 | |||
60 | Шлифование изделия. | 1 | |||
61 | Лакирование изделияю | 1 | |||
14 Изготовление панно с применением шпона и природных материалов. | 8 | 1 | 7 | ||
62 | Определение (панно)- как живописное произведение декоративного характера. | 1 | |||
63 | Работа со шпоном. | 1 | |||
64 | Работа с цветной бумагой и картоном. | 1 | |||
65 | Работа с природным материалом. | 1 | |||
66 | Изготовление панно с применением сухоцвета и лозы. | 1 | |||
67 | Изготовление панно с применением шпона и цветной бумаги. | 1 | |||
68 | Изготовление панно с применением срезов веток и деревянных вставок. | 1 | |||
69 | Изготовление фигурок с применением шишек по мотивам русских сказок. | 1 | |||
15 Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. | 2 | 1 | 1 | ||
70 | Подведение итогов и подготовка к выставке. | 1 | |||
71 | Выставка творческих работ учащихся. | 1 | |||
Итого | 72 | 14 | 58 |
Список литературы.
1. Н.А.Гореева, О.В.Островская. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.– Просвещение, 2006г.
2. П.И.Уткин, Н.С.Королева. Народные художественные промыслы: учебник для профильных учебных заведений. – М.:Высшая школа, 1992г.
3. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства.» 5-8 классы. – М.:Просвещение, 1994г.
4.С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
5. М.А.Гусакова “Аппликация”
6. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
7. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
8. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
9. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
10. Н.М.Конышева “Умелые руки”
11. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
12. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь "Основные операции обработки древесины"
Рабочая тетрадь по разделу: » Основные операции обработки древесины»...
Презентация к уроку "Технология обработки древесины"
Иллюстрированные слайды с разбором действий....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УП 0.1 Учебная практика ПМ.01 Обработка древесины и производство изделий из дерева По профессии: 08.01.06 Мастер сухого строительства
Программа учебной практики является частью ОПОП ППКРС программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 08.01.06 Мастер сухого строительства в части ...
Презентация к уроку "Художественная обработка кожи и меха" по дисциплине Декоративно-прикладное искусство
Представленный материал дает понимание возможностей работы с вторичным сырьем - кожей, мехом при изготовлении декоративных изделий для украшения костюма. Показаны последовательность и приемы раб...
Развитие профессионального творчества студентов на учебной дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"
Развитие профессионального творчества студентов на учебной дисциплине "Практикум по художественной обработке материалов"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Воспитание и обучение детей в системе дошкольного образования». Программа разработана на основе Федерального...
Использование документ – камеры на уроках учебной дисциплины «Практикум по художественной обработке материалов
В статье рассматривается возможности использования документ - камеры в подготовке квалифицированного специалиста на учебной дисциплине, раскрываются условия, функции, формы работы с докуме...