Новые направления в ритмике
материал на тему
Предварительный просмотр:
Новые направления в ритмике
и их место в структуре современного урока
в коррекционной школе VIII вида
методические рекомендации для учителей ритмики, хореографии и
танца коррекционных школ VII – VIII вида
и коррекционных классов общеобразовательных школ
Введение
Преподавание ритмики, хореографии и танца в коррекционной
школе VIII вида обусловлено необходимостью осуществления
коррекции нервно-психических процессов, поведения, личностных
реакций, эмоционально-волевых качеств и физического развития
умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической
деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные
ритмике и хореографии, способствуют общему развитию школьников,
преодолевают отклонения, исправляют недостатки общей и речевой
моторики, расширяют кругозор учащихся, их социально-бытовые
ориентировки, корригируют познавательные психические функции
(восприятие, память, внимание, мышление, воображение),
воспитывают положительные качества личности (дружелюбие,
коллективизм, дисциплинированность), активизируют творческие
способности, способствуют эстетическому воспитанию.
Цель занятий – коррекционно-развивающее обучение, улучшение
состояния здоровья, повышение функциональных возможностей
организма.
Содержанием учебного материала является коррекционная
музыкально-ритмическая деятельность учащихся. В начальных
классах на уроках ритмики происходит формирование и накопление
элементарных двигательных навыков. В 5 – 6 классах учебная
программа более углубленная по объему уровня знаний и ритмических
движений. Связанность и системность учебного материала достигается
принципом поэтапности, то есть подбором такого материала, который
базируется на предыдущем от простого к более сложному.
Основная задача – обогащение практической деятельности:
Важными задачами музыкально – ритмической деятельности
являются:
Ø развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства
ритма;
Ø развитие и накопление элементарных двигательных навыков;
Ø формирование правильной осанки;
Ø повышение работоспособности, и двигательной активности;
Ø развитие представлений о пространстве и умение
ориентироваться в нем;
Ø развитие эстетических чувств;
Ø приобщение детей к музыке и правильному восприятию ее на
слух;
Ø развитие творческих способностей;
Ø формирование ведущих положительных качеств личности
конструктивного взаимодействия в обществе;
Ø искоренение вредных привычек и отрицательных качеств
личности.
Новые направления и формы работы
Нуждается ли сегодня ритмика, как учебный предмет, в каком-
либо особом внимании, ведь существует учебный материал,
программы, стабильность практики.
Развитие любого общественного явления подразумевает и
развитие взгляда на это явление.
Ритмика – это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому
что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то
видоизменяться и открываться.
Уникальная возможность соединять и постоянно создавать
внутри себя ситуацию смежности со многими другими
дисциплинами делает ритмику столь значительной.
Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе,
особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела
новую содержательную структуру, новые формы такие, как:
· ритмопластика и ритмическая гимнастика,
· логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения
под музыку или шумовое ритмичное сопровождение),
· психогимнастика под музыку,
· корригирующие игры с пением,
· коррекционные подвижные и пальчиковые игры,
· коммуникативные танцы,
· хореографические этюды с предметами и без предметов,
· элементы музицирования,
· драматизация,
· пластико-речевой театр,
· пантомима,
· импровизация,
· эвритмия,
· ритмический диктант,
· ритмодекламация,
· творческие этюды.
Эти формы и направления можно назвать синтезом движения –
речи - музыки.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей
координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности,
ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую
слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку
корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей,
развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному
переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Новые направления в ритмике дают детям возможность
накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не
механичен, а органичен.
Строить процесс познания нужно не через навязывание шаблонов
и копирование образов, а через выбор, который ребенок делает сам, из
множества предлагаемых и знакомых вариантов. В этом случае нет
опасности, потерять собственную индивидуальность, ведь подражая,
ребенок, особенно с нарушениями в развитии обучается и
совершенствуется, переживая радость эстетического познания себя и
мира. Каждое мгновение урока становится для ребенка интересным,
лично-значимым и ценным. Все это помогает повысить интерес детей
к занятиям, пробудить фантазию, активизировать творческие струнки
каждого ребенка.
Многолетний опыт работы в этом направлении показывает, что
коррекционные задачи волне выполнимы, и дети уже к концу первого
года обучения преодолевают многие свои недостатки. Во всех
упражнения важно правильно и конкретно ставить перед ребенком
задачу и добиваться ее выполнения, не доставляя ему излишнего
нервного напряжения.
Необходимо каждый раз обращать внимание на правильное,
равномерное дыхание, артикуляцию, на развитие мышц речевого
аппарата, мелких мышц рук и всего организма.
Методы и приемы
Опыт работы над коррекцией движений и речи у детей с
психофизическими отклонениями дал возможность опробовать на
практике и систематизировать новые формы и направления, а так же
разрабатывать и применять более эффективные методы и приемы.
Основными из них являются:
v показ движений учителем или учеником,
v символы-жесты,
v разминка,
v многократные закрепления движений и их
последовательности,
v пальчиковая «азбука»,
v позиционные пальчиковые игры,
v «танцы»рук,
v прослушивание музыки, пропевание мелодии;
v прохлопывание и простукивание ритма, счет,
v слово-напоминание, слово-указание, слово-сигнал;
v объяснение,
v поощрение,
v игры на внимание,
v игры-команды,
v творческий подход,
v тематические беседы (патриотические, эстетические,
нравственные и т.д.),
v личный пример,
v просмотры программ выступлений творческой группы,
праздничных выступлений,
v элементы соревнований (перепляс),
v релаксация,
v массаж.
Ритмопластика
Ритмопластика, в рамках общепринятой для коррекционных
школ программы, предполагает:
· общеразвивающие упражнения: плавные, медленные,
быстрые, ритмичные, четкие;
· упражнения на гибкость; всевозможные сочетания
движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку
осанки;
· коррекционные упражнения – разнообразные сочетания
одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;
· упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой
темпа;
· самостоятельное составление несложных ритмических
композиций с предметами и без них, с воображаемыми
предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут …);
· упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки,
полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация
("распускающийся или увядающий цветок").
Давно утвердившиеся схемы движений, вынуждающие ребенка
участвовать в «синхронном параде» на любую тему, стирают
естественную природную грацию детей. Новые направления в ритмике
дают возможность накопления впечатлений и двигательных навыков,
где многие вещи становятся эскизом будущего художественного
воплощения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации и новые технологии, направленные на улучшение метеорологического обслуживания
Инновации в области системы прогнозирования и современной технологии позволяют повысить качества метеорологического обслуживания, с целью предупреждения об опасных погодных явления и своевременное пре...
Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО
Новые направления профессиональной деятельности педагога по ФГОС СПО...
2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации воспитательной работы и развитие студенческого самоуправления"
2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации ...
Информационное обеспечение металлообрабатывающего производства и готовность выпускников к освоению новых направлений на производстве
Целью основной образовательной программы является обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области разработки изготовления деталей машин,...
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОИЗВОДСТВА И ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ К ОСВОЕНИЮ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Целью основной образовательной программы является обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области разработки изготовления деталей машин,...
Проект по запуску нового направления в кружок
Данный материал состоит из презентации, показывающий этапы по запуску нового направления в кружок IT-направленности (для кружков модели 2.0), разбор карт протоперсоны и эмпатии, модели монетизации.Так...
Методическая разработка занятия «Проверочная работа по теме « Металловедение», как методика, направленная на реализацию новых ФГОС» ( в рамках Недели специальности)
Моя методическая разработка сводится к использованию современной игры – квест на самых различных уроках. Данная игра отвечает всем требованиям построения урока согласно требованиям ФГОС:-тр...