"Структура современного урока"
статья по теме
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства – что поможет педагогу в достижении цели, а уж затем определения способа – как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута. В статье приведены основные элементы структуры современного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_sovremennogo_uroka.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура современного урока
Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Причиной структурного однообразия уроков является слабое знание (или незнание) преподавателями типологии уроков и оснований, исходя из которых, выбирается структура урока. Урок, с точки зрения логики процесса обучения, приводит нас к понятию «структура урока».
Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность. Структурными элементами урока являются:
1.Организационный момент – отметка готовности к уроку. Преподаватель отмечает отсутствующих, выявляет причины; оценивает псих. и физ. состояние обучающихся. Подготовленность классного помещения. На уроках п/о, при необходимости, наличие спец. одежды. Всегда находится в начале урока.
2.Мотивационный компонент – преподаватель сообщает факты, сведения повышающую мотивацию. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Без должной мотивации процесс обучения не достигнет своей цели. Место в структуре урока может варьироваться. Примером мотивационного компонента является создание проблемных ситуаций в начале урока, привлечение занимательного материала, применение наглядных и технических средств, драматизация, использование неожиданной, противоречивой информации, эмоциональная насыщенность, соревновательные и игровые моменты.
3.Сообщение темы, цели и задач - обучающимся сообщают только образовательную цель. Развивающую и воспитательную цель преподаватель указывает для себя.
4.Проверка домашнего задания - проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причину невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее усовершенствование последних. Одновременно стимулировать учеников к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность. Домашнее задание на большинстве уроков можно проверить в начале урока, если эти знания необходимы для усвоения нового материала. Методика проверки домашнего задания может быть разнообразной: наличие письменной работы во время обхода класса, содержание работы, её результаты проверяются фронтально при активном участии всего класса или выборочно оцениваются преподавателем дома. Можно использовать тестовые задания.
5. Актуализация опорных знаний - 1) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировка соответствующих мыслительных операций. Если проще, то актуализация - это перевод знаний и навыков в процессе обучения из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее, так называемый, входной контроль. Примерами могут служить разные виды опроса ( устный, письменный, фронтальный, индивидуальный), мини-диктант, разные виды задач.
6.Формирование новых знаний и умений
Формирование новых знаний - обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
При помощи объяснительно- иллюстративных методов, методов проблемного обучения(проблемное изложение, исследовательские методы)
Формирование новых умений – подача нового материала, закрепление новых умений. На этом этапе вместе с преподавателем обучающиеся закрепляют знание. Это может быть совместное решение задачи, выполнение каких либо действий( для уроков п/о).
7.Применение полученных знаний и умений - установление связи теории с практикой
в учебно-воспитательной работе, стимулирует уч. деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Применение только сформированных умений!!!
Важно акцентировать внимание обучающихся на том, для чего им могут понадобиться эти знания, умения. Обязательный элемент уроков знаний и умений
8. Контроль - важная составная часть процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
Цель этапа – получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания, умения.
Виды контроля: письменный контроль (диктант, самостоятельные работы, лабораторная работа, реферат, доклад), устный контроль(разные виды опроса)
9. Обобщение и систематизация знаний и умений - формирование у учащихся умения делать выводы и обобщения своих знаний. Последовательное осуществление систематизации — необходимое условие формирования обобщенных знаний, творчески применяемых в различных ситуациях, при этом используется субъективный опыт учащихся.
11.Итоги, выставление оценок – преподаватель подводит итоги урока, анализирует работу обучающихся на протяжении урока, выставляет оценки.
Это обязательный элемент урока.
12.Инструктаж по домашнему заданию - необходим, ибо невнимание к этому пункту может повлечь за собой ситуацию, когда домашнее задание не будет выполнено. Обучающийся, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства – что поможет педагогу в достижении цели, а уж затем определения способа – как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Преподаватель ГБПОУ РТ «Тувинский техникум предпринимательства» Пескова В.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы
Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...
Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий.
Современный урок иностранного языка. Синтез традиционных и современных технологий. Осознание урока повышение интереса педагогов к современным технологиям осознание необходимости повышения ур...
Методическая разработка по теме «Структура, функции и основные типы современного урока»
В данной работе рассматриваются основные аспекты современного урока в соответствии с требованиями ФГОС....
Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...
Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в
Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...
ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ХХI-й век – век высоких информационных и компьютерных технологий. Только человек, грамотно владеющий способами работы с информацией и техникой в различных сферах деятельности, востребован сейчас...