Методическая разработка по теме «Структура, функции и основные типы современного урока»
статья на тему
В данной работе рассматриваются основные аспекты современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_funktsii_i_osnovnye_tipy_sovremennogo_uroka.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ЛО «ЛИСИНСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка по теме
«Структура, функции и основные типы современного урока»
Выполнила: преподаватель физики
Агаева Марина Эдуардовна
пос. Лисино-Корпус
2016 год
Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация ФГОС на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Урок был и остаётся главной формой обучения, на которой встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик.
Каким же должен быть урок в современных условиях?
Любой урок должен нести три функции:
- Познавательная – каждый урок несет часть материала познания. В содержании материала урока надо обратить внимание на ведущую идею. Эта идея должна быть сформулирована учителем четко и однозначно.
- Развивающая – каждый урок должен опираться на уровень развития учащихся, материал должен усложняться от урока к уроку.
Ступени усложнения:
- воспроизведение материала учащимися;
- изложение материала с частично измененными условиями;
- изложение материала (или решение задач) с полностью измененными условиями.
3. Воспитывающая функция
Чем воспитывает урок?
- Научностью знаний. Чем выше уровень обучения, тем больше гарантий, что у учащихся сформируются научные понятия, которые они смогут использовать для оценки явлений.
- Системностью знаний. Больше гарантий выработки правильного мировоззрения, а это формирует убеждения.
- Идейностью – раскрытие достижений науки, прогресса, использование достижений в практической деятельности.
- Эмоциональным отношением к материалу – каждая идея на уроке должна быть не только понятна, но и пережита. Надо показать свое отношение к идее, переживания передаются учащимся. Если не развивать эмоций – дети становятся безнравственными.
- Коллективной работой – коллективное обсуждение материала.
- Активностью – активное сотрудничество учащихся с учителем, формирование активности, как черты личности. Эта черта проявляется тогда и в других видах деятельности.
- Стилем общения учителя с учащимся – не должно быть оскорблений учащихся, недопустимы реплики в адрес учащихся, т. е. не выходить за рамки культурного общения. Учитель должен выбрать правильный стиль общения.
Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Структура урока:
- Вступительная часть – организационный момент нужен для мобилизации учащихся, чтобы вызвать интерес к изучаемой теме. Здесь проявляется показатель мастерства учителя.
Для этого нужно:
- вычленить главную идею урока;
- показать значение ведущей идеи;
- показать практическую значимость идеи, которая пригодится в дальнейшей работе;
- выйти на проблемную ситуацию.
Ведущая идея за время урока должна быть озвучена не менее 5 раз. Иначе она останется в кратковременной памяти, т. е. на 3-4 дня. Если идея еще и практически прокрутилась, тогда она запоминается надолго. Ведущая идея должна быть запомнена наизусть, но повторять ее надо не однообразно, а с помощью различных методов.
- Сообщение новых знаний:
- не менее 2 раз подойти к ведущей идее;
- добиться адекватного понимания слов учителя;
- включить все мыслительные операции – анализ, синтез, индукция, обобщение;
- учить работать с книгой.
- Закрепление материала:
- закрепить ведущую идею – вспомнить, что самое главное, вспомнить доказательства;
- учитель должен держать нить рассуждений;
- дифференцированно ставить вопросы, тогда будет работать вся группа;
- вводить пройденный ранее материал при закреплении нового.
- Домашнее задание:
Надо помнить, что домашнее задание проходит в два этапа:
1) Обязательный инструктаж по домашнему заданию:
- указать, где в параграфе заложена ведущая идея;
- указать самое трудное место;
- указать на типичные ошибки при решении задач такого типа;
- предусмотреть минимум и максимум домашнего задания; - указать дополнительную литературу;
- избегать стереотипных заданий;
- вызвать интерес к домашнему заданию.
2) Проверка домашнего задания
- опрос не превращать в допрос; - нельзя опрос затягивать, достаточно 15 минут; - снять с учащихся чувство страха за получение неудовлетворительной оценки; - опрос вести плотно; - сочетать оценки с поурочным баллом за активную работу.
Пути повышения эффективности урока:
- самый трудный материал необходимо спланировать на первую часть урока – до 25 минут;
- в первой части урока не нужно много приемов переключения, во второй части – наоборот больше приемов переключения;
- после 25 минут урока сделать отдых, т. е. в этот момент работа с учебником или выдача домашнего задания;
- коллективная работа повышает усвоение с 60% до 85% , т. е. на 25%;
- Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% учащиеся удерживают в памяти, если слышат материал; 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.
Основные типы уроков:
Урок– сообщение новых знаний – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Варианты проведения урока:
1. Непосредственное руководство учителя учебным процессом: учитель ставит вопрос – ученики отвечают, если есть затруднения – учитель помогает. Разным ученикам выдаются разные по сложности задания: кому-то легче, кому-то – труднее. Выставляются оценки. Лучших учеников необходимо стимулировать более высокой оценкой.
2. Преподаватель сочетает непосредственное руководство с косвенным. Учитель показывает важность темы, выделяет три вопроса. Два вопроса решаются учеником и учителем совместно, один – ученики решают самостоятельно по учебнику. Цель - научить добывать знания самостоятельно.
3. Преподаватель руководит учащимся, который выполняет функции преподавателя. Учащимся заранее выдается задание. Ставятся три вопроса. По первому и второму выступает преподаватель, по третьему – учащийся, который выполняет функции преподавателя. Он также отвечает за дисциплину, к нему обращаются за помощью, если возникают вопросы.
4. Преподаватель называет тему, дает вопросы, организует добывание знаний самими учащимися.
Итак, если все шаблоны использовать, каждый урок будет проходить по новому сценарию.
Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью закрепить тему, выработать умения, навыки.
Варианты проведения урока:
Вариант 1.
- В начале урока ставится основная задача. Учащимся дается 15 минут на повторение материала.
- Затем предлагается закрыть учебники и тетради:
а) дать определение, формулировку;
б) воспроизвести материал по памяти;
в) решить задачу.
- Задание практическое, лабораторная работа или решение задач.
За пять минут до окончания урока работы сдаются. За эту часть урока выставляется оценка. Можно предложить учащимся обменяться тетрадями и проверить работы друг друга. Ошибки учащиеся только подчеркивают, а оценку ставит преподаватель.
Вариант 2.
- В тетради для проверочных работ воспроизвести пройденный материал.
- Закрепить материал демонстрацией видеоролика.
Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. К этому уроку заранее даются вопросы, указываются параграфы учебника и другие возможные источники. Ставится вопрос, обсуждается, дополняется из других источников.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. На этом уроке оценка выставляется каждому учащемуся по каждой теме.
Вариант проведения урока:
- Первый час: на 35 минут даются 5 письменных вопросов (включая задачу).
Потом обменялись работами, подсчитали ошибки. Сколько правильных ответов - такая и оценка.
- Второй час: по этой же теме даются вопросы для устного ответа. Один из вопросов – повышенной сложности. Оценки выставляются за устный и письменный опрос.
Какие же требования предъявляются к современному уроку в условиях введения ФГОС? Урок в рамках ФГОС - это:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- максимум творчества и сотворчества;
- время сбережение и здоровье сбережение;
- в центре внимания урока — учащиеся;
- учет уровня и возможностей учащихся;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;
- Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.
- Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.
- Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Изучение темы "Степенная, показательная, логарифмическая функции" в группах 1 курса"
Разработка содержит методические рекомендации по изучению данной темы....
Методическая разработка по теме "Дифференциальное исчисление функций двух переменных"
Рассмотрены теоретические вопросы, большое количество задач...
Методическая разработка по теме «Пять типов вопросов в Present Simple» по дисциплине Иностранный язык (английский)
Изучение данной темы является основополагающим для дальнейшего изучения различных аспектов грамматики и лексики английского языка,так как при изучении других видо-временных форм английского глагола да...
Методическая разработка на тему «ПОСТАНОВКА РУК, КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ДОМРИСТА»
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ КОМИГПОУ РК «ВОРКУТИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» Методическая разработка на тему«ПОС...
Методическая разработка На тему: «Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, способствует ф...
Методическая разработка на тему: "ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЛОВЫХ (РОЛЕВЫХ) ИГР НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ"
В данной работе рассмотрено использование технологии деловых (ролевых) игр на уроках производственного обучения. Практика моей работы показывает, что активные методы обучения изменяют роль студента, п...
Методические разработки на тему "Методика преподавания Джаз танце" дисциплина "Современный танец"
Методический материал посвящён основным принципам преподавания Джаз танца. Классификация и характерные черты...