СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СПО
статья на тему
Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dpostati.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СПО
Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование;
Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.
Профессиональное дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня. Профессиональное дополнительное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку;
Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, обучение по которым осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнительного образования, порядок разработки, утверждения и введения общих основ и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального дополнительного образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительное профессиональное образование - это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из которых относятся повышение квалификации, стажировка и переподготовка.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Повышение квалификации - вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.
Обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки и техники по профилю профессиональной деятельности, подготовка специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, имеющих опыт работы в определенной сфере и испытывающих недостаток практических навыков и знаний. По окончании выдается Свидетельство о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка (далее - переподготовка) - вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.
Профессиональная переподготовка -–совершенствование знаний по вашей специальности.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям. Осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям, с учетом международных требований и стандартов. По окончании программы проводится итоговая государственная аттестация. Выдается Диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. В настоящее время получение дополнительного образования становится модным явлением. В настоящее время многие специалисты хотят повысить свою квалификацию или вообще сменить сферу деятельности, поэтому посещают многочисленные курсы, тренинги и семинары. Для многих это профессиональная необходимость.
Желающим повысить свой профессиональный и образовательный уровень предлагается множество курсов, тренингов и семинаров, которые охватывают достаточно много специализаций в различных областях. Выбирая ту или иную программу повышения квалификации, некоторые пытаются наверстать «упущенные» в студенческие годы возможности, кто-то хочет закрепить с помощью практических тренировок полученные академические знания, другие таким образом пытаются посмотреть на накопленные навыки и компетенции немного под другим углом. В каждой профессии есть свои сертификаты и аттестаты, наличие которых делает специалиста не только более квалифицированным, но и более "дорогим". Кроме того, дипломы различных, но взаимодополняющих курсов (и при этом соотносящихся с основной профессией) характеризуют кандидатов как разносторонних личностей, стремящихся к профессиональному и личностному развитию».
Многие специалисты по тем или иным причинам решают кардинально сменить сферу деятельности. Для освоения новой профессии им нужно получить некоторые теоретические знания и отработать их на практике. Этого можно достичь с помощью различных курсов и семинаров.
В настоящее время законодательная база о дополнительном образовании Российской Федерации опирается на ряд важнейших документов, включающих в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, другие федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования. Что касается Федерального закона о дополнительном образовании, то он находится в стадии согласовании и утверждения.
Российская система дополнительного образования к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.
Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются на основании требований к уровню основного образования обучающихся и на основе государственных образовательных стандартов. Этот механизм многие годы с успехом используется практически всеми развитыми европейскими странами.
К дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В нашем колледже ведется дополнительное профессиональное образование по следующим пролицензированным программам:
- «Оператор ЭВМ»;
- «1С:Предприятие 8.3(Бухгалтерия предприятия)»;
- «1С:Зарплата и управление персоналом 8.3»;
- «1С:Управление торговлей 8.3»;
- «Официант»;
- «Чертежник (программа Компас)»;
- «Делопроизводитель»;
- «Бухгалтер»;
Многие студенты колледжа проходят ни одну, а несколько программ ДПО, потому что хотят быть конкурентоспособными специалистами в наше время. После окончания курсов по выбранным программа ДПО слушатели получают документ «Свидетельство».
Наличие в резюме пройденных тренингов и семинаров, курсов, безусловно, добавляют кандидатам лишние баллы при рассмотрении кандидатуры на вакантное место. Людей, готовых вкладывать собственные деньги в дальнейшее обучение объединяет стремление к повышению квалификации и, соответственно, увеличению стоимости своей кандидатуры. Кроме того, дипломы различных, но взаимодополняющих курсов (и при этом соотносящихся с основной профессией) характеризуют кандидатов как разносторонних личностей, стремящихся к профессиональному и личностному развитию».
Также в нашем колледже ведется профессиональная переподготовка для безработных граждан, т.е. мы работаем с центрами занятости населения, которые направляют к нам своих безработных граждан. После прохождения программ по ДПО для профессиональной переподготовке, слушатели получают документ государственного образца об окончании программы
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Используемая литература:
1.Федеральный Закон о дополнительном образовании.
2.Каштанова Е.В. «Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала» 2015г.
3.Ишков А. «Особенности реализации дополнительного профессионального образования» 2011г.
4.Федеральный Закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г.
5.Семенов А.Л. «Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации» 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»
Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...
Диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования Общая педагогика Теория и методика обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС
Общая педагогика Теория и методика обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС...
Статья"Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта World Skills"
Одно из важнейших качеств будущего специалиста - высокий уровень владения профессионально ориентированным иностранным языком. Соврем...
Роль иностранного языка в системе среднего профессионального образования в рамках развития проекта «World Skills»
laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра»Джон Дьюи Одно из важнейших качеств будущего специалиста - в...
Практика разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием сетевых форм взаимодействия на базе мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии»
Аннотация: опыт взаимодействия с сетевыми партнерами в рамках дополнительного образования техникума по направлению ИКТ; перспективы развития сетевого взаимодействия с образовательными организациями ра...
Практика реализации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в ОГА ПОУ «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»
Конкурентным преимуществом техникума является создание 5 мастерских, оснащенных современным оборудованием. Это позволяет внедрять современные технологии обучения и оценки качества. Как результат 116 ч...
Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)
В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....