Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова)
статья на тему

В статье рассматриваю актуальность применения данной педагогической технологии, её основные принципы, особенности методики внедрения её в учебный процесс. Раскрываю понятие опорных схем и опорного конспекта, требования к его составлению, влияние данных методик на эффективность обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_shatalova.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Науменко Наталья Борисовна

                преподаватель физики

КГБОУ НПО  ПОУ№11

г. Комсомольск-на-Амуре

Статья по физике.

Тема:  «Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталова)

Аннотация

В статье рассматриваю актуальность применения данной педагогической технологии, её основные принципы, особенности методики внедрения её в учебный процесс. Раскрываю понятие опорных схем и опорного конспекта, требования к его составлению, влияние данных методик на эффективность обучения и активизации познавательной деятельности обучающихся.

«Педагогическая технология-это продуманная во всех деталях МОДЕЛЬ современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей» (В.М.Монахов)                

Входной контроль для поступивших на первый курс, показывает низкий образовательный уровень знаний по предмету физика. Незнание законов, определений, многих понятий, физических величин и единиц их измерения приводит к тому, что учащиеся не понимают предмет, а значит, отсутствует интерес к нему. Поэтому одной из основных образовательных целей является формирование положительной мотивации к изучению физики. Путями решения этой проблемы являются проявление и развитие творчества, самостоятельности учащихся и, конечно, активации их познавательной и мыслительной деятельности. Для успешного решения этих задач необходимо применять разные формы и методы проведения уроков и различные педагогические технологии. Предпочтение отдаю технологии В.Ф.Шаталова, т.к. она приемлема для всех категорий обучаемых, без селекции, её применение в процессе обучения способствует формированию ЗУН, развивает познавательную активность, творческую личность, тем самым повышается эффективность обучения.

Этому способствуют принципы технологии:

  • изучение крупными блоками;
  • многократное повторение;
  • обязательный поэтапный контроль;
  • применение опорных схем и оформление опорных конспектов

На чрезвычайную важность различного рода схем в своё время указывал известный советский историк Л.Н.Гумилёв. «Схема,-писал он,-целенаправленное обобщение материала: она позволяет обозреть суть предмета исследования. Схему усвоить легко,-значит остаются силы на то, чтобы продвинуться дальше, поставить гипотезы и организовать их проверку. Схема-это скелет работы, без которого она превращается в медузу…»

Опорный конспект (ОК) представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для абстрактного материала.

В ОК закодирована определенная информация. Запоминая отдельные символы, рисунки, слова ученики фактически запоминают и их расшифровку (кодирование-декодирование).

Умение ученика построить целый рассказ, свидетельствует о понимании им изученного материала.

Особенности методики технологии В.Ф.Шаталова. Технологическая схема.

        

        

        

Блок практики

                

Итак, опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации и внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.д.), заменяющий некоторые смысловые значения.

Опорный конспект - это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющий собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

Каких требований придерживаюсь при составлении ОК:

  • лаконизм и простота;
  • доступность понимания;
  • оригинальность и непохожесть;
  • поблочная компоновка;
  • многообразие форм;
  • доступность воспроизведения

Что позволяет ОК ученику:

  • глубже разобраться в изученном материале и с помощью учителя до конца понять данный материал;
  • легче запомнить изученный материал;
  • используя ОК при ответе, грамотно, точно изложить материал
  •  приводить в систему полученные знания.

Как опорные конспекты помогают мне в преподавании физики:

  • наглядно представить весь изучаемый материал  (т.е. можно показать тему в целом);
  • многократно повторять изучаемый материал;
  • быстро проверить, как ученик понял и запомнил изученный материал.

Применяя эту технологию и организовывая деятельность учащихся по признаку «от работы к поведению» получаю эффективные воспитательные результаты:

  • трудолюбие;
  • познавательная самостоятельность;
  • уверенность в своих силах, способностях;
  • формируется ответственность;
  • воспитывается аккуратность, эстетичность при оформлении работ.

Главной заслугой технологии В.Ф.Шаталова является разработка системы учебной деятельности учеников, обеспечивающую полную и всеобщую активность на уроке.

В своей педагогической деятельности регулярно использую технологию В.Ф.Шаталова, или элементы этой технологии, тем самым организовываю определенную систему обучения, к которой привыкают обучающиеся, при этом у них развиваются общие компетенции, логическое мышление, пространственное воображение, тренируется память и внимание, прививается интерес к предмету. Все это активизирует познавательную деятельность, что делает уроки более эффективными и повышается качество знаний.

Используемая литература:

  1. Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хаит А.М. Опорные конспекты по кинематике и динамике-М. Просвящение 1989г.
  2. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. / В.Ф.Шаталов – Архангельск: Сев-Зап. Кн. изд. 1990г.
  3. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается.- М.: Педагогика,1989
  4. Котова И.Б. под. ред. Смирновой С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии.-М. Академия,2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала...

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Применение технологии модульного обучения на уроках экономики

Представлена технология модульного обучения методом граф-схем и примерер применения при расчете государственных пенсий....

Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО

Применение технологии проблемного обучения в СПО и НПО...

Применение технологии проблемного обучения в учереждениях СПО и НПО

Применение технологии проблемного обучения в учереждениях СПО и НПО...

План бинарного урока (литература +история) на тему "Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского"с применением технологии проблемного обучения

На данном уроке применяется технология проблемного обучения, используются активные формы и методы обучения, элемент технологии критического мышления, позволяющие быстро включиться в работу, сделать вы...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения на тему «Отражение революции в творчестве В.В. Маяковского»

Методическая разработка представляет собой план-конспект бинарного урока (литература + история) с применением технологии проблемного обучения,  активных форм и методов обучения, элемента технолог...