Внимание. - Повторить за взрослым движение в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.
- Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например снег. (Произнесите слова: дом, гроза, снег, книга, чашка, телефон, снег, роза, снежинка, сосулька, человек, снег, окно, ваза, ромашка, стул).
- Сложить по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
- Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.
- Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.
- Заниматься интересной деятельностью в течение 15-20 минут.
Мышление. - Собирать пирамидку из семи колечек без помощи взрослого в правильном порядке; складывать мисочки, вкладывая их друг в друга.
- Подбирать самостоятельно вкладыши в нужные отверстия.
- Называть обобщающим словом каждую группу предметов: 1) собака, кошка, корова, лошадь, коза; 2) белка, заяц, медведь, волк, лиса; 3) роза, ромашка, колокольчик, василек; 4) стол, стул, кровать, шкаф, кресло.
- Находить лишний предмет в каждой группе и правильно объяснять свой выбор.
- Находить пару каждому предмету.
- Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры (треугольник, квадрат ит. д.)
- Отвечать на вопросы: «Сколько лап у собаки? А сколько у курицы? Для чего нужны стрелки для часов? Для чего нужна ручка у двери? Для чего нужны окна в домах? Что нужно сделать, чтобы чай стал сладким?»
- Подбирать противоположные слова: днем светло, а ночью… (темно); зимой холодно, а летом… (тепло); вата легкая, а камень … (тяжелый); кирпич твердый, а подушка… (мягкая); дерево высокое, а пенек… (низкий); река широкая, а ручеек… (узкий); слон большой, а мышка… (маленькая).
- Решать простые логические задачи.
- Определять части суток и времена года. Знать их характерные отличия.
- Находить на картинке, где изображены нелепицы, 3-4 несоответствия. Объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
- Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
- Самостоятельно называть сходства и различия в картинках.
- Находить одинаковые предметы без посторонней помощи.
- Складывать разрезанную на 2-3 или 4 части картинку или открытку.
- Рассказать о семье, семейном быте, традициях.
- Рассказывать о своем городе.
- Рассказывать о желании в будущем приобрести определенную профессию, рассказать почему именно она его интересует.
- Проявлять интерес к предметам и явлениям, которые не имеет возможности видеть.
Память. - Повторять за взрослыми на слух несколько слогов по порядку: ма-та-са; ки-ле-ти-ди; па-са-ни-ки.
- Точно выполнять задание, состоящее из трех-четырех команд: пойти на кухню, сесть на стул, взять чашку, принести ее в комнату.
- Определять с одной попытки, какой предмет исчез. Для этого можно поставить перед малышом пять предметов, называя каждый, затем попросить его отвернуться, а в этот момент спрятать один из них; малыш должен будет определить, какой предмет исчез.
- Повторять за взрослым на слух четыре-пять слов: стол, дом, кот, пень, ваза.
- Повторять на слух цифры в определенном порядке: три – семь – пять; один – четыре – два – шесть.
- Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 предметов.
- Рассказывать наизусть несколько потешек, стихов, загадок.
- Пересказывать содержание услышанной сказки.
- Запоминать содержание сюжетного рисунка.
- Воспроизводить в памяти недавно происшедшие, а также яркие события своей жизни.
- Выполнять поручение в виде 2-3 последовательных действий.
Мелкая моторика. - Запускать мелкие волчки.
- Показывать отдельно один палец (указательный), за тем два (указательный и средний).
- Кистями рук делать «фонарики».
- Нанизывать крупные пуговицы, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке или на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии.
- Показывать в воздухе колечки, попеременно соединяя каждый палец с большим.
- Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунков.
- Аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за контуры.
- Правильно держать ножницы Вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника.
- Составлять и наклеивать узоры из различных геометрических форм
- Проводить прямые линии по середине дорожки, не выходя за ее края.
- Проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера.
- Правильно использовать кисти, карандаши, пастель, акварельные краски, гуашь, цветные мелки
- Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов
- Изобразить полюбившегося героя, какой-то интересный момент в сказке
- Изобразить предмет и явление, правильно подобрав цвет, используя различные материалы
- Лепит, Создавать образы разных предметов и игрушек Объединять предметы в композицию
Крупная моторика. - Выполнять задания взрослого (присесть, изменить положение рук), чередовать ходьбу с бегом, прыжками, изменением направления, темпа и т.д.
- Бегать на носках, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом. В колонне по одному, двое. Бег в разных направлениях, змейкой, с изменением темпа
- Ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, приставным шагом (направо и налево), не теряя равновесие.
- Принять исходное положение при выполнении упражнений, соблюдать дистанцию при передвижении.
- Выполнять челночный бег (3 раза по 10 метров).
- Пробежать расстояние в 20 метров за 5,5-6 секунд.
- Лазать по гимнастической стенке, не попуская реек, перелезая с одного пролета на другой.
- Перебираться с одного гимнастического снаряда на другой.
- Ползать по прямой:
- опираясь на кисти рук и колени. - на стопы и ладони. - на стопы и пальцы ног. - на животе, подпираясь руками. - Ползать между предметами, змейкой.
- Ползать под веревкой (высота 50 см.)
- Прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см.
- Ловить мяч кистями рук. Бросать мяч снизу и из-за головы. Ловить мяч с расстояния 1.5-2.5 метров. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его двумя руками.
- На дальность (3,5 - 6,5 метров), - В горизонтальную цель (с расстояния 2 - 2,5 метра) - Правой рукой, левой рукой, - В вертикальную цель (центр мишени 1,5 метра) с расстояния 2 метра. - Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие.
- Шнуровать ботинки.
- Прыгать на одной ноге.
- Ходить по бревну.
Математика. - Показывать в комнате предметы, которых по одному, и тех, которых много.
- Показывает предметы, которые по форме похожи на круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
- Показывать правую и левую руку. Показывать предметы, которые находятся справа от него и слева.
- Показывать, что находится вверху и внизу от него.
- Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
- Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения; объяснять словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
- Сравнивать два, три предмета по величине (длине, ширине, высоте); объяснять словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), шире (уже), выше (ниже).
- Узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
- Понимать слова: верхняя, нижняя, слева, налево, справа, направо.
- Может назвать и показать все цифры от 0 до 9 и до 100 с помощью взрослого.
- Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток
Развитие речи. - Как собака лает, кошка мяукает, корова мычит, петух кукарекает, мышка пищит, свинья хрюкает и т. д.
- Что умеют делать эти животные (рыба плавает, птица летает, змея ползает, заяц прыгает, человек ходит).
- После рассматривания предмета, сюжетной картинки или игрушки составлять простой описательный рассказ из трех-четырех предложений об этой игрушке.
- Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных.
- Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
- Понимать обобщающие слова: мебель, транспорт, игрушки, посуда, обувь, одежда.
- Правильно употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.
- Употреблять предложения с однородными членами.
- Отвечать на простейшие вопросы.
- Читать наизусть короткие стихотворения.
- Использовать обобщающие слова, называя животных и их детенышей, профессии людей, части предметов.
- Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
- Рассказать невероятную историю (истории), что является следствием развития фантазии, воображения.
- Подробно, с детализацией и повторами рассказать о содержании сюжетной картинки.
- Употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове. Может показать и назвать все слоги и пропечатать их с подсказкой взрослого.
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный). Этические качества (хитрый, добрый). Эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
- Самостоятельно сочинить рассказ по картинкам (не более 3 картинок)
- Может печатать все буквы алфавита при помощи взрослого.
- Печатать и читать знакомые слова (имена, названия предметов и т.д.) при помощи взрослого.
Окружающий мир. - Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки.
- Сказать, сколько ему лет.
- Назвать город, в котором он живет; свой домашний телефон.
- Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки.
- Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений
- Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей.
- Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величину, цвет и форму, назначение, существенные детали и части предметов.
- Различить и назвать погодные явления.
- Назвать несколько профессий.
- Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.
- Знать значение сигналов светофора.
- Здороваться и прощаться без напоминания со стороны взрослого.
- Вежливо выразить свою просьбу.
- Поблагодарить за оказанную услугу.
- Оказать помощь товарищу.
Домашние обязанности: - Сервировать стол с минимальной помощью.
- Использовать вещи по назначению, ставить их на место.
- Помогать мыть посуду или загружать ее в посудомоечную машину.
- Протирать пыль с мебели, пылесосить, мыть пол.
- Намазывать масло на хлеб.
- Готовить холодный завтрак (хлопья с молоком).
- Помогать накладывать еду в тарелки на семейном обеде.
- Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и пр).
- Делиться с друзьями игрушками.
- Доставать из почтового ящика почту.
- Сообщать родителям, когда выходит из дому поиграть - где будет находиться.
- Играть дома самостоятельно.
- Помогать складывать полотенца и платочки.
- Развешивать носки и платочки на не высоко подвешенной бельевой веревке.
- Самостоятельно одеться, раздеться в определенной последовательности
Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Психологические потребности: - в общении со сверстниками; - в движении; - в самостоятельности; - в доброжелательном к себе отношении. Мотивы 4-х леток: – Признание сверстников. – Самоутверждение. – Игровой мотив. Как можно удовлетворять: - в общении со сверстниками (в садике играет, дома друг есть, в гости ходим); - в движении (обеспечивать возможность бегать, прыгать, лазить, перекладина или спорт уголок дома, с папой в футбол играть, спортивная секция); - в самостоятельности (помощник дома, все, что умеет делать – делает сам, без помощи, взрослых, есть дома поручения которые сам выполняет); - в доброжелательном к себе отношении (положительно оценивать при успехе, одобрение при неудачах, если бы ты сделал так (показать, объяснить), то было бы еще лучше). Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция: Наглядно-образное мышление. Особенности возраста: - Речь начинает выполнять контролирующую функцию. - Усложняются волевые проявления (умение подчинять свои действия правилам в игре). - Повышенная познавательная активность. - Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками. - Интерес к другому ребенку как к своему отражению в зеркале. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка. - Усложнение сюжетно – ролевой игры. - Появление осознанности собственных действий. Новообразования: - контролирующая функция речи; - проявление элементов творческого воображения в сюжетно- ролевой игре; - появление элементов произвольности: - появление вне ситуативно - личностной формы общения с взрослым. Цели и задачи взрослых: - Создать условия для развития творческого воображения. - Формировать умения подчинять свои действия правилам, усложняя при этом количество правил. - Создать условия для проявления познавательной активности. - Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости. - Создать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности. Если ребенок без труда справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если Вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания. |