Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ
учебно-методическое пособие на тему
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области
«Губернский профессиональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ
Составитель: Кодоев Т.М.
Учебно-методическая разработка для студентов
2 курса
по специальности «Преподаватель рисования и черчения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 265.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области
«Губернский профессиональный колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ХОЛОДНОЙ ГАММЕ
Составитель: Кодоев Т.М.
Учебно-методическая разработка для студентов
2 курса
по специальности «Преподаватель рисования и черчения»
Практическое занятие
Цель: Развить способности восприятия цвета и его оттенков. Умение находить отличие одного цвета от другого в ряду одной группы цветов – холодных.
Задача: Выразить цветом объемно-пространственные и материальные качества натуры. Уметь «лепить» форму цветом, выдерживая цвето-тоновые отношения, добиться цветовой гармонии холодных оттенков.
Постановка: Предметы быта холодных оттенков. Освещение – контрастное, боковое.
Материал: Акварель, бумага 45х55 см.
Количество часов: 12 часов.
Для закрепления понятия о колористическом качестве этюда, как гамме родственных цветов, целесообразно написать натурную постановку, в которой бы сочетались близкие, родственные цвета. Для решения этой задачи подобраны предметы холодных оттенков: голубая дра пировка, кувшин серо-голубой, белый чайник с голубой отделкой на синей драпировке и т.д. Чтобы придать натюрморту более напряженный контраст, введен желтый
лимон.
После выполнения подготовительного рисунка задание выполняется последовательно в 3 этапа.
Подготовительный рисунок.
После фор-эскизов, выбора формата будущего этюда, композиционного и колористического решения выполняется подготовительный рисунок.
Подготовительный рисунок ведется методом линейного рисования. Определив композиционное размещение предметов (кувшина,
чайника, лимона) на листе, переходят к построению отдельных предметов с одновременным уточнением пропорций и характера форм. Далее определяют положение каждого предмета в пространстве с учетом их перспективы. Располагают их по планам. На дальнем плане возвышается кувшин, затем чайник и на переднем плане – лимон. Одновременно уточняют передние складки горизонтальных драпировок.
В подготовительном рисунке линейно намечают границы светотеневых градаций тона, света, тени и полутени на предметах объемных форм.
1 этап работы
На первом этапе начальную прописку делают лепкой, прозрачной краской.
Первоначальные прокладки цветом можно начать с драпировок и лимона, имеющих яркую определенную окраску (синяя, голубая, сиреневая ткани, стронцианово-желтый лимон). Это сразу задает тон общему колориту единства холодных оттенков.
Целесообразно делать проработку формы с определения световых частей натюрморта. Наиболее освещенные части кувшина, чайника – блики оставляют чистыми.
Сравнивая светосилу каждого предмета между собой, можно найти их место в постановке. Самое светлое пятно постановки составляет белый чайник и белая драпировка, бледно-серый с голубым оттенком кувшин менее насыщен, а лимон и ткани на столе по цвету насыщенней всех других. Уже в первичной прописке красок, необходимо соблюдать пропорциональность этих отношений, находить отличие одного от другого цвета в ряду одной гаммы холодных оттенков.
2 этап работы.
На втором этапе ведется дальнейшая проработка формы кувшина, лимона, чайника и т.д. Она ведется в направлении определения цветовых и тональных отношений между освещенными и теневыми частями. Кувшин, будучи серовато-голубым, имеет разные оттенки на свету и в полутени, а в тени цвет не голубой, а сиренево-синий. Поэтому, подбирая цвет для освещенной части, необходимо смотреть на кувшин, сравнивая его с фоном, чтобы выявить основной контраст силуэта по отношению к синему фону. Особую трудность представляет написание белой ткани и белого чайника, сравнение близких пятен между собой выявит их разницу и поможет более точно передать их оттенки, например, лежащая рядом с белым чайником синяя драпировка отражает в тени чайника голубой оттенок. В свою очередь падающий свет придает освещенной части холодный оттенок и, смешиваясь с голубыми отражениями, придает ему сложный оттенок, приближая к серому, слегка окрашенному. В этом случае, необходима более тонкая гармонизация цвета, точное определение тоновых отношений, моделировка не светотени, а колебаний оттенков внутри цвета.
3 этап работы
На третьем этапе работы, обобщаются все второстепенные детали постановки, на дальнем плане обобщается и смягчается жесткость границ между светлым кувшином и темно-синей драпировкой. Для выделения главного композиционного центра живописного этюда, акцентируются первые и вторые планы. Второй план тонального строя натюрморта акцентируется тонкой проработкой цветовых и тональных оттенков чайника с детальной пропиской декора. Акценты на первом плане расставлены контрастным сопоставлением цвета – холодного сиреневого фона и теплого желтого лимона с заметными рефлексами теплых и холодных оттенков в тенях.
В целом, обобщая цельность живописного этюда, выдержана цветотоновыми отношениями, преимущественно холодных оттенков, тоновые и цветовые контрасты подчинены единому композиционному, колористическому и тональному замыслу – гармонии единства холодных цветовых сочетаний.
ЛИТЕРАТУРА
- Иванова О.И. Живопись акварелью. – М., 2005.
- Школа изобразительного искусства. – М., 2000.
- Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом. М., 1990.
- Бесчастнов Н.П. Живопись. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-54730-1505796704.jpg)
Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»
Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по во...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-609792-1426670500.jpg)
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА С ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯЭТЮДА НАТЮРМОРТАС ГИПСОВОЙ ГОЛОВОЙ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методическая разработка для студентов3 курса по с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-609792-1426670500.jpg)
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-609792-1426670500.jpg)
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В КОНТРАСТНЫХ ЦВЕТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-609792-1426670500.jpg)
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕХНИКЕ «ГРИЗАЙЛЬ».
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-682220-1444237999.jpg)
Методические рекомендации по созданию историко-краеведческого музея на базе Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский колледж культуры» «Родник истории»
Сохраняя свою популярность у миллионов людей, музей в последние годы обогащает себя смыслом. Не случайно его называют информационно-коммуникативной системой. С первых шагов своего профессионального су...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-770760-1459097516.jpg)
Социально-педагогическое сопровождение и социальная адаптация обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Архангельск
Особенности взаимодействия детских домов и образовательных организаций среднего профессионального образования при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей...