Сценарий внеклассного мероприятия: Литературная гостиная "Свеча памяти"
классный час на тему
Мероприятие посвященное Дню снятия блокады Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_svecha_pamyati.rar | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия посвященного дню снятия Блокады Ленинграда «Свеча памяти»
Цель: воспитание нравственно-патриотических качеств у молодого поколения.
Задачи.
1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям.
3. Расширить кругозор студентов в рамках исторически значимых событий нашей страны и города.
(Горит свеча .Звучит 7-я симфония Д.Шостаковича)
Ведущий : Всем героическим защитникам Ленинграда,
Всем участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,
Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых
Ведущий: 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну всего за 6 недель.
Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.
Ведущий: 27 января 1944 года. Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день полного снятия немецко-фашистской блокады Ленинграда.
Ведущий: Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретного документа: «Фюрер ре-шил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта.
Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады:
150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.
Ведущий: 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
В городе постепенно иссякали запасы топлива, воды, за которой ходили на набережную Невы, делая прорубь и набирая воду подчас под обстрелами.
Смерть входила во все дома.
Чтец: Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя.
Мне в струе степного ручья
Виден отблеск невской струи,
Если вдоль снеговых хребтов
Взором старческим я скользну,-
Вижу своды ваших мостов,
Зорь балтийских голубизну,
Фонарей вечерних рой,
Золоченых крыш острия…
Ленинградцы, дети мои,
Ленинградцы, гордость моя!
Ведущий: Эти строки принадлежат казахскому поэту Джамбулу Джабаеву. В те трудные годы войны он смог так ,по-отечески проникновенно, с состраданием и болью в сердце, обратиться к жителям героического города на Неве.
Сегодня мы будем говорить не только о жизни людей блокадного города но и о писателях Ленинграда: о Юрии Воронове, Ольге Бергольц, Анне Ахматовой. Именно в их судьбе отразились самые характерные черты той войны, тех трудных горьких дней, которые мы вспоминаем вновь и вновь. Ленинградцы были настоящими бойцами, они боролись со смертью, голодом, холодом, блокадой.
Чтец :
Опять война,
Опять блокада…
Ф может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
Ио блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память-наша совесть.
Она , как сила, нам нужна…
Ведущий : Эти строки написаны Юрием вороновым, поэтом который пережил блокаду. Бесконечные долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом, каждый из которых - урок мужества.
Гитлер делал ставку на голод. Врачи уже диагностировали дистрофию- болезнь совершенно забытую. Те , кого настигал голод, корчились и мучились так же, как тяжело раненые. И умирали…
Чтец.
Я забыть
Никогда не смогу
Скрип саней
На декабрьском снегу.
Тот пронзительный
Медленный скрип:
Он как стон,
Как рыданье,
Как всхлип.
Ведущий:
Всего в ноябре голод унес свыше 11 тысяч жизней, в декабре -53 тысячи. В январе и феврале умерло 199 187 ленинградцев, в марте- еще 89 968…
В новогоднем приказе Гитлер благодарил своих солдат « за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, « как спелое яблоко, упадет к нашим ногам»…
Зима в этот год пришла необычайно рано. Уже самом начале ноября город завалило снегом. Не хватало сил расчищать сугробы.
Чтец
Иной сугроб
Страшней трясины,
Встал на пути- и прерван путь
Что делать?
Я один не в силах
Через него перешагнуть
Ведущий: Так передает состояние ленинградцев Юрий Воронов. Пережив блокаду подростком, поэт позднее написал о ней немало стихов, воссоздающих атмосферу незабываемой зимы 1941/1942- г. Его юношеская память сохранила многие детали страшных дней блокады: скрип саней, на которых увозили тела умерших от голода, тропинки в глубоком снегу к проруби на Неве, мерцание коптилок и полыхание пожаров. В своих стихах Юрий Воронов писал о мужестве русских людей, сумевших выстоять и победить.
Чтец:
Наш город в снег
До пояса закопан.
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть
Но в то, что умер город наш,-
Не верьте!
Нас не согнут
Отчаянья и страх…
Мы знаем
От людей, сраженных смертью,
Что означает:
«Смертью
Смерть
Поправ»
Чтец:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?...
Нам в сорок третьем выдали медали.
И только в срок пятом -
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того, Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее
Чем тогда…
Чтец:
Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют: не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их их,
Но мертвые
Всегда среди живых.
Идут и смотрят Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?
Чтец:
За залпом залп
Гремит салют
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут,
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика-
Гремит салют над ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась;
На праздничный салют
С тобой-
Пол- Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе
Салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут…
Ведущий: многое было пережито, и прав поэт, когда взывает к нашему сердцу, к нашей совести:
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
(звучит печальная музыка)
Ведущий : Как на странно, многие вели дневники и сочиняли стихотворения. По мнению автора «Блокадной книги», 10% переживших блокаду писали стихи. Чем это объяснить? Быть может, тем, что у блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, которая разговаривала с блокадниками стихами Ольги Берггольц…
Когда все услышали по радио звучащий из блокадного Ленинграда голос Ольги Берггольц, это было большим событием для многих людей на фронте и в тылу. Юный женский голос говорил правду и только правду, без прикрас. Он прорвал ледяное пространство, вошел в нетопленные комнаты ленинградцев. Ольга Берггольц была не просто поэтом она стала голосом блокадного Ленинграда, духовным символом победы. Время выбрало ее говорить со всем миром, с измученными голодом и бомбежками ленинградцами по праву «разделенного страданья».
Чтец:
Я буду сегодня с тобой говорить,
Товарищ и друг ленинградец,
О свете, который над нами горит,
О нашей последней отраде.
Товарищ, нам горькие выпали дни, грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой,
Не одни,-
И это уже победа.
Ведущий: В её военных стихах…
Чтец:
Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Чтец:
Я люблю тебя любовью новой,
Горькой всепрощающей, живой,
Родина моя в венце терновом
С темной радугой над головой…
Ведущий: Из сжатых и выстраданных строк возникает образ Женщины- Матери, жены, Сестры, образ нежных и мужественных женщин Ленинграда (звучит «Аве Мария» Шуберта )
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
Чтец:
Над Ленинградом — смертная угроза,
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
(звучит пятая симфония Бетховена)
Ведущий: В молодости Ольги Берггольц были беды и утраты. Трагически оборвалась жизнь любимого человека- мужа Николая Молчанова: он умер от голода в блокадном Ленинграде
(во время чтения стихотворения фоном звучит отрывок 7-й (ленинградской) симфонии Д.Д. Шостаковича «наступление»)
Чтец: Отчаяния мало, скорби мало.
О! Поскорей отбыть проклятый срок!
А ты своей любовью небывалой
Меня на жизнь и мужество обрек.
Зачем, зачем?
Мне даже не баюкать,
Не пеленать ребенка твоего.
Мне на земле всего желанней мука
И немота понятнее всего.
Ни чьих забот, ни чьей любви не надо.
Теперь одно всего нужнее мне:
Над братскою могилой Ленинграда
В молчании стоять, оцепенев.
И разве для меня победы будут?
В чем утешение себе найду?!
Пускай, меня оставят и забудут
Я буду жить одна везде и всюду
В твоем последнем пасмурном бреду…
Ведущий: Она сама могла погибнуть. Но выжила, потому что сила ее убежденности в правоте и правде Победы была выше всякого страха.
Она стала живой легендой, символом стойкости, и ее голос был для ленинградцев воздухом мужества и уверенности, мостом, перекинутым через мертвую зону окружения, - он помогал соединять пространства и души. Опыт всеобщей трагедии заставлял находить безошибочно точные слова – слова, равные по своей необходимости пайке блокадного хлеба. Они не утоляли голод, но они были спасением.
Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электричества, радио не говорило, а шептало, но никогда так не слушали стихи ленинградских поэтов, как в ту зиму. Голодные, опухшие, еле живые люди слушали слова. Они не утоляли голода, но они были спасением. (звучит «Ленинградский вальс А. Дольского»)
Ведущий: страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай внимающий этим камням, никто не забыт и ни что не забыто».
9 мая, в день Победы, Ленинградцы приходят на Пискаревское кладбище. Они кладут на холмы братских могил цветы. А некоторые- папиросы и хлеб. Маленький кусочек хлеба, в котором так нуждался каждый из похороненных там.
Ведущий: И сегодня у нас в гостях, живые свидетели тех страшных дней, Почетный работник транспорта России, ветеран труда, узник концентрационного лагеря, преподаватель спец дисциплин АТЭМК- Поликарпов Игорь Васильевич
Слово предоставляется нашим гостям.
Чтец: Осада длится, тяжкая осада,
невиданная ни в одной войне.
Медаль за оборону Ленинграда
сегодня Родина вручает мне.
Не ради славы, почестей, награды
я здесь жила и все могла снести:
медаль «За оборону Ленинграда»
со мной как память моего пути.
Чтец:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
Ведущий:
Хотелось бы рассказать вам еще об одной женщине- легендарной Анне Ахматовой всю свою долгую жизнь Анна Ахматова прожила в Ленинграде в тягостные годы разлуки с городом, вызванные войной и эвакуацией она писала:
Разлучение наше мнимо:
Я с тобой неразлучима,
Тень моя на стенах твоих,
Отраженье мое в каналах,
Звук шагов в Эрмитажных залах…
Город на Неве -«каменный и кромешный»- проник не только в душу стиха Ахматовой, но и во всю словесную плоть.
В одной из «Северных элегий» она сказала о себе: «Но и сама была я как гранит…»
Чтец:
Стать бы снова приморской девчонкой,
Туфли на босу ногу надеть,
И закладывать косу коронкой,
И взволнованным голосом петь.
Ведущий: Особое значение для Ахматовой имело Царское Село. В этом маленьком «городе муз» она училась в гимназии, там встретилась с гимназистом Николаем Гумилевым, там жила позже.
Царское Село освящено именем Пушкина, гением великого поэта. Будучи гимназисткой, Ахматова ощущала себя как бы ровесницей курчавого лицеиста, и быстрая тень, казалось, легко мелькала в темной зелени влажного Екатерининского парка.
Чтец:
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Ведущий: Она знала множество пушкинских стихов наизусть, и не только стихи, но и прозу и даже письма. Она занималась пушкинской темой серьезно, сделала в этой области несколько своеобразных открытий.
Ведущий: Анну Андреевну Ахматову Великая отечественная война застала в Ленинграде, где она стала одной из немногих женщин-бойцов пожарной команды.
Выполняя мужскую работу наравне с другими жителями города, поэтесса шила мешки для песка, которыми потом укрепляли блиндажи и бомбоубежища. И не переставала писать.
"С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство как рядовой боец противопожарной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома, под кленом, воспетым ею в "Поэме без героя"... "
Чтец: Ленинградскую беду
Руками не разведу,
Слезами не смою,
В землю не зарою.
За версту я обойду
Я не взглядом, не намеком,
Я не словом, не попреком,
Я земным поклоном
В поле зеленом
Помяну.
Ведущий: Стихи Ахматовой тоже читали на Ленинградском радио. В июле 1941 в эфире прозвучала «Клятва» - одно из самых известных ее стихотворений военных лет.
Чтец :
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покорится никто не заставит!
Ведущий: С чеканными строчками «Клятвы» перекликаются проникновенные стихи посвященные ленинградским детям…
Чтец: Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Ведущий: Стихи Ахматовой о блокадных детях и сейчас невозможно читать без душевного смятения.
Чтец:
Принеси же мне горсточку чисто
Нашей невской студеной воды.
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
Ведущий : Все тяготы лишения осажденного Ленинграда разделила Анна Ахматова, как делила все в судьбе своей Родины.
Ведущий: В «Поэме без героя» есть строфы, которые в черновике были названы «городу и другу». Это потрясающее и наверное единственное в своем роде обращение к городу и миру на языке любовной лирики…
Чтец:
Ты мой грозный и мой последний,
Светлый слушатель темных бредней,
Упованье, прощенье, честь,
Предо мной ты горишь, как пламя,
Надо мной ты стоишь как знамя,
И целуешь меня как лесть.
Положи мне руку на темя,-
Пусть теперь остановится время
Над тобою данных часах…
Ведущий : Поистине поэзия Ахматовой это свет, святящий во тьме, и которого не объять». Ахматова писала: Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей…
Ведущий: В 1944 г. Ахматова вернулась в разоренный войной, но уже свободный Ленинград.
О, горе мне! Они тебя сожгли...
О, встреча, что разлуки тяжелее!..
Здесь был фонтан, высокие аллеи,
Громада парка древнего вдали,
Заря была себя самой алее,
В апреле запах прели и земли,
И первый поцелуй...
Военные стихи поэтессы составили последний прижизненный сборник «Ветер войны».
Ведущий.
Вечером 27 января 1944 года над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.
Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец.
*Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что всё небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди…
Ведущий.
Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…
*Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания. Зажжены свечи. Метроном.)
Ведущий : Прошу всех встать. Объявляется Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней - 900 блокадных дней и ночей. Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая.
Ведущий: Дорогие друзья, мы сегодня говорили о судьбах людей, очень разных. Но их всех объединяет любовь к городу на Неве, к Ленинграду.
За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание Город-Герой , награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературного вечера по теме «Имя твое - ЧЕЛОВЕК».
Основные цели данного вечера:1. Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2. Расширение социо-культурного кругозора студентов медицинского колледжа;3. Развитие у студентов интереса к да...
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.»
Методическая разработка внеклассного мероприятия литературно-музыкальной композиции по теме «Английская поэзия в русских переводах.» В соавторстве с Рубцовой Т.А. Основные цели данного вечера:1. Актив...
Сценарий внеклассного мероприятия литературно-музыкальная композиция "Победе посвящается!"
Данная методическая разработка направленна на формирование патриотических чувств учащихся на основеисторических событий прошлого России....
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв Холокоста
Методическая разработка представляет собой сценарий открытого внеклассного мероприятия и презентацию к нему....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "ПОСВЯЩАЕТСЯ ДНЮ ПАМЯТИ ТРАГЕДИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ"
30 апреля в Колледже машиностроения и сервиса им. С. Орджоникидзе было проведено внеклассное мероприятие, посвященное Дню памяти трагедии на Чернобыльской электростанции .Целью данного мероприятия явл...
Сценарий внеурочного мероприятия "Ты в памяти и в сердце, Сталинград"
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников ...
СЦЕНАРИЙ К ВНЕКЛАССНОМУ МЕРОПРИЯТИЮ Литературная гостиная «Сатиры смелый властелин» (к 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)
К 280-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина ознакомить обучающихся с комедий «Недоросль» и ее автором – Д.И. Фонвизиным; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль&r...