Самоконтроль и контроль при занятиях физическими упражнениями. Оценка состояния тренированности.
статья на тему
Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивной секции, самостоятельные занятия, туристические походы и т.д.) являются обязательным условием повышения качества физического воспитания. Самоконтроль предполагает знание учащимися влияния физических упражнений на организм человека, главными образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, Ч.С.С. и т.д.), закономерностей физического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samokontrol.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоконтроль и контроль при занятиях физическими упражнениями.
Оценка состояния тренированности.
В своей работе я уделяю большое внимание систематическому контролю за физической подготовленностью учащихся.
Самоконтроль учащихся за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями самого различного плана (утренняя гимнастика, уроки физической культуры, занятия в спортивной секции, самостоятельные занятия, туристические походы и т.д.) являются обязательным условием повышения качества физического воспитания. Самоконтроль предполагает знание учащимися влияния физических упражнений на организм человека, главными образом на показатели гемодинамики (артериальное давление, Ч.С.С. и т.д.), закономерностей физического развития.
Регулярные и правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. У 15-16 летних студентов средняя Ч.С.С. в покое колеблется в пределах 70-76 уд/мин. У 15-20% юношей наблюдается замедленный пульс- 50-60 уд/мин. При значительных нагрузках Ч.С.С. может достигать 180-200уд/мин.
В подготовительной части урока (построение) пульс выше, чем в условиях относительного покоя(82-85 уд/мин), что объясняется условнорефлекторной настроенностью организма на предстоящую нагрузку. В процессе урока, по мере увеличения мощности нагрузки Ч.С.С. возрастает до 170 уд/мин. Дальнейшее повышение мощности нагрузки вызывает меньшую реакцию Ч.С.С., но приводит к быстрому снижению работоспособности организма. Поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие колебания пульса от исходного до 170 уд/мин. Средний показатель Ч.С.С. у юношей за урок должен быть в пределах 130-140 уд/мин.
Артериальное давление (АД) у юношей ниже, чем у взрослых,-110-115 мм рт.ст. Одной из причин повышения давления до 140-160 мм рт.ст. (в покое) может явиться неправильная тренировка.
Ч.С.С.и А.Д одинаково важны для оценки деятельности сердечно-сосудистой системы. Произведение этих величин иногда используют ка критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей оно может превышать 15000, у здоровых, но не занимающихся-8000-10000, у тренированных-6000-7000.
Для самоконтроля можно рекомендовать и такие показатели, как вес тела, обхваты талии, плеча, бедра и т.д., степень жироотложения и ряд ощущений: самочувствие, сон, аппетит и т.д. Ухудшение этих показателей- симптом переутомления вследствие большой нагрузки.
В практике самоконтроля доступен целый ряд простых проб, позволяющих оценить функциональное состояние дыхательной и в определённой мере сердечно-сосудистой систем:
- Проба Штанге.
После обычного вдоха задержать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем лучше тренированность организма (для 15-17лет. юношей не должна превышать 30-40 сек.).
- Методика Серкина состоит из трех проб:
1) определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя;
2) определить время задержки дыхания на вдохе сразу же после 20-го приседания за 30 сек.;
3) определить время задержки дыхания на вдохе после 1мин. отдыха.
Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после6-8 мин. спокойного отдыха.
Оценка проб Серкина у подростков.
Контингент обследуемых | Пробы | ||
первая | вторая | третья | |
Здоровые, тренированные | 45-60 сек. | Более 50% от первой | Более 100% от первой пробы |
Здоровые, нетренированные | 35-45 сек. | 30-50% от первой | 70%-100% от первой пробы |
Правила самоконтроля:
- Все измерения проводить в одно и тоже время, одними и теми же инструментами и в одинаковых условиях.
- Данные заносить в дневник
Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха после нагрузки. За урок необходимо не менее трех раз (в начале и в конце урока, после скоростно-силовых нагрузок, эстафет и т.д.) подсчитывать пульс за 6 сек. Следует помнить, что ЧСС очень быстро восстанавливается в первые 30-40 сек., поэтому задержка начало подсчета исказит результат контроля
ЧСС менее12-14 уд. За 6сек. После скоростно-силовых упражнений свидетельствует о слабой нагрузке или нежелании учащихся заниматься. ЧСС 18-20уд.за 6сек.- показатель высоких функциональных возможностей . но при условии быстрого снижения ( за 4-6 сек.) до исходного уровня. Если пульс долго не восстанавливается, необходима консультация врача.
Кроме самоконтроля важнейшее значение имеет контроль за физической подготовленностью учащихся со стороны преподавателя и учет этих данных в повседневной работе.
Практика показывает, что юноши не безразличны к уровню и оценке своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования ребят, худшие по отношению к результатам их товарищей. Являются эффективным стимулятором активизации отстающих не только на уроках физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задача учителя- организовать систематический контроль физической подготовленности учащихся на уроках в течении всего учебного года и, сообщить юношам комплекс тестов для самостоятельного контроля дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная система и ее функции при занятиях физическими упражнениями
Дыхание – это совокупность постоянно протекающих в организме человека физиологических процессов, в результате которых он поглощает из воздуха кислород и выделяет углекислый газ. С помощью кислоро...
Рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями»
Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа...
Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"
Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап - оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...
Профилактические, реабилитационные и восстановительные мероприятия в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Лечебная физкультура при сахарном диабете.
Здоровье – самое дорогое, чем обладает каждый человек; сохранение здоровья – задача каждого. Здоровье – залог счастливой жизни и долголетия. Знать способы сохранения или восстановлен...
Основы методики занятий физическими упражнениями.
Основы методики занятий физическими упражнениями....
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
Необходимость расширять физкультурную и спортивную работу и улучшать ее организации по месту жительства и учебы является одной из актуальных проблем. В стране создана сеть спортсооружений, п...
Сообщение из опыта работы "Самостоятельные занятия физическими упражнениями"
Сообщение из опыта работы "Самостоятельные занятия физическими упражнениями"...