Урок литературного чтения в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"
план-конспект урока на тему

Конспект урока литературного чтения интегрированный с музыкой в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки" в соответствии ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"

Селиванова Елена Николаевнаучитель начальных классов

Дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
  • Учить анализировать поэтическое произведение
  • Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
  • Учить рассуждать, делать выводы

Развивающие:

  • Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
  • Развитие познавательной активности
  • Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
  • Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля

Воспитательные:

  • Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
  • Воспитывать любовь к русской поэзии, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово и музыку.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная

Раздел: поэтическая тетрадь

Средства обучения: Учебник “Литературное чтение  4 класс 2 часть” Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, с.71; Презентация; книги со стихами С.А.Есенина; грамзапись

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1.Организационный момент

Учитель: Подарите друг другу хорошее настроение, улыбнитесь.

 

2.Речевая разминка

 

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

Учитель: Прочитайте стихотворение шёпотом, с вопросительной интонацией, с грустной интонацией.

Прочитайте с логическим ударением на выделенных словах

Слайд 2.

3. Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом занятии вы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта вы прочитали?

Ученики: Валерия Яковлевича Брюсова

Учитель: Дома вы подготовились их читать выразительно.

Правила чтения стихотворения...

Слушание нескольких учеников

Учитель: Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания?

Слайд 3.

4.Мобилизующий этап

Учитель: продолжим знакомство с миром поэзии

А.С.Пушкин
В.В.Бианки
                456
Е.А.Благинина
Н.Н.Носов
         23
В.А.Осеева
         1
А.А.Фет

Учитель: Прочитайте фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.

Возможный вариант

А.С.Пушкин, А.А.Фет, Елена Александровна Благинина  - поэты, они пишут стихи

 Виталий Валентинович Бианки, Н.Н.Носов, Валентина Александровна Осеева - писатели, они пишут рассказы

Слайд 4.

Самостоятельная работа.

Самопроверка.

Слайд 5.

5.Формулирование учащимися темы и задач урока

Учитель: Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий. Попытайтесь определить, что мы можем узнать с их помощью.

Ученики: можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке. Это Есенин.

Учитель: Действительно, это Сергей Александрович Есенин

Откройте учебники на странице 71 и прочитайте название его стихотворения, как вы думаете, о чём будет стихотворение?

Сформулируйте тему урока полностью.

Ученики: Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”

Учитель: Зная тему, поставьте задачи урока (слайд - помощник).

 Слайд 6.

 

Ученики: познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”;

Учиться правильно, выразительно читать стихотворение  “Бабушкины сказки";

Анализировать стихотворный текст.

Учитель: сегодняшний урок литературного чтения необычный, он будет тесно связан с музыкой. Мы будем не только учиться правильно, выразительно читать стихотворение  “Бабушкины сказки". но исполнять это произведение под музыку.

Слайд 6.

6. Знакомство со сведениями из биографии С.А.Есенина

Учитель: сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

 

Учитель: Родина поэта – село Константиново Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино.

Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда ( отца матери)

"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю”.

Учитель: Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли кто и что  вдохновило Есенина на сочинение стихов?                   Ученики:

– Родная природа
– Бабушка и дедушка

Слайды 7-11.

7. Актуализация опорных знаний

Посмотрите на выставку книг со стихами Есенина. Какие вам знакомы? Рекомендую прочитать.

А вы в свою очередь посоветуйте родителям вместо телевизора почитать с вами. 2015 год, объявлен Указом Президента РФ В.В. Путиным как Год литературы.

Какие стихи Есенина вы знаете? Возможно вам помогут вспомнить стихи иллюстрации на доске. Как вы думаете какая главная тема в творчестве Есенина?

 Ученики: Тема Родины, о родной природе.

Учитель: Литература-это искусство слова. Она тесно связана с другими видами искусств. Композитор музыкой создает образ, художник – кистью, а поэт делает это по-своему. Поэзию часто называют музыкой слов. Если музыка слов сочетается с музыкой звуков, то эмоциональное воздействие поэзии значительно возрастает.
Поэзия Есенина всегда вдохновляла композиторов на создание музыкальных произведений.

Кто такой композитор?

Проникновенная лирика Есенина привлекла внимание большого количества профессиональных (Георгий Свиридов, Григорий Пономаренко, Александра  Пахмутова и др.) композиторов, написавших музыку к его поэтическим произведениям ("Топи да болота", "Где ты, где ты, отчий дом", Письмо матери", "Отговорила роща золотая").

Предлагаю вам послушать одно из них.

Слайд 12.

Грамзапись песни на слова Есенина.

9.Физкультминутка

"Колобок"

Слайды 13.

9.Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия

Учитель:  сейчас прослушаем стихотворение.

Учитель: о чём вспоминает поэт в этом стихотворении? С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.)  

Прослушать стихотворение в записи.

Слайды 14-15.

11.Анализ стихотворения.

Учитель: Прочитайте стихотворение самостоятельно, находя значение выделенных слов.

Беседа по содержанию.

- А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

–  Откуда возвращались дети вечером? (Катались с горы на санках).

 –  Какие они приходили домой?  (Весёлые)   

 –  Что дети готовы делать до утра? (Слушать бабушкины сказки).

 –  Какие сказки рассказывала бабушка? (Русские народные, про Ивана).

–  Почему дети притворялись, что не слышали, как их мама зовёт спать? (Сюжет сказки завораживал, заинтересовывал, и было жаль уйти, не узнав, чем закончится сказка).

–  Что вы можете сказать об отношении бабушки к ребятам?

 –  О чём же это стихотворение? (О добрых, тёплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой).

Слайды 16.

Работа со словарём в паре.

12. Выразительное чтение

Учитель: подготовьтесь к выразительному чтению

Помним – стихи читаем… 

Проверка:
Какие чувства нужно передать при чтении?

Чтение вслух.
За что можно похвалить?
Какие замечания?

Слайды 17.

13.Творческая работа.

Попробуем исполнить это стихотворение под музыку.

Сравнение музыкальных произведений (резерв).

Слайд 17.

 Исполнение стихотворение под музыку.

(резерв)18-19

14.Домашнее задание

Дома читать стихотворение выразительно или спеть, найти другие стихи Есенина, нарисовать иллюстрацию к стихам Есенина.

15. Итог урока

Сопоставьте задачи с содержанием нашей работы.

–  Понравилось вам это стихотворение?

–  Что запомнилось из этого стихотворения?

(Развлечения детей).

16.Рефлексия

Сделайте вывод

Оцените свою работу с помощью светофорчиков и украсьте ими дерево.

Оценки.

                   

                     Карточка

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

1---------------------------------------------------------------------------------------

 А.С.Пушкин       ____________________________________________
В.В.Бианки          ____________________________________________
                456
      _____________________________________________
Е.А.Благинина    _____________________________________________
Н.Н.Носов           _____________________________________________
          23
               _____________________________________________
В.А.Осеева          _____________________________________________
          1                 _____________________________________________
А.А.Фет               _____________________________________________

     

2----------------------------------------------------------------------------------------------------«Бабушкины сказки» Сергей Есенин

В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.


Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.


Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.


Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело, -
Говори да говори.

       

                                ...по задворкам...

     ЗАДАЧНИК - Сборник задач (во 2 знач.). 3. по математике.

     ЗАДВИЖКА - 1.  Приспособление  с подвижной  планкой  для запора чего-н.  Дверная  з.  Задвинуть,  отодвинуть  задвижку.   Закрыть  дверь  на задвижку.  2.   Запорное  устройство  в  различных  механизмах.

     ЗАДВИНУГЬ - 1. Закрыть (штору, движущуюся

в пазах дверцу). 2. Двинув, поместить во что-н.,  за что-н., подо что-н.  

     ЗАДВИНУТЬСЯ  1. О шторе,  движущейся  в пазах дверце: закрыться. 2. Двинувшись, поместиться во

что-н., за  что-н., подо  что-н.  Чемодан  задвинулся под кровать.  Задвижка задвинулась  (заперлась),

     ЗАДВОРКИ -  Часть крестьянского двора за домом  с  прилегающими к нему  хозяйственными постройками. Позади самой  крестьянской усадьбы.  

     ЗАДЕВАТЬСЯ см. деваться.

     ЗАДЕЙСТВОВАТЬ - Ввести в действие, в эксплуатацию. Задействована новая скважина.

     ЗАДЕКОРИРОВАТЬ см. декорировать.

                                         

                                     

                               ...разухабистой...

     РАЗУМЕТЬСЯ - То  же, что подразумеваться.  Под  этим  намекам  многое разумеется. 2. Разумеется, е знач. сказ. Несомненно,  можно быть уверенным. Разумеется, что

он придет.

     РАЗУМНИК, - То же, что умник  (в 1 знач.). Уж такой он у меня умник, такой р.!

     РАЗУМНЫЙ - 1.  Обладающий  разумом.  Человек -

существо разумное.  2.  Толковый (в 1 знач.), рассудительный. Он юноша р.

     РАЗУТЬ - Снять с кого-чего-н. обувь. Разуть ребенка.  

     РАЗУТЬСЯ - Снять  с  себя  обувь.  

     РАЗУХАБИСТЫЙ - 1.  Молодцеватый,  задорный.

     РАЗУЧИТЬ - Выучить  с  целью исполнения, воспроизведения.

     РАЗУЧИТЬСЯ - Утратить  навыки,  уменье

что-н. делать.

   

 

                           

                    ...бредём (брести)...

     БРЕЛОК - Подвеска для украшения на цепочке  или  на браслете.

     БРЕМЯ - 1. Тяжелая ноша (стар.).  2. перен.  Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.).

     БРЕННЫЙ  - Тленный, преходящий. Сей б.мир (о недолговечности человеческой жизни).

     БРЕНЧАТЬ - 1.  Тихо позванивать, звякать.  Бренчат

шпоры. Б. ключами. 2.  на  чем.  Неумело или небрежно играть  на музыкальном инструменте (разг)

     БРЕСТИ -  бреду, Идти  с  трудом или тихо.

     БРЕТЕЛЬКА - Полоска ткани, перекидываемая

через плечо и поддерживающая верхнюю  часть одежды.

                   

               

                    ...загалдели (галдеть)...

     

     ГАЙМОРОВ -  гайморова  полость  (спец.)  -  верхнечелюстная пазуха, придаточная парная полость носа.

     ГАЛА - Большой  и яркий,  праздничный  (о  зрелище).

     ГАЛАКТИКА - Гигантская звездная система.  Наша Г. (та,  к  которой принадлежит Солнце). Другие  галактики.  

     ГАЛАНТЕРЕЯ - 1.  собир. Мелкие  принадлежности туалета,  личного обихода  (перчатки,  ленты,  гребенки,  нитки  и  другие  товары).  Торговля галантереей. 2. Магазин, торгующий такими принадлежностями (разг.).

     ГАЛАНТНЫЙ - Изысканно-вежливый,  любезный.  Г.

молодой человек.

      ГАЛДЕТЬ - Громко говорить, орать (преимущ. о многих).

     ГАЛДЕЖ - Многоголосый крик, шум. Поднять г.

Прекратить г.

     ГАЛЕТА - Старинное гребное многовесельное военное судно, на котором в  Западной Европе гребцами обычно были каторжники.  Сослать  на галеры.  

                       

                       ...салазки...

     САКВОЯЖ - Род дорожной сумки с запором, обычно кожаной.

     САКЛЯ - Русское название жилища кавказских горцев.

     САКРАМЕНТАЛЬНЫЙ - 1.  Связанный  с религиозным  обрядом,  ритуальный.  Сакраментальные  слова   (также  перен.: звучащие как  заклинание).  2.Закрепившийся  в  традиции,  ставший обычным.

     САКСАУЛ - Небольшое, с крепкой древесиной  дерево (или кустарник) азиатских  пустынь   и  полупустынь

     САКСОФОН - Медный духовой мундштучный музыкальный инструмент, по тембру близкий к кларнету.

     САКСОФОНИСТ - Музыкант, играющий на саксофоне.

     САКТИРОВАТЬ - Составить акт  о списании (см. списать в 5 знач.) чего-н.

     САЛАЗКИ - 1.  Маленькие деревянные  ручные  санки.  

     САЛАКА - Маленькая рыба сем. сельдевых.

     

                           

                                     

                           ...по пригоркам...

     ПРИГОРЕТЬ -1. О жидкой пище, каше:  прикипев, начать пахнуть дымом, гарью. Молоко пригорело. 2.  О жареном,

печеном:  обгорев  снизу,  пристать к тому, на чем жарится,  печется.  Пирог пригорел.

     ПРИГОРОД - Поселок,  населенный  пункт,  примыкающий  к  большому городу. Жить в пригороде.

     ПРИГОРОДНЫЙ - 1. см. пригород. 2. Находящийся, расположенный в пригороде, в  окрестностях  города.

     ПРИГОРОК - Небольшой холм, бугор.

     ПРИГОРШНЯ - 1. Ладонь или обе  ладони,  сложенные горстью  (горстями)  Пить воду  пригоршнями.  2.

Количество чего-н., вмещающееся в  сложенные таким образом ладони (в ладонь). Целая (полная) п. леденцов. Несколько пригоршней орехов.

     ПРИГОРЮНИТЬСЯ - Стать грустным,  унылым,

загрустить. Сидеть пригорюнившись.

                   

                        ...гурьбой...

     ГУРМАНСТВО - Пристрастие к изысканной пище.

     ГУРТ  - Большая группа домашних  животных, перегоняемая  с одного места на другое. Г. коров, овец. Г. гусей.

     ГУРТОВЩИК -а Погонщик гурта.

     ГУРТОМ - 1. Оптом, большой партией (устар.). Продать г. 2. То же, что гурьбой (разг.).

     ГУРЬБА - Шумливая группа людей, ватага.

     ГУСАК - Самец гуся.

     ГУСАР - В царской и некоторых иностранных армиях: военнослужащий частей легкой кавалерии Эскадрон гусар.

     ГУСЕМ - То же, что гуськом.

Антонов

Вадим

Бакулина

Валерия

Батищев

Алексей

Бурцева

Кристина

Гудым

Валерий

Ильичёв

Геннадий

Илюхина

Елизавета

Клименко

Екатерина

Колдин

Иван

Круглов

Кирилл

Кузнецов

Денис

Кузнецова

Ксения

Кунгуров

Данила

Меринов

Данил

Пряхина

Софья

Солдатова

Дарья

Федерякина

Анастасия

                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 4 классе Учитель: Селиванова Е. Н.

Слайд 2

Речевая разминка Каждый день- всегда , везде , На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим.

Слайд 3

Прочитайте записанные на доске фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр. А. С. П у ш к и н В. В. Б и а н к и Е.А.Б л а г и н и н а Н. Н. Н о с о в В.А.О с е е в а А. А. Ф е т

Слайд 4

Проверь себя 456 1 1. А.С.Пушкин, Е.А.Благи нин а, А.А.Ф е т - поэты. Они пишут стихи. 23 2. В.В.Бианки, Н.Н.Носов, В.А.О се ева – писатели. Они пишут рассказы.

Слайд 5

Тема урока: Сергей Александрович Есенин «Бабушкины сказки» Задачи: 1. Познакомиться со сведениями из биографии … и с его произведением … 2. Учиться правильно и … читать стихотворение … 3. Учиться … стихотворный текст

Слайд 6

Заочное путешествие на родину поэта

Слайд 7

Родина поэта — село Константиново Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино

Слайд 8

Константиново – родина поэта.

Слайд 9

Школа, которую Есенин закончил в 1909 году с похвальным листом.

Слайд 10

Родные и близкие Сергея Есенина Дед Федор Андреевич Титов Родители Мать - Татьяна Федоровна Есенина Отец - Александр Никитич Есенин

Слайд 11

Белая берёза

Слайд 13

Словарная работа ...гурьбой... ...по пригоркам... 1 ряд ...салазки... ...загалдели… ...бредём… 2 ряд ...разухабистой... ...по задворкам... 3 ряд

Слайд 14

Сергей Есенин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать навы...

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать...

Урок литературного чтения 1 класс Украинская народная сказка «Рукавичка»

Тип урока: открытие новых знаний                    Технологии: проблемное обучение личностно-ориент...

Урок литературного чтения в 4-м классе «Волшебник и великий музыкант»

Урок литературного чтения в 4-м классе «Волшебник и великий музыкант»(по рассказу К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)Цель: познакомить с творчеством знаменитых людей; ...

Конспект урока литературного чтения "Немецкая народная сказка "Три бабочки", 4 класс

Конспект урока литературного чтения  "Немецкая народная сказка "Три бабочки", 4 класс, приложения...

Урок литературного чтения 4 класс Сказка о потерянном времени Евгений Шварц

Представлен Сценарий урока и презентация. Возможно полное использование материала или частичное. Урок интересныйи занимательный....