урок литературного чтения в 4 классе С.А.Есенин "Бабушкины сказки"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина; прививать любовь к поэзии; показывать красоту, точность, звучность поэтического слова; способствовать формированию навыка самоконтроля и взаимоконтроля; способствовать пониманию понятия «родина»; воспитывать любовь к родине, к семье, к русской поэзии | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением научатся: анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выделять события, составляющие основу художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания | Личностные: ценить и уважать писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Учитель спрашивает учащихся о том, захотелось ли им выучить наизусть какое-либо из стихотворений | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Несколько человек выразительно читают одно из стихотворений В. Я. Брюсова. Учащиеся оценивают чтение друг друга | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Организует обсуждение темы урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Познакомиться с биографией Сергея Есенина и его стихотворением «Бабушкины сказки». Учиться правильно, выразительно читать, анализировать стихотворение | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией поэта | Рассказывает о творчестве С. Есенина, свой рассказ сопровождает показом его портрета. – Какие ассоциации (образы) возникают у вас, когда вы слышите легкое имя Сергей Есенин? – Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача – познакомиться со сведениями из биографии С. А. Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, каковы истоки поэзии Есенина. Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии – расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах, прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребенка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом. Родители его – Александр Никитич и Татьяна Федоровна – были бедными крестьянами и вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери). «Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и священную историю». Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов. – Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет С. А. Есенина. Задают вопросы о его творчестве. – Сень (то, что покрывает, укрывает кого или что-нибудь, например, под сенью деревьев), осень, весна, весенний, синий, Россия. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Н. Брауна. В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен – Поднебесье, тихие веси, сень березы И синь рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин», Всей России встают черты… – Родная природа. Бабушка и дедушка | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
IV. Работа над содер-жанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому – Итак, мы познакомились с некоторыми сведениями о детстве поэтами и поняли, что вдохновило его на сочинение стихов. Сейчас прочитаем стихотворение «Бабушкины сказки», которое он посвятил (сейчас нам понятно почему) своей бабушке. – Почему ребята загалдели? – Найдите слова с приставкой при-. – Однокоренное слово к слову «бабушка». – Любите ли вы сказки? – Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)? – Нравится ли вам самим читать сказки, или вы любите их слушать? – Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок? – Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом. Учитель выразительно читает стихотворение – Какое настроение оставило у вас стихотворение? – Какими вам показались дети? – На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? – Случалось ли с вами подобное? – О чем вспоминает поэт в этом стихотворении? – С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно? | Работают с толковым словарем. Опостылеют, опостылеть – надоесть. По задворкам (задворки) – часть крестьянского двора за домом, место за двором. Разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной. Бредем (синоним) – шагать. Бредем домой – устали, медленно идем. Салазки – маленькие деревянные ручные Загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих). Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения. – Ребята хотят продолжения сказок. – Пригоркам, притворимся, приставать. – Бабушкины. – Это стихотворение о теплых, нежных воспоминаниях детства Есенина, связанных с любимым человеком – бабушкой. – Кудрявый мальчик | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения? – О чем говорится в первой части стихотворения? – О чем говорится во второй части? Какова тема этой части, основная мысль? – В третьей части о чем речь? – Какие художественные средства использовал автор в своем произведении? – Ребята, подберите синоним к слову «притворяться». – Подберите антоним к слову «загалдеть». – Для чего использует автор данную лексику? – Как бы вы прочитали стихотворение? Далее следует упражнение в чтении стихотворения | Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта, и это понятно. Все свое детство провел Есенин в деревне, сказки в детстве ему рассказывала его бабушка. – Как дети садятся и слушают бабушкины – Как сидят и слушают сказки еле дыша, с интересом. – О том, что сказки уже все закончились, – Олицетворение: «время к полночи идет». – Сравнение: «загалдели (гуси)». – Притворяться (синоним) – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид. – Загалдеть – замолчать. – Автор использует эти слова, чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирический образ героев произведения. – При чтении надо передать нужную интонации. Первые четыре строки – дети устали, следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий, последние – обрадовались. Учащиеся читают стихотворение друг другу в группах или малых группах – парах, отрабатывают интонацию, а затем один из членов группы читает стихотворение вслух классу. Оценивают работу друг друга, из нескольких вариантов прочтения стихотворения выбирают лучший. В заключение урока читают стихотворение всем классом | Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию |
VI. Самостоятельная | Проводит тест по теме. – Выберите правильный вариант ответа. 1. В какое время происходит действие этого стихотво-рения? а) Летом; б) осенью; в) зимой; г) весной. 2. В какое время дня происходит действие этого стихо-творения? а) Утром; б) днем; в) вечером. 3. Откуда возвращаются дети? а) С работы; б) прогулки; в) учебы. 4. Что слушают дети? а) Сказки; б) песни; в) советы. 5. Какого сказочного героя упоминает поэт? а) Василису Прекрасную; б) Ивана-царевича; в) Ивана-дурака | Выполняют тест. Выбирают верные ответы. Ответы: 1 – в; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – в | Осуществлять анализ произведения. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. Перечитать еще раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки». Подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его, выполнить рисунок к стихотворению | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок? – Выскажите ваше отношение к стихотворению. – Как вы думаете, почему дети любили слушать бабушкины сказки? – С каким чувством вы уходите с урока? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Перед вами лицо мальчика, у которого меняется настроение: веселое, равнодушное, грустное. • Если урок прошел для вас с пользой, то поставьте точку около лица, выражающего веселое настроение. • Если что-то не понравилось в своей работе на уроке, поставьте точку под равнодушным лицом. • Если совсем недовольны собой, то точка должна быть около грустного лица | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Дети очень любили бабушку а сказки, которые она рассказывала, были очень интересные | Осуществлять |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 3 класс Виеру. "Подснежник"
Тема. Виеру . « Подснежник."По моему мнению, уроки поэзии особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить...
Урок литературного чтения в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"
Конспект урока литературного чтения интегрированный с музыкой в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки" в соответствии ФГОС...
Презентация к уроку литературного чтения 2 класс КВН "Цветик-семицветик"
Учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение....
Урок литературного чтения 1 класс Украинская народная сказка «Рукавичка»
Тип урока: открытие новых знаний Технологии: проблемное обучение личностно-ориент...
Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект
Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...
"Музыкант" В. Бианки. Презентация к уроку "Литературное чтение" 2 класс УМК "Школа России"
Презентация предназначена для урока "Литературное чтение" 2 класс УМК "Школа России"....
Урок литературного чтения 4 класс Сказка о потерянном времени Евгений Шварц
Представлен Сценарий урока и презентация. Возможно полное использование материала или частичное. Урок интересныйи занимательный....